Поиск по сайту



Заратуштра – пророк от Бога

Журнал "Митра" № 11 2004 год

Как известно, зороастризм получил свое название по имени пророка Заратуштры (Зороастра), который восстановил учение древних ариев в первоначальном виде и адаптировал его к условиям своего времени. Заратуштра сам себя воспринимал не только как восстановителя, но и как очистителя учения о едином космическом законе, которое легло в основу всех позднейших религий. Исследователи отмечают: «Великие религии часто являются порождением великих гениев и зороастризм не является исключением. Хотя личность его основателя окутана тайной, все же нам достаточно известно о Зороастре, чтобы отвести ему высокое место в великом братстве пророков»1 .

Личность Заратуштры открывается нам в трех ипостасях: исторической, мифической и реальной. В Авесте ему иногда дается имя «Заратуштротемо», т.е. «величайший или высочайший Заратуштра». Считается, что существовала непрерывная последовательность людей, которые принимали на себя эту функцию. Вполне возможно, что Заратуштра воплощался на Земле неоднократно, в разные времена.
Через века до нас дошли проповеди Заратуштры – «Гаты», которые свидетельствуют о существовании реального автора. Многие из этих священных гимнов построены в виде вопросов, с которыми пророк обращается к Творцу Мира – Ахуре Мазде. «Гаты» включают 17 проповедей Заратуштры, которые имеют сакральный смысл. Пророк в стихотворной форме дает в них основные положения об устройстве мира, его двойственности. Творцом нашего мира является Ахура Мазда. Но, по словам Заратуштры, есть мир вещей и есть духовный мир. Духовный мир полностью принадлежит Ахуре Мазде. А материальным миром пытается завладеть дух зла, дух разрушения и осквернения благих творений. Заратуштра очень обеспокоен жестокостью и несправедливостью, царящими в материальном мире. Он обращается к Ахуре Мазде с просьбой научить его «через Закон обладанию Доброю Мыслью», благодаря которой он обретет «пути доброго учения»:

Кого ты на защиту
Поставишь мне, о Мазда,
Когда меня лукавый
Замыслил погубить?
Кого как не Огонь Твой
И Мысль Твою (Благую),
Удел которых Истину,
О Господи, плодить!
Наставь меня учением,
По вере мне подай!1

Заратуштра в свое время был священнослужителем и пророком, человеком «замечательной проницательности и практического разума» и при этом всегда оставался достаточно прост и великодушен, склонен к философскому дуализму и религиозному монотеизму. Главные принципы учения пророка сконцентрировались вокруг двух важнейших понятий, а именно: Аша, или Закон Вселенской гармонии, и Воху-Мана, или Благая Мысль. По мнению пророка, Благой помысел как раз и является защитником для человека. Сам себя Заратуштра называл «мантраном», т.е. человеком, который поет мантры, молитвы. В своих гимнах он призывает защищать материальный мир, который ассоциируется для него с Душой Быка. Ашу (праведность) он называет «Арта – Правда, дух Огня». Так, в «Молении о поддержании скотоводства» (в переводе И.С.Брагинского) Заратуштра заключает:

Если сила Арты мне
передастся Воху-Маною,
Если вдохновит меня
Мазда сам реченьем магии,
То, Ахура, снизойдут
к нам щедроты, вас достойные!2

В 30 лет, согласно зороастрийским преданиям, пророк получил откровение. Однажды, когда Заратуштра отправился на реку Асватак для приготовления хаомы и отошел вброд подальше от берега, ему явился Воху-Мана, Благой Помысел. Он был ростом «в три копья», выглядел «прекрасным, всезнающим, мудрым, осиянным божественной славой». Воху-Мана провел его на встречу с семью Бессмертными Святыми (в некоторых источниках говорится о пяти изэдах). Они предстали перед ним во всей своей красе и силе: «Когда Заратуштра приблизился к ним, он не увидел своей собственной тени на земле, столь ярким было сияние Бессмертных Святых. Они пребывали в Арьяна Вэджа, на берегу Вахти Датии»3 . Поведав Заратуштре о двух изначальных Духах – Благом и Злом, Ахура Мазда «явил пророку свой Божественный Разум», Амеша Спэнта посвятили его в таинства истинной веры.

Можно предположить, что с тех пор устами Заратуштры говорил сам Творец Мира. Заратуштра провозгласил новый нравственный закон: он первым возвестил о выборе между добром и злом на всех уровнях – от личного до вселенского:
Вот вам ученье о властелинах двух:

Людям открыл Ахура деянья их.
В нем – нечестивых беды заключены,
Праведных – радость, ясный к блаженству путь4 .

Триада «Благая мысль, Благое слово, Благое дело» тоже принадлежит Заратуштре. Основные его религиозные наставления людям заключены в «Гатах». Однако, как говорил сам пророк, постичь смысл его слов может лишь только тот, «кто душою чист, праведен в мыслях и не ленив умом». Он предупреждал, что разницу между добром и злом может постичь лишь праведник, а «бесчестный пребудет слеп». Он призывал:

Будем же мы, несущие в мир добро,
Принадлежать, Ахура, тебе, и пусть
Арта нас укрепит, ибо мудрым – там
Место, где есть премудрости горний свет5
.

Заратуштра считал, что каждый человек должен сделать нравственный выбор, от которого и зависит его будущее:

Да воспрянет, кто несет
Слово Правды, слово Блага
И Бессмертья. Для него
Увеличит Царство Мазды
Добрый Помысел, когда
Отворится путь к блаженств6.

В главе 19 «Истытание Заратуштры» Видевдата рассказывается о том, как Ахура Мазда учил Заратуштру молиться:
«Молись ты, Заратуштра, доброй Вере маздаяснийской (Даэне); молись ты, Заратуштра, невидимым Амеша-Спэнта на земле, разделенной на семь каршваров; молись ты, Заратуштра, самосозданному небосводу, беспредельному времени (зурван акарана), воздуху (Вайю), действующему в вышине; молись ты, Заратуштра, Ветру сильному, сотворенному Маздою, святой прекрасной дочери Ахура-Мазды (Спэнта-Армаити).
Молись ты, Заратуштра, фраваши моей, фраваши Ахура-Мазды, ей, величайшей, добрейшей, твердейшей, мудрейшей, благовиднейшей и по праведности высочайшей, душа которой есть Святая молитва (Мантра Спэнта). Сам от себя молись, о Заратуштра, этому творению Ахура-Мазды»7 .

Заратуштра усердно молился благим творениям Ахуры-Мазды, а также Митре, «имеющему широкие пастбища, носящему отличное оружие, самое блестящее из оружий, самое побеждающее из оружий», и Сраоше праведному, «с прекрасным станом, держащему в руках оружие, направленное на головы дэвов». Силой мантры он боролся против Анхра-Манью и его помощниц Друджи (лжи) и Айшмы (злодейство и безобразие).
Основной задачей жизни Заратуштры была борьба с черными магами – карапанами и улучшение жизни народа своей страны. Благодаря Святому Слову, которое было главным оружием пророка, ему удалось сорвать маску с магов, которые занимались откровенной чернухой.
Однако Заратуштра был не только пророком и реформатором в свое время. Он обладал также уникальными способностями. Чтобы противостоять засилью зла, человек должен получить определенное посвящение. Таинство посвящения Заратуштры состояло из трех серезнейших истытаний: он должен был пройти сквозь огонь, повторяя заповедь «благие помыслы, благие слова, благие дела», потом ему на грудь вылили чашу расплавленного металла и последним испытанием было вспарывание живота ножом. Все это Заратуштра выдержал с честью и достоинством. В мифах говорится также о том, что и единоверцы Заратуштры, принявшие «пречистую религию», должны будут пройти эти три испытания: пламенем, расплавленным металлом и острым инструментом. После пройденного испытания Заратуштра был наделен чудодейственными способностями.
В древних преданиях рассказывается о том, что Заратуштра умел исцелять «без применения лекарственных трав, прижиганий огнем и надрезов ножом». Пророк владел четырьмя способами исцеления. Первый способ – исцеление Святым Словом, силой святых молитв «Ахуна Вайрья» и «Арта-Вахишта». Второй – исцеление взглядом. Третий – рукоположением. Согласно легендам, Заратуштра был наделен магическим даром. Когда он возлагал руки на больное место, раны затягивались и не оставалось даже ни шрамов, ни следов пореза. Четвертый способ – ритуальное омовение водой. Этот обряд Заратуштра проводил, поставив больного так, чтобы «загрязненная жидкость не стекала ни в воды, ни в священный огонь, ни на святую землю». Он набирал чистую воду из источника и выливал ее на голову больного. В результате больной полностью исцелялся.
В своих проповедях о возможностях целительства Заратуштра говорил следующее.

«Один может исцелять Святостью, один может исцелять Законом, один может исцелять ножом, один может исцелять травами, один может исцелять Святым Словом. Среди всех лекарственных средств – этот один, лечащий Святым Словом; этот один, который силой воли наилучшим образом прогоняет хворь из тела праведного, исполненного веры: ибо это одно есть целительное наилучшее средство из всех лекарственных средств.
Хвороба отступает перед подобным средством, смерть отступает; дэвы отступают, противотворение и противодействие дэвов отступают; лишенный святости артемога (исказитель Правды) отступает, угнетатель мужей отступает.
Выводок Змеи отступает; выводок Волка отступает; выводок двуногих (друджвантов) отступает. Гордыня отступает; Презрение отступает; Горячая Лихорадка отступает; Клевета отступает; Несогласие отступает; Сглаз отступает. Все отступает перед Святым Словом»8
.

Можно с уверенностью сказать, что Заратуштра был пророком от Бога. Его проповеди не утратили своей актуальности и в наше время. Несмотря на то, что века отделяют нас от времени жизни и деятельности пророка Заратуштры, мы еще не раз будем возвращаться к страницам его биографии и духовному наследию, черпая из него сокровенные знания и созидательную силу.
В заключение хотелось бы привести слова пророка, адресованные им к Творцу Мира:

Мазда, Твоему Огню,
Что силен посредством Правды,
Мы желаем, чтобы он
Для исполненного веры
Стал наградой; для врага
Веры – мукой беспредельной9
.

Галина Соколова

примечания

1 Авеста в русских переводах (1861–1996) / Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1998. С. 141.
2 Там же. С. 130.
3 Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб., 1998. С. 265.
4 Заратуштра: Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002. С. 194.
5 Там же.
6 Там же. С. 198.
7 Авеста в русских переводах (1861–1996). Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1998. С. 121.
8 Заратуштра: Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002. . С. 183–184.
9 Там же. С. 220.

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
04 Тиштрии месяц.
3756 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:40
Завтрашний день начнется в: 03:40
Текущее время Узерин-гах, осталось 01:22 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 22:22 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники