Зороастрийские храмы

Опубликовано star72 -

Авестийское учение возникло еще в доисторическую эпоху и хранило в себе корни древнейших знаний, восходящих ко времени исчезновения северного континента Арктиды в Северном Ледовитом океане. Великая заслуга древних ариев в том, что они дали землянам мировоззрение, противостоящее смешению света и тьмы, учение о свете, который побеждает тьму. Авеста, несущая свет зороастрийского учения, с полным правом считается праматерью всех религий, вдохновившей их зарождение. От нее, как от огня, подпитывались христианство, буддизм, иудаизм, ислам, крупнейшие мировые религии. Основное учение зороастризма, вытекающее из 21-го наска Авесты, является до сегодняшнего дня сокровенным, оно передавалось из уст в уста. Частью сокровенного учения Авесты является учение о Зерване. Зерванизм – это путь ускоренной эволюции, т. е. совершенствование человека через очищение его потенции к универсальному творчеству и невербальному знанию. Назначение человека – хранить и умножать в себе образ Ахура Мазды на Земле, быть его отражением и совершенным проводником божественного влияния.

zoro hram 1.jpg
Рис.1. Алтарь на возвышенном месте

Ранний зороастризм

У древних зороастрийцев огонь был символом целостного начала жизни, знамением Бога-Творца, вечно производящего и вечно поглощающего в своем пламени бесконечную цепь творений. Огонь – вечный символ жизни и смерти, возникновения и разрушения форм, символ той силы, которая порождает жизнь во всем ее многообразии, во всей ее сложности и красоте. Поэтому существеннейшей частью древнего культа зороастризма было зажигание огня на алтаре под открытым небом. Зороастрийцы считали, что «Божеству не следует поклоняться в храмах, так как вся земля и небо – один великий храм Ахурамазды» (рис. 1).
Ранний зороастризм не нуждался ни в священных зданиях, ни в постоянных алтарях, и поэтому не оставил никаких следов археологам. Предки иранцев и индийцев-индоариев составляли один народ, который называют протоиндоиранцами. Они являются ветвью индоевропейской семьи, их общество делилось на две главные группы: жрецы-священнослужители и пастухи-воины (охотники). В то буйное и тревожное время правила сила, а не закон.
Ритуальная обстановка зороастрийца проста: огонь, вода, земля и воздух – священные предметы. Протоиранцы обожествляли воды рек и водоемов как богинь, молились и совершали им возлияния. У зороастрийцев возлияния воде состоят в основном из трех элементов: молока, сока и листьев двух растений. Здесь проявляется число «три», которое было священным.

Культ вечного огня был распространен среди индоевропейцев, которые видели нечто божественное в горящем пламени. Зороастрийцы называли огонь Атар. Они совершали приношения огню из трех элементов: сухих чистых дров, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. Этот третий компонент приношения считался специальным возлиянием для огня – заотра. Таким образом, огонь, так же как и вода, набирался сил с помощью двух приношений от растительного царства и одного от царства животных.
Священное место, на котором совершались религиозные ритуалы, не было постоянным. Оно представляло собой ровный участок земли, у иранцев – прямоугольник, который отмечался проведенными с молитвой бороздами, во избежание воздействия злых сил. Чтобы отметить священное место, очерченную территорию опрыскивали чистой водой и еще раз освящали молитвами. Жрец сидел, скрестив ноги на земле, перед огнем, помещавшимся в небольшом сосуде. Все сосуды, использовавшиеся при богослужении, сначала очищали, а затем освящали. Возможно, что семь главных праздников отмечали либо на открытом воздухе, либо в доме главы местной общины, в зависимости от времени года. Богослужения посвящались Амеша Спента в сотворенном ими храме, т. е. на природе.
В зороастризме первоначально запрещалось всякое изображение Бога. Крылатый диск, который европейские ученые принимали за изображение Ормузда, на самом деле есть изображение Фраваши, высшего начала души, а вовсе не Бога (рис. 2).

zoro hram 2.jpg

Древние зороастрийцы не строили больших городов, в жизни довольствовались малым, хотя знали известный комфорт и удобства. Высоко в горах возводились башни для наблюдения звезд, на высоких местах – алтари, на которых сжигались бескровные жертвы.
Зороастрийцы считали, что надо медленно возводить здание непрерывно растущего сознания. В древних текстах отмечается, что «возведение лишь такого Храма есть дело, угодное Ахура Мазде, другие же, каменные храмы для Него – прах и суета. Тело человека – храм, в котором обитает дух».

