ДАЭНА (ДАЙАНА, ДИН)

Опубликовано star72 -

Зороастрийский календарь. 2012. Минск

Статья подготовлена Малаховой Н.М.

ЗОРОАСТРИЙСКИЙ ПАНТЕОН БОГОВ «ДОБРО ТВОРЯЩИЕ СИЛЫ»

Статья подготовлена на основании книги «Зороастрийское боговедение от древнейших времен до наших дней» Монака джи Дехала- Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998), перевод на фарси мобада Ростама Шахзади, перевод с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М. На русском языке книга не издавалась.

firetemple_2-200x300.jpg

Изеды, или ангелы (в авестийском языке «язата») - «добро творящие силы» - являются либо представителями одного из нравственных качеств духовного мира, либо ответственными за одно из творений Вселенной, т.е. материального мира.
Бессмертные и невидимые, они считаются наставниками и хранителями людей. Они обучили первого человека Киомарса религии Хормазда и всегда готовы доставить радость своему Творцу, защищая его творения («Динкард», т. 3, 7, 11). Они присутствуют в храмах огня и указывают людям праведный путь. С их помощью люди отличают благой путь от дурного, следуя пути добра и света.
Познавая Изедов, люди познают Бога, стараясь максимально приблизиться к своему Создателю, а повторяя имена Изедов, могут заслужить их внимание и защиту в обоих мирах. Однако должно знать о том, что, охраняя наш мир от зла, Изеды защищают только тех людей, которые следуют праведным путём и совершают благодеяния, но не тех, которые озлоблены внутри и причиняют зло другим. Благодаря поддержке Изедов, Аша Зартошт смог обрести духовную силу и мощь для предводительства среди мирян.

НЕБЕСНЫЕ, ИЛИ РАЙСКИЕ ИЗЭДЫ
Даэна (Дин), Чисти и Соруш отвечают за божественное знание. Мехр, Рашн, Аштад, Ард и Расанстат несут ответственность за правдивость и искренность. Варатрагна (Бахрам) отвечает за победу над врагами и противниками. Рамман (Рам) отвечает за счастье, благополучие, веселье и отдых. Рата (Ради) отвечает за озарение, щедрость и великодушие. Ахашати отвечает за мир, согласие и спокойствие. Мантраспанд, Дахмэ-Африти и Дамваш-Упэман несут ответственность за святое слово, молитвы и священные стихи. Аирьеман и Хом ответственны за собственность, имущество и богатство. Аши Вангхои и Парнади ответственны за имущество, богатство и достаток. Дарвасп и Геош-Урван ответственны за стада, табуны и мелкий рогатый скот.

КУЛЬТ ДАЭНЫ
Как показывают исследования учёных археологов и религиоведов, маздаяснийская религия с её пантеоном богов (как и отдельными культами этих богов, например, поклонение Митре, Хому, Бахраму, Нахид-поклонничество) была широко распространена за пределами Ирана.
Так, например, в Малой Азии, Лидии и Либии не только была широко известна маздаяснийская религия, но и в соответствии с последними обнаруженными наскальными (каменными) надписями, выполненными на арамейском языке, Бог Даэна был одним из особых зороастрийских богов, восхваляемым вместе с местным богом по имени Бол.

ДАЭНА - СУТЬ ЛЮБОЙ БЛАГОЙ РЕЛИГИИ
Слово «религия» (на фарси и пехлеви «дин») происходит от авестийского слова «даэна», смысловое значение которого есть «сила познания и разделения добра и зла», живущая внутри человека {совесть). То есть сама суть слова «религия», как и следование религии, заключается не в некоем слепом поклонении, а в разделении добра и зла. Вот почему все благие религии так схожи между собой!
Авеста смотрит на факт существования религий и на обстоятельства их возникновения, как на благо. Это становится ещё более очевидным, если учесть то, что пророк Аша Зартошт мыслью, подаренной ему Ахурой, понял нужды людей (общества) и с помощью своих наставлений дал им силу «даэны» (силу познания и разделения добра и зла), указав тем самым и людям и обществу в целом путь к счастью.
Нравственные законы достойны исполнения во все времена, величие религии - в её законах. Законы религии Аша Зартошта нравственны и справедливы - они разделяют добро и зло как при жизни человека, так и после его смерти, и в зависимости от добрых или злых дел человека определяют для него либо рай (место наилучшей природы и спокойной совести), либо ад (место наихудшей природы и неспокойной совести). После смерти человек встречает свою Даэну, видя в ней отражение своей совести и своих дел.

ДАЭНА И ЧИСТИ
Имя Даэны, которая является представителем религии и божественных законов, упоминается в текстах Авесты в редких и даже исключительных случаях. И хотя этой богине посвящён особый яшт, в нём больше говорится о её напарнице - ангеле Чисти, ответственной за науку и знание.
Во всех текстах Дин-яшта имена Чисти и Даэны употребляются исключительно вместе. Равно как и в любом тексте Авесты, где речь идёт о Даэне, её имя упоминается после имени Чисти (Ясна 22, п.24, Сирузэ-яшт, Хоршид-ньяйш, п.8). Ещё одна богиня, имеющая тесную связь с Даэной - это Аши-Вангхои, или Ард (Ард-яшт, п. 16).

ЧИСТИ, ИЛИ ИЗЭД ЗНАНИЯ
В противоположность Даэне имя богини Чисти, как Изэда, ответственного за науку и знание, в Авесте упоминается очень часто. В Мехр-яште, п. 126 ангел Чисти назван представителем правильных поступков, он свят и одет в белое, его девиз (символ) - белизна.
В специальном яште Чисти, или Дин-яште, сказано:

пункт 1. «Мы прославляем и почитаем Наиправдивейшее Знание, святое создание Мазды, которое показывает благой путь и притягивает к благому пути, направляет человека к пониманию благой религии Мазды!»
пункт 2. Аша Зартошт так возносит хвалу Чисти, Изеду знания: «О, Наиправдивейшее Знание, святое творение Мазды, если ты будешь впереди, то подожди нас, а если будешь позади, то догони нас!»
пункт 3. «Пусть с твоей помощью мы достигнем мира и спокойствия, пусть наши дороги приведут нас к цели, пусть в горах образуются благие переправы и можно будет с лёгкостью пройти сквозь рощи, а реки станут судоходными!»
пункт 13. «От Знания [Чисти], творения Мазды, приумножаются силы в ногах, слух в ушах, зрение в глазах, здоровье в теле и продлевается жизнь».
пункт 15. «Её [Чисти] восхваляй, благочестивую и мудрую жену, ибо Аша Зартошт желал чистоты, чтобы она одарила его счастьем, и чтобы он смог думать, произносить речи и поступать в соответствии с религией».
пункт 17. «Его восхваляй, предводителя и учителя религии, совершающего для пропаганды своей религии далёкие путешествия, чтобы он был одарён хорошей памятью и крепким здоровым телом».
пункт 19. «Прославляй и его, предводителя государства и великого деятеля страны, который желает мира и согласия людям в своей стране».

ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
24 солнечный день - день Дин (Даэны, Чисти)

Ферейдун Джонейди «Зерван: измерение времени». - Нишабур: «Бониаде Нишабур», 1358 (1979). Перевод с фарси Бобрицкой Т.Ч.

Слово «дин» («даэна») у иранцев может иметь несколько значений, иногда оно означает слово «религия», иногда определяет непосредственно саму человеческую совесть .

Там же: «Следующим свойством человека является «даэна» или «дин» (в современном персидском языке «дин» значит «религия»), что означает совесть и осведомлённое и божественное «я» в человеке. Эта сила вливается в тело человека во время его сотворения и после его смерти уходит в небесный мир. Эта сила не является бессмертной. Это есть то, о чём мы упоминали в разговоре о Рашне, то есть то, что в загробном мире для добродетельных людей появляется в виде прекрасной девушки, а перед злодеями предстаёт в лике страшного демона».

Изначально название дня «Дин» означало «День Творца». Позже это слово стало употребляться в значении «совесть».
В Ходахт-наске Авесты о Дин в значении Даэны-Совести говорится: «По прошествии третьей ночи [после смерти человека], на рассвете [четвёртого дня] душе умершего [если он был праведным] кажется, будто он находится среди зелени, вдыхая приятные ароматы, и ароматный ветерок дует в его сторону из южных краёв» . И праведному человеку кажется, что он улавливает своим обонянием этот ветер, и он спрашивает: «Откуда дует этот ветер, этот самый ароматный ветер, которого я никогда не чувствовал?»
В дуновении этого ветра его «дин» [его даэна-совесть] показывается ему в облике прекрасной девушки, сияющей, высокой и стройной, с красивым лицом, с поднятой грудью, с сильными белыми руками, свободной (арийской и иранской), благородной, на вид пятнадцатилетней, чей внешний облик настолько прекрасен, как будто в нём собраны все самые прекрасные существа в мире. 
И душа праведного человека спросит у неё:
- О, юная Дева, прекраснейшая из всех, кого я когда- либо видел, кто ты?
И его собственная «дин» ответит ему:
- О, благородный человек, благомыслящий, благоречи- вый, благодетельный и благоверный, я - твоя «дин», твоя совесть и твоя вера.
Тогда добродетельный человек спросит её:
- А где же тот, кто любил тебя, о, юная Дева, за твоё величие, благодетельность, красоту, за благоуханный аромат и силу, побеждающую врага, такую, какой ты кажешься?
И прекрасная молодая девушка ответит ему:
- О, благородный, благомыслящий, благоречивый и благоверный человек, тот, кто любил меня за моё величие, благодетельность, красоту, благоухание и силу, побеждающую врага, кто любил меня такую, какой я тебе кажусь, - это ты и есть! Когда ты видел, что кто-то сжигает труп [сжигание трупа в огне считалось грехом, так как это ранило Изеда Азара], занимается идолопоклонничеством, срезает деревья или творит любую другую жестокость, ты это видел и читал Гаты, и восхвалял благие творения Ахура-Мазды, и радовал чистых людей, приходивших из близка и далёка [приём гостей считался одной из религиозных обязанностей иранцев]. Я была любима, ты сделал меня более любимой, я была красива, ты сделал меня более красивой и желанной, я была на высоком пьедестале, ты поднял меня ещё выше...

Даэна-Совесть (для кого-то она выглядит так)

Речи о бессовестном и нечестивом человеке в точности повторяют этот сюжет, но только вместо прекрасной девы к нему приходит ахриманская, отвратительная, грязная и зловонная женщина, которая уносит душу умершего в ад.