Поиск по сайту



You are here

Божественный напиток Хаомы

Журнал "Митра" №4 1999г

О природе растений в «Бундахишне» сказано, что все они произошли из семени первородного быка и главным среди них является «многосемянное древо, противостоящее порче, которое выросло в широководном океане». Вблизи этого дерева у источника воды Аредвизур, выросла «белая хом, исцеляющая и неоскверняемая», предназначенная для «изгнания обезображивающей дряхлости; и от этого возникло полное совершенство мира».
Для ее охраны Хормазд создал десять рыб кара, «которые во все времена ходят вокруг хом так, что голова одной из них постоянно повернута к ящерице», порожденной злым духом для вредительства; «эти рыбы питаются духовно, т. е. им не нужно никакой пищи» и их соперничество с ящерицей будет продолжаться до обновления Вселенной, когда из белой хом приготовят бессмертие. Поэтому она названа «животворным» деревом Гокард, «творящим обновление».
В начале творения в ствол хом (или хаомы) Бог поместил фраваши Заратуштры, и она пребывала там под охраной Вохумана и Аша Вахишты, пока пророк не воплотился.
Птицы похитили семена целебного дерева хаомы и разнесли их по всей земле, а Ахура Мазда открыл людям чудесные свойства этого растения. Секрет приготовления напитка из него передавался из поколения в поколение. В древности к этому относились как к священному обряду, который выполняли только жрецы. Со всеми, кто «выжимал хаому», происходили чудесные явления, у них рождались талантливые дети. Так, первым человеком, выжимавшим хаому, был Вивахвант, у которого потом родился сын Йима, могучий, «солнцеподобный», ставший первым царем на земле. Выжимал сок хаомы и Порушаспа, отец пророка Заратуштры.
Первые официальные свидетельства о ритуалах с хаомой, дошедшие до нас, относятся к периоду правления Дария I (522–480 гг. до н.э.).

haoma.jpg
Древо всех семян

Культ хаомы на землю принесли древние арии. Именно этим объясняется почитание подобного напитка в традициях не только Ирана и Индии, но и славянами, потомками древних ариев.
В зороастризме хаома особенно почитался. В Авесте целый яшт посвящен прославлению хаомы как триединого образа. Это и растение, дающее бессмертие, и ритуальный напиток, изготовленный из него, и божество – «зеленоглазый бог Хаома, первый жрец на земле».
Напиток хаома называется «врачующим», наилучшим «из всего, что есть в телесном мире». В пехлевийских текстах белая хом («древо бессмертия») – «царь всех лекарственных трав». В «Младшей Авесте» сказано, что «хаома жалует силу и твердость», «дает рождающим блестящих детей и праведное потомство», «жалует славу и мудрость всем тем, которые изучают наски (Авесты)», а тем, «которые сидели долго девицами незамужними, жалует настоящего супруга…» (Авеста в русских переводах. СПб., 1998., с.150).
Согласно Авесте и «Ригведе» хаома – сома – золотистого или желтого цвета, растет в горах. Разными исследователями хаома отождествляется с различными растениями: вереском, беленой, коноплей, мухомором, ревенем, молочаем, эфедрой и др. В разных традициях он заменяется растениями, обладающими подобными свойствами и произрастающими в данных областях. В качестве заменителя сомы применяют зерна ячменя, некоторые сорта пахучих трав. Современные зороастрийцы – парсы используют при приготовлении ритуального напитка эфедру – хвойный кустарник высотой 1,5 м, растущий на севере Индии, в Иране и Афганистане, а также в Средней Азии и Восточном Тянь-Шане.
Автор книги «Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана» (СПб., 1998) И.В.Рак дает точную характеристику хаомы: «Божественный опьяняющий напиток, посвященный Ахура Мазде, наливает тело силой, дает здоровье, исцеляет от недугов, продлевает жизнь, воодушевляет на борьбу с дэвами, укрепляет в праведности и вере. Испившему его откроются сокровенные тайны мироздания, он легко отличит Истину – Аша – от лжи, Добро от зла, распознает злоумышления Анхро Майнью и победит вражду всех дэвов. Зороастрийцы чтут ахуров и язатов молитвой громкой – пением яштов и хаомой молочной, совершая возлияния над жертвенным огнем и прутьями барсмана» (с.142).
Хаома оказывает на организм одновременно и тонизирующее воздействие, и раскрепощающее. Однако ритуальный опьяняющий напиток противопоставлялся всем другим хмельным зельям, «притупляющим разум, будящим в человеке гнев и неистовство». Он способствует раскрытию энергетических каналов, после его испития у человека открываются духовные очи, могут раскрыться необычные таланты и способности. Под его воздействием древние жрецы при совершении ритуалов свободно сочиняли гимны и молитвы, пока они не стали каноном, и даже принимали особо важные решения.

haoma2.jpg
Жрец, несущий чашу с хаомой. Фрагмент рельефа в Персеполе

Хаома, священный напиток древних ариев, является прототипом индийской сомы и древнеславянской сурьи, сурицы, или хмеля. Слово «сурья» в переводе с индоевропейского означает «солнце». В «Ригведе» бог Сома (он же, как и напиток хаома) выступает в качестве жениха Сурьи, в данном случае – дочери Солнца. Этот миф интерпретируется как символическое описание процесса приготовления священного напитка при помощи хмеля – хомы – сомы и меда, который оставляют на солнце – Сурье, чтобы он «осуривался», т. е. забродил.
Хмельная сурья ассоциировалась у славян с живой водой, ее пили во славу богов. Без нее не обходился ни один ритуал, откуда и пошло название «славяне», т. е. «славящие богов».

kuvshin_iran.jpg
Танцовщица с ведерком для хаомы и переносным жертвенником. Серебрянный кувшин с позолотой. Конец
V–VI вв. Эрмитаж

По древнеславянским мифам хмель сеяла в небесном саду Лада – любовь для того, чтобы «сурица пилась во славу богов», для того, чтобы этот напиток стал священным звеном между людьми и богами. Сурья считалась также источником веселья: «без тебя, без хмеля, не варится пиво, без тебя, без хмеля, сурьи не бывает, без тебя, без хмеля и праздник не весел» (Русские веды).
Славяне не приносили кровавых жертв. Приготовление и питье сурьи воспринимались как истинная жертва богам. Сурицу выпивали в знак благости и общности с богами. Считалось, что во время питья сурицы боги тоже пьют вместе с людьми за людское счастье. Это представление полностью соответствует авестийским мифам об одновременном нахождении хаомы «на небе» и на земле и совмещении в нем бога, жреца, приносящего ему жертву, и самой жертвы.
Славянская сурица готовилась из забродившего меда с использованием хмеля, молока и различных трав. «Мед-сурья» таил в себе 9 силищ (хаома готовился из 9 компонентов). Он оставался на солнце на три дня, затем процеживался сквозь овечью шерсть. На протяжении веков славяне передавали тайну приготовления напитка из поколения в поколение, так же как иранцы – тайну приготовления хаомы, а индийцы – сомы. Описание процесса приготовления сурицы по древним текстам полностью совпадает с описанием приготовления индийской сомы в «Ригведе». Авестийский хаома, ведическая сома и древнеславянская сурья обладают исключительно похожими характеристиками.
Поздним аналогом славянской сурицы были русские напитки, в приготовление которых входили мед и молоко. Одним из таких напитков является сбитень, появившийся не позже тысячи лет назад и называемый «переваром» и «зваром». Иностранные моряки называли его «русским глинтвейном». Сбитни варились с душистым медом и целебными травами. Напиток бродил на солнце несколько дней. Кроме меда и молока, в него добавляли: хмель, гвоздику, корицу, мускатный орех, душистый перец, лавровый лист, имбирь, травы – зверобой, шалфей и др.
На зороастрийских праздниках глинтвейн считается также ритуальным напитком, однако он лишь в какой-то мере заменяет хаому.
В современных условиях хаому можно заменить напитком, состоящим из пяти компонентов: молока, сока красного винограда, сока персиков и гранатов, хвощевой эфедры или ревеня. Все эти компоненты смешивают в равных долях. Затем полученный напиток оставляют бродить на 21 день. Появившийся за это время осадок нужно отделить. Пьют хаому в подогретом виде. Добавляют туда еще мед и пряности (шафран, корицу).
Хаома употребляется на всех зороастрийских праздниках для причастия. Так как процесс его приготовления имеет не менее важное ритуальное значение, следует готовить хаому посвященным людям, знающим священные обряды древности.

Лариса Захарова

Разделы: