Поиск по сайту



Как зороастрийцы относились к огню. Огонь из слова.

Журнал "Митра" №3 1999 год

Константин Старостин.

Все мы в нашей повседневной жизни встречаемся с огнём: сидя у костра, готовя пищу, наблюдая молнию в небе, зажигая свечу и т.д. При этом мы далеко не всегда задумываемся о том, что же огонь представляет собой, какое место он занимает в мироздании. А ведь древние люди всегда выделяли огонь особым образом, относились к нему с вниманием и почтением.

Zoroastrianism.jpg

Священный Огонь в зороастризме персонифицировался в божество Атар, который, как мы знаем из преданий, считается сыном Ахура Мазды. Религия огнепоклонников, как называют зороастризм во всём мире, обожествляет стихию огня, придавая ему особую, сакральную функцию. В "Бундахишне" (зороастрийской книге о Творении Мира) говорится, что Бог создал небо, воды, землю, растения, животных и человека, и "во всём этом был распределён огонь", т. е. Огонь является объединяющим, связующим все благие творения компонентом. Он - первая из стихий, возникших при сотворении Вселенной, представляет собой плазменное состояние вещества. После первичного взрыва Вселенной остывшая плазма послужила материалом для создания мира. Ахура Мазда произвёл огонь из самого себя. В силу того, что человек создан по образу и подобию божьему, огонь в нас проявляется через Огонь Духа, искру божью, начало самосознания и творческий дар. Для зороастрийцев очень важно поддерживать стихию огня, как и другие благие творения, в гармонии и целостности, не осквернять их, т.е. нельзя было использовать свой творческий дар во зло, унижать другого человека, считать себя лучше других. На Огонь снаружи, который считался отображением внутреннего Огня, нельзя было дуть, гасить его водой, металлом, сжигать в нём скверну и мусор, допускать его чрезмерного развития в виде пожаров, так как считалось, что любое осквернение Огня могло заложить дурную программу, которая впоследствии могла привести к служению злу, порочной гордыне,
Огонь до сих пор несёт в себе частицу первоначального, ещё не осквернённого дьяволом, состояния космоса. Зороастрийцы знали, что Огонь хранит в себе небесную благодать - Хварну, и потому поддерживали в своих храмах неугасающее пламя. Покровителем стихии Огня является один из Амеша Спента - Аша Вахишта, в переводе с авестийского языка - "праведность" или "лучший распорядок". Он олицетворяет собой путь Правды, Чести и Истины, и только идя этим путём, стремясь к праведности, можно сохранить свой Огонь, заслужить Хварну. Не случайно в "Авесте" говорится, что существует только этот путь, а всё остальное - беспутье.
В "Бундахишне" сообщается, что Огонь был первым в нашем мире и именно он в Судный День, Фрашегирд, расплавит металл в холмах и горах, и с его помощью наше мироздание очистится от зла.

images.jpg

Солнце всегда связывалось с небесным огнем и светом, обозначало верхний мир.
Эти солярные знаки найдены на каменном изображении на острове
Готланд:они относятся к германо-скандинавской культуре V-VI в.н.э.

Последователи Заратуштры почитали три священных огня, связанных с тремя хварнами. Эти огни проявляются на всех уровнях, как в духовном, божественном мире, так и в земном, на уровне тела и души. Самым значимым считался Огонь царской Хварны - Атар Гушнасп. Назван он так в честь древнего царя Виштаспы, из династии Кавиев, который принял обновлённую религию из уст Заратуштры. К этому Огню приезжали персидские цари на церемонию коронации, а также ежегодно у него проводили празднества Нооруза. В "Шахнаме" Фирдоуси пишет о том, как цари давали священные клятвы, обещания в Храме Огня. После побед над врагами они утверждали в побеждённой стране благую религию Ахуры Мазды и устанавливали там храмы огня. С Хварной священников был связан Атар Фарнбаг - "огонь с частицей божественной благодати". Третий по значимости священный огонь назывался Атар Борзен Михр - Огонь Высокого Митры, почитаемый как огонь воинов и общинников. Этот огонь считался народным, так как в зороастризме все простые люди - воины, сражающиеся на стороне благих творений не только материально - против тьмы и холода, но и духовно - против сил зла и невежества. И при завоевании Персии мусульмане в первую очередь оскверняли и гасили священные огни в храмах, чтобы как можно скорее загасить зороастрийскую веру.
В персидском государстве на монетах - символе государственности - с одной стороны было изображение правящего царя, а на реверсе - алтарь с пылающим огнём, как главный знак зороастризма.
Исследователь зороастризма Мэри Бойс пишет про храмовый огонь, что он неизбежно приобретал особую святость и побуждал верующих к глубокому почитанию. Его чистота, поскольку он помещался в специальных святилищах, могла соблюдаться с тщательностью, которая была невозможна для огня в домашнем очаге. Он получал специальное освящение не только в момент устроения, но и постоянно во время многочисленных молитв, которые читались перед ним. Каждый из огней горел на алтаре своей формы:
царский огонь вырывался из бутона распускающегося цветка, по форме похожего на царскую корону; огонь жрецов горел в горе, подобно вулкану; а огонь воинов - из трехгранной пирамиды в виде клинка меча. Огонь, обладая ярким и живым обликом, привлекал к себе людей гораздо больше идолов из камня или дерева. Именно после основания храмовых культов огня представители других вероисповеданий стали называть зороастрийцев "огнепоклонниками". Курций Руф утверждал, что Дарий III, последний из династии Ахеменидов, приказывал нести перед своим войском, отправляющимся в битву, горящие угли от "огня, который персы называли священным и вечным".

7-16.jpg

Монеты Арташира. На головном уборе (сверху слева) изображен орел;
на оборотной стороне -жертвенник с ножками в виде львиных лап.

Для зороастрийцев почитание Огня имело большое значение и не случайно в заветах древних пехлевийских мудрецов говорится, что нужно трижды в день ходить в Храм Огня и воздавать должное Огню; "ибо тот, у кого вошло в привычку ходить в Храм Огня и приносить ему почитание, будет благословлен большей долей как земного богатства, так и святости".
Огонь не только сам чист, но и способен очищать другие благие творения. Огнём с древности очищали помещения, вещи, а также и самого человека. Ведь зло проявляется в нашем мире, в частности, через болезни. И победить болезнь, восстановить утраченную целостность организма помогает Огонь. Издавна многие болезни лечились увеличением температуры тела. специальными средствами повышали внутренний жар, огонь, сжигая тем самым болезнетворные вирусы.
Христианское представление о том, что в аду горит огонь, не совсем верно. Ад обжигает, но не жаром, а холодом, как сухой лёд. Ограничение по температуре физических тел поставлено имен¬но со стороны холода - это известная в физике точка абсолютного нуля, равная -273,15°С. При ней останавливается любое движение молекул в веществе. А увеличение температуры почти безгранично - температура некоторых звёзд превышает миллионы градусов.
Существуют самые разные виды огней: холодные, которые только светятся; мерцающие - в виде молний простых и шаровых; подземные - огни вулканов, внутренний жар Земли; обжигающие - пламя костра, свечи, огонь в печи; космический огонь - свет звезд. Солнца, Луны; ритуальный - в храмах; духовный Божественная искра в человеке.
Каждый из нас, находясь в творческом потоке, в состоянии влюблённости, т. е. когда мы наиболее близки к Богу, ощущает свой внутренний огонь, жар, горение. И очень важно не дать ему погаснуть, стараться сохранить, развить и приумножить. Нужно не замыкать свой огонь на себя, а донести его свет и тепло до других людей. Иначе же человек будет только увеличивать свою гордыню, служить ангроманью, который хоть и не смог уничтожить, осквернить Огонь, а вызвав лишь дым и копоть, смог его разделить из единого на множество частей. Отсюда и стремление сил зла сеять вражду и ссоры между людьми, чтобы каждый из нас в своей гордыне почувствовал себя очень одиноким и далёким от Бога. На это направлено, в частности, такое течение в философии, как экзистенциализм (иначе - философия существования, основной принцип которой состоит в том, что субъект, т.е. человек, противоположен и противопоставлен объекту, т.е. окружающему его миру; наиболее известные представители - Бердяев, Сартр, Камю).
Сам Огонь нужно использовать только на благие дела и своевременно. Как предостережение о неправильном использовании Огня и его силы можно вспомнить мифологию. Прометей, похитив Огонь с небес, дал его людям, ещё не готовым к этому, за что он и был наказан Зевсом. В русских сказках олицетворение зла - Змей Горыныч сражается с богатырями, сеет вокруг мрак и хаос с помощью огня.
В заключение хочется привести отрывок из авестийского текста ("Видевдат", гл. 3):

- "Где Земля испытывает наибольшее счастье?" - спрашивает Заратуштра Ахуру Мазду.
- "Там, где человек идёт по Пути с Огнём Истины в сердце. Там, где Храм внутри дома и Огонь процветают, где процветают жена, дети, собака и скот, поля и растения, где доброе семя даёт полезные всходы дел и разума".

Да не угаснет в храме нашей души Огонь Веры! Пусть всегда в наших сердцах горит Огонь Любви!

Литература
1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., 1994.
2. ГлобаП.П. Когда наступит день. Минск, 1997.
3. Зенер Р.Ч. Учение магов. М., 1993.
4. Луконин В.Г. Иран в эпоху первых Сасанидов. М.,1961.
5. Фирдоуси. Шахнаме. М., 1993.
6. Авестийские тексты.

«Огонь из слова»

В древних преданиях рассказывается, что в давние времена болезни лечили лекарствами, травами и священным словом. Мудрые правители брали себе в лекари тех, кто умел лечить святым словом, ибо если он и не вылечивал, то не мог принести и вреда. Лечение, исцеление добрым словом практиковалось и в зороастрийской традиции.
В русской литературе много написано о силе слова, его магическом воздействии на окружающих. Замечательно сказал об этом поэт Николай Рубцов (Подорожники. М.: Молодая гвардия, 1976. С. 182):

"Брал человек
Холодный мертвый камень,
По искре высекал
Из камня пламень,
Твоя судьба
Не менее сурова —
Вот так же высекать
Огонь из слова!
Но труд ума,
Бессонницей больного,
— Всего лишь дань
За радость неземную:
В своей руке
Сверкающее слово
Вдруг ощутить
Как молнию ручную!"

Слово здесь сравнивается с молнией, неожиданно преображающей сознание человека и побуждающей к действию. Однако владение живым словом - это не только задача для поэта, но и одна из первостепенных задач дня нас как зороастрийцев. Ведь в зороастризме в основе сущего лежит триединство - Мысли, Слова и Дела. А слово - это воплощение живого огня мысли. О назначении слова прекрасно высказался Заратуштра в дискуссии с ангроманью ("Авеста", с. 124): "Святая ступка, святая чаша, хаома и слова, изреченные Маздой - вот мое несокрушимое оружие. Вот то слово, которым я буду истреблять, вот то слово, которым я лишу блеска и силы, вот мое оружие против всех твоих прочных созданий, Анхра Манью! Оружие это сотворил Дух Чистый (Спента Манью), сотворил в беспредельном времени, сотворили его бессмертные непорочные (Амеша Спента), благовластвуюшие, благомыслящие".
Слово - не только щит для слабого, лекарство для больного. Оно обладает чудодейственной силой и несет в себе мудрость предшествующих поколений, центробежный заряд энергии, направленный на преобразование себя и гармонизацию окружающего нас мира. Попытаемся же и мы овладеть лучшей его ипостасью во имя всего доброго. Да пребудет Благое Слово с нами вечно!

Разделы: 
Rus
04 Шахревар день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Шахревар день (Ав. Кшатра Варья) 'Желанная Власть'. Покровитель металлов.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:39
Завтрашний день начнется в: 09:38
Текущее время Ушахин-гах, осталось 04:05 часов.
Хаван-гах будет в 09:38 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники