Поиск по сайту



Обзор журнала американских зороастрийцев «FEZANA» за 1998 год

Журнал "Митра" №4 1999г

перевод с английского Татьяна Фурман.

Очередной номер журнала «FEZANA», который прислали нам зороастрийцы Северной Америки, посвящен Гатам Заратуштры. Редактор этого номера Йезди Рустомджи пишет: «Некоторым читателям взгляды автора на тему «Гаты в истории религии и жизни» покажутся разнообразными и живыми, другие посчитают их провокационными… Собирая статьи для этого специального номера «FEZANA», я хотел больше всего, чтобы верующие зороастрийцы рассказали о том, как их понимание Гат влияет на их духовное мировоззрение и мирскую жизнь. Я также хотел, чтобы те, кто учит Доброй Религии, узнали из этих рассказов, как верующие зороастрийцы идут через жизнь. Потому что их жизнь сегодня идет так же, как шла жизнь их предков тысячелетия назад».
Авторы других статей этого номера – люди самых разных профессий: юристы, врачи, химики, философы. Каждый из них рассказывает о своем понимании Гат.
Статья священника Керсея Х. Антиа начинается с личных воспоминаний: «Я знал все Гаты наизусть, когда мне было 10 лет. Но я вряд ли понимал их значение и важность до значительно более позднего возраста… Наверное, мое первое знакомство со значением гатического стиха произошло, когда я услышал доктора Гилдора, министра и личного врача Ганди, процитировавшего «Ясну» (34.15) на лекции в Бомбее. Я нашел перевод этой цитаты и он мне так понравился, что с тех пор он всегда в моих молитвах: «О Мазда, открой мне наилучшие слова и действия, те, которые от природы Вохумана и Аши, так, чтобы они стали справедливым основанием моих преданных гимнов тебе».
Австралийский хирург Сэм Керр пишет о Заратуштре, как о «великане мысли», сумевшем увидеть то, что не понимали его современники. Кочевники тогда стояли перед дилеммой: следует ли жить оседлым организованным сообществом или продолжать жить по-старому, свободными от цепей ответственности перед семьей, домом, деревней. Заратуштра высказал свое мнение не только по вопросу о выборе между этими двумя образами жизни, но также и о проблемах, которые возникают при оседлом образе жизни. Он показал правильный путь преодоления их и говорил с человечеством настолько прямо и точно, что его мысли продолжают воздействовать на умы ученых и философов уже более 3,5 тысячелетий.
Сэм Керр объяснил, что наша джиати – первая жизнь (на Земле), – это восприятие и осознание с возможностью чувствовать всеми нашими органами чувств, наслаждаясь жизнью во всей полноте в качестве уштавантов. Его мысль предполагает сознательный дух, который постоянно пытается достичь с полной искренностью, хотя и не без срывов, состояния, близкого к совершенству для своих земных свойств в качестве ашавана (приверженца истины). Сэм Керр пишет:
«Заратуштра объяснил, что когда Ахура Мазда создавал человека, он наделил своими божественными (Меног или небесное) свойствами обычное человеческое (Гетиг или земное) тело и разум таким образом:

небесный Спента Манью – его божественный дух через земной человеческий дух Чисти;
небесный Вохумано – его добрая мысль через земную доброту/рациональность Кхрату;
небесный Аша Вахишта – его высший порядок через земную человеческую благоразумность;
небесный Кшатра-Варью – его идеальное царство через земное человеческое гармоничное сообщество;
небесный Хаурват – его божественная полнота целостности через наше земное благосостояние;
небесный Амертат – вечное благословение обещано в конце времен всем смертным.
Заратуштра учил, что сила Чисти, этого очень личного земного человеческого духа самопроизвольно проводит человеческое намерение, мотивацию, движущую силу всего человеческого поведения в реальную жизнь. Он показал, что угроза при обучении означает дурное намерение, тогда как убеждение указывает на доброе намерение. Действительно, он назвал свою младшую дочь Поуру – Чиста (пребывающая в богатстве человеческого духа).
Далее, он проповедовал, что разумная мысль/интеллект – Кхрату – его особый дар людям (среди других живых существ на Земле), чтобы мы могли оставаться его сотрудниками против всего злого и иррационального. В Гате «Ахунаваити» («Ясна», 32.4) мы отмечаем, что добрая мысль Создателя и разумная мысль людей вместе могут более действенно продвигаться путем ашавана. Отстраняясь от доброй мысли и от рационального размышления, дарованного им Ахура Маздой, они уходят с пути ашавана».
Сэм Керр подчеркнул, что человеческий ум нуждается в постепенном воспитании через желания, идеи, взаимодействия, общение, действие окружающей среды в течение длительного времени. Приобретенный интеллект и опыт собираются в то, что известно, как Просветленный Ум, который дает нам силы к совершенствованию нашей природы.
В этом номере также есть статья, рассказывающая о первой международной конференции, посвященной Авесте. На этой конференции присутствовали и двое гостей из нашего города. Один из них – профессор д-р Стеблин-Каменский рассказал о традициях российской иранистики, о переводах Авесты на русский язык и ее влиянии на русскую культуру. Другой гость из Петербурга, доктор наук Боголюбов рассказал о различных возможных версиях перевода стиха из Гат о падении легендарного царя Йимы.
Первый номер журнала «FEZANA» выходит обычно весной, поэтому неудивительно, что в номере напечатана статья о традициях празднования Новруза. Приведем отрывок из нее.
«…В Индии парсы приветствуют друг друга словами «Новруз Мубарак» и ходят в храмы Огня. В Иране выставляют на стол 7 предметов на букву «S», включающие SIB (яблоки), SABRI (овощи), SIR (чеснок), SERKEH (уксус) SUMAC (пудру), SENJET (оливки) и SIKKA (монеты). Легенда начинается примерно за 2 тысячи лет до рождения Заратуштры, когда царь Джамшид из династии Пешдадидов был помазан на царство. День его помазания был назван «Новруз», что значит «новый день». В древних зороастрийских текстах Ахура Мазда говорит Заратуштре, что Джамшид был первым, кто узнал от него о маздаяснийской религии. Традиция ношения рубахи судрех и пояса кусти была введена Джамшидом после разговора с ангелом Сраошей».
Кроме того, в этом номере также сообщается о появлении нового журнала, который называется «Хумата», издаваемого центром иранских исследований, который был создан специально для восполнения отсутствия знания на Западе о культурном наследии Древнего Ирана. Законы Заратуштры и древних иранцев формировали цивилизованный мир в течение почти тринадцати веков, но они совершенно неизвестны многим людям Запада и даже многим зороастрийцам. В последующем журнал «Хумата» будет печатать простые для понимания статьи на персидском и на английском языках по важнейшим религиозным, культурным и социальным вопросам зороастризма.
В следующих выпусках «Митры» мы познакомим читателей с содержанием новых номеров журнала «FEZANA».

Перевод с англ. яз.
Татьяны Фурман

02 Вохуман день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:41
Завтрашний день начнется в: 09:39
Текущее время Хаван-гах, осталось 02:06 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники