Поиск по сайту



НЕОБЫЧНАЯ НАХОДКА

Журнал "Митра" № 11 2004 год

Экспедиция проводилась совместно Государственным Эрмитажем, Институтом истории материальной культуры Российской Академии наук и Институтом истории, этнографии и археологии им. А. Дониша, Академии наук Республики Таджикистан. Раскопки шли в шахристане (укрепленном городе) и в пригороде древнего Пенджикента.
Основной результат работ 2003 года – открытие Дома Огня V–VI вв., что «заставило по-новому взглянуть на историю этого храма». В последние годы ученые предполагали, что «в храме уже не было зороастрийского вечного огня, хотя оставалось неясным, что же могло заставить пенджикентцев отказаться от столь важного культа». Они считали, что «во второй половине VI в. священный огонь был перенесен в какое-то другое помещение храма… В храме, сожженном арабами в 722 г. (или немного позже) и после этого приспособленном для жилья, Дом Огня не мог сохраниться в первозданном виде, но его остатки можно было бы попытаться найти по особенностям архитектуры, каков был архитектурный тип такого зала в Согде. Однако только в 2003 г. оказалось, что согдийский Дом Огня – это небольшое помещение с колоннами, стоящими по углам квадрата, и черными стенами».
В Отчете отмечается, что в одном из храмов «сохранялся зороастрийский культ огня наряду с культами богов», а другом – «не было своего Дома Огня». Ученые предполагают, что в первом храме молились зороастрийцы, а другой был предназначен «для сцен оплакивания», в котором «принимала участие богина-плакальщица Наная».
Среди находок – фрагменты изображения богини Друваспы ( конец VII – начало VIII в.). В одном из помещений храмового комплекса был найден «фрагмент с изображением четырехрукого демона на ярко-синем ультрамариновом фоне». В Отчете о раскопках городища эта находка описана следующим образом.

«Демон показан тяжеловооруженным: в ламеллярном доспехе с чередующимися рядами чисто стальных и золоченых пластин. На голове у него золоченый шлем с коротким наносником и наушниками, с кольчужной бармицей. Плечи и верхние части рук защищены кольчугой, на плечах поверх кольчуги надеты золоченые львиные маски. Руки от кисти до локтя закрыты наручами из двух цельных частей, соединенных шарниром. К шлему над лбом прикреплен человеческий череп, по бокам которого размещены две отрубленные кисти рук. Череп и руки пародийно соответствуют двум крыльям по сторонам от полумесяца обычно с диском солнца над ним – элементами типично согдийской короны того времени. Знатность демона подчеркивает его золотая гривна, позолота шлема и наручей, золоченые маски львов.

Двумя руками демон вздымает над головой скрещенные мечи, в его третьей руке – булава. Жест четвертой руки показывает, что он к кому-то обращается с речью, скорее всего, вызывает на бой своего врага или грозит ему. Лицо демона достаточно благообразно, но темно-розовая кожа и широко открытые глаза показывают, что перед нами гневный персонаж, а странная выемка внизу щеки и раздвоенный подбородок выдают его демоническую сущность. При этом его сверхчеловеческую силу отражают нимб и пламя над плечами. Как показали росписи помещения, царь демонов, обладающий этими атрибутами, присущими также богам и некоторым героям, теряет их, когда терпит поражение от своего противника – человека, в конце концов убивающего этого царя».
Открытая в Согде роспись уникальна. Она «посвящена популярной в Пенджикенте теме борьбы с демонами», а «сохранность фрагмента демонстрирует мастерство согдийских художников».
В Отчете отмечается:

«В результате сезона 2003 г. впервые был открыт бесспорный зороастрийский дом огня и установлено, что в VII в. в наусах совершались погребения по обряду трупоположения, а не только захоронения костей, собранных в оссуарии. Большой интерес представляет богатое жилище с несколькими расписными залами и небольшими комнатами на втором этаже. Очень редкой находкой является согдийский серебряный кубок».

На самом деле храмовый комплекс в Пенджикенте таит в себе множество загадок, которые еще предстоит разгадать ученым. В связи с этой находкой возникает множество вопросов. Правы ли ученые в том, что найденное изображение – это действительно царь демонов, если у него есть атрибуты могущества, свойственные только божественным сущностям. Вообще только греки приписывали грехи и богам. Зороастрийцы же всегда считали, что богам не свойственны человеческие слабости, а стало быть, и грехи. Равно как и демоническим сущностям не должны быть присущи черты богов. А если учесть то, что, согласно общепринятому мнению, зороастрийцам вообще была свойственна система иконоборчества, т.е. богов и их антиподов в том числе не изображали вообще, возникает сомнение в том, действительно ли исследуемый храмовый комплекс принадлежал зороастрийцам. Кроме того, возникает и другой вопрос: может ли демоническая сущность иметь такой статный вид и красивое лицо? И почему облик царя демонов уцелел, а другие изображения – светлых сущностей – почти полностью разрушились? Зачем зороастрийцам нужно было изображать демоническую сущность у себя в храме, где горел огонь? Множество противоречий рождает много вопросов,. Эти «гордиевы узлы» еще предстоит распутать ученым.

03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:39
Завтрашний день начнется в: 09:38
Текущее время Хаван-гах, осталось 00:46 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники