Глава IX Происхождение религий. Древняя идея о сыне божием

Шлите хвалу Фраваши всех чистых сердцем людей,
к каким бы религиям они ни принадлежали.
Farvardin Yasht

— Маздеизм настаивает на идее убывания реальности по мере удаления от Бога, — продолжал старец. Приближение и удаление — суть внутренние состояния, центростремительная и центробежная силы. Центр всего — Бог, единственная, неподвижная, неизменяющаяся, всегда устойчивая точка покоя. Все, движущееся вокруг Нее, тяготеет к верховному покою и, поскольку еще находится вне его, не может ни на чем по-настоящему успокоиться.
Верховный, неизменяемый Покой есть основа жизни.
Среди преходящего Он единственно может быть назван Неразрушимым. Люди, которые опытно, хотя бы в отдаленной степени, пережили состояние покоя, после этого не станут уже заботиться о вещах преходящих. Единственным важным делом для них становится пребывание в Боге. Другие, особенно художники, не зная, откуда в моменты творческого озарения притекают к ним созерцание и тишина, ищут "красоту" бессознательно, стремясь к Центральной Точке. Великие художники свидетельствуют, насколько в их ощущении прочна и неизменна основа "красоты", и в различных формах стремятся выразить это чувство. В таком смысле правильно известное изречение, что "искусство — одна из форм религии". Поэтому на Востоке всякого художника или поэта считают дервишем, призванным самим Богом к религиозному созерцанию.
Религии подобны призме, через которую проходит один и тот же чистый и бесцветный луч, различные преломления которого дают разные цвета. "В основе каждой религии, — говорят маздеисты, — лежит одна и та же совершенная и до конца невоплотимая на земле Вечная Религия". Все пути кончаются в Боге, поэтому опыт всех просветленных людей, без различия эпохи, расы и пола, приводит к одному и тому же.
Несотворенная Единая Религия — это та "Небесная Книга-Мать", к чтению которой, по словам Магомета, допускаются лишь вполне очищенные. "С этой книги — как неполные копии одного какого-нибудь ее листа, — сказал Магомет, — списаны все земные религии".

"Некогда, — повествует предание маздеистов, — на земле были один язык и одна вера. Но уже во время второй цивилизации, после первого большого потопа, поглотившего Тихоокеанский материк (1 - Согласно восточным преданиям, большие потопы были дважды: первым потопом, около 35 000 лет тому назад, была уничтожена первая великая цивилизация на большом материке Ма, расположенном тогда на Тихом океане, остатками которой являются острова Тихого океана. Затем возникла вторая ("Атлантическая", по Платону) цивилизация на материке, расположенном в Атлантическом океане. Она погибла приблизительно за 11 500 лет до нашего времени. Современное расположение континентов должно явиться базой для третьи по счету великой всемирной цивилизации), чистота веры была утрачена, и принципы первой религии, облеченные в форму мифов, положили начало для возникновения целого ряда отдельных религий, раздробивших и затемнивших религию первого человечества".
Основной идеей первой великой религии было усыновление человека в высшем мире и снисхождение Духа во плоть, т.е. идея спасения человеческого рода воплощением Саошианта.
Эти учения в затемненном виде мы встречаем у всех народов древности: Бог приходит научить людей лучшей жизни, искусствам, земледелию, наукам и правильному богопочитанию. На посланника небес восстает зло. Бог погибает насильственной смертью и потом воскресает. Воскресши, передает людям спасительные мистерии и драгоценный ритуал, научающий их как освободиться от смерти. Лишь сравнительно недавно две религии — буддизм и ислам — утратили как будто бы память о Предвечной жертве. Тем не менее Будда стал Спасителем в представлении многих его последователей (хотя сам он об этом не говорил), а в мусульманстве шииты имеют учение об Али и о Махди, который должен явиться в конце времени, а также подобие Страстей Господних (смерть Али и Гуссейна, см. выше).
Есть секты среди мусульман, для которых Али — воплощенный Бог (2 - Секта "Али Илляхи" ("Али-Бог") или "Али-Хак" ("Али-Истина"), которая существует в Персии, среди курдов, и в Малой Азии.), они, конечно, стоят в стороне от правоверного исповедания. Древнее знание о Сыне с трудом воспринимается теперешними людьми. Среди народов, открыто исповедующих религии Искупления, и, в частности среди христиан, мистерия Боговоплощения многим кажется невероятной, смущающей.
Многие ли из христиан на Западе действительно веруют, что Христос — воплощенный Бог, и сколько у вас написано книг, критикующих "легенду о Нем, сложенную невежественными людьми после Его смерти?"

