Поиск по сайту



О чем говорил Заратуштра

Журнал "Митра" №5 2000 год

Михаил Чистяков

Слово «зороастризм» долгое время было практически неизвестно широкой публике. В школьной программе о нем или не упоминалось, или говорилось одной строкой как о религии дома Ахеменидов. Даже для интеллектуалов имя Заратуштра ассоциировалось не с его собственным учением, а с философскими воззрениями Ницше «Так говорил Заратустра». Однако времена меняются. Одна за другой в продаже появляются книги, посвященные этой древнейшей религии. В газетах и журналах публикуются статьи о зороастризме, причем мнения о нем высказываются зачастую диаметрально противоположные. Можно с уверенностью говорить, что интерес к зороастризму растет, но, как правило, повествуют о нем люди, не имеющие к самой религии ни малейшего отношения. Возникает ощущение, что зороастризм - некая новомодная тема, связанная с современной жизнью не больше, чем, скажем, египетские пирамиды или античные статуи. И мало кто знает, что зороастризм - современная живая религия, хоть возраст ее несколько тысяч лет; что общины зороастрийцев существуют практически во всех цивилизованных странах; что, более того, община зороастрийцев существует прямо здесь - в Санкт-Петербурге!

Но, прежде чем говорить о том, что есть зороастризм, и чтобы понять насколько велико его значение, необходимо вспомнить, что было до него.

Давным давно, много тысячелетий назад, спасаясь от надвигающихся ледников с их бурями и морозами, шли навстречу неизвестности гордые племена древних ариев. Вел их отважный Йима, сын Вивахванта из рода Парадата ("Первосозданных"), и сияние царственного его нимба - Хварна - освещало им путь днем и ночью. Шли они с северной родины по хребту Эрзуры, пока не попали в цветущую долину богатую реками, окруженную со всех сторон богоданной рекой Даити и горами цепи Хара Бэрэзайти, защищенную от зимы и злой непогоды. И назвали этот благословенный рай "Арийским размахом" - "Айрьяна Вайэджа", и стали вести там счастливую жизнь. Небо и земля, животные и растения были дружелюбны к людям, а люди были дружелюбны к ним. Самым большим другом людей был Огонь - он спасал их еще в те времена, когда они жили на лютом севере, но и сейчас он щедро одаривал людей теплом и светом. Но главное, люди помнили древние предания о том, что весь мир был сотворен ярким, светлым, сияющим и горячим как солнце, но что-то погасило его, и осталось только солнце в небе, огонь на земле и сияние Хварна, чтобы мир не остыл совсем. Люди любили и уважали их и приносили им подарки, как любят, уважают и одаривают лучших, бескорыстных друзей.
Впрочем, счастье редко бывает долгим, но беда пришла не снаружи, а изнутри. Люди стали забывать, кто же был создателем всего, а Йима, сияющий как солнце (за что его стали называть Кхшайта - "Сияющий"), был здесь, рядом, и нимб его был виден всем. "И ведь это Он привел нас сюда! Может быть, Он и есть Бог?!"- заговорили все вокруг. Однажды и сам Йима поверил в это, и самоуверенность его вознеслась выше небес. Но Хварно не терпит самоуверенности, и нимб стал гаснуть. И в Айрьяна Вайэдже вдруг повеяло леденящим холодом. Чьи-то когти впились в сердце Йимы, разрывая его между прежним и нынешним. Долго боролся царь сам с собой, и Хварно его то разгоралось, то гасло, пока не погасло совсем. Но в последнем всполохе своей царственной благодати Йима успел сделать последнее важное дело своей жизни. Все, что еще не пострадало от надвигающегося зла, было спрятано в потайном, надежном месте - в Варе, где и теперь, говорят, живут неподвластные тлену и времени прекрасные растения и животные, прекрасные огни и люди. Но это там, а над Айрьяной Вайэджей в вихрях и ураганах распростер на целых тысячу лет свои черные крылья престрашный змей Дахака, ненавидящий все, что было дорого людям ...

Еще одна "фэнтези" в манере Толкиена? А ведь это наша с вами история. Конечно, с точки зрения современного прагматичного человека это не более чем сказка: "драконов не бывает, царственных нимбов не бывает", но кто знает, что бывает, а что не бывает. Совершенно разные народы сохранили воспоминание о Йиме и если одни ставят рядом с ним знак "плюс", другие так же охотно ставят "минус". Потомки арийцев, пришедшие в Индию, до сих пор почитают Йиму, сына Вивахванта (Яму, сына Вивасванта) как бога подземного царства. Приуральские народы, по землям которых проходила волна миграции ариев, тоже помнят Йиму. У марийцев, например, Юмо - обозначение богов вообще, а у их родичей коми Йома - страшное лесное чудище (типа нашей Бабы Яги); у них же сохранилась легенда о благословенном "золотом" веке, который кончился, когда злой бог Йомаль стал требовать человеческих жертвоприношений. Древние эстонцы называли бога Йомаль, а саамы - Йиммела. В скандинавских легендах великан Йимир - первосоздание (вспомните род Йимы - "первосозданные" - Парадата), из которого был создан мир. Что касается нас, славян (а наши арийские корни несомненны), то сохранились в основном воспоминания о самóй благословенной стране - Айрьяне Вайэдже, в таких образах как "рай" (древнерусское "вырий") (этимологическое родство этих названий подтверждается и учеными; хотя возможно русское "рай" восходит к другому авестийскому, т. е. древнеарийскому слову, которое так же и звучит "рай", а переводится "свет") или "береза", как древо предков (этимологически, безусловно, родственное древнеарийской "Хара Бэрэзайти", т.е. "Высокой Хара", цепи гор, окружавшей Айрьяна Вайэджа). Только в зороастрийских преданиях образ Йимы расписан достаточно четко - и как величайшего из людей, и как величайшего грешника.
Однако что же было дальше?

Ужасный змей Дахака правил миром тысячу долгих лет, пока его не одолел герой Трайтаона (тоже из рода Парадата), к которому перешло Хварно Йимы (Хварно не гаснет само по себе, его нельзя уничтожить, но можно потерять). Но мир был уже не тот. Древнее чистое отношение к творениям уступило место жестокости и насилию. Миром правили Гнев, Ярость и Ложь, люди смотрели друг на друга как на врагов, религиозные ритуалы проводили черные колдуны - карапаны, на жертвенных алтарях обильно лилась кровь благих животных. Но прошло еще много много лет, прежде чем в роде Спитама, в доме Поурушаспы родился мальчик, которого назвали Заратуштра.

Где и когда это произошло? Однозначно в доисторические времена и однозначно в арийских землях. Уже в исторические времена, при дворе персидских царей Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.), для которых зороастризм стал государственной религией, место и время рождения пророка стало подгоняться под местные условия. Говорили, что это произошло в Иране: то ли на востоке, то ли на западе, то ли на севере. Но это не происходило в "Иране". Слово "Иран" возникло как искаженное от "Эран-Вэг". Так называли в начале I тысячелетия до н. э. свою древнюю прародину (Айрьяну Вайэджу) потомки ариев, пришедшие с северо-востока; так они стали называть и свою новую родину (современный Иран). Т.о. Иран, хотя и названный в честь Айрьяны Вайэджи, не имеет с ней ничего общего, и поэтому искать родину пророка в Иране не представляется правильным. В самой "Авесте" (священном знании древних ариев, которые приняли учение Заратуштры) слово Иран естественно никогда не встречается, но рассказывается об Айрьяне Вайэдже, в то время она еще не стала сказочной и легендарной. По "Видевдату" (одна из частей "Авесты") дух зла сделал условия существования в этой благословенной стране невыносимыми для жителей. Десять месяцев там была зима, и только два месяца лета, и то холодного. Далее описывается еще 15 благих земель, последней из которых названа "Земля у истоков Рангхи". Рангха - река полу мифическая, тем не менее, отождествляемая с нашей Волгой (в античных источниках ее называют "Ра"). По зервано-зороастрийским представлениям наш мир циклически замкнут. Это относится, прежде всего, ко времени, но проецируется на любой процесс. И если в "Авесте" заходит речь о каких-то числах, можно не сомневаться: понять их можно через цикл, т.е. круг. Т.о. можно предположить, что "Земля у истоков Рангхи" примыкает к самой Айрьяна Вайэджа (вероятно с западной стороны), и это подтверждается тем, что и для этой благой земли злой дух создал сходные условия существования - морозную зиму, иными словами эти страны в одной климатической зоне. У Волги множество истоков, и можно только предполагать, какой исток подразумевается в "Видевдате". Это может быть исток самой Волги на Валдайской возвышенности, лежащей между Москвой и Санкт-Петербургом; это может быть исток Оки на Среднерусской возвышенности, также исконно славянской земле; наконец это могут быть и истоки Камы, берущей начало в Уральских горах. Весьма вероятно, что подразумеваются все эти истоки. Интересно описание этой страны в "Видевдате": "<там> проживают не имеющие главы ... <им> состряпал злой дух зиму ... и правителей таожья". Кто это "таожья" неизвестно, но считается, что это некие иноземные правители; в целом то, что описано, очень похоже на славянские племена с их демократическим вечевым правлением и традицией звать князя извне. Но вот что интересно: один из притоков Камы - река Белая, а родовое имя пророка (Спитама) буквально переводится как "белый" или "белейший". Это не простое совпадение: исток реки Белой (а, следовательно, и один из "истоков Рангхи") находится в непосредственной близости от истока Урал реки, которую в древности называли Даик (позднее трансформированную в Яик) - т.е. описанная в мифах река Даити! Стало быть, Уральский хребет - это описанный в мифах хребет Эрзуры, а благословенная Айрьяна Вайэджа располагалась на южной подошве Уральских гор! Пророк т. о. родился к северо-западу от этого места, что подтверждается и сохранившимися устными преданиями. Доказательств успешной локализации древнего "Арийского размаха" можно приводить много, но одно из самых неоспоримых - открытие в 1987 году целой «страны городов» близ южной оконечности Уральских гор, с бесспорной сенсацией - поселением Аркаим, возраст которого несколько тысячелетий. Его жители, как считают исследователи, исповедовали поклонение огню.

А когда родился пророк? До последнего времени исследователи склонялись к VII-VI вв. до н. э., но это совершенно не убедительно. Достаточно сказать, что, хотя в отдельных провинциях Ирана топонимы, содержащие корень «арья», сохранялись довольно долго, никаких ариев в чистом виде в это время уже не существовало, "Авеста" же повествует именно об арийском народе и об арийской стране. Одна из главных мантр (молитв) зороастрийцев, авторство которой, безусловно, принадлежит самому Заратуштре, обращена к Айрьяману, букв. "Духу народа айрья". Да и принесли потомки ариев "Авесту" с севера уже в готовом виде. То, что отдельные части "Авесты" сейчас датируются более поздними временами, объясняется тем, что "Авеста" - не книга типа "Библии" или "Корана", это живое знание, которое всегда современно. В различные эпохи, вплоть до первых веков нашей эры, фиксировались, канонизировались те или иные части "Авесты", и с ними, как в фотографии фиксировалось то время. Современные исследователи упускают это из виду. А напрасно. Заратуштра в своих проповедях упоминает Йиму, и именно как человека, о котором все помнят и знают, значит, в то время образ Йимы-бога еще не вытеснил из памяти людей Йиму-человека. Датировка жизни Заратуштры, к которой сейчас склоняются многие исследователи - начало II тысячелетия до н. э.

Первое чудо, которое явилось людям с рождением Заратуштры, было в том, что вместо того, чтобы заплакать, как плачут все новорожденные дети, этот мальчик засмеялся. Радость бытия и любовь к жизни вернулись в мир с рождением «смеющегося пророка». С самого рождения карапаны пытались уничтожить мальчика, но все их старания оборачивались против них. Когда Заратуштре минуло 30 лет, ему было явление Ангела - Вохумана, который призвал его предстать перед очами Бога-Творца, Создателя миров. Это было начало Откровения Заратуштры, и это было началом зороастризма.

