А-Г

Абэрет – жрец древнего зороастрийского ритуала, приносящий воду. В настоящее время его обязанности исполняет райтвишкар.

Айвисрутримаизэд, страж ночи (от заката до полуночи).

Айрьяман – авест. «Арийская мысль», изэд, покровитель ариев и зороастрийской общины, ангел дружественности и исцеления. Ему отводится важная роль во время последнего Воскрешения. Айрьяману посвящена известная мантра «А Айрьяма Ишьё» («Айрьяман желанный») – Ясна, 54.

Айрьяна-Вайджа – авест. «Арийский Размах», пехл. Эранведж – легендарная родина ариев, которая упоминается и в Ведах. В различные исторические периоды с Айрьяной Вайджей связывали разные территории. Так, современное слово Иран также восходит к среднеперсидскому Эранвег. Наболее успешно Айрьяна Вайджа отождествляется с территорией Южного Урала.

Айшма – авест. «буйство; необузданность, ярость», пехл. Хешм, один из главных дайвов, связанный с распущенностью, яростью, похотью; противостоит Сраоше – Послушанию. В Библии – Асмодей (Айшма дайва).

Ама – авест. «Сила» – изэд, почитается вместе с Вертрагной.

Амертат – авест. «Бессмертие», пехл. Амурдад, один из Амеша Спэнта, близнечная пара Хаурватата (Целостность). Покровитель 5-го месяца и 7-го дня каждого месяца зороастрийского календаря. Истинное бессмертие возможно только после обретения целостности – в этом сущность пары Амертат – Хаурватат. С Амертатом связаны все благие растения, все, что произрастает из земли, в эзотерическом смысле – древо предков, древо жизни, древо всего мироздания, по которому течет оживляющий сок Хаомы. Это древо выражено в образе древа всех семян – Гаокэрны. Сок Амертата – это сказочная живая вода, возвращающая героя к жизни, после того как его окропили водой мертвой, возвращающей целостность. Не случайной является явная этимологическая параллель авестийского Амертата с латинским Амуром, божеством любви. Именно любовь – то, что способствует росту древа жизни.

Амеша Спэнта – авест. «Бессмертные Святые», пехл. Амахраспанд – шесть главных изэдов, Архангелов, эманаций Ахуры Мазды: Воху Мана («Благая Мысль»), Аша Вахишта («Наиблагейшая Истина»), Спэнта Армайти («Святое Благочестие»), Кхшатра Вайрья («Избранная Власть»), Хаурватат («Целостность»), Амертат («Бессмертие»).

Анагра Раоча – авест. «Безначальные Светы»; пехл. Анагран или Анеран, извечный несотворенный свет Зервана, место Ахуры Мазды и Амеша Спэнта, там же находится рай для праведников – Гародман. Изэд, покровитель 30-го дня зороастрийского календаря.

Ангра Майнью – авест. «злой дух», пехл. Ахриман – Дьявол, «князь тьмы», предводитель сил зла, главный враг Ахуры Мазды и всего благого мира, по одному из мифов появившийся как плод сомнения Зервана. Ему противостоит Спэнта Майнью – Святой Дух. В человеке проявляется, прежде всего, через гордыню.

Апам Напат – авест. «Внук вод» – изэд, наряду с Маздой и Митрой почитался как один из трех Ахур, Владык, хранитель вод и недосягаемого Хварно. С Апам Напатом связывали «огненную воду» – нефть.

Ардви Сура Анахита – авест. «Ардви (влага?) сильная незапятнанная», пехл. Ардвисур или Нахид – 1) название легендарной реки, низвергающейся с высот Хукайрьи в море Воурукаша. Отождествление с любой из существующих рек не представляется правильным, вернее сказать, Ардви Сура может быть проявлена через любые чистые потоки; 2) изэд, связанный с божественными водами, оживотворяющими благие творения, символ женского начала, один из самых популярных персонажей Авесты. 3) название планеты Венера.

Арии – древнейшие представители белой расы, предки многих народов Евразии.

Армаити (Армайти) – см. Спэнта Армайти.

Арштат – авест. «Справедливость», пехл. Аштад – изэд женского рода, покровительница правосудия и справедливости. Название 26-го дня зороастрийского календаря.

Асман – авест. «Каменный» – небо и изэд, с ним связанный, небесная твердь, сотворенная Ахурой Маздой как бастион против Ангра Майнью. Название 27-го дня зороастрийского календаря.

Аснавант – авест. «Счастливая», гора в цепи Хара Бэрзайти. См. Атар.

Аснатар – жрец древнего зороастрийского ритуала, очищающий сосуды. В настоящее время его обязанности выполняет райтвишкар.

Атар – авест. «Огонь», пехл. Адур – изэд, связанный с божественным Огнем, и сам Огонь, самое священное из благих творений. Огонь – первичная субстанция, из которой был сотворен весь мир. После вторжения Ангра Майнью, Атар сохранился наименее оскверненным. Огонь, называемый в Авесте сыном Ахуры Мазды, является живым воплощением чистого духа, поэтому он играет очень важную роль в зороастрийском ритуале. Зороастрийцев иногда даже ошибочно называют огнепоклонниками. Огонь – это символ зороастрийской религии. Осквернение Огня – тягчайший грех, поэтому во время молитвы верующий закрывает рот специальной повязкой – паданом. В каждом благом творении сохранилась частица Огня, но в довольно слабом виде. У человека он проявляется, например, в блеске глаз, но температура его сейчас весьма невысока. Огонь будет играть решающую роль в конце времен при Обновлении мира (Фрашокэрти). Небесным покровителем Атара является Аша Вахишта. Хварно также имеет огненную природу. В Авесте упоминаются различные виды огней. Атар Виштаспы (пехл. Атар Гушнасп) – Огонь, связанный с царским величием, Огонь царей. Местопребывание Огня царей – гора Аснавант. По преданию его поместил там легендарный Кави Хаосравангх (Кей Хосров). У подножия этой горы располагалось Озеро Чайчаста. По всей видимости, озеро Хаосравангха, упоминаемое в «Молитве Огню», – то же самое озеро Чайчаста, на берегу которого Хосров возносил молитвы и совершал жертвоприношения в честь победы над дайвопоклонниками. Этот же Огонь несет в себе молния. С этим Огнем связано Хварно ратхайштаров (воителей). Атар, дающий Хварну (пехл. Атар Фарнбак или Атар Хвардат) – Огонь жрецов, Огонь ритуала, традиции, святых людей. С ним связано Хварно атхраванов (священников). Этот Огонь был первым размещен на горной вершине, название которой не указывается в Авесте, а в пехлевийских сочинениях называется Фарроманд. Атар Высокого Митры (пехл. Атар Бурзин-Михр) – Огонь воинов, общинников. По преданию его принес людям сам Заратуштра. Местопребывание этого Огня – гора Райвант. Поскольку в персидские времена словом Михр называли Солнце (а также любовь), это название можно перевести и как Огонь Высокого Солнца (Высокой Любви). Возможно, здесь совмещаются все эти понятия. С этим Огнем связано Хварно вастрьев-фшуйянтов (земледельцев). Реально сейчас существует только Огонь Высокого Митры, который воплощает в себе все три огня, и пылает в храмах зороастрийцев. Остальные во времена тяжелые для религии находятся на духовном плане. Существует три класса ритуальных Огней: Огонь Вертрагны (пехл. Аташ-и-Бахрам) – негасимый храмовый огонь первого уровня, самый чистый из существующих огней (он же олицетворяет собой Атар Бурзин-Михр); Огонь Огней (пехл. Аташ Адаран) – более распространенный храмовый огонь второго уровня; Огонь данного места (пехл. Аташ Дадгах) – храмовый огонь третьего уровня, к нему же можно отнести огонь домашнего алтаря. В молитве Огню упоминается Атар Майньо Кардо (пазэнд., «Огонь, созданный в духе») – Огонь духовного мира, имеющий связь с огнем алтаря. Классификация огней с точки зрения их связи с благими творениями приводится в Ясне, 17. Отождествление перечисленных выше легендарных гор с реальными географическими объектами в настоящее время затруднительно. Наиболее вероятной кажется гипотеза о горах с выходом на поверхность газа. Такие природные факелы действительно существовали и существуют, например, на Кавказе. В результате землятрясений они могут гаснуть в одном месте и вновь загораться в другом. Атхраваны, ратхайштары и вастрьи-фшуйянты – три основные касты, упоминаемые в Авесте. В пехлевийских сочинениях к ним добавлена каста ремесленников.

Атравакхша – жрец древнего зороастрийского ритуала, поддерживающий огонь. В настоящее время его обязанности исполняет райтвишкар.

Африти – авест. «Благословение», изэд женского рода, связанный с благополучием, достигаемым через молитву.

Ахуна Вайрья – название самой важной молитвы в зороастризме, начинающейся словами: «Ятха Аху Вайрьо ...». См. «Предисловие», стр. 16.

Ахура Мазда – авест. «Владыка Мудрость», пехл. Хормазд, Ормазд – Творец, Демиург, Создатель обоих миров, духовного и телесного, верховный Бог зороастрийского пантеона. При всем разнообразии ангелов (язатов, изэдов) и архангелов этой религии зороастризм – безусловно монотеистическая религия, признающая одного Творца – Ахуру Мазду. Бессмертные Святые (Амеша Спэнта), которые трактуются как шесть архангелов, фактически являются качествами самого Творца. Он же через свой Святой Дух (Спэнта Майнью) является седьмым Бессмертным Святым. Святому Духу противостоит Разрушитель, Злой Дух – Ангра Майнью. В Гатах (Ясна 30,3) два изначальных духа названы билзнецами, что породило представление о том, что Ахура Мазда является Отцом и Святого и Злого духов для равновесия сил в мире. Однако это противоречит не только духу зороастризма, но и тексту Авесты (см., например, Дин-но-Кальмо настоящего издания). «Ахура Мазда» – не имя Бога, но лишь Его обозначение, Его качество, та мудрость, с помощью которой Создатель творит миры. В гимне, посвященному Творцу, перечисляются 72 имени Создателя. С точки зрения зерванизма Ахура Мазда – проявленная мысль Зервана. Ахура Мазда – воплощение чистого духа, он же является владыкой (Ахурой) духовного мира, Безначального Света (Анагра Раоча), в котором находится Гародман – рай для праведников. Ахура Мазда покровительствует 1-му, 8-му, 15-му, 23-му дню и 10-му месяцу зороастрийского календаря.

Аша – авест. «Истина, правда», с эпитетом Вахишта («Наиблагейшая, наилучшая»), пехл. Ардибехишт, Ардвахишт – 1) один из Амеша Спэнта, одно из важнейших понятий в зороастризме. Аша Вахишта символизируюет весь сотворенный мир. Аша – широкое понятие, включающее в себя не только Истину, Правду, но и Миропорядок, Закон. Можно сказать, что Аша – это воплощенная Мысль (Воху Мано). Аше-Истине противостоит Друджь (ложь) как символ всего злого и отвратительного, любимое детище Злого Духа. Поэтому всех праведников в Авесте называют ашаван (приверженец Аши), а всех злодеев – другван (приверженец Друджи). Аша Вахишта является небесным покровителем Огня – Атара. 2) «Аша Вахишта» – Название второй по значимости молитвы в зороастризме, начинающейся словами «Ашем Воху Вахиштэм Асти ...» (см. Предисловие, стр. 18).

Аши – авест. «Праведность», пехл. Ашишванг, Ард – изед, ангел, символизирующий награду по заслуге добрых дел, в моральном и материальном эквиваленте, благословение праведнику. Часто с эпитетом Вангхви, Вангухи – «Добрая», отсюда пехлевийское Ашишванг.


Барсман или барэсман (пехл. барсом) пучок связанных прутьев из дерева или металла, который в качестве магического жезла используется священником в зороастрийском ритуале.

Безначальный Свет – см. Анагра Раоча.

Бессмертные Святые – см. Амеша Спэнта.

Бык – см. Геуш Урван.

Бэрджа – изэд, страж ночи (с полуночи до рассвета), покровитель ритуала и религиозных обычаев.


Вайю – авест. «воздух, веяние», пехл. Вэй – изэд, связанный с пустотой, с переходом, с границей между двумя состояниями. Он же разделяет два мира – Добра и Зла, поэтому различают Вайю доброго и злого. Мир Вайю – это мир пустоты, мир невыбравших, стихийных духов.

Ванант – авест. «Побеждающий» – изэд, страж южной части небосвода, связан со звездой Фомальгаут (альфа созвездия Южной Рыбы).

Варэниец – житель области Варэна, которая в Видевдате названа 14-й из благих земель, созданных Ахурой Маздой. В этой стране разыгралась битва между героем Трайтаоной и змеем Ажи Дахакой. По-видимому житель земли, где правил Ажи Дахака, стал синонимом приверженца Лжи (Друджи).

Вата – авест. «ветер», пехл. Говад – изэд, связанный с ветром, родственнен Вайю. Символ Ваты – колесо фортуны, ветер перемен, переменчивый и непостоянный, поэтому различают Злого и Доброго Вату.

Вертрагна (Вэртрагна) – авест. «Разбивающий защиту, победоносный», пехл. Варахран, Бахрам – изэд, ангел победы, покровитель рыцарей, хранителей традиции. Вертрагна – защитник закона Митры, его оружие обращено только на тех, кто нарушает его. В свите Митры Вертрагна в виде могучего металлического вепря летит впереди всех и сокрушает позвоночник нарушителя договора. Позвоночник – символ родового древа, древа Фраваши. Иными словами, клятвопреступник сам лишает себя защиты своих предков. Образ металлического Вертрагны связан и с конечной победой Света над Тьмой. Это образ Фрашокэрти, последнего суда, обновления мира, прошедшего через расплавленный металл. В 20-й день зороастрийского календаря Вертрагна упоминается вместе с Амой (Сила) и Упаратат (Превосходство). Три этих изэда всегда упоминаются вместе и олицетворяют собой воинское искусство.

Видевдат – «Видайва Дата», «Закон против дайвов» - единственный сохранившийся полностью наск «Авесты» (19).

Висья – Изэд, страж утра, покровитель селения, рода.

Вишаптатха – авест. «Разгоняющий тьму» – изэд, связанный, как видно из текста «Молитвы Луне», с последней фазой Луны.

Воуру-Каша – авест. «С широкими вырезами (заливами)» – название озера-моря, соответствующего мировому океану.

Воху Маноавест. «Благая Мысль», пехл. Вохуман или Бахман – первое творение Ахуры Мазды, первый из Бессмертных Святых. Мысль лежит в основе всех деяний человека, и сохранение чистоты помысла является основной заповедью зороастрийца. Ересь мысли ведет к злым поступкам. Вохуману противостоит демон Ака Мано – мысль злая, преступная, толкающая человека к греху. Отсутствие мысли, сон разума рождает чудовищ, проявляет худшие животные инстинкты. Видимо поэтому Вохуман является покровителем животных, одного из благих творений, требующих защиты и заботы человека. Способность самостоятельно мыслить, разум – важнейшие качества человека; слепая вера, фанатизм не считаются у зороастрийцев достойными похвалы. Вохуману посвящен 2-й день и 11-й месяц зороастрийского календаря.

Время – см. Зерван.


Гайя Мартан – авест. «Смертная Жизнь», пехл. Гайомарт – имя первого человека, сотворенного Ахурой Маздой. Изначально Гайомарт был сотворен вечным, но после вторжения Ангра Майнью и появления конечного, замкнутого Времени, его жизнь ограничилась 30 годами. Иносказательно Гайомарт – символ не только всего человечества, но и сознательного, солнечного начала, в то время как Бык олицетворяет собой подсознание (см. Геуш Урван). Выражение «от Гайомарта до Саошианта» означает все человечество с первого до последнего человека.