"Разве может Бог, Единый, Вездесущий, Чистый Дух, воплощаться во времени, в пространстве, в ограниченном существе-человеке?" — спрашивают и нас, и вас правоверные мусульмане. Они видят в нашем веровании бессмыслицу, противную здравому смыслу и оскорбительную, как они думают, для величия Божиего.
Древние персы веровали, что время от времени Сын нисходит на землю под видом великих Учителей, а в конце мира явится новое полное воплощение Спасителя — Саошиант, который будет судить живых и мертвых. Наши старинные легенды, которые ваши ученые находят в различных древних писаниях, слишком затемнены аллегориями: Семя, хранимое ангелами в священном озере, и Дева, которая, войдя в воду, зачнет от него Саошианта, изображают в иносказательной форме великие силы3(3 - "Семя Зороастра плавает всегда на воде священного озера, охраняемого ангелами. Настанет час, когда Дева, купаясь в озере, зачнет от него и родит последнего Спасителя. Он будет иметь 30 учеников — 15 молодых людей и 15 девушек. Мертвые восстанут. Настанет Страшный Суд и Преображение мира". — Сора Дени. История религий).
— Я расскажу вам вкратце то, — продолжал старец, — что можно об этом сказать, но сомневаюсь, чтобы оно содержало в себе больше, чем только намеки. Фраваши — Нерожденный и в то же время Бог вызвал его из небытия, так что начало Небесного Человека временно и вневременно в нашем представлении. Фраваши — образ Божий, совершенное подобие Его, Бог в нем утверждает и созерцает Себя, но в то же время Фраваши — творение. Эту последнюю тайну вполне понимают только "освобожденные" в тот момент, когда они вновь воссоединяются с Богом. В Нем они теряют тогда свою форму, имя и волю, но, тем не менее, пребывая в Боге, остаются личностями. Для человека, достигшего соединения с Богом, по нашей логике, понятие отдельности как будто не должно существовать: раз он сделался всем, раз он пребывает в Боге — о какой отдельной личности он может думать? И все же пребывание в Боге есть предельное выявление личности, говорят святые учителя, в этом тайна уже не нашего, но будущего века.
Здесь, на земле, сознание своей отдельности держит людей в удалении от истины. Бог хочет войти в сердце, хочет обитать в нас, как в Храме Своем, хочет одеться, как в одеяние, в нас, — но падший человек полон до краев собой, — в нем нет места для принятия в себя Бога.
Одни люди говорят: "Падение некогда было". Другие; "Падение происходит ежеминутно". Третьи: "Вне времени фраваши отъединяются и вне времени вновь соединяются с Творцом".
Все эти утверждения — слова, беспомощные усилия ума представить себе сверхумное таинство. Лучше всего сказать, что падение есть внутреннее состояние существ, "остановившихся в своем сердце". Спаситель приходит, чтобы разрушить эту мертвую точку,
смерть в человеческом сердце. Подобно тому как солнце отражается в водопаде, повторяемое миллионами капель воды, явление Сына Божия должно проявиться и размножиться во всем человечестве, — говоря вашим языком, образами, вам понятными.
Спасение состоит в том, что проявляющийся в "человеке-форме" Фраваши должен до конца выявить в себе свой Прототип — Сына Божия. Не многие из западных мыслителей могли по-настоящему понять слова: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине".
В теперешнем состоянии люди не видят всей глубины этого текста. Бог есть все, человек — тоже все, я в то же время он создан лишь по образу и подобию. Сын — Один, мы все будем с Ним, сделаемся сынами Божьими, и все-таки Сын — Один, — это тайна будущего века. Пророки и основатели религий были сынами Божьими; их имена знает Бог, а сколько их было и будет еще — Ему известно. Когда одного мудреца спросили: "Тот ли самый возвратится Зороастр, когда он явится в день общего Суда?" — мудрец ничего не ответил. Он взял чашу, наполненную водой и, вылив ее содержимое на землю, сказал: "Когда-нибудь эта вода станет паром и взойдет на небо. Ответь мне — если с неба в этот день пойдет дождь, эта ли самая вода упадет на землю или другая?" Служение сынов Божиих на земле основано на одном и том же принципе, легенды о сынах Божиих похожи одна на другую не потому, что "мифы совершают странствование", как думают ваши ученые. Мир ополчается на людей света, Ариман вступает с ними в борьбу и в своем ослеплении пытается смертью остановить Победителей смерти. Смерть — предел отдельности, высшая точка самостности, нет ничего более уединяющего, чем смерть, умирающий остается наедине с самим собой в тот миг, когда дыхание его прерывается.
Но в следующий момент, выйдя из тела, он видит чудесный, нематериальный свет. Подобным образом, умирая для этой жизни ради Бога, т.е. вступая на путь духовного подвига, человек сначала бывает очень одинок, а затем находит Небесного Друга.
Когда Сын принимает странника, бывают отворены все небеса и всякие твари ликуют, предчувствуя свое освобождение. Воплощение Сына — великое событие в мире: ангелы и демоны трепещут в эти минуты.
— А тот, кто может понять, — прибавил старец, — из моих слов поймет, почему Сын — Один и почему Его воплощение, как свет во тьме, как Солнце на Востоке, раскрывается на земле во времени и в пространстве великой Славой Божией.

далее