Поиск по сайту



О ХАРИЗМЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ

Журнал "Митра" №0 1997

Славянские, особенно русские, сказки хранят глубинные и древние знания. Не зря и частым рефреном в них служат слова: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Даже ориентируясь на то, что лежит в сказках на поверхности, читатель (слушатель) призывается к доброй и честной жизни, ему наглядно показывается награда, ждущая достойного, и наказание злодеев.
Па самом деле сказки потрясающе многослойны и многозначны, на канву их повествования нанизаны ключевые понятия Космических Законов. Одного из пластов сказок мне и хочется коснуться: несения, получения и проверки харизмы,
Даже при беглом анализе бросается в глаза, что харизма рода чаще всего дается женщине. В качестве примера рассмотрим хорошо известную сказку "Крошечка-Хаврошечка". Существует достаточно много ее вариантов, но возьмем наиболее полный. Очень трудолюбивая, смиренная и приветливая героиня сказки теряет мать. У девушки есть любимая корова (может быть, девушка родилась в 14-й солнечный день и так соответствует своему тотему, что он просто воплотился в ее жизни, а может быть, корова - тотем её рода). Отец осиротевшей девушки женится на женщине с тремя дочерьми, т.е. в род Крошечки-Хаврошечки входят три девушки из чужого рода. Девушки ленивы, с удовольствием шпионят за Крошечкой, предают её, и радуются её бедам, т.е. всячески покушаются на её харизму.
Когда корову убивают по навету мачехи и её дочерей - носительниц зла в сказке, девушка поступает' в полном соответствии с предсмертным желанием животного: она не съедает ни кусочка коровьего мяса (священное животное ариев), тщательно собирает все косточки и хоронит их (прямо по "Видевдату"). Девушка ухаживает за косточками, каж¬дый день поливая их, т.е. почитает и поминает Фравашей, и из этих костей вырастает ДЕРЕВО, Чаще всего это яблоня. И в конечном итоге за праведное поведение девушки: трудолюбие, незлобивость, отсутствие злопамятности, кротость - т.е. заслугу добрых дел, раскрывается Хварна ее рода. Прекрасные плоды, которые появляются на яблоне, сорвать может только она. Для остальных плоды недоступны: ветви либо просто поднимаются, не давая человеку коснуться плодов (если это человек, не причинивший обиды Крошечке), либо царапают лица, пугают и вырывают волосы злым сестрам (спутать и вырвать волосы женщине - лишить ее и связи с Небом и возможности магии). Крошечка же срывает плоды (яблоня сама склоняет к ней ветви), дарит их добру молодцу, чьей женой и становится. В разных сказках это либо просто добрый молодец (т.е. человек, отмеченный Хварной воина), либо купец, иногда князь или царь. В любом случае он является хварноносцем, т.е. девушка получает огромную награду - входит в хороший род. Пожалуй, именно в этой сказке наиболее полно проигралась мистерия обеспечения родом достойной жизни своему члену.
В другой сказке — про буренку — А.Н.Афанасьев рассказываег как корова помогает осиротевшей царской дочери. Злая мачеха не кормит девушку, выгоняет из дома пасти корову, ожидая, что сиротка умрет с голоду. Корова кормит-поит царскую дочь. После смерти коровы из её кишочки вырастает ягодный куст, и проигрывается та же мистерия, что и в "Крошечке-Хаврошечке".

Очень перекликается с этими сказками и известная в многочисленных вариантах сказка о Морозко ("Мороз-Красный Нос"), где беззащитную девушку-сиротку отвозят в ЛЕС (символ сообщества Фравахаров) и сажают под ЁЛКУ - совершенно четкий символ Шатаваэша.
Шатаваэш, хранитель рода, защищает и охраняет члена своего рода, которому в конечном итоге дается возможность достойной жизни, но он же способствует очищению рода от дурного человека - мачехиной дочки, а в некоторых вариантах и от самой мачехи. В сказках не прослеживается прямая связь между самим деревом и наградой или наказанием. Просто мистерия разыгрывается под ёлкой: именно сюда приходит Мороз Красный Нос, и здесь полностью проявляется как сиротка, так и мачехина дочка — одна приветлива и смиренна, другая — груба и нетерпима.
В "Золушке" девушка часто ходит на могилу своей матери, ухаживает за ней На могиле вырастает дерево (часто это орех). Плоды этого дерева являются теми дарами, с помощью которых сиротка достигает достойной жизни. В некоторых вариантах сказки девушка просит отца привести то, что зацепится ему за шляпу (европейские сказки). Этим "чем-то" является веточка с тремя орешками, в которых и находятся дары Древа Фравашей.
У того же А.Н.Афанасьева есть сказка о старике и старухе (аналог "Сказки о золотой рыбке"), где желания выполняет ДЕРЕВО в лесу, дающее все, вплоть до царской власти. Богохульство старухи (желание стать богиней) приводит к тому, что их со стариком превращают в пару диких медведей: Фраваши изгоняют осквернителей Древа рода, очищают от вероотступников весь род.

Тот же вариант получения даров от Фравашей мужчиной закодирован в сказке о "Сивке-бурке" Младший сын, самый скромный, которым старшие братья просто помыкают, единственный выполняет завет отца - ходит на его могилу каждую ночь. За это именно ему одному (а по замыслу отца это должно было достаться всем его детям) передается тотем рода - Сивка-бурка, с помощью которого младший сын получает харизму и женится на царской дочери.
Кара за попытку отнять Хварну неотвратимо настигает покушавшихся на нее во всех сказках. Основной носительницей Хварны часто является женщина — девушка (скромна, пригожа, трудолюбива), которая приглянулась царю (князю) и он женится на ней, но мачеха подсовывает вместо нее свою дочь. Девушка гибнет (превращается в деревце, тростник и т.д.), её горькая жалоба доходит до царя, справедливость восстанавливается, злодейки наказываются с разной степенью жесткости в разных скачках. Эта же мистерия разворачивается и в Пушкинской "Сказке о Царе Салтане" и в "Аленьком цветочке": сестры (здесь родные) завидуют царскому сану (богатству и холе в "Аленьком цветочке"), выпавшем на долю сестры. Они пытаются погубить девушку, но оказываются посрамленными. Как параллельное использование этого же сюжета, по всей видимости, следует отметить развитие взаимоотношений Психеи и ее сестёр в "Метаморфозах" Апулея, ибо именно их зависть и покушение на Хварну сестры приводит Психею к выпавшим на ее долю испытаниям.
В тех сказках, где главной героиней является женщина, точнее история её жизни, Хварна героини дает ей возможность социального возвышения, вхождения в более высокий род и рождения хорошего ребенка, чаще всего это царский (княжеский) сын. Пройдя тяжелые испытания, иногда даже смерть, женщина возрождается к жизни и попадает в вару, где она, будучи надежно защищённой своим мужем от невзгод и бедности, сможет наиболее полно осуществить свое предназначение - стать женой и матерью, хозяйкой дома.
В большей части сказок женщина не совершает героических подвигов; чаще всего она является наградой герою за его доблесть. Однако есть несколько сюжетов, когда женщина выступает как активное начало: мистерия "Финиста Ясна Сокола", когда девушка тем или иным способом, чаще всего магическим, привлекает к себе юношу, завоевывает его любовь, но потом теряет любимого. Вернуть его она сможет только пройдя ПУТЬ ВОИНА: износив 3 пары железных сапог (или 7), изломав 3 железных посоха (или 7). В долгом и трудном пути девушке помогают очень древние старушки — по всей видимости, шестое-седьмое колено ее Фравахара. Они дают ей ВЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — указывают путь к любимому, а также ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ, с помощью которых она развеивает злые чары.
Почему женщине в этой сказке надо пройти такой путь искупления? Возможно потому, что она слишком активно проявилась в поиске партнера, и для его привлечения использовала магию.
Мужчины получают в сказках Хварну воина или царя чаще, чем Хварну рода. Наиболее распространен сюжет про стареющего царя, который не знаег, кому из трех сыновей передать царство (Именно этого и не сделал король Лир, что и привело к печальным последствиям для страны и его самого. Вместо того, чтобы объективно выявить кто же именно несет Хварну, он впал в гордыню, за что и поплатился так жестоко). Царевичи должны подвергнуться испытаниям, в результате которого выявляется достойнейший. Тут разворачивается мистерия проверки на право несение царской Хварны, которая проводится, в частности, Тиштаром Перед всеми царевичами лежит камень на распутье, и царевичи должны выбрать верный путь. Эта проверка связана с умением истинного царя верно избирать направление в будущее, находить выход из лабиринта. Оба старших сына не выдерживают первых же, очень простых испытаний на уровне Тельца (еда и женщина), и тут же в буквальном смысле слова проваливаются в Нижние Врата - их скидывают в подпол (яму), где они выполняют унизительную работу. Младший царевич достойно проходит это испытание: либо он изначально делает верный выбор и идет другим путём, либо, памятуя о главной своей цели, не поддается искушению. В конце пути он проходит через Верхние Врата (смерть) и полное преображение, поскольку его омывают сначала мертвой, а затем живой водой. В сказке "Об Иване-царевиче и Сером Волке" Волк, тотем царского рода, исправно помогает Ивану-царевичу на его пути воина. Пройдя все испытания, и простив братьев (во многих вариантах сказки), Иван-царевич становится царем.
Здесь, очевидно, следует вернуться к сказке о Сивке-бурке, которая также имеет множество вариантов. Та мистерия, которая в нее входит, описывается и в ряде других сказок: герою помогает конь. Часто это ледащенький (?) жеребенок, которого холит, лелеет и выращивает герой сказки. Обычно этого жеребенка он выбирает по совету встреченного старика. Благодаря помощи этою коня герой сказки и заслуживает царство. Он выдерживает все испытания, которые предложены царем, ищущим достойного мужа своей дочери, а себе — преемника. Здесь царь выбирает того, кому он передаст свое царство. Юноша, совершая подвиги, сияет: то это медный, то серебряный, то золотой всадник. Весь народ восхищается им сочувствует ему в тех случаях, когда он чуть-чуть не может доскакать, допрыгнуть до царевны. Обычно заданием служит либо получить из рук царевны кольцо, либо поцеловать её, либо она должна коснуться своим кольцом лба всадника. На пир по случаю победы всадник приходит в затрапезном виде, его никто не узнает, часто он подвергается насмешкам. Иногда у него завязан лоб, чтобы не было видно сияния от перстня царевны. Только царевна (носительница царской Хварны) узнаёт и признаёт своего суженого, после чего он преображается, и все видят его сияние. Царь отдаёт ему в жены дочь и вместе во всем народом признаёт его престолонаследником. В этом варианте сказок герой доказывает всему народу и царю наличие у него Хварны практически буквально: он сияет. Либо, когда с его головы царевна снимает платок, дворец озаряется светом, либо после признания он становится золотым, сияющим, и все в нем узнают так полюбившегося всадника.
У меня получился только очень беглый набросок того, что оказалось видимым с первого прочтения. Но даже этот взгляд "по верхам" выявил, что в сказках, даже обработанных разными авторами, через века пронесена мудрость ариев, их знания о принципах и устройстве жизни. Читая и перечитывая сказки, сами того не осознавая и не подозревая, русские люди черпают и бессознательно усваивают древнюю мудрость, заветы Фравашей и многие сакральные знания.

Евгения Борисова

02 Вохуман день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:41
Завтрашний день начнется в: 09:39
Текущее время Хаван-гах, осталось 02:13 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники