Сила и смысл молитвы

Опубликовано star72 -

Журнал "Митра" №5 2000 год

Старостин Константин.

Молитва означает для верующего человека очень многое. Она многозначна и многомерна. Без молитвы немыслима ни одна религия. Именно Молитва позволяет нам соприкоснуться с миром Высших сил, сил Света, позволяет нам ощутить, что мы в этом мире не одиноки. На каком языке, в рамках какой религии произносится молитва не так важно. Главное, чтобы у молящегося была светлая душа, чистое сердце, правильное понимание добра и зла и, конечно же, вера. Тогда молитва станет для него просто необходима как связующее звено между ним и Богом.
Молитвы могут быть в словах и в мыслях, для одного человека и коллективные, по ритуалу и производные, за себя и за других, как прошение или как благодарность.
В зороастризме всегда было очень значимое и почтительное отношение к молитве. Самый основной принцип зороастризма, на котором построено все его мировоззрение это "благая мысль, благое слово, благое дело", что уже подразумевает в себе некую молитву. Зороастрийский пантеон небожителей - изедов включал в себя божество Мантра-Спент (авест. "святое слово"). Зороастрийцы всегда придавали огромное значение сказанным словам. Они считали, что любая звуковая вибрация, а тем более молитвенная формула несет в себе определенный смысл. Ведь сам Ахура-Мазда смог повергнуть Ангро-Манью, произнеся "Ахунвар", которая как и "Ашем Воху" считается у зороастрийцев самой священной молитвой, отгоняющей темные силы. Для любого зороастрийца является священным долгом чтение молитвы перед едой, до и после сна, перед совершением какого либо важного дела.
По "Видевдату" и "Меног-и Храт" Ахура-Мазда сообщает Заратуштре где для Земли наиболее приятно:
"…во-первых, там, где праведный муж выступает, о Спитама Заратуштра, с барсманом в руке, произносящий священное слово в согласии с верой…". Подобным отношением к молитве пронизаны все авестийские тексты. В них сообщается о значимости и силе молитвы. При этом всегда имеется в виду, что сама молитва благая и произносится она человеком, стремящимся к праведности. Это хорошо показано во всех "Яштах", где говорится, что удачу боги даруют именно за такие молитвы, к другим же они остаются глухи.
"Меног-и-Храт" сообщает, что с судьбой (предопределением) бороться невозможно. Единственное, что способно изменить судьбу - это мольба о благосклонности (молитва о Благодати), повседневный обычай (земная работа, снятие кармических долгов) и заслуга добрых дел. Таким образом, сила молитвы для изменения нашей судьбы к лучшему с помощью Божественного провидения очень велика.
Молитвой мы протягиваем руку за помощью к силам Света, которые могут помочь нам лишь при нашем сознательном выборе. Без молитвы человек оказывается отпавшим от Бога и оторванным от источника истинной жизни: он выдан началу зла и не имеет силы противостоять ему. Молитва несет человеческому духу сразу очищение и укрепление, успокоение и радость, благословление и исцеление.
Относительно чтения мантр как молитв. В Авесте написано, что каждый должен выбрать молитву свою по своему предназначению, по пути, предначертанному ему свыше. А поскольку этот путь начертан в гороскопе каждого человека, то и мантра его личная тоже должна вытекать из его личного гороскопа. Ведь мантра - это определенная формула, формула включения, которая действует прежде всего даже не на подсознание, а на уровне бессознательного, на уровне не звука даже, а незвучания. Необходимо читать мантру, находясь в состоянии потока, бессмысленное же ее повторение никакого результата и эффекта не даст. Насильственно включить себя в поток невозможно. Чтобы мантра заработала, ее необходимо заслужить своим стремлением к праведности, а также начитать определенное количество раз (порой не одну тысячу). Главный смысл в произнесении мантр - это постижение сущности нашего мира, избавление от иллюзий.
Для того, чтобы разобраться, что же такое молитва, получить о ней наиболее полное представление давайте прислушаемся к высказываниям о ней представителей другой религии, а именно христианства (хотя, надо сказать, и в исламе, и в буддизме и в других вероисповеданиях молитва также стоит на одном из первых мест).
Игумен Валаамского монастыря Харитон. “Умное делание”, составлено им из слов “опытнейших мужей в духовной жизни, Богом вразумляемых” (стр.15-16).
Первая степень - молитва телесная, более в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут - терпение, труд, пот. Несмотря, однако же, на то, положи пределы и делай молитву. Это делательная молитва.
Вторая степень - молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием, без расхищения. Внимание срастается со словом писаным и говорит, как свое.
Третья степень - молитва чувства: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Там слово сокрушительное, а здесь сокрушение; там - прошение, а здесь чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца. У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет: ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия; так что коль скоро ее нет при сем, то те молитвословия имеют только вид молитвы.
Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас - последняя степень молитвы постигаемой. Но есть, говорят, еще и не постигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания.
Протоирей И. И. Сергиев (кронштадтский). Солнце правды. Избранные проповеди. СПб. 1902. 219-227стр.
Молитва - великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. Сперва надлежит научиться молитве, познать, какая молитва угодна Богу. Это - великий подвиг!
Прежде всего надлежит с благоговением приступать к молитве, к этой живой беседе с Богом... Второе и самое главное условие успешности молитвы - живая сердечная вера в силу молитвы... Исполненная живой сердечной веры, молитва естественно должна быть согрета искренним, горячим чувством...
Помни, что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи, без силы (как шелуха без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его. Но если ты слова бросаешь попусту, не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся; шелуху бросаешь, шелуха к тебе и воротится; семя бросаешь, колос тебе принесет, и чем лучше, тучнее семя, тем обильнее колос. Так и с нашими молитвами: чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы: каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос. Кто из молящихся не испытал этого? Или еще - слова молитвы подобны дождю или снегу, если выговариваются с верой сочувствием: дождевые капли или снежинки, падающие непрерывной нитью или хлопьями, поят землю, и она прозябает и приносит плод; так слова молитвы - это дождь душевный - каждое в отдельности, наполняют душу, и она прозябает плоды добродетелей, содействующих Святому Духу... Искренность на молитве предполагает неизбежно искренность и прямоту сердца во всем поведении человека, во всей его жизни...
Разум должен придти на помощь нашему бедному сердцу, погруженному всецело в суету житейскую, возбуждая его представлениями и мыслями о совершенствах божественных. Зажигательное стекло тогда зажигает дерево или бумагу, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредотачиваются на одной точке зажигаемого предмета, всею своею совокупностью действуют на него и таким образом, как бы все солнце в уменьшеном виде помещается в предмете. Так и в молитве, тогда душа согревается, оживляется и воспламеняется умственным Солнцем-Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце, и когда Оно будет действовать на сердце всею Своею простотой и Своею силой: то же и о Богоматери, и об ангелах, и святых. Наведи на свое сердце их образы так, как они есть, со всею силою и святынею, пусть сердце примет озарение их на себя с возможною полнотой и силою, и оно воспламенится их любвиобильным, как бы огненным, действием; их чистота, святость, благость, сила сообщатся твоему сердцу, и оно будет само очищаться, само укрепляться в вере и любви, и чем дальше, чем решительнее и постояннее ты будешь иметь сердце свое обращенным к Богу и к Его святым, тем более сердце твое просвещаться, очищаться и оживотворяться.
Закончим эту важную и не простую тему высказыванием русского философа Ильина И.А.: "Молитва есть некий сердечный жар, который все вовлекает в себя, расплавляет и делает текучим. Она есть некий духовный свет, собирающий лучи, подобно увеличительному стеклу, в единый центр, где начинается горение… Человеческий огонь может и должен приобщиться в молитве к Божьему Пламени - и в этом состоит таинственный смысл и благодатная сила молитвы…
В нашем непростом жизненном пути молитва становится истинным источником жизни и творческой силы."

НЕСКОЛЬКО ЦИТАТ О МОЛИТВЕ.

Даниил Андреев. “Роза Мира”. М. “Руссико”.1991. с254.

Провиденциальные силы на страже всегда. Они всегда готовы прийти на помощь каждому из нас. Они постоянно трудятся над каждым из нас - над его душой и его судьбой. Каждая душа - поприще их борьбы с демоническим началом, и вся жизнь души - непрерывная цепь выборов, встающих перед Я, - выборов, усиливающих или парализующих помощь ему со стороны светлых начал.
Душа подобна путнику, перебирающемуся через шаткий мост. С другого берега протягивается к ней рука помощи, но, чтобы принять эту помощь, путник должен протянуть руку и сам. Такою рукой, протягиваемой навстречу силам Света, является каждый благой выбор, каждый правый поступок и каждое светлое движение души, и в том числе и молитва. В этом и заключается зерно ответа на вопрос: зачем молитва? и зачем богослужение?
Слово “молитва” я употребляю здесь в очень широком смысле. Это и уединенная беседа души с Богом или с сотворящими Ему силами Света; это и состояние умиления, благоговения и духовного восторга, охватывающее сердце при созерцании Прекрасного, Высокого или Великого; это и тот катарсис, через который поднимают душу человека окрыляющие произведения искусства; это и участие ее в очищающих и возвышающих действиях храма.
Молитва может быть келейной - уединенной - или соборной, когда ее бессловесная песнь вливается в торжественный поток богослужения. Оба эти действия в равной мере необходимы. Уединенная молитва есть такое напряжение души, когда она, удаленная от духовного Средоточья мира, но связанная с ним единственной и неповторимой струной, заставляет звенеть эту струну высоким звучанием, отгоняющим тени ночи. Молитва же соборная есть согласное напряжение тысяч таких струн, это есть хоровая песнь, наполняющая каждую отдельную душу предощущением всеобщей гармонии. Ибо богослужение есть не произвольное действие, придуманное людьми, но действие мистериальное, то есть такое, которое отображает гармоническую действительность высших сфер и низводит ее силы в наше сердце.

Игумен Валаамского монастыря Харитон. “Умное делание”, составлено им из слов “опытнейших мужей в духовной жизни, Богом вразумляемых” (стр.15-16).

Первая степень - молитва телесная, более в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут - терпение, труд, пот. Несмотря, однако же, на то, положи пределы и делай молитву. Это делательная молитва.
Вторая степень - молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием, без расхищения. Внимание срастается со словом писаным и говорит, как свое.
Третья степень - молитва чувства: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Там слово сокрушительное, а здесь сокрушение; там - прошение, а здесь чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца. У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет: ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна состовлять душу домашнего и церковного молитвословия; так что коль скоро ее нет при сем, то те молитвословия имеют только вид молитвы.
Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас - последняя степень молитвы постигаемой. Но есть, говорят, еще и не постигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания.

Протоирей И. И. Сергиев (кронштадтский). Солнце правды. Избранные проповеди. Спб. 1902. 219-227стр.

Молитва - великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. Сперва надлежит научиться молитве, познать, какая молитва угодна Богу. Это - великий подвиг!
Прежде всего надлежит с благоговением приступать к молитве, к этой живой беседе с Богом... Второе и самое главное условие успешности молитвы - живая сердечная вера в силу молитвы... Исполненная живой сердечной веры, молитва естественно должна быть согрета искренним, горячим чувством...
Помни, что если ты во время молитвы не праднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи, без силы (как шелуха без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его. Но если ты слова бросаешь попусту, не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся; шелуху бросаешь, шелуха к тебе и воротится; семя бросаешь, колос тебе принесет, и чем лучше, тучнее семя, тем обильнее колос. Так и с нашими молитвами: чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы: каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос. Кто из молящихся не испытал этого? Или еще - слова молитвы подобны дождю или снегу, если выговариваются с верой сочувствием: дождевые капли или снежинки, падающие непрерывной нитью или хлопьями, поят землю, и она прозябает и приносит плод; так слова молитвы - это дождь душевный - каждое в отдельности, наполняют душу, и она прозябает плоды добродетелей, содействующих Святому Духу... Искренность на молитве предпологает неибежно искренность и прямоту сердца во всем поведении человека, во всей его жизни...
Разум должен придти на помощь нашему бедному сердцу, погруженному всецело в суету житейскую, возбуждая его представлениями и мыслями о совершенствах божественных. Зажигательное стекло тогда зажигает дерево или бумагу, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредотачиваются на одной точке зажигаемого предмета, всею своею совокупностью действуют на него и таким образом, как бы все солнце в уменьшеном виде помещается в предмете. Так и в молитве, тогда душа согревается, оживляется и воспламеняется умственным Солнцем-Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце, и когда Оно будет действовать на сердце всею Своею простотой и Своею силой: то же и о Богоматери, и об ангелах, и святых. Наведи на свое сердце их образы так, как они есть, со всею силою и святынею, пусть сердце примет озарение их на себя с возможною полнотой и силою, и оно воспламенится их любвиобильным, как бы огненным, действием; их чистота, святость, благость, сила сообщатся твоему сердцу, и оно будет само очищаться, само укрепляться в вере и любви, и чем дальше, чем решительнее и постояннее ты будешь иметь сердце свое обращенным к Богу и к Его святым, тем более сердце твое просвещаться, очищаться и оживотворяться.

Глоба П.П. “Космогенезис 1”.(стеннограмма лекций) Спб. 1991. с 83

В Авесте написано, что каждый должен выбрать молитву свою по своему предназначению, по пути, предначертанному ему свыше. А поскольку этот путь начертан в гороскопе каждого человека, то и мантра его личная тоже должна вытекать из его личного гороскопа. Ведь мантра - это определенная формула, формула включения, которая действует прежде всего даже не на подсознание, а на уровне бессознательного, на уровне не звука даже, а незвучания....

Разделы