Поиск по сайту



Отражение космических ритмов в произведениях художественной литературы

Журнал "Митра" №1 1997г

В мире ежедневно исписывается огромное количество бумаги. Люди стремятся запечатлеть мысли, пришедшие им в голову, описать и прокомментировать реальные события, изложить в художественной форме свои представления о жизни. Но почему одни вещи просто не хочется читать, другие забываются тотчас по прочтении, а некоторые входят в жизнь многих людей как нечто необходимое им, нечто, дающее ключевые понятия о самой жизни - становятся тем, что мы называем классикой? Почему люди постоянно читают и перечитывают народные сказки?

Одним из ответов может служить то, что в сказках и в произведениях классики наиболее полно и в доступной форме отражаются Космические Законы и демонстрируются плоды следования или не следования этим законам.
Эти законы изначально собраны в "Видевдате", "Бундахишне", Солнечном календаре и книгах Авесты. Хранимые веками, они вошли в мифологию, обряды и обычаи народов, растворились в них, и большинство людей принимает их, не задумываясь, они кажутся естественными, впитанными с молоком матери (во всяком случае так и должно быть). Сходство мифов, сказок, обрядов самых разных народов подчеркивает общий их источник. Все, кто так или иначе коснулся народного творчества, отмечают это. А.Н. Афанасьев пишет: "Мы не раз уже говорили о доисторическом сродстве преданий и поверий у всех народов индоевропейского племени." По его мнению, это связано "с единством древнейшего происхождения ныне столь разъединенных народов. Разделяясь от единого корня на отдельные ветви, они вынесли из прошлой своей жизни множество одинаковых преданий и доказательства своего изначального родства затаили в звуках родного слова".
Всегда очень сложно выделить сказку, где развивается мистерия одного солнечного дня. Как и все народное творчество сказки пронизаны образами солнечных (и лунных) дней. Стоит начать размышлять, сопоставлять информацию, как возникает поток ассоциаций, и ты начинаешь понимать, что сказки, словно из кубиков, сложены из мистерий различных солнечных дней.

Поскольку, как заметил мудрый Ходжа Насреддин, ссылавшийся на древние источники, "истина не тускнеет от повторения", - в сказках под разным ракурсом, в разных сочетаниях повторяются, нюансируются основы Космогенезиса, вошедшие в солнечный и лунный календари, в "Видевдат", и другие источники Авестийского учения. Возьмем, например, образ вары, данный в "Видевдате". Здесь речь идет о свертке и развертке пространства и времени, о территории, в которую не будут допущены те, кто этого не достоин. И что же мы видим в русских сказках? А в сказках мы видим то сундучок, в который помещается все царство (здесь предмет силы шестнадцатого солнечного дня - сундук, является варой, хранящей целый мир), или же медное, серебряное и золотое яйцо или шарик, в котором также хранятся целые царства. Эти царства могут сворачиваться и разворачиваться (разве не прослеживается аналогия с Благими землями!), а дают их герою то ворон, то орел... Ведь эти образы мы встречаем в самых разных сказках. В некоторых они занимают центральное место, в других -проходное. Тот же принцип переплетения многих мистерий календарных циклов и "Видевдата" мы наблюдаем и в произведениях классики. Может быть, в этом одна из причин того, что мы постоянно перечитываем одни и те же книги, каждый раз открывая в них для себя новую грань?
Мы все, особенно в детстве, любим и понимаем сказки народов, обладающих значительными отличиями менталитета. Дети еще хранят в себе много изначального, общечеловеческого, у них еще нет ни национального, ни кланового разделения людей, их мир более целостен и гармоничен, чем мир взрослых. Именно потому дети так легко входят в мир сказок и мифов, образный строй, ритм, язык которых действуют не только на сознание человека, но и входят в его подсознание, формируют бессознательное ощущение Добра и зла, правил человеческого общежития. Вот почему так важно воспитывать детей на настоящих сказках, не давая им суррогаты или просто вредные "сказочки" типа "Малыш и Карлсон" А.Линдгрен, где главный герой паразитирует на чистоте, порядочности и доверчивости Малыша, вовлекая его в гадкие поступки и ускользая от ответственности.

Именно то, что народные сказки переделываются под видом "осовременивания", уродуются, искажаются, в них вводятся "новшества", где Добро и зло смешаны, - лишний раз подчеркивает их огромное воспитательное значение. Всегда наибольшей порче и осквернению темные силы стараются подвергать все самое лучшее и светлое в нашем мире. Само зло импотентно, оно ничего не может создать, сотворить, но изуродовать, испортить - это его любимое занятие. При этом зло всегда рядится в тогу добродетели, рассуждает о терпимости, интеллигентности, а на самом деле под этими понятиями оно скрывает всеядность и потворство любым грехам.

Когда Россия была православной страной, то люди гораздо лучше знали свои сказки, песни, обряды, соблюдали их. Христианство многое впитало из зороастризма; древние славянские обряды, имеющие корнями те же источники, вошли в православие. К сожалению, за семьдесят с лишним лет атеизма удалось слишком многое сделать, чтобы отлучить русский народ от Законов Космоса, добиться того, чтоб во многом "распалась дней связующая нить" .

Чем глубже уходишь в корни православия, тем более заметна его близость к зороастризму: та же радость жизни, то же отсутствие деления и противопоставления духовной и физической жизни. Радость бытия, красота мира, символика зороастризма пронизывают раннее христианство. Ярчайшим тому подтверждением являются мозаики Равенны. Но чем более мы приближаемся к нашему времени, тем сильнее заметно растлевающее влияние манихейства на жизнь и искусство. Уже Европа начала нашего века в лице признанного эстета и знатока итальянского искусства Анатоля Франса небрежно отзывалась о мозаиках Равенны, считая их варварскими и примитивными, все более увлекаясь учением Франциска Ассизского, опасной игрой ума, кокетливыми взглядами в бездну. Русские же, конечно, пошли дальше: они просто стали смотреть в эту бездну...
Пережив кошмар революции, войн, разрухи, самоуничтожения, Россия пытается подняться из грязи, обрести себя. Такое ее поведение совершенно не устраивает очень многих. Поэтому под маркой дружеской помощи, обучения и прочей благообразной болтовни нашей стране подсовывают, навязывают все, что только может увести ее от собственных корней. На самом деле у русских есть все:
эстетика, этика, религия. Все это выросло из зороастризма, и совсем недалеко ушло от того, что заложено в его анналах. именно это и заставляет оголтело отрывать нас от истины- Молодежь покупают с помощью кукол Барби, отвратительных мультфильмов, лотерей, более зрелых и образованных прельщают изысками манихейства.
Из искусства и этикета изымается, а если не удается изъять, то искажается все наиболее светлое и чистое. Даже небольшое сравнение мировосприятия, например XVIII в., далеко нелегкого и во многом кровавого, с нашим показывает, насколько удалось развратить сознание людей. XVIII в. стремился к гармонии с окружающим миром, познавал его совершенно мистериально. Это отражается в символике языка искусства, будь то живопись, архитектура или литература. Тот же Петергоф, например, был построен по принципу гротеска, доведения любого действа до абсурда. Он словно зеркало, то прямое, то кривое, в котором каждый увидит то, что сможет увидеть, словом - мистерия 18-го лунного дня. И приятным подтверждением этому служит картина с изображением праздника обезьян, висящая в Монплезире.
Нынешнее же искусство, становящееся все более массовым в плохом смысле этого слова, все ниже и ниже опускает планку нравственности. В художественной литературе, начиная с XIX века, начал занимать видное место образ женщины легкого поведения. Сначала европейская читающая публика была шокирована тем, "как любят эти женщины" в "Блеске и нищете куртизанок" О. Бальзака и "Даме с камелиями" Дюма-сына, затем шок прошел и все пошло по нарастающей. Если посмотреть сегодняшнюю литературу и особенно кинематограф, который почти вытеснил привычку к чтению у большей части публики, то воспевание "ранимой и нежной" души продажной женщины становится нормой. Ее партнером, как правило, бывает какой-нибудь убийца, также обладающий "тонкой" душой: например, человек с детства обожал лошадей, но не мог заработать на их содержание честным путем. Он стал наемным убийцей (подумаешь, пристрелить пару-тройку незнакомых ему людей!), чтобы заработать на хорошую лошадь. И люди "сглатывают это варево", забывая, как искренне они возмущались фашистами, уничтожавшими людей в концлагерях днем, а вечером наслаждавшихся семейным уютом и хорошей музыкой. Сейчас люди уже почти отучены ценить и уважать женщину-мать, хранительницу очага (в начале нашего века к этому, к великому сожалению, приложили руку многие наши писатели, в частности А.П. Чехов, которые описывали нормальный дом, семью с ее простой и обыденной жизнью как воплощение пошлости и мещанства). В подсознание молодежи уже практически внедрен в качестве образца для подражания образ путаны, им кажутся смешными и устаревшими такие женщины, как пушкинская Татьяна. А ведь это великий грех - грех против веры, против Даэны - Изеда двадцать четвертого солнечного дня. Элиза, безропотно приносящая себя в жертву ради спасения братьев, выполняющая данный обет даже перед лицом смерти ("Дикие лебеди" Г.-Х. Андерсена) забыта, она даже не кажется героиней - и это очень плохо.
Сейчас, когда начинается Эпоха Разделения, зло стремится любыми способами продлить свое существование. Оно устраивает массированную атаку на всех фронтах, и особенно стремится вовлечь в свои сети детей и молодежь. Для этого используются все уловки, изобретенные носителями красно-голубого эгрегора. Зная и понимая это, зороастрийцы могут внести свою лепту в борьбу сил Добра, осознанно сохраняя традиции, воспитывая детей на народных сказках и классической литературе.

Евгения Борисова

27 Асман день.
09 Атара месяц.
3756 год ЗРЭ

Асман день (Ав. Асман) Небо.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:49
Завтрашний день начнется в: 09:50
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 01:48 часов.
Ушахин-гах будет в 00:53 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 21/12/2018 по 22/12/2018

Зервано-зороастрийские праздники