Аркаим – один из первых зороастрийских храмов

Аркаим – это не только город, но и храм, который с уществовал в XVII – XVI вв. до н. э., т. е. он старше египетских пирамид. Его структура напоминает огромный гороскоп диаметром 160 м с четко выраженными двенадцатью знаками Зодиака и используемыми в лунной астрологии 28 лунными стоянками. Там также присутствует и много другой астрологической информации. Поражает точность измерений, достигавшаяся в древней обсерватории. Это половина угловой минуты, что объясняется уникальными возможностями использования линии горизонта Аркаима в качестве громадного природного транспортира. В структуре Аркаима также заложен древний арийский символ – свастика, символизирующая эволюцию Космоса и человека. Местоположение Аркаима не случайно, это место в Авесте названо серединой мира. Именно здесь, а не в Гринвиче проходит истинный «нулевой меридиан», граница между западным и восточным полушариями Земли, западной и восточной культурами. В этих местах родился и получил откровение Заратуштра, миссия которого заключалась в восстановлении древней арийской культуры в первоначальном виде. По преданию, Заратуштра был священнослужителем. Чтобы понять суть его откровения, нужно знать о старой религии, которая его воспитала.
Аркаим – это место первой дислокации ариев, город-обсерватория, построенный по космическим принципам. Это перегородка Головного Мозга Земли нашей. Днепр, Волга, Урал – места истоков всей индоевропейской цивилизации. Иранцы, древние персы всегда считали Север своей родиной. Свои молитвы они направляют на север. Примечательно, что Аркаим находится на 52° 39' с. ш. Примерно на этой же широте расположены древние сооружения неолитического периода, например, Стоунхендж (51° 11' с. ш.), обсерватории близ г. Праги и в Литве, могильники во французской провинции Пуату и другие объекты. Геологи отмечают, что на этой широте встречаются аномалии магнитного поля Земли, связанные с неидеальностью формы нашей планеты.
В центре Аркаима была площадь, на которой во время празднеств выступал царь с обращением к народу, в храме проводились культовые обряды. В архитектуре Аркаима четко просматривается деление на знаки Зодиака, каждый из которых был заселен в соответствии с астрологическими законами: знак Льва занимали царь и его приближенные, в Деве жил обслуживающий персонал, в Весах – хранители и вершители Закона, в Скорпионе – отправители погребальных обрядов. Вокруг Аркаима были найдены также остатки около 20 других городов. А ведь в древности Русь называли страной городов – «Гардарик». На территории Урала (Южная и Центральная часть) находится первая Благая Земля – Ариана Ваэджа. Именно этот район является духовным центром всего арийского эгрегора и в, первую очередь, России. Эта Благая Земля связана с объединением людей, с выбором правильного пути к спасению, с небесным воинством.

Протозороастрийский храм

Протозороастрийский монументальный храм, посвященный культу огня, был обнаружен современными археологами на территории Туркмении, в юго-восточной части Каракум. Этот храм был построен на рубеже II – I тысячелетия до н. э. в области, которую персы называли Маргуш, а древнегреческие историки – Маргиана. Из авестийских источников известно, что Маргиана была родиной зороастризма, его основным бастионом. Храм, найденный в песках, представлял собой своего рода «кафедральный собор» для всех обитателей Маргианы, на его постройку пошло несколько миллионов кирпичей. Небольшой, круглый в основании холм древние зодчие использовали как своеобразную платформу. Сначала они огородили его гигантским (100х130 м) прямоугольником мощных стен более двух метров толщиной, сложенных, как и весь комплекс, из высушенного на солнце кирпича. Затем по углам были возведены пустотелые башни, а по периметру внешних стен – полубашенки.
В центре комплекса была расположена еще одна постройка 50х60 м, планировка которой прекрасно продумана, состояла из множества комнат и коридоров, возведенных с особой тщательностью (рис. 4). Помещения были связаны с приготовлением какого-то напитка. Впервые в археологической практике удалось обнаружить в остатках на дне сосудов частички хвойного растения – эфедры. Только в одной религии мира – зороастризме существовал культ напитка «хаомы», который упоминается в Авесте. Полученный напиток разливали по культовым сосудам. На месте раскопок было найдено свыше ста целых сосудов, изящные бронзовые топоры, которые использовались в культовых церемониальных целях, каменные зернотерки и пр. В алтаре была обнаружена костяная трубочка с изображением преувеличенно больших глаз, предназначенная для культовых целей.

zoro hram 4.jpg
Рис.4. Реконструкция найденного в песках храма, своего рода «кафедрального собора» для всех обитателей Маргианы, на его постройку пошло несколько миллионов кирпичей

Ритуальные нововведения в эпоху Ахеменидов

Постепенно распространяясь по Персидскому плоскогорью, зороастризм набрал значительную силу в VI в. до н. э., когда к власти пришли персы, победившие мидийцев. В 549 г. до н. э. Кир из рода Ахеменидов взошел на трон маленького персидского царства Аншан на юго-западе страны. В VI в. до н. э. он расширил свои владения до Средиземного моря, но исповедуемая персами религия зороастризма отличалась большой веротерпимостью, предполагавшей равенство победителей и побежденных, уважение к другим религиям, неприятие силовых методов навязывания своей религии. Дело Кира продолжили его преемники – Камбиз, Дарий, Ксеркс, расширяя персидскую империю Ахеменидов.
Зороастрийские предания говорят о том, что мидяне и персы, очевидно, приняли зороастризм как давно сформировавшуюся религию, с определенными установленными доктринами и обрядами, с принятым каноном священного писания на авестийском языке. Авеста продолжала бытовать в устной передаче во время всего периода правления Ахеменидов.
На протяжении всей истории зороастризма индивидуальные и семейные молитвы произносились перед огнем домашнего очага, но в VI в. до н. э., по-видимому, через знакомство с государственными религиозными культами Ближнего Востока и вновь приобретенное имперское величие побудили персидских священнослужителей поднять огонь, перед которым молился царь, на возвышение. Алтарь, относящийся к VIII в. до н. э., служил неизвестному культу и состоял из массивного основания на сырцовых кирпичах, хорошо обмазанного, поддерживающего четырехступенчатую верхушку. Каменные алтари в Пасаргадах были более изящными, но крупными. Они имели трехступенчатое основание, которое уравновешивалось трехступенчатой же верхушкой. Священное число «три» (чрезвычайно важное во всех зороастрийских обрядах) повторяется в трехступенчатой подставке для огня и в тройном углублении каннелюр на колонне подставки (рис. 5).

zoro hram 5.jpg
Рис.5. Алтари огня в Накш-и-Рустаме.
VII–VI вв. до н.э.

Восприняв зороастризм с Востока, персы, будучи имперским народом, внесли новшества в ритуал. Самое раннее из известных нововведений – помещение священного огня на высокую подставку. В Персеполе при первых Ахеменидах такие подставки для огня были, видимо, лишь во дворцах, так как нет никаких данных, что в то время уже существовали специальные священные здания – храмы огня. Греческие источники определенно утверждают, что персы презирали храмы, считая, как писал позднее Цицерон, ошибочным «запирать внутри стен Богов, обителью которых является весь мир». Два каменных постамента, сохранившиеся в Пасаргадах, подтверждают стойкость традиции молиться Богам под открытым небом. Страбон сообщает, что храм, основанный Киром в Зеле (Малая Азия), первоначально состоял из большой искусственно насыпанной возвышенности, окруженной стеной [1]. Это было не здание, а скорее искусственная насыпь, на которую поднимались, чтобы молиться, т. е. имеются в виду огороженные священные участки земли.
Еще в V в. до н. э. Геродот писал о персах, что они не возводят ни статуй, ни храмов, ни алтарей. Но помещать огонь на подставку наподобие алтаря для первых Ахеменидов было очень важно и как провозглашение их приверженности зороастрийской вере, и как объявление о верховной власти. Пламя огня царского очага, поднятое таким образом, становилось символом их собственного величия. Священнослужители после перехода к оседлой жизни должны были установить постоянные священные участки для совершения обрядов богослужения и других ритуалов.
По всему Ближнему Востоку существовал обычай почитать богов и богинь при помощи статуй. Артаксеркс был первым из персидских правителей, кто ввел поклонение изображениям. Он установил статуи Афродите–Анаитиде в главных городах своей империи и приказал народу их почитать. Зороастрийцам было предписано поклоняться этим статуям как изображениям Аредвисуры-Анахиты. В авестийском гимне богиня предстает как олицетворение стремительной реки, движущейся в колеснице, влекомой конями – воплощениями ветра, облаков, дождя и града.
Многого можно достигнуть при помощи царской власти и имущества, но были священнослужители и миряне, которые возмущались установкой рукотворных изображений в качестве объектов поклонения.
В качестве противодействия культу статуй было учреждено почитание огня в храмах. Так, ортодоксы подчинились новой моде возводить специальные здания для богослужений. В храме вместо статуи с алтарем помещали огонь, единственный символ, который одобрял пророк. Вероятно, тогда же был выработан ритуал учреждения династийного огня для каждого нового царя (рис. 6).

zoro hram 6.jpg
Рис.6. Реконструкция фасада зороастрийского храма

Храмовый огонь неизбежно приобретал особую святость и побуждал верующих к глубокому почитанию. Его чистота, поскольку он помещался в специальных святилищах, могла соблюдаться с тщательностью, которая была невозможна для огня в домашнем очаге. Он получал специальное освящение не только в момент устроения, но и во время многочисленных молитв, которые читались перед ним. После учреждения храмовых культов роль огня в религиозной жизни зороастрийцев значительно возросла. Совершать приношения храмовым огням и молиться перед ними считалось весьма правильным, потому что, как говорится в позднейших пехлевийских сочинениях, все они – воины, сражающиеся на стороне благих творений, не только материально – против тьмы и холода, но и духовно – против зла и невежества.
Большие храмы обслуживало много священнослужителей. Священные огни нуждались в постоянном уходе, и верховный жрец в храме огня имел в своем подчинении служащих-священнослужителей. Они жили и на доходы с пожертвованных имений, и на приношения верующих.

zoro hram 10.jpg
Рис.7. Так называемая Кааба Заратуштры. Храм огня начала V в. до н.э. Накш-и-Рустам

У Ахеменидов, владык великой империи, было также несколько царских резиденций. Одну они сохранили в старом мидийском городе Экбатанах (Хамадан), а Дарий построил величественный новый дворец в Сузах, древней столице Элама. Он возвел также новый великолепный дворец в Персеполе в области Парс к югу от Пасаргад. Дворец, возведенный на каменной площадке, господствовал над широкой равниной. Он достраивался и украшался на протяжении многих последующих царствований.
Геометрические фигуры делятся на живые и неживые. Существует качество (асимметрия), способное придать таким абстрактным понятиям, как число и геометрическая фигура, свойства, признаваемые за живыми и неживыми телами. Современные исследователи «золотого» и «серебряного сечения» связывают с живой фигурой живой квадрат. Древние зодчие использовали способ перехода от симметричной прямоугольной формы к асимметричной косоугольной посредством применения прямоугольных треугольников.
Асимметричное построение не нарушает соразмерности всего сооружения и даже облагораживает его. Вводя асимметрию между квадратом и живым квадратом, зодчий превращал внутренний объем храма из холодного неподвижного (неживого) в теплое, живое.

zoro hram 8.jpg
Рис.8. Молитва зороастрийца перед священным огнем Ахура Мазды. Одежда последователя этой религии должна включать кусти (разновидность пояса) и судра (рубашку), которые в зороастризме считаются священными предметами

Человек, находящийся в любой точке внутри такой конструкции, не замечает асимметрии, она как бы растворяется в объеме, но чувствует, созерцая помещение, некоторое движение объема, его постоянное изменение, как бы дыхание. И это полуинтуитивное воздействие успокаивает его, создает душевный уют и тем приближает его к Богу. Живой квадрат – это такая фигура, которая еще не квадрат, но и уже не прямоугольник. Живой квадрат имеет как бы подвижные грани, движение, а следовательно, оживает неживое – неизменное, статичное. В связи с этими данными представляется уместным обратить внимание на храм огня V в. до н. э., так называемую Каабу Заратуштры (рис.7).

Храмы огня в парфянской империи

К середине II в. до н. э. власть Селевкидов постепенно была вытеснена из страны коренной персидской династией – парфянами. Именно в период парфянского правления были предприняты попытки собрать древние традиции и была составлена священная книга зороастризма Авеста. Парфяне правили Персией примерно 400 лет, а их империя не уступала более знаменитым предшественникам, Ахеменидам, и простиралась от северной Индии до современной Турции. Парфяне сделали зороастризм могущественной религией тогдашнего мира. Богатство империи расточалось на нужды религии: воздвигали великолепные храмы, разукрашенные золотом и серебром и наделенные огромными имениями.
Эти «зажигатели огня» (парфяне) имели много «святилищ персидских богов», а также храмов огня, которые, как, пишет Страбон, были «примечательными помещениями; в центре них находился алтарь, на котором было очень много золы, и где маги поддерживали вечный огонь (рис. 8). И, входя туда каждый день, они примерно в течение часа произносили заклинания, держа перед огнем пучок прутьев, одетые в высокие войлочные шапки, которые опускались до щек так низко, что закрывали им губы» [1].

zoro hram 9.jpg
Рис.9. Священный центр зороастризма
Тахт-и-Сулейман и пророк Заратуштра

Почитание мирянами священных огней в парфянское время упоминается в нескольких эпизодах из «Вис и Рамин», парфянской поэмы, дошедшей до нас в позднейшем персидском переложении. В одном случае царь царей в ней щедро одаривает храм огня землями, стадами скота, драгоценностями и деньгами. В другом эпизоде царица посещает храм огня для того, чтобы поблагодарить за выздоровление своего брата. Она совершает приношения самому огню, щедро одаривает храм.
К парфянскому периоду восходят не только первые описания служения священным огням, но и древнейшие сохранившиеся руины подлинного храма огня.

Эти развалины находятся на горе Кухи-Хаджа (букв. «Холм Хозяина»), в Систане, на юго-востоке Ирана. Эта гора одиноко возвышается наподобие стола посреди неглубокой низменности. Воздвигнутый там храм огня перестраивался несколько раз. Первоначальный план этого сооружения включал прямоугольный зал, который вел в небольшое квадратное помещение с четырьмя колоннами посередине, соединявшееся, в свою очередь, с еще меньшим, служившим, может быть, святилищем огня.
Три величайших священных огня зороастризма, а именно Адур-Бурзен-Михр, Адур-Фарнбаг и Адур-Гушнасп, были «возведены на престол» и установлены в раннепарфянский период. Считалось, что все эти три огня созданы самим Ахура Маздой «для защиты мира» [1].

Священный центр зороастризма в эпоху Сасанидов

В 224 г. н. э. правитель юго-западной провинции Персии поднял восстание против парфян. Новая династия была названа по имени легендарного предка Сасана. Сасаниды правили Персией до самого вторжения мусульман в VII в. н. э., оставив после себя великолепное материальное наследие и множество письменных памятников, создав тем самым впечатление, что их эпоха была периодом максимального процветания зороастризма в Персии.
Верховный жрец являлся главным сановником у царского трона, во многом определяя политику империи. В зороастризме всегда подчеркивалась необходимость единства церкви и государства, и это получило полное развитие в эпоху Сасанидов.
В 1959 г. благодаря раскопкам, проведенным немецким Археологическим институтом, в центре разрушенного города Шиз, пострадавшего в эпоху Сасанидов, был обнаружен священный центр зороастризма, ныне известный под именем «Тахт-и-Сулейман» (Трон Соломона). Монголы называли этот город Сатурик (рис. 9).
История Тахт-и-Сулеймана тесно связана с возникновением зороастризма, с жизнью древних основателей Ирана – ариев (слово «Иран» переводится как «земля ариев»). Арии поклонялись силам природы, в первую очередь, огню и воде, как их божественным проявлениям. Поэтому местность вокруг Тахт-и-Сулеймана, где соседствуют два мощных природных феномена – вулканы и термальные озера, питаемые ключами, была для них привлекательной.
В III в. н. э. у власти в Иране была династия Сасанидов, и при шахе Ардашире I , который принадлежал к жреческому сословию, зороастризм стал государственной религией. Почти в каждом городе, деревне или провинции древнего Ирана поддерживался священный огонь. Его божественное пламя горело и в храме Огня поселения Тахт-и-Сулейман. В наши дни развалины этого храма отражаются в водах озера, вокруг которого стоял древний город.
Шах из династии Сасанидов Хосров I (513 –579 гг. н. э.) перестроил храм Огня, возвел город в уже хорошо известном религиозном центре. Тахт-и-Сулейман стал местом паломничества и поклонения Богам. Там была проложена дорога для процессий, которая шла прямо от великолепного входа у главных ворот до храма Огня и далее, до озера. После величественной церемонии коронации, проходившей в Ктесифоне, шахи Сасаниды отправлялись на поклонение к Тахт-и-Сулейману, чтобы получить божественное благословение перед алтарем царского Огня.
* * *
Разбросанные по всему миру, зороастрийцы и в настоящее время сохранили свою энергию и предприимчивость, успешно решают социальные, благотворительные, религиозные задачи. Зороастрийцев отличает уверенность в своих силах и в преодолении превратностей судьбы они могут рассчитывать на те качества, которые учение Заратуштры на протяжении столетий воспитало в своих приверженцах, т. е. мужество, надежду на будущее и готовность творить добро.

Литература

1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988.
2. Глоба П.П. Живой огонь. М.,–Л., 1996.
3. Егер О. Всемирная история: В 3 т. М., 1998.
4. Зенер Р.Ч. Учение магов. 1993.
5. Планета чудес и загадок (Ридерз Дайджест).
6. Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. М., 1998.
7. Спутник. Журнал. 1990.
8. Терапиано Ю. Маздеизм. М., 1993.
9. Федотов Б. Заратуштра. Кто он? 1998.
10. Черняев А.Ф. Золото древней Руси. 1998.
11. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А. Золотое сечение. М., 1996.

Александр Горщарик

Разделы
Комментарии через vkontakte

VK comments block