Поиск по сайту



Вы здесь

Глава VII Праздники маздеистов. "день рождения солнца". Гахамбар — годовые религиозные праздники. 6 Амеша-Спентов и священные писания Авесты

В декабре — 8, 15 и 22-го — маздеисты празднуют Деган.
22-го у них "День рождения Солнца", древний праздник Митры, Победителя тьмы, культ которого в свое время был распространен по всей Римской империи.
В один из этих дней в древности царь, облаченный в специальную белую одежду, публично разбирал жалобы своих подданных и судил.
В этот праздник зажигали множество огней, почему его и называли "праздником тысячи лампад".
Празднику "Рождения Солнца" маздеисты придают большое значение. Они говорят, что солнце рождается для новой жизни в том смысле, что в момент поворота земли к нему сила солнца, вся сконцентрированная в нем энергия, достигает максимального напряжения в этот день, час и минуты.
Связь огня с солнцем (пламя на алтаре) символизирует Дух, вечно обновляющий все существующее.
Плоды, хлеб, вино и мед представляют собой символ четырех начал, лежащих в основе метафизического и видимого мира.
Праздник Фравардин бывает перед Новым годом (Нам Руз) 21 марта и занимает тоже несколько дней, из которых каждый имеет свое особое название.
Во время Фравардина день 16 марта посвящен душам усопших и называется "День душ". По верованиям маздеистов, раз в году душам умерших разрешается посещать своих близких. Это очень интимный и высокодуховный день.
Каждый дом верующих зороастрийцев в этот день особенно тщательно прибран, лучшая комната в доме отведена для "гостей", на алтаре зажжен огонь (по возможности из сандалового дерева), приготовлены сладости, фрукты, и вся комната украшена цветами. Члены семьи и домочадцы с благоговением присутствуют в этот день при обрядах, совершаемых "мобедом" (священником).
Гахамбар есть цикл годичных религиозных праздников, падающих на различные времена года, в число которых входят и вышеуказанные. Идея их — следовать символически за теми б этапами, в течение которых Агурамазда посредством 6 Амешаспентов, верховных Архангелов, сотворил мир.
Каждый из 5 Амешаспентов символизирует какой-либо атрибут Агурамазды в духовном мире, а в физическом мире заведует одной из 6 сторон сотворенного мира, поддерживая и охраняя ее.
Так, например, Бехман, который олицетворяет божественную мысль я премудрость Агурамазды, в земной сфере является покровителем всех полезных животных. Вот имена и духовные атрибуты шести Архангелов на языке Гаты.
1. Аша — олицетворяет Истину, Прямоту и незыблемость божественного Закона и Порядка.
2. Вохуманах — божественная Мысль, Премудрость.
3. Кпаштра — верховное Могущество Божие.

4. Армаити — Терпение, Смирение, устремление к Боту и Любовь.
5. Хорватат — Совершенство, Здоровье и хорошее самочувствие.
6. Амеретат — Бессмертие.
На современном языке парсов Архангелы носят теперь такие имена: Ардибехест, Бехман, Шехривер, Спендармад, Кхордад и Амардад.
В переводе название "Амеша-Спента" означает "Священные бессмертные": все они, с точки зрения зороастризма, суть как бы министры великого владыки Агурамазды.
Кроме этих верховных Архангелов, зороастризм признает существование бесчисленного множества низших ангелов, принадлежащих к различным категориям от низших степеней до высших. Есть ангелы-хранители солнца, луны, звезд, небес, земли и т.д., есть ангелы воздуха, огня и воды. После Амешаспентов имеются еще 24 верховных Ангела.
Борьба добра со злом на земном плане есть борьба Ангелов добра с Ариманом и с его Ангелами зла. Злой дух Ариман; ("Ангро-Манью") в писаниях Авесты всегда борется с Ангелами добра ("Спента-Маикыо"), но никогда не противопоставляется Агурамазде.
Долг человека, по Авесте, сделать выбор между добром и злом и активно помогать силам добра в их борьбе с царством злых Ангелов.
Священнее писание зороастризма "Авеста" по языку, на котором оно написано, западными учеными названо "Зенд-Авеста".
Исторические бедствия о течение многих веков, начиная с завоевания Александром Великим и кончая арабским: нашествием в 651 г. по Р.Х., сведшим почти на нет само существование зороастризма в Персии, привели к тому, что большая часть Авесты до нас не дошла. Если преувеличена легенда о том, что Александр Великий сжег якобы подлинник Авесты, написанный золотыми чернилами на 12000 коровьих кож, то уже не фантазия, а исторический факт, что еще в древности персидским царям позднейших династий приходилось повсюду разыскивать разрозненные книги Авесты.
Европейские ученые, начиная с XVIII века, сделали очень много в смысле нахождения и истолкования различных частей Авесты. В настоящее время, начиная с труда Виrnouf’a, имеется множество книг европейских и американских ученых, посвященных Авесте, и лучшие ее переводы на современные языки сделаны тоже ими.
Древность различных частей Авесты тоже исследована до мельчайших подробностей, хотя и до сих пор еще общего мнения о ее "возрасте" среди ученых не составилось.
Она, видимо, древнее, чем думают многие европейские ученые и даже сами зороастрийцы. Так или иначе следует отметить, что Авеста началась в бронзовом веке, когда еще не знали железа (начало железного века — ХIV-ХIIIвв. до Р.Х.), а также и соль тогдашним иранцам была не известна — железо и соль в Авесте не упомянуты.]

Не претендуя и не желая входить в эти чисто научные, специальные вопросы и отсылая интересующихся ими читателей к научной литературе, я лишь в самых общих чертах скажу о содержании Авесты.
Современный текст Авесты состоит из пяти частей: Ясна, Вис-парад, Вендидад, Яште и Кхордех-Авеста.
Ясна посвящена главным образом религиозным обрядам. Она состоит из 72 глав, что напоминает традиционный пояс, который обязаны носить зороастрийцы, сделанный из 72 нитей белой овечьей шерсти. Ясна включает в себя пять "Гат", священных поэм, представляющих по своему языку самую древнюю часть Авесты и, вероятно, написанных самим Зороастром. "Гаты" являются наиболее почитаемым писанием зороастрийцев с незапамятных времен.
Виспарад представляет собой дополнение к Ясне и также читается во время различных религиозных служб в течение года и шести праздников Гахамбара.
Вендидад не есть собрание молитв. Он разделен на 22 главы (Фиргарад), имеющие самое разнообразное содержание. Есть главы, трактующие о клятве, об обещаниях, о разных правилах поведения, как, например, омовениях, очистительных церемониях, о содержании в чистоте воды (колодцев, озер), об отношении к 4 элементам, о погребении (о "дакмах" — "башнях безмолвия"), о животных и т.д.
Яште есть собрание молитв для обращения к Богу, к Амешаспентам и к некоторым ангелам. Кхордех-Авеста ("малая Авеста") есть собрание молитв, читаемых в течение дня, особенно в важные дни каждого месяца, а также по поводу личных событий в жизни верующего, счастливых или несчастных, например во время рождения детей, свадьбы, смерти и т.п.
Основа учения Зенд-Авесты есть чистый монотеизм, не признающий никаких других богов, кроме Агурамазды. Зороастр был категорически против идолопоклонства, против кровавых жертв (даже животных), против вина и наркотических снадобий, которые в его время применяли в своих обрядах язычники. Он проповедовал необходимость внутренней моральной чистоты и добродетельной жизни, всячески поощряя занятие земледелием и садоводством.
Никто не должен оставаться безразличным к ближнему; бедность, нищета — явления, с которыми все должны бороться. Религия Зороастра требует активности во внешней и во внутренней жизни. Добрые мысли, добрые слова и добрые дела являются основой праведности. Зороастр думал не только о своих непосредственных последователях, но вообще о всех людях на земле и говорил, что готов немедленно идти в любую страну, где есть хоть один человек, нуждающийся в помощи.
Поэтому и современный маздеизм обращается ко всем народам и ко всем людям без исключения и требует милости в отношении не только людей, но и животных.
Все живущее находится под защитой шести Архангелов, которые во всем отдают отчет Всевышнему.

далее

05 Спента Армаити день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:38
Завтрашний день начнется в: 09:36
Текущее время Ушахин-гах, осталось 00:35 часов.
Хаван-гах будет в 09:36 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники