Глава XIX Семь основных нот-принципов

По учению восточной традиции, физический мир состоит из семи основных нот-принципов, к которым сводится все безграничное разнообразие комбинаций материи. Семь основных принципов составляют "гамму мира". Соответственно им в мире "душевно-энергетическом" имеются семь основных чувств. В мысленном мире те же семь основных принципов производят мысленные вихри, которые образуют процесс мышления. Семь нот-принципов представляют собой внешнее выражение того, что в себе самом, в абсолютном блаженстве и покое, в полной неподвижности живет активнейшей и реальнейшей жизнью — божественный мир, основа жизни. Движение и смена мысленных и чувственных волной комбинации материи вещественного плана являются как бы тенями пробегающих облаков, отражающихся в неподвижном, спокойном озере духа.
В нынешнем своем состоянии люди еще не могут осознать эти семь принципов, а поэтому им недоступна власть над материей и над энергией "душевно-энергетического" и "мысленного" мира. Они не могут также управлять сменой состояний, т.е. переходить по желанию из одного плана в другой. Лишь святые и люди, очень высоко стоящие в духовном отношении, получают эту возможность. Чудеса святых основаны на пользовании свойствами семи принципов. Обыкновенные люди не могут испытывать чувства в полном их объеме: органы "человека-формы" еще недостаточно для этого развиты. Не будучи в состоянии испытывать чувства полностью, люди знают только небольшие отрезки их и поэтому не понимают механизма чувств. Не имея возможности пережить чувства полностью, люди не могут исчерпать их. Сколько бы человек ни жил, он не изживает ничего до конца, а неизжитое привлекает, волнует, заставляет снова и снова стремиться к "цели". К тому же благодаря неполноте и сбивчивости своих представлений и ощущений люди путаются сами в себе, принимая одно чувство за другое. Чтобы освободить человека, ему нужно предоставить возможность "пройти постепенно по всем нотам гаммы чувств". Прошедший через такой опыт может владеть механизмом любого чувства и вызывать его у других людей в случае надобности. Но для такого опыта, говорят маздеисты, нужны особые духовные условия и очень долгая специальная подготовка. Овладеть механизмом мысленной стихии еще труднее. Только высокодуховные люди путем длительной аскезы, молитвы и медитации достигают полного покоя ума.

Когда в уме останавливается "кружение мыслей", высшие способности раскрываются сами собой, и "созерцательная интуиция" становится орудием духа. Созерцательная деятельность, по свидетельствам святых, является источником духовного знания. Основная задача человека есть непрестанное становление: в силу закона самораскрытия (самораскрытие, а не эволюция движет мир) отдельные личности опережают массы. Никакая наука о человеке не будет верна, если она не принимает в расчет опыта передовых личностей. В них нам наглядно явлен будущий образ "человека-формы", его духовный, моральный и умственный облик, стоящий на границе перерождения человека в высшее существо. Опыт святых приближает к нам жизнь будущего века; святые — это залог преображения мира, которое наступит после Страшного Суда и воскресения мертвых.

далее