Продолжение

Вернемся к рассмотрению позвоночника.

kaz7.jpg

На рис. 7 показано, что позвоночник представляет собой симметричную по вертикальной оси структуру: 7 - 12 - 7. При этом точка симметрии находится в центре грудного отдела: 7 - 6 - Т.С. - 6 - 7.

Известно также, что правая и левая части скелета симметричны относительно сагиттальной (передне-задней) плоскости.

Поэтому, хотя эта точка симметрии существует, прежде всего, для позвоночника, как осевой структуры, можно говорить о развертывании всего скелета из данной точки (помня, что остальные отделы скелета являются ветвями позвоночника, развертывая его функции на определенных уровнях (соответственно их значению).

Взяв данную точку за основу, представим себе сначала развертывание позвоночника вверх-вниз по вертикальной оси. Затем, вектор, направленный вперед, выведет нас на линию грудины (этот вектор связан с воплощением, оформлением, так как грудина символизирует Землю). Третий этап - развертка в стороны во фронтальной плоскости - это окончательное оформление структуры с развертыванием конечностей.

Таким образом, точку, лежащую между 6-м и 7-м грудными позвонками, в пустоте, мы можем назвать точкой развертывания и свертывания для скелета человека, так как он может разворачиваться из нее в симметричную структуру и сворачиваться обратно.

Так как 6-й грудной позвонок символически соответствует Юпитеру, а 7-й - Сатурну, то по своему функциональному значению эта точка соответствует Фаэтону, который, во-первых, интегрирует функции этих планет, и, во-вторых, является ключом к выходу за пределы нашего мира. Хотя место Фаэтона здесь, но его орбита была смещена ближе к Солнцу, потому что это место должно быть свободным, чтобы вход в систему и выход из нее был открыт.

Несомненно, что значение этой точки, как точки входа в систему человеческого скелета огромно и проявляется в важнейших для Микрокосма процессах. Следует в частности отметить, что анатомически она соответствует Анахата-чакре. Это определяет восприимчивость и уязвимость Анахаты. Грудной отдел вообще символизирует центр «Срединного мира», где происходит борьба сил света и тьмы, проявление законов кармы. А данная точка - это место наибольшей концентрации сил, где они уравновешивают друг друга, и в принципе - там может проявиться все, что угодно. И явление Спасителей, и воплощение темных сил - все развертывается оттуда.

Четыре отдела скелета, развертывающие функции определенных отделов позвоночника - это череп, грудная клетка, верхние и нижние конечности.

Скелет руки связан с верхнегрудными позвонками, отвечает за активное проявление и наше развитие. Он символически связан с будущим временем, гороскопом зеркального двойника.

Скелет ноги, описывающий пассивное начало (связан с крестцом, стихия животных), соответствует прошлому, гороскопу рождения. Гороскоп рождения отражает прошлое, так как условия нашего воплощения в физическом мире являются результатом кармы, принесенной из прошлых жизней.

Скелет грудной клетки соответствует настоящему времени, где происходит выбор, где человек свободен. Ему соответствует гороскоп зачатия. Каждый позвонок грудного отдела снабжен реберным кольцом, и в данном контексте это кольцо является символом петли Ангроманью по функции данной планеты. Это цикл, за пределы которого необходимо вырваться, в этом отношении то, что после гибели Траэтаоны (Фаэтона) уменьшились циклы Сатурна, Венеры, Марса, указывает нам на сжатие колец змея Аждахака. Кстати то, что дуги XI и XII ребер не замкнуты, указывает на возможность выхода из круга через функции Прозерпины и Вулкана (то есть через алхимию духа и следование высшим космическим законам).

Скелет черепа соответствует гороскопу точки золотого сечения, Зервану Акарана, безвременью.

Все четыре гороскопа собраны на единой оси времени, которой соответствует позвоночник человека. Это и ось времени, и ось духовного развития, восхождения духа.

Таким образом, весь скелет человека состоит из позвоночника, символизирующего ступени иерархии мирового древа и четырех гороскопов, развернутых на нем соответственно их значению.

Поскольку позвоночник симметричен относительно точки свертывания, копчик и крестец являются зеркальным отражением 1-го и 2-го шейных позвонков. И действительно, крайние сегменты позвоночника напоминают друг друга и значительно отличаются от остальных позвонков.

Крестец соответствует Гэушурвану, стихии животных, копчик - стихии человек. Они довольно тесно соединены между собой и имеют тенденцию к срастанию. Это естественно - ведь человек на физическом уровне связан с животным царством.

Между первым и вторым шейными позвонками также существует тесная связь - тело первого шейного позвонка отделилось от него и приросло на второй позвонок, образуя на нем выступ - «зуб», вокруг которого как вокруг оси вращается первый шейный позвонок вместе с черепом. Первый позвонок символически связан со Сраошей - покровителем человечества, а второй - с Амешаспента Вохуманом, хранителем животного царства.

Первый шейный позвонок осуществляет связь позвоночника с черепом - Высшим миром. А копчик оканчивается на границе позвоночника с низшим миром. Сам низший мир в скелете человека не представлен. Скелет, олицетворяющий закон, данный человеку изначально, не содержит указания на связь с дьявольским миром. А если человек обретает связь с ним - у такого человека отрастает хвост - как антенна, опущенная в низший мир - и тогда хвост будет противоположен черепу относительно точки свертывания. Животные, у которых есть хвост, равно принадлежат всем трем мирам, могут служить Верхнему и Нижнему, проводя их влияния. А человек поднят на одну ступень, и для него связь с низшим миром - путь деградации, поскольку люди изначально воплотились в Срединном мире для помощи Ахурамазде.

Таким образом, в позвоночнике с отходящими от него конечностями мы наблюдаем полную симметрию, а скелет в целом имеет отклонение от симметрии - череп не имеет симметричного отдела, так как человек принадлежит двум мирам - материальному миру и Божественному.

С терминальными отделами позвоночника связаны два мифа. Череп является подобием сферы, которая опирается на шейные позвонки, верхний из которых называется Atlas (Атлант), а второй Axis (Осевой). В этом отделе позвоночника представлен миф об Атланте. Отметим основные его моменты. Известно, что титан Атлант жил в стране Аркадии («Счастливая страна» - греч.). Он принял участие в битве титанов с Богами, был сброшен на Землю и долго не мог подняться. Затем Атлант встал, поднял на плечах небо, чтобы показать свою силу, да так и остался стоять с этим грузом. Это можно рассматривать как миф о первородном грехе и о миссии человека в этом мире. Счастливая жизнь в Аркадии - это образ райского состояния до грехопадения - неспроста Атлант считается хранителем золотых яблок, дающих бессмертие, то есть он сохраняет связь с этим состоянием и сейчас. После поражения Атлант долго лежал на Земле, то есть он был сброшен на Землю, но не был заключен в Тартар, как остальные титаны. Различные небожители посещали его, пытаясь поднять с земли, и им это не удавалось - но раз они пытались это сделать, значит, это им было зачем-то нужно. А вот хитроумный Гермес насмешками сумел поднять его. Небо Атлант поднял вроде бы в шутку, из хвастовства. А опустить свою ношу уже не смог. Взялся за это Атлант под влиянием разума (Гермеса, Меркурия), но без серьезный намерений, не понимая важности происходящего. Именно так люди, встающие на определенный путь, не всегда могут осознать сразу важность происходящего и всю тяжесть ноши (логический разум предшествует осознанию). Место действия мы может определить по названию второго позвонка - Axis - Ось. То есть Атлант находится вблизи полюса, там, где проходит Земная ось. Он держит небесную сферу, стоя на Земле - значит это верхний полюс, то есть северный. Таким образом, место Атланта на северном полюсе, в Арктиде, где растут яблоки Гесперид (Аркадия, Арктида, Хайрат - однокоренные слова).

Вывод: Атлант - это человек, взявший садхану и несущий на своих плечах всю тяжесть и ответственность связи материального мира с божественным.

С противоположным отделом позвоночника (копчиком) связан миф о Прометее. Кажется странным, что самый нижний отдел позвоночника, находящийся на границе с нижним миром, связан со стихией «человек». На самом деле - ничего странного. Человек действительно граничит и с Высшим, и с Низшим мирами (атлант и копчик ограничивают позвоночник с двух сторон). А огонь Кундалини - это отражение того огня, который Прометей похитил с небес и принес человеку, спрятав его от богов под крестцом. Крестец, связанный со стихией животных означает, что животное тело человека скрывает его духовную природу. Становится ясно, что этот Божественный Огонь, полученный из Высшего мира, должен принадлежать человеку в его высшем проявлении, несущему духовное начало. А Прометей отдал огонь стихийному человеку, не готовому его принять. Искушение состоит в том, что, двигаясь на свет этого огня (дающего реальную силу в материальном мире) и дальше в этом направлении - человек попадает прямиком в нижний мир. Но у человека есть выбор - он может направить огонь вверх, подняв его на надлежащее место (а изначальное место Божественного Огня на Сахасраре), по пути высветив все уровни духовного Древа, завещанного нам Предками.

Продолжим рассмотрение тела человека, как симметричной системы, развернутой из одной точки.

В Авесте сказано, что проявленный мир создан Ахурамаздой как ловушка для Ахримана. Главной приманкой здесь является человек - именно овладев человеком, силы зла могут овладеть и всем миром. Таким образом, Анахата специально создана как точка входа, куда могут внедряться различные силы. Но тело человека не только разворачивается из этой точки, но и способно свернуться в нее обратно. При этом соединятся прошлое и будущее (руки и ноги, сложенные у груди - эмбриональная поза - символ выключения из потока времени), и они будут стремительно сливаться в настоящем, пока не сомкнутся в исчезающе малом миге. И в этой «Точке Свертывания» силы зла будут закрыты как в конверте после окончательной победы над ними. (Аналогия с Адом, который находится в центре тела Земли, как Анахата в центре тела человека, и где также закрыты силы зла. Для человека символ адских мучений - это муки совести, душевные муки, связанные с ощущениями в области Анахата-чакры). (См. рис. 8).

kaz8.jpg

Во время беременности плод в эмбриональной позе как бы находится вне времени, при этом происходит процесс биологического развертывания тела человека, когда за 9 месяцев он повторяет весь ход биологической эволюции и рождается уже со сформированным скелетом.

Если произойдет обратное сворачивание тела человека, от скелета останется лишь череп, символизирующий Высший мир, связанный с Зерваном Акарана, находящийся вне времени, - так как в материальном теле только череп не имеет симметричного отдела. Таким образом, уйдет в небытие все преходящее и подверженное осквернению. Останется вечное и нетленное - человек, как существо Высшего, незыблемого мира. (Теперь понятно, почему в одном из зороастрийских текстов сказано, что «хвостатый человек не сможет войти в Вару /Вара - некое огороженное место, находящееся вне времени и вне пространства. Подобие ковчега, отождествляемое также с «Небесным Царством», Раем/»: хвост симметричен голове, при свертывании они наложатся друг на друга - и от такого человека ничего не останется - он исчезнет полностью, добрая и злая карма уровняют друг друга. А в Библии: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Откр. 3, 16).

Речь идет не только о символическом значении костей. Можно отметить, что первоначально Гайомард /Гайомард - первый человек, сотворенный Ахурамаздой/ описан как «круглый и сияющий, с высотой равной ширине, с глазами, ушами, языком и отличительным знаком» (Бундахишн, гл. I). И лишь позже, в главе XV, упоминаются руки и ноги Гайомарда.

Зная, что после свертки человека в конверт останется череп, мы можем описать и процесс творения. Изначально была сотворена голова человека, как проявление человека, существующего в идеальном состоянии (ментальное тело с более тонкими планами). Затем он был воплощен, материализован в проявленном мире. Чтобы он мог в этом мире существовать для него было создано физическое тело, как орудие. От черепа материальное тело разворачивалось вниз на 13 ступеней, до точки свертывания, где произошло отражение и появились еще 13 ступеней, ведущих вниз, как зеркальное отражение тринадцати верхних этажей. В сумме - 26 костей, из которых состоит позвоночник. Поэтому 13-ричный Зодиак.- это система, описывающая мир материальный, но сохранивший связь с законами идеального мира (а позвоночник - это 13 х 2). В 12-ричном Зодиаке эта связь утрачивается, нет больше выхода за пределы материального. 12-ричный Зодиак описывает материальный мир как замкнутую систему, а 13-ричный - как открытую /Тринадцатиричный Зодиак включает помимо двенадцати общеупотребительных знаков дополнительный знак Змееносца, наложенный на границу знаков Скорпиона и Стрельца (с 15 до 28 ноября) и учитываемый как дополнительная информация/.

Следует также учитывать и проявление позвоночника на астральном уровне, предшествующем физическому. 26 позвонков вместе с черепом составляют 27-домную систему лунного гороскопа, используемого в мировой астрологии (отражение Макрокосма). (При построении лунного гороскопа на отдельного человека учитывается 28 домов - 27 домов плюс один дом, указывающий место выхода системы). Астрал, как более близкий план, проецируется в скелет напрямую и с включением черепа, хотя кольцо Зодиака при этом выпрямляется. А более тонкие планы проецируются с большими искажениями, с отражением двух оборотов в виде ленты Мёбиуса.

Таким образом, Солнечный Зодиак дважды отражается при проекции на позвоночник, а Лунный Зодиак имеет лишь одну проекцию. Это объясняется тем, что Солнце отвечает за сознательное проявление духа в человеке, тот уровень, на котором происходит выбор. А Луна отвечает за всю карму, накопленную человеком к данному воплощению. Она просто фиксирует и суммирует то, что уже свершилось, и выбор здесь отсутствует. Поэтому, когда мы рассматриваем проекцию Солнечного Зодиака на тело человека, мы всегда имеем две симметричные половины (правая и левая ладонь в хирологии, правые и левые зубы - симметрично, и два кольца проекции на позвоночник). А при учете Лунного Зодиака мы всегда рассматриваем объект в целом: фаланги пальцев обеих рук, или 28 зубов по кругу (без зубов мудрости), или весь позвоночник в целом и т.д.

Вариант связи позвонков с Зодиакальными знаками показан на рис. 7 (см. выше).

При воплощении верхние 13 позвонков соответствуют развертыванию Зодиака сверху вниз по прямой свастике, а нижние 13 позвонков, являясь их отражением, разворачиваются в порядке обратной свастики. При индивидуальном развитии человек должен вернуться обратно. При этом от копчика вверх он также проходит знаки по прямой свастике до Точки Свертывания, а оттуда - вверх по обратной (в коллективных ритмах), либо прямой выход через Точку Свертывания, только неизвестно, куда он выведет, короткий путь не всегда самый правильный.

Для лучшего понимания строения позвоночника и всего скелета следует вспомнить, каким образом осуществлялся процесс творения Срединного мира. Когда граница между двумя мирами не была оформлена, это было некое пустое пространство, не имевшее ни структуры, ни размеров. Эта граница была подобна тонкой пленке между двумя мирами или даже точке в месте их соприкосновения, поскольку многомерности пространства здесь тоже не существовало. В эту точку по воле Зервана был помещен дух, не принадлежавший ни одному из двух миров. Этот дух - Вайю - дремлющий владыка Срединного мира или Вакшья - его активно действующая супруга. Фактически - это одно божество Срединного мира в двух ипостасях - в непроявленном и проявленном аспектах. (Подобные соотношения существуют между Шивой и Кали индуистского пантеона). Поскольку этот дух являлся объектом, не принадлежащим ни к одному из двух миров, соприкасаясь с границей каждого из них, он отражался обратно. Это была точка, оказавшаяся между двух зеркал, и бесчисленное количество её отражений сформировали кажущееся бесконечным пространство иллюзорного мира. Так появился Срединный мир, в котором Ахурамазда создал Землю и окружающее её пространство (см. рис. 9).

kaz91.jpg

Зодиак в целом, символизирующий весь иллюзорный мир, в сущности, является совокупностью отражений одной точки, находящейся на границе света и тьмы - дневной и ночной полусфер. Символически это 0° Овна. Поскольку эта точка, многократно отражаясь, создает иллюзию непрерывного и замкнутого пространства, как бы не имеющего границ, - мы воспринимаем эти отражения как замкнутый круг - эклиптику, а в трехмерном объеме - это небесная сфера. Таким образом, наше восприятие выворачивает пространство наизнанку, и вместо бесконечного множества отражений точки, зажатой между двумя зеркалами, мы воспринимаем кажущееся бесконечным пространство, разделенное зеркалом Асцендента.

kaz10.jpg

В гороскопе момент настоящего определяется положением точки Асцендента, находящейся на границе дневной и ночной полусфер Зодиака с учетом суточного вращения Земли. При рождении человека положение её фиксируется, действуя в течение всей его жизни. Таким образом, гороскоп каждого человека воспроизводит мистерию сотворения мира.

Десцендент является просто инверсией Асцендента, так как Десцендент тоже является точкой, находящейся на границе света и тьмы, но при взгляде на нее как бы с противоположного направления. Это происходит, когда блуждая в отражениях, мы встречаемся не с прямым, а с перевернутым отражением начальной точки. Все прочие точки Зодиака являются отражениями, развернутыми под разными углами. А вот планеты и прочие переменные показатели - это проявления мира срединного, созданного Ахурамаздой в первичном пространстве, которое развернуто Вакшьей.

Асцендент - это точка перегиба «ленты Мёбиуса человеческого сознания». Встав в точку Асцендента, мы видим одновременно два Зодиака, то есть один Зодиак, но с двух сторон. Это как две поверхности ленты Мёбиуса. Пойдя в любую сторону, вновь возвращаешься в ту же точку, но при этом, идя по Зодиаку против часовой стрелки, попадаешь совсем на другой путь и в другие ритмы - не те, что свойственны движению по часовой стрелке. Движение в прошлое или будущее - это лишь частный случай движения по разным поверхностям ленты.

Чтобы выйти из кольца Зодиака необходимо включить точку Зервана-Акарана на границе Скорпиона и Стрельца. Для этого желательно иметь там Солнце или другие важные показатели. По крайней мере, такие условия формально являются идеальными, облегчая задачу. Фактически же суть выхода в том, чтобы собрать свое сознание в одну точку во времени и пространстве. Таким образом, мы сжимаем коридор зеркал вновь в одну точку, и эта точка есть точка выхода из иллюзорного мира. Находясь вне этой точки, мы блуждаем по отражениям - в прошлом и будущем - не находя выхода.

Почему именно Точку Змееносца (0°0' Стрельца) принято считать местом разрыва Зодиака, тем местом, через которое можно выйти за пределы нашего мира? Чтобы понять это, следует рассмотреть последовательность развертывания зодиакального круга из начальной точки, которая находится на границе света и тьмы, то есть на символическом Асценденте - в 0°0' Овна. Из этой точки происходят последовательные отражения по и против часовой стрелки, причем при каждом последующем отражении между зеркалами происходит удвоение проекции объекта. Поскольку свойства пространства между зеркалами несколько изменяются после каждого отражения, и пространство искривляется, это воспринимается как небольшое искривление зеркал. В результате происходит некоторое рассеивание света, то есть изображение представляет собой размытую точку. Это конус, отражающийся на втором зеркале в виде диска, чуть большего, чем начальная точка. При последующем отражении будет рассеиваться каждая точка предыдущего, образуя как бы расходящиеся круги. При сечении объемного изображения плоскостью Зодиака это выглядит, как если бы при каждом отражении происходили удвоения точки.

Для практических целей можно пренебречь бесконечно малыми величинами первых отражений и начать сразу с заметной величины. Зороастрийцы делили сутки на 32 часа (16 дневных и 16 ночных) и каждый час - еще на 12 частей. Вот с этой величины 1/384 круга или 56,25 минуты и начнем.

1. 56,25' по часовой стрелке - 1-й градус Овна.

2. 1° 52,5' против часовой стрелки - 29-й градус Рыб.

3. 3° 45' по часовой стрелке - 4-й градус Овна.

4. 7° 30' против часовой стрелки - 23 градус Рыб.

5. 15° по часовой стрелке - 15 градусов Овна - эта точка даст аспект полутораквадрат к 0° Стрельца.

6. 30° против часовой стрелки - 0 градусов Рыб - квадратура к 0° Стрельца.

7. 60° по часовой стрелке - 0 градусов Близнецов - оппозиция к 0° Стрельца.

8. 120° против часовой стрелки - 0 градусов Стрельца.

9. 240° по часовой стрелке - 0 градусов Стрельца.

10.480° против часовой стрелки - 0 градусов Стрельца.

11.960° по часовой стрелке - 0 градусов Стрельца.

12.1920° против часовой стрелки - 0 градусов Стрельца.

И все последующие отражения в данной пропорции будут смыкаться в точке Змееносца - 0°0' Стрельца. При рассмотрении Зодиака как ленты Мёбиуса общая картина не меняется, хотя отражения могут находиться на разных поверхностях ленты, это будет проекция в ту же самую точку. Поэтому Зодиак и разрывается именно здесь. (Подобные условия существуют и в 0° Льва. Но 0° Стрельца соответствует более зрелому периоду в ходе развития человека).

Разорвавшись, Зодиак сжимается обратно в той же последовательности, в которой происходило его развертывание и вновь превращается всего в одну точку на границе Рыб и Овна (0°0' Овна). При сжатии Зодиака (то есть пространства и времени) в точку, сознание человека будет отброшено из нее в бесконечность миров Зервана.

А все злое, что символизируется образом Ангроманью останется замкнутым в этой точке.

При этом следует помнить одно важное обстоятельство. Мир сам по себе объективен. Иллюзорным является лишь наше восприятие его. Реальной является изначальная точка. Реальны также закономерности ее проецирования, в ходе которых она разворачивается в множественность, то есть окружающий мир. Поэтому, воспринимая внешние взаимосвязи окружающего мира, мы впадаем в иллюзию. Но поняв закономерности проецирования, мы обретаем объективное восприятие.

На практике это реализуется в том, что сначала мы не способны воспринимать мир как единое целое, видим лишь часть. По мере расширения сознания мы можем воспринять мир как единое целое, но и это будет еще иллюзорное восприятие. Восприятие мира как единого целого - это лишь этап развития, а цель - способность воспринять то единое, что проявлено в мире.

Вернемся к рассмотрению позвоночника человека. О расположении начальной точки, из которой произошли отражения, известно, что она находится на границе двух миров, посредине между ними. Но, поскольку тонкие пространства характеризуются большим количеством измерений, при проецировании на позвоночник эта точка может иметь несколько выходов. Во-первых, её проекция приходится на нижнюю границу Верхнего мира -это точка между затылочной костью и первым шейным позвонком. Во-вторых, это верхняя граница Нижнего мира, то есть точка, находящаяся непосредственно под копчиком. И одновременно она проецируется точно посередине между мирами, то есть на центр симметрии позвоночника между шестым и седьмым грудными позвонками. Это главные выходы в наше измерение из одной и той же начальной точки. И весь позвоночник, как и весь Зодиак, следует рассматривать как совокупность отражений этой точки на разных стадиях развертывания (см. рис. 7).

При совмещении трех проекций начальной точки в трехмерном объеме позвоночник изогнулся бы в виде восьмерки, образовав два кольца, смыкающихся в одной точке. Это и есть условная точка перегиба. А каждое из этих колец представляет собой проекцию одной из поверхностей ленты Мёбиуса, хотя по сути, это одна поверхность (см. рис. 11).

kaz11.jpg

Движение вверх или вниз по позвоночнику из центральной точки соответствует движению вверх или вниз по Древу Фравашей (эволюционной лестнице позвоночника). Формально оно соответствует движению по тем же Зодиакальным Знакам, в той же последовательности. Но это - движение по разным сторонам ленты Мёбиуса Зодиака. Это разные пути развития. Поэтому и получается, что твари Ахримана движутся иначе, чем творения Хормазда. А при подходе к Зодиаку, как к обычному кольцу, эта разница незаметна.

Каждое из благих творений движется в будущее, что позволяет их коллективному ритму смещаться в прошлое, производя его коррекцию. А твари Ахримана стремятся в прошлое, разрушая которое - как и все, к чему они прикасаются - они подрывают основы своего существования в будущем. И хотя Ахриман сознает свою неизбежную гибель в будущем, он и его слуги вынуждены двигаться туда, куда уходят Благие Творения, необходимые им как среда для существования. После нападения на Срединный мир у Ахримана уже нет выбора, и он неотвратимо движется к гибели.

Каждому человеку необходимо помнить, что перегиб ленты Мёбиуса там, где он находится сейчас. Каждый момент жизни человека потенциально является моментом выбора. Преодоление состояния иллюзорного сознания собирает мир в одну точку, и становится ясно, что добро и зло разделены лишь тонкой границей, подобной пленке мыльного пузыря, и желающие остаться вне выбора (в положении «золотой середины») балансирует как на лезвии бритвы. При этом сорваться вниз очень легко, а путь вверх - труден. Но пока человек сохраняет иллюзорное сознание Срединного мира, он может жить вне выбора, потому что его покой, как и покой всех спящих, охраняет Дваждызеркальная дева Вакшья, которая стабилизирует Срединный мир, защищая и ограждая его, пока не истечет срок договора.

Отметим еще одну закономерность. Человек имеет 4 конечности, то есть может быть уподоблен кресту, а точнее - свастике, так как руки и ноги имеют изгиб. При этом локти направлены назад, а колени - вперед, то есть они изогнуты в разные стороны. Таким образом, если рассматривать человека как свастику, то это будет сломанная свастика, не способная вращаться - символ того, что в человеке смешаны добро и зло, и из-за этого он не может полноценно проявиться, реализовать свои возможности. Фактически это две половины свастики - половина прямой и половина обратной.

Когда человек воссоединится со своей андрогинной половиной, он обретет недостающие части - еще две руки и две ноги - и это будет совершенный человек, выражающий полноту и единство индивидуального и космического закона. Андрогин образует двойную свастику, символизирующую гармонию, воплощенную в мире. Человек обретает могущество при этом. (Силы человека были ограничены при воплощении в материальном мире, чтобы неразвитый духовно человек не мог их использовать во зло). (См. рис. 12).

kaz101.jpg

Воплощение означает не только «войти во плоть» - то есть материализоваться, но и «войти в плоскость» - сделаться более плоским и примитивным, так как трехмерный материальный мир, безусловно, является плоским по отношению к многомерным тонкоплановым мирам.

Видимо, грецкий орех - символ головного мозга в растительном мире - символизирует именно мозг Андрогина, идеального человека после сборки тела (Гайомарда), - ведь он состоит из четырех полушарий и окружен скорлупой, подобно тому, как Земля согласно авестийским мифам когда-то была ограждена каменным небом, а мозг человека - костями черепа.

Перейдем к рассмотрению черепа. Поскольку череп - это единственная часть скелета, которая останется после сборки в конверт, он должен быть целостным и самодостаточным образованием. Череп сам по себе воплощает Высший Божественный мир, существующий вне времени, и основные закономерности этого мира в нем отражены (см. рис. 13-17). При этом следует учитывать как строение каждой кости, так и их соотношение и расположение, то есть морфологию и топографию. Такой подход позволит выявить место каждой кости в системе, связать её с одним из Изедов (Ангелов) зороастрийского пантеона и с одной из планет Солнечной системы.

kaz13.jpg

Рис.13. Череп, cranium, спереди (полусхематично)
1 - лобная кость;
2 - теменная кость;
3 - височная кость
4 - большие крылья клиновидной кости;
5 - нижняя носовая раковина;
6 - сошник;
7 - носовая кость;
8 - слезная кость;
9 - скуловая кость;
10 - верхняя челюсть;
11 - угол нижней челюсти;
12 - передний угол нижней челюсти

kaz14.jpg

Рис.14.
1 - лобная кость
2 - клиновидная кость
3 - решетчатая кость
4 - слезная кость
5 - носовая кость
6 - скуловая кость
7 - верхняя челюсть
8 - нижняя челюсть
9 - угол нижней челюсти
10 - передний угол нижней челюсти
11 - теменная кость
12 - затылочная кость
13 - чешуя височной кости
14 - пирамида височной кости
15 - слуховое отверстие

kaz15.jpg

Рис. 15
1. Верхняя челюсть.
2. Нёбный отросток верхней челюсти.
3. Нёбная кость.
4. Скуловая кость.
5. Сошник.
6. Клиновидная кость /место соединения с затылочной костью/.
7. Височная кость.
8. Большое затылочное отверстие.
9. Затылочная кость.

Традиционно череп подразделяется на лицевой и мозговой отделы. Мозговой череп - это символ Высшего мира, сфера, куда Ахриману войти не удалось. Теперь мы можем сказать, что первая попытка нападения Ахримана символически связана с большим затылочным отверстием (рис. 15). Тогда еще не был создан Срединный мир, и мистерия первого нападения связана именно с черепом, в то время как второе нападение произошло после развертывания Срединного мира, и оно связано со скелетом в целом. Первоначальная область существования Ахримана лежит симметрично черепу - то есть ниже копчика. Между ней и идеальным миром Ахурамазды была пустота. Позже здесь развернулся позвоночник - Древо Фравашей - при создании проявленного мира, как поля для битвы.

Лицевой череп - это часть Высшего мира, которая обращена к нам, часть, наиболее доступная для исследования. Поэтому Амешаспента (Архангелы), являющиеся олицетворением Ахурамазды, связаны именно с костями лицевого черепа.

Это объясняет неоднозначность взаимоотношений между божествами, которая обычно бросается в глаза при чтении мифов. Дело в том, что в той части Божественного мира, которая непосредственно обращена к нам, существуют свои законы. Но если проникнуть глубже, в скрытые от нас пласты мироздания, которые тоже получили отражение в мифах (не только в зороастрийских, но и в греческих), то там соотношения между богами будут уже другими.

Следует помнить, что именно мозговой череп является хранилищем головного мозга, абсолютного начала в организме человека, творящего мысли подобно тому, как Зерван создает миры. Поэтому кости мозгового черепа, соприкасающиеся с ним непосредственно, приобретают высшее достоинство и особое значение.

Обычно череп делят на 15 костей. Мы будем рассматривать как кости мозгового черепа те кости, которые непосредственно соприкасаются с головным мозгом, а все остальные - как кости лицевого черепа. Нижнюю челюсть и подъязычную кость следует выделить особо, так как они не срастаются с остальными костями, а присоединяются с помощью суставов и связок.

Кости мозгового черепа:

1. Клиновидная кость.

2. Затылочная кость.

3. Височная кость.

4. Теменная кость.

5. Лобная кость.

6. Решетчатая кость.

Кости лицевого черепа:

7. Верхняя челюсть.

8. Нёбная кость.

9. Нижняя носовая раковина.

10. Сошник.

11. Носовая кость.

12. Слезная кость.

13. Скуловая кость.

Подвижные кости:

14. Нижняя челюсть.

15. Подъязычная кость.

Начнем рассмотрение костей головы с центра основания черепа - нижней части его мозгового отдела. Оно образовано соединением клиновидной и затылочной костей (см. рис. 15-17).

kaz16.jpg

Рис. 16.
1 Лобная кость.
2 Петушиный гребень.
3 Решётчатая пластинка решётчатой кости.
4 Малые крылья клиновидной кости.
5 Большие крылья клиновидной кости.
6 Гипофизарная ямка.
7 Височная кость.
8 Затылочная кость.
9 Большое затылочное отверстие.

kaz17.jpg

Рис. 17.

1 Лобная кость.
2 Теменная кость.
3 Затылочная кость.
4 Петушиный гребень решётчатой кости.
5 Медиальная пластинка решётчатой кости.
6 Носовая кость.
7 Верхняя челюсть.
8 Нёбная кость.
9 Сошник.
10 Клиновидная кость.

1. Клиновидная или Основная кость, Os sphenoidale (ос сфеноидале - в русской транскрипции).

Соответствует планете Прозерпине, изед Дайэна, олицетворяет высший взлет человеческой души, ее место в Божественном мире (Психея).

Кость имеет довольно сложное строение. От тела кости в стороны и вверх отходят две пары «крыльев», а вниз обращена одна пара «крыловидных отростков» (это общепринятые анатомические названия) (см. рис.18).

kaz18.jpg

Рис. 18. Клиновидная кость. 3 Малые крылья. 5 Большие крылья. 8 Крыловидные отростки.

Таким образом, эта кость как бы имеет три пары крыльев, как шестикрылый Серафим. В христианской традиции Серафим соответствует высшему ангельскому чину, выражающему качество Божественной Любви. Серафимы летают у самого престола Господа, лишь они способны выдержать Божественную Любовь, которая есть Животворящий Огонь. Чтобы не сгореть в этом огне, Серафимы одной парой крыльев прикрывают голову, одной парой - ноги и тело, а на третьей паре крыльев летают, славя Господа (их изображают в виде лика с шестью крыльями).

kaz19.jpg

Вид этой кости можно также сравнить со знаком Идама (см. рис. 19). При этом большие и малые крылья клиновидной кости, соприкасаясь концами, действительно образуют две петли (рис. 18) - крылья бабочки. Крыловидные отростки направлены вертикально вниз от кости - они как бы связывают тело человека с взлетающей душой, удерживая каплю материи - человеческое тело. То есть тело, которое находится внизу, под черепом, это и есть та капля, которая символизирует активное начало - ведь человек активен в материальном мире. В верхней части знака Идама находится изображение чаши, символа хранения Божественного Духа (она связана с мистерией Чаши Грааля). И клиновидная кость также имеет образование, подобное чаше, в котором хранится гипофиз, укрытый со всех сторон костными отростками малых крыльев и турецкого седла (рис. 16, 17).

Древние философы связывали душу человека прежде всего с эпифизом, гипофизу придавалось меньшее значение. Но так как эпифиз скрыт в глубине мозга, он не имеет связи с костными образованиями. Костная система описывает жесткий и незыблемый закон, который дан человеку через Сатурн. И, видимо, гипофиз - это символ той капли Духа, которая оживляет систему сатурнианскую. Точка входа духа в материю. Эпифиз же проявляется лишь на более высоких уровнях и на скелет проекции не имеет.

2. Затылочная кость, Os occipitale (ос окципитале). Образует задне-нижний отдел черепа. В центре ее находится большое затылочное отверстие (рис. 15, 16). Ей соответствует планета Плутон, изед Рамман.

Эта кость соприкасается с задними отделами головного мозга и, поскольку затылок противостоит лицу человека, является выражением скрытых и тайных сил. Своими суставными отростками она соединяется с первым шейным позвонком, то есть здесь голова соединяется с телом. Плутон - владыка магических сил и управитель подземного царства. Он не просто управляет соединением черепа с шеей, но и охраняет полость черепа от проникновения духов зла в Высший мир - сразу под ним находится шея, символически связанная с нижними вратами (Телец).

Передняя часть затылочной кости переходит в «скат» (рис. 15, 16) - место, где затылочная кость соединяется с клиновидной, а позднее и срастается. Это место соединения Плутона с Прозерпиной - самый нижний отдел черепа, дно мира, где постоянно происходит алхимический процесс превращения энергии в материю и обратно.

3. Височная кость, Os temporale (ос темпорале), парная. Также относится к костям мозгового черепа. Связана с Сатурном, амешаспента Ашавахишта. Считается наиболее сложно устроенной костью черепа. В ней залегает орган слуха и равновесия - функции, связанные с Сатурном. Кроме чешуйчатой части она имеет так называемую «пирамиду», лежащую в нижней части основания черепа - символ огня, хранителем которого является Ашавахишта (рис. 14-16). Латинское название кости происходит от слова «темпус», что переводится не только как «висок», но и как «время». Вообще этот корень в латинском языке связан с понятиями порядка, умеренности.

Височная кость парная, она с двух сторон примыкает к соединению затылочной и клиновидной костей (рис. 16). Вместе эти три кости и представляют собой трех слонов, на которых держится весь остальной череп. Плутон, Прозерпина и Сатурн - три планеты, связанные с владыками подземного царства.

4. Теменная кость, Os parietale (ос париетале), парная, образует верхнюю часть свода черепа. Изед Хварно, планета Уран, олицетворение небосвода (рис. 14, 17).

5. Лобная кость, Os frontale (ос фронтале). Это верхняя часть лица и одновременно - передняя часть мозгового черепа. Соотносится с самим Хормаздом, планета Юпитер. Символ власти и высшего закона. Лобная кость противоположна затылочной. Они олицетворяют две власти: с одной стороны - власть закона и иерархии, а с другой стороны - власть стихийных скрытых сил. Теменная кость соединяет их, находясь сверху как символ духовной власти.

6. Решетчатая кость, Os ethmoidale (ос этмоидале). Участвует в образовании мозгового черепа, но значительная ее часть спускается в верхние отделы носовой полости. Кость чрезвычайно хрупкая. Из тончайших пластинок состоит лабиринт этой кости, образующий очень сложную и чрезвычайно нежную систему, именно он и соотносится непосредственно с Апам-напатом, планета Нептун. Она имеет отношение к мозговому черепу, так как Нептун - один из владык мира (рис. 22). Нежность и хрупкость решетчатой кости связаны с хрупкостью тех иллюзорных миров, которые строит Нептун, и с неосязаемостью мировой гармонии.

На этой кости имеется решетчатая пластинка (рис. 16), через которую обонятельные волокна из носовой проходят прямо в мозговую полость. С этими волокнами связан наиболее доступный для химических веществ вход в головной мозг - святая святых Высшего мира. Видимо, здесь проявлены Байдадан (распространители ароматов) - тончайшие взаимоотношения в материальном мире. (Ниже показано, что именно здесь был остановлен Ахриман при втором вторжении).

14. Нижняя челюсть, Mandibula (мандибуля). Корень, видимо, «mando» - «мандо» - передавать, поручать (отсюда слово мандат). И действительно эта кость связана с определенной передачей функции, что мы сейчас и рассмотрим.

Нижняя челюсть в отличие от остальных костей черепа является подвижной, соединяясь с черепом с помощью сустава. В физиогномике принято по ней судить о функции Сатурна. Мы же связали Сатурн с височной костью. Но здесь нет противоречия. Нижняя челюсть связана с планетой Земля. Поэтому она обособлена от остальных костей черепа. Но своим суставом она соединяется именно с височной костью, имея там опору («Ашавахишта - тот, кто держит Землю на себе»). Кроме того, жевательные мышцы прикрепляются, в основном, к височной кости - а именно работа мышц определяет форму нижней челюсти. Таким образом, строение нижней челюсти действительно связано со строением височной кости, и, значит, по ней мы можем косвенно судить о функции Сатурна - ведь сама височная кость менее доступна для осмотра.

Но по нижней челюсти видимо можно сделать и некоторые суждения о Земле, то есть о гороскопе человека (о гороскопе духа, так как идет речь о черепе).