Огонь как символ веры.

Опубликовано star72 -

Михаил Чистяков, младший настоятель зороастрийской общины Санкт-Петербурга

chistyakov2.jpg

Огонь – центральный элемент зороастрийского ритуала и один из основных символов зороастрийской религии. Его значение и святость для любого зороастрийца трудно переоценить. По-авестийски Огонь – Атар (пехл. Адур), а «Аташ Ньяиш» (молитва Огню) – одна из самых любимых и почитаемых молитв зороастрийцев, как жрецов, так и общинников. Без нее не обходится ни одно зороастрийское богослужение. Культ Огня восходит, безусловно, еще к древнеарийской, дозороастрийской общности, неслучайно огонь алтаря присутствует во всех древних и не только древних религиях, но только в зороастризме ему отводится настолько почетное место. Даже сословие священников, жрецов называется в Авесте «атхраваны», что значит «принадлежащие огню», т.е. «хранители огня». Начиная с 9-го солнечного дня зороастрийского «Тридцатидневника», дня Атара, поминаются благие творения, созданные Творцом Ахура Маздой, потому что Огонь – это первое и самое главное из творений, первичная субстанция, из которой творился весь последующий материальный мир. Теней не существовало, ибо не было тьмы и зла, как не существовало и разделения огней. Об этом хорошо сказано в «Избранном из ДатСпарама», пехлевийском произведении Х в. н.э.: «Огонь был во всем, проникая первоначально сквозь шесть субстанций, меж которыми он был ограничителем каждой отдельной субстанции, куда он был вложен, как сказано, подобно векам, когда они ложатся одно на другое». Ведь Огонь – это субстанция, которую Ахура Мазда брал непосредственно из Безначального Света, Анагра Раоча, т.е. света Зервана, изначального Абсолюта. Достаточно вспомнить описание Гайомарта, первочеловека – он был подобен Солнцу (Хвар), т.е. так же горяч и огненен.
Нападение Ахримана, демона зла и разрушения, привело к разъединению огней, к нарушению целостности, и все благие творения стали «остывать», «выпадать в осадок». Но неслучайно из всех благих творений Огонь сохранился наименее оскверненным. Ведь Огонь, называемый в Авесте сыном Ахуры Мазды, является живым воплощением чистого духа, поэтому он и играет столь важную роль в зороастрийском ритуале, настолько важную, что зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками. Поэтому Огонь и является символом зороастрийской религии, а осквернение Огня является тягчайшим грехом. Во время молитвы верующий даже закрывает рот специальной повязкой – паданом, наподобие врачебной, чтобы даже своим дыханием не нанести вреда святому Огню.

monetii1.jpg
Алтари огней на серебряной драхме Арташира I (слева)
и золотом денаре Шапура I (справа). Эрмитаж

В каждом благом творении сохранилась частица Огня, но очень маленькая. В зороастрийских писаниях была детально разработана система различных огней – огня земли, растений, животных и т.д. У человека, например, он проявляется в творческом порыве, в тепле души, в блеске глаз, но реальная температура его сейчас весьма невысока. В конце времен, при Обновлении Мира (авестийское Фрашокерти, Фрашегирд) Огонь будет играть решающую роль: реки расплавленного металла, живого Огня, покроют всю Землю, и в этих потоках будет уничтожено все зло этого мира, наступит очищение и восстановление целостности.
Небесным покровителем Огня является Аша Вахишта – Наилучшая Истина, которую обычно отождествляют с тем идеальным, изначальным состоянием мира еще до вторжения Ахримана. Но немаловажна связь Огня с понятием Хварно – божественной святости, отмеченности, благодати, харизмы, которая является особой связью с чистым миром Святого Духа. Этимологически слово «Хварно» происходит от слова «Хвар» – Солнце. Уже то, что Хварно упоминается именно в день, посвященный Атару, говорит о том, что оно имеет огненную природу. Каждый человек может быть исполненным Хварно, если будет следовать принципу Хумата, Хукхта, Хваршта – «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». Хварно и изображали в виде солнечного диска над головой человека, что позднее перешло в христианство в виде нимба как обозначение святости. Человеку, исполненному Хварно, будет сопутствовать Саво (букв. «Польза») – блеск, процветание, благосостояние, понятие, близкое к Хварну и неотделимое от него. Это те реальные блага, которые даются праведнику, имеющему Хварно.

В легендарную эпоху, отголоски которой сохранились только в эпосах и сказаниях, на Землю свыше были ниспосланы три священных Огня, связанных с тремя видами Хварно и тремя кастами, упомянутыми в Авесте. Все они были установлены на трех высочайших горных вершинах. Непосредственно само понятие «Хварно» связывают с первым и высшим из Огней, который так и называется – Огонь, содержащий Хварно (Адар Фарнбаг). Это Огонь жрецов, Огонь ритуала, традиции, святых людей. С ним связано Хварно атхраванов (священников). Этот Огонь был первым размещен на горной вершине, название которой не указывается в авестийской молитве Огню, а в пехлевийских сочинениях называется Фарроманд. Зато указана следующая гора – Аснавант (букв. «Счастливая») – местопребывание Огня Виштаспы (Адар Гушасп), Огня царей, владык и героев. По преданию, его поместил там легендарный Кави Хаосравангх (Кей Хосров в «Шахнаме»), победитель дракона Ажи Дахака (Заххок). Озеро Чайчаста, упомянутое далее, было расположено у подножия этой горы. По всей видимости, озеро Хаосравангха – то же самое озеро Чайчаста, на берегу которого Хосров возносил молитвы и совершал жертвоприношения в честь победы над дайвопоклонниками. Этот же Огонь несет в себе молния. С ним связано Хварно ратхайштаров (воителей). Кави – династия арийских царей, к которым принадлежал и Виштаспа – покровитель Заратуштры.
Гора Райвант (букв. «Великолепная», «Светоносная») – местопребывание Огня Высокого Митры (Адар Бурзин Михр) – Огня общинников, мирян. Поскольку в персидские времена словом «Михр» называли Солнце (а также любовь), это название можно перевести и как Огонь Высокого Солнца (Высокой Любви). Скорее всего, здесь совмещаются все эти понятия. С ним связано Хварно вастрьев-фшуйянтов (земледельцев). По преданию, этот третий Огонь принес людям сам Заратуштра. Реально сейчас существует только Адар Бурзин Михр, который воплощает в себе все три огня и пылает в храмах зороастрийцев под названием Аташ-и-Бахирам – Огонь Победы. Остальные огни во времена, тяжелые для религии, находятся только на духовном плане. Отождествление названных легендарных гор с реальными географическими объектами в настоящее время затруднительно. Следует особо упомянуть и ангела Найрьо-Сангха – букв. «Говорящий мужам» – ангел-посланник Ахуры Мазды, проявляющийся через огонь. Именно Найрьо-Сангх побуждает людей совершать героические поступки, это Огонь наших сердец, Огонь радости жизни. А уметь радоваться жизни – это та черта, которая всегда отличала зороастрийцев. И по сей день вечный Огонь горит в каждой зороастрийской семье, пусть даже в виде маленького светильника. В нем вера в жизнь, вера в будущее, вера в то, что Зло будет повержено, а Добро одержит окончательную победу.

fire 7.jpg

Добродетель и праведность в храме огня

...Человек должен как можно чаще ходить в храм огней и почтительно молиться огню, потому что каждый день амахраспанды трижды собираются в храме огней и оставляют там добродетель и праведность, и тот, кто чаще ходит туда и больше почтительно молится огню, (тот) тем самым больше обретает добродетели и праведности, которые там оставлены. Сущность разума такова, что он подобен огню, так как в этом мире нет дела, подобного тому, что делается разумно; и также огонь, который что-то зажигает, (человек) видит издалека, и (огонь) выявляет спасенных и осужденных. Тот, кто спасен огнем, спасен навсегда, а кто осужден огнем, осужден навсегда. Характер, в котором нет разума, подобен прозрачному и чистому роднику, который перекрыт и не используется, а тот характер, с которым разум, подобен такому прозрачному и чистому роднику, при котором стоит человек старательный, и он его использует, открывает для пашни, и (родник) дает плоды миру.
Люди (каждый день) должны исполнять три дела: изгонять из тела демона нечистоты, быть твердыми в вере и совершать благодеяния. Изгонять из тела демона нечистоты – это то, что (следует), прежде чем встало солнце, вымыть руки и лицо гомезом и водой; быть твердыми в вере – это то, что (следует) поклоняться солнцу; совершать благодеяния – это то, что (следует) убивать много вредных тварей. Вот эти три обязанности для людей важнейшие: делать врага (другом), делать грешного праведным, делать невежественного сведующим. Делать врага другом – это когда кто-либо предлагает (врагу) материальные богатства и любит его в (своих) мыслях; делать грешного праведным – это когда кто-либо отводит от него грехи, из-за которых он грешен; делать невежественного сведующим – это когда кто-либо ведет себя так, что этим он обучает невежественного. Люди должны больше всего ходить в эти три места: в дом мудрых, (в дом праведных), в храм огней. В дом мудрых (надо ходить) для того, чтобы стать мудрее и приобрести для себя больше веры; в дом праведных – для того, чтобы этим отвратить от себя бестелесного демона.

Каждое творение Ормазда создано («было») для противостояния какому-либо нападению, а раскаяние в грехах – для противостояния каждому демону. Не следует страшиться материального мира и не следует ни пренебрегать им, ни выпускать его из рук. Не следует (его) страшиться потому, что то, что предназначено, – произойдет; не следует пренебрегать им потому, что он преходящ и (его) придется оставить; не следует выпускать (его) из рук потому, что в материальном мире можно обрести духовное.

Самое лучшее – правдивость, самое худшее – лживость, но бывает, (что) кто-то скажет правду и из-за этого станет грешным; и бывает, что кто-то скажет ложь и из-за этого станет праведным. Не следует гасить огонь, так как (это) грех; но бывает, (что) кто-то погасит и (поступит) хорошо. Не следует ничего давать плохим (людям), но бывает, (что) кто-то должен дать плохим самую лучшую и вкусную еду. И еще, о люди, следует подумать над тем, что есть лекарство от всего, кроме смерти; есть надежда у всего, кроме греховности; все проходит, кроме истины; все можно исправить, кроме природы, и все можно предотвратить, кроме предопределенного.

Шайаст-на-шайаст.
Зороастрийские тексты. М., 1997. С. 312–314

fire 01.jpg fire 1.jpg

Древние тексты о силе и значении огня

Представляем вниманию читателей отрывки из древних текстов «Избранное из Дат-Спарама», «Бундахишн», «Риваяты» и др.

О разделении и видах огня

«Когда Ахриман пришел к Огню, который весь как единое целое был против него, Огонь разделился на пять родов, которые были названы Умилостивитель, Добрый Сеятель (Рассеиватель), Аурвазист, Вазист и Огонь Высшего – благотворения. А сам Умилостивляющий огонь был произведен в небесах; его проявление – в огне, который горит на земле, и его умилостивление таково, что всякий род огня – от его природы. Добрый Рассеиватель – тот, что в людях и животных, и его дело состоит в усвоении пищи, сне тела и сиянии глаз. Аурвазист – это тот, который в растениях, он образуется в их семенах, и его дело состоит в пронизывании земли, согревании охлажденной воды, и в воспроизведении свойств и аромата растений и происходящего отсюда цветения, и в доведении их до созревания в виде многочисленных плодов. А Вазист – это тот, который движется в туче, и его дело состоит в разрушении атмосферного мрака и тьмы и в сообщении всей толще атмосферы свойства возвышенности и милосердия (утонченности и умиротворения), в сеянии града, в умеренном согревании воды, которая удерживается тучей и в превращении знойной погоды в дождливую.
Огонь Высшего благотворения, подобно небу, является той славой, чье жилище – в огне Бахрама (священный огонь храмов огня), как хозяина дома над домом, и чья умиротворяющая сила возникает от возрастания яркости огня, воспламеняющего в чистоте места хвалу Богу (Яздан) и от исполнения добрых дел. И, будучи помощником Сраоши праведного, его дело в том, чтобы бороться с духовным демоном, он бдительно следит за формами ведьм – тех, что выходят из воды, носят плетеные одежды, разрушают светила через сокрытие смрада, и путем колдовства портят живые существа – и за случаями разрушения, возгорания и исполнения обрядов черной магии, особенно ночью.
Вначале творения вся Земля была поручена покровительству великого огня Фрабака, могущественного огня Гушнаспа и благотворного огня Бурзен-Михра, которые подобны священнику, воину и земледельцу. Материальное проявление огня Бурзен-Михра на земле наиболее полное.
В царствование Хоршанга, когда люди постоянно переходили в другие каршвары, на быке Сарсаоке, однажды ночью, на полпути, во время поклонения огням (привосхищении огней), постаменты огней, приготовленные в трех местах на спине быка, на которых был огонь, упали в море, и вещество одного великого огня было явлено, т. е. разделилось на три, и они установили его в трех местах, а сам он стал тремя сияниями славы, чьи обители в огне Фрабака, огне Гушнаспе и огне Бурзен-Михре…».

Избранное из Дат-Спарама,
сына Юдан-Йимы, 1881 г. по Рождеству Христову. Гл. 11

fire 2.jpg
О свойствах огня

О свойствах огня говорится в откровении, что создано пять видов огня, таких как огонь Березасаванг – огонь, что возгорелся перед господом Ормаздом; огонь Вохуфриян – огонь, что в телах людей и животных; огонь Урвазишт – огонь, что в растениях; огонь Вазишт – огонь, что в облаке и который в битве противостоит Аспенджаргаку. Огонь Спаништ – огонь, что используют на земле, как и огонь Вахрам. Из этих пяти огней один поглощает и воду, и пищу, как тот, что в телах людей. Один поглощает воду и не поглощает пищу, как тот, что в растениях, которые живут и растут благодаря воде. Один поглощает пищу и не поглощает воду, как тот, что используют на земле, как и огонь Вахрам. Один не поглощает ни воду, ни пищу, как огонь Вазишт. Огонь Березасаванг – тот, что (находится) в земле, горах и других предметах.
От сотворения основы Ормаздом они даны (людям) наподобие трех фарров, и мир процветает под их охраной и защитой. В правление Тахмурупа, когда люди переходили на спине быка Сарсаок из Хванираса в другие кешвары, однажды ночью, посреди моря, ветер обрушился на алтарь огня – алтарь огня, в котором был огонь. Так как (огонь) был установлен на спине быка в тех местах, когда ветер с огнем упал в (это) море, все три огня, подобно трем фаррам, все горели на спине быка, так что было совсем светло, и люди переправились через море.
В правление Йимы каждое дело выполнялось особенно удачно с помощью всех трех огней. Огонь Фробак был установлен в алтаре огня на горе Фарроманд в Хварезме. Когда Йима уподобился богам и (из-за этого) был повержен, огонь Фробак спас фарр Йимы от рук Дахака. В правление царя Виштаспа, как ясно из Авесты, (огонь Фробак) был основан, кроме Хварезма, на горе Рошан в Кабулистане, стране Кабула, точно там, где он остается и сегодня.
Таким же образом, вплоть до правления Кай Хосрова, огонь Гушнасп покровительствовал миру, а когда Кай Хосров разрушал капище у озера Чичаст, он водрузил (этот огонь) на гриву (своего) коня, разогнал (этим) тьму и мрак и осветил (землю), чтобы он (мог) разрушить капище.
Огонь Гушнасп был установлен в той же местности, в алтаре огня у горы Аснаванд. Таким же образом, вплоть до правления царя Виштаспа, действовал и покровительствовал миру огонь Бурзенмихр. Когда Зардушт с бессмертной душой был призван для распространения веры и убеждения, Виштасп и (его) потомки стали твердыми в вере богов, и Виштасп установил (этот огонь) в алтаре огня на горе Реванд, которую называют «горная гряда Виштаспа».
Все эти три огня (составляют) единое тело огня Вахрам, и вместе с ними в нем пребывают земной огонь и фарры. Когда подобие тела человека образуется в утробе матери, (то) душа из духовного мира поселяется в (этом теле). Она управляет телом, пока оно живет, а когда тело умирает, оно смешивается с землей, и душа опять возвращается в мир духовный.
Огонь содержится в мужском семени. Четыре вещи: небо, металл, ветер и огонь – мужского рода, и никогда не бывает иначе. А вода, земля, растения и рыбы – женского, и никогда иначе. Остальные творения могут быть и мужского, и женского рода.

Сотворение Основы (Бундахишн) //
Зороастрийские тексты. Изд. подгот.
О. М. Чунаковой. М.: Вост. лит. РАН,
1997. С. 288–289

fire 12.jpg

О ценности огня
(Изложено по «Риваят», 18)

Заратуштра спросил Ахура Мазду:
– Что имеет большую ценность – телесный мир или Атар, Огонь Ахура Мазды?
– Огонь, – ответил Ахура. – Атар (тысячеубивающий дэвов бесплотных), священная огненная стихия. Она ценнее телесного мира, ибо, если бы не было огня, не мог бы существовать и мир. Я сотворил Огонь из собственного разума, а его сияние – из Бесконечного Света Анагранам Раучама.
(И бог поведал Заратуштре, как) перед сотворением мира он совещался с Амеша Спента и язатами. На том совещании присутствовал и Огонь. Плача и рыдая, Огонь просил не создавать его в телесном мире – не давать ему материального воплощения Спеништа: ведь если будет создано пламя, люди станут неподобающим образом с ним обращаться, осквернять его и сжигать в нем мусор. Выслушав все жалобы, Ахура Мазда спросил Бессмертных Святых:
– Если я внемлю Огню и не создам его в телесном мире, я не смогу сотворить мир. Что же лучше – сотворить мир или оберечь Огонь?
Бессмертные святые решили, что мир должен быть сотворен и, значит, нужно создать материальное воплощение Огня – пламя Спеништа. Огонь воспротивился было этому решению, и тогда ему было объявлено устами Творца, что всякий, кем (Огонь) будет недоволен, попадет в ад.
И Ахура Мазда спросил Заратуштру:
– Чья, по-твоему, душа – наиблагостнейшая? Кто принес в этот мир несказанное благо?
– Керсаспа, – ответил Заратуштра.
– Так смотри же! – сказал Ахура Мазда и вызвал душу Керсаспы.
Керсаспа явился из преисподней и стал просить Заратуштру о заступничестве. Но Ахура Мазда сурово сказал:
– Стань поодаль, о душа Керсаспы! Ибо ты мерзостен в моих глазах: ты оскорбил моего сына – Огонь Ахура Мазды!.
………………...............……………........................
Керсаспа молит о прощении, так как он за свою жизнь совершил и немало подвигов. Ахура Мазда не хочет простить Керсаспу. В конце концов, учитывая заступничество Заратуштры и бывшие заслуги Керсаспы, он объявляет, что Керсаспа будет прощен и вознесен в Гародману.

Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм) / Под ред. Рака.
СПб.–М., 1998. С. 292–293.

fire 10.jpg
Персидский царь и священник у алтаря. Над алтарем – символ Ахура Мазды. V–IV вв. до н.э. Из Сирии или Финикии.
Изображение на печати. Париж. Национальная библиотека

О чудесной природе огня

Для операций со всякого рода чудесными эффектами, Гермес говорит, что достаточно огня и земли: одна пассивна, а другой активен. Огонь, говорит Дионисий, проявляется явственно во всех вещах, а будучи удаленными, он дает свет всем вещам и, тем не менее, он во всей своей совокупности потаен и ненавистен, когда он существует сам по себе без смеси с материей, на которой он проявляет свое действие. Он огромен и невидим, располагающий сам с собой в своих действиях, подвижный, сообщающийся некоторым образом со всем тем, что приближается к нему; он обновляет силы и сохраняет природу, он остается непостижимым благодаря разным вспышкам, которые его окружают и которыми он покрыт; он светел, делим, поднимаясь и неся себя вверх остриями, поднявшийся без какой-либо убыли, всегда двигаясь, он постигает другие элементы, будучи непостижимым, нуждаясь только в возрастании самого себя и проявляя свое величие на объектах, с которыми он сообщается; он активен, могуч, присутствуя невидимо во всех вещах, он хочет быть незаметным, внезапно уменьшая материю, как бы в свойственной естественному порядку; неосязаемый, неубывающий, хотя щедро сообщается по любому поводу.
Огонь, говорит Плиний, есть часть естественных вещей, которая огромна и бесконечно активна и о которой трудно сказать более: или она изобильна в произведении, или могуча в разрушении. Огонь есть особый вид, повсюду проникающий, как говорят пифагорейцы, расширяющийся вверх к небу, освещающий, но снижающий внизу тьму, и умерщвляющий, сохраняя в центре часть каждого из своих свойств. Огонь, единственный, различно действует в своих связях и различно распределяется в разных вещах, как это сказал Клеант у Цицерона. Огонь, которым мы пользуемся, есть огонь, который находится во всех существах; он есть в камнях, так как ударом стали его заставляют оттуда выйти; в земле, которая дымится, когда ее раскапывают; в воде, так как он нагревает источники и колодцы; в воздухе, который мы часто видим нагретым. Наконец, все животные и все, что имеет жизнь, и растения, питаются жаром, и все, что живет, живет только огнем, который в себе заключает.
Свойства огня внизу – пылкость, которая потребляет все, и темнота, которая все делает стерильным: но огонь небесный и светлый гонит духов тьмы, то что делает также и наш огонь, имея сходство и доступ к этому высшему свету, который говорит: «Я есмь свет мира, который есть подлинный огонь, отец света», – от которого мы получили все добрые вещи, который разлит блеском своего огня и который сообщается прежде всего солнцем и небесными телами, вливая свою способность и свойства, благодаря посредствующим инструментам в наш огонь. Так же как духи тьмы более сильны в темноте, так же и духи добра, которые есть Ангелы света, становятся более сильными не только благодаря свету божественному, солнечному и небесному, но и благодаря огню, который есть у нас. По этим соображениям первые авторы религий и церемоний действовали только после того, как будут зажжены свечи (вот почему Пифагор говорит, что вовсе не следует говорить о Боге, не имея света); и вот почему они захотели, чтобы держали свечи и огонь около мертвых тел, чтобы прогнать злых духов; и они утверждали, что их можно удалить и заставить отступить в землю только благодаря таинственным церемониям. И сам Всемогущий хотел в Ветхом Завете, чтобы все жертвы, которые Ему совершают, передавались ему через огонь, который бы все время горел на алтаре; то же делали обычно весталки у римлян, они его сохраняли и следили за ним постоянно.

Генрих Корнелий Агриппа. Оккультная философия.
М.: Золотой век, 1993. С. 8–9.

Разделы