Итак, что же главное, что принес людям Заратуштра? В мире есть только один Бог, а не множество богов, как утверждают карапаны. Имя ему Господь и Мудрость, по-авестийски Ахура Мазда. Помогают ему Архангелы Амеша Спэнта (Бессмертные Святые), которые суть качества самого Творца: Воху Мано (Благая Мысль), Аша Вахишта (Всеблагая Истина), Кшатра Вайрья (Лучшая Власть), Спэнта Армайти (Святое Благочестие), Хаурват (Целостность) и Амертат (Бессмертие). Им помогают ангелы Йазата, среди которых Митра (Договор), Сраоша (Послушание), Рашну (Справедливость) и многие другие. Господь создал мир посредством Спэнта Майнью (Святого Духа). Ахуре Мазде принадлежит все добро, а зло пришло извне: его принес Ангра Майнью (Злой Дух). Ангра Майнью не есть творение Ахуры Мазды, он возник в недрах безначального Абсолюта Зервана, прародителя Господа, как вирус-паразит. Не желая созидать, у злого духа есть одно желание - смерть творения Ахуры Мазды. «Разделяй и властвуй» - вот девиз его. Для этого породил он свои уродливые творения: Друджь (Ложь), Айшму (Ярость), Бушьянсту (Лень), для этого принес он болезни и старческую дряхлость. Весь проявленный мир - арена борьбы Святого Духа и Злого Духа, борьба Добра и Зла. Человек, как творение Ахуры Мазды, должен бороться со злом, но не только и, может быть, не столько с абстрактным злом «извне», но и с проявлениями Ангра Майнью внутри себя. Для этого в своей жизни человеку должно руководствоваться девизом ХУМАТА-ХУКХТА-ХВАРШТА (Благомыслие-Благословие-Благодеяние) и отвергать девиз Ангра Майнью ДУШМАТА-ДУЖУКХТА-ДУЖВАРШТА (Зломыслие-Злословие-Злодеяние). Никто не может заставить человека следовать одному или другому принципу: это его собственная ответственность, результат его свободного выбора. Но каждый должен знать, что со смертью человека душа его обязательно предстанет перед судом, где встретится с Даэной - своей собственной Совестью, и по заслугам дел воздастся ему: небеса рая или бездна ада. Или вновь и вновь будет возвращаться человек к нерешенным своим проблемам, чтобы оплатить все свои счета и обрести Благодать Божью - Хварно, льющуюся через 12 зодиакальных знаков, но вновь и вновь планеты, слуги Ангра Майнью, будут подсовывать человеку трудно решаемые проблемы. Но, хоть победа над злом зависит от каждого отдельного человека, участь зла предрешена: на помощь людям через равные промежутки времени придут три Спасителя Саошианта, а в конце великого мирового круга в 12 000 лет в огне последнего суда Фрашегирда будет сожжено все зло мира, и даже ад будет очищен. В раскаленной лаве праведники будут ходить как в парном молоке, а грешники испытают все муки ада, но в результате и их зло будет выжжено и уничтожено. Не будет болезней и смерти, мир достигнет целостности всех своих составляющих, человек познает единение с Господом, наступит заря совершенно новой жизни...

Заратуштра был уникален для своего времени, уникален он и для времени нашего. Основные идеи его проповедей в той или иной степени стали основой всех последующих мировых религий, в том числе христианства и мусульманства. С той далекой поры, когда Заратуштра начал проповедовать, у него всегда были последователи и в этом также уникальность зороастризма. На сегодняшний день это древнейшая из монотеистических религий. Конечно, как у всякой религии, у зороастризма были свои взлеты и свои падения. Его исповедывали в Иране во времена Ахеменидов, Аршакидов и Сасанидов. Его, хоть и в искаженной форме, в виде Митраизма, исповедывали в Европе во времена Римской Империи. Самый сильный удар по зороастризму был нанесен в VII в. н. э. после вторжения арабов. Многие зороастрийцы ушли на восток, большинство из них осело в Индии, на западном побережье, где они стали называться парсы (персы). С тех пор и до сего дня парсы поддерживают священные огни - символ зороастрийской веры. Благодаря врожденной любви к жизни, оптимизму и серьезному отношению к реальному бытию, парсы не только завоевали уважение аборигенов, но на сегодняшний день являются основным двигателем прогресса на полуострове Индостан. Многие остались на родине, в Иране, но там зороастрийцы были практически лишены всех прав, храмы огня разрушались, и община постоянно сокращалась. Часто религиозные фанатики физически расправлялись с зороастрийцами.

За несколько последних десятилетий многие зороастрийцы переехали в Европу и Америку. Наиболее многочисленные общины, не считая Индии и Ирана, в Канаде, США, Великобритании. Общины есть по всему миру: в Пакистане, Новой Зеландии, Австралии, почти во всех европейских странах.

В конце XIX века, спасаясь от преследований, эмигрировали в Россию предки хорошо известного сейчас российского астролога Павла Глобы. Из поколения в поколение передавались в их семье зороастрийские и зерванитские предания вместе со священным знанием предков - астрологией, т. е. умением помочь человеку пройти через хитросплетения планет, слуг Ангра Майнью для достижения Хварно, Божественной Благодати. С Павлом Глобой зороастризм вернулся в Россию, на землю, где некогда родился: в 1994 году в Санкт-Петербурге была зарегистрирована первая в СНГ зороастрийская община. В настоящее время общины и авестийские общества есть не только в России, но и в Белоруссии, на Украине. В Узбекистане, в Таджикистане, и других государствах бывшего СССР возникают зороастрийские анджуманы (ассоциации) - люди возвращаются к религии своих предков. Еще несколько десятилетий назад считалось, что зороастризм это религия только иранцев и парсов как людей, сумевших сохранить религию Заратуштры. Времена меняются, и современные зороастрийцы готовятся вступить в двадцать первый век, объединившись в едином порыве - следовать путем праведных, путем Заратуштры, руководствуясь принципом «Благая Мысль - Благое Слово - Благое Дело». Как подтверждение этому в 2000 году пройдет Всемирный Зороастрийский Конгресс, на который приглашены и представители питерской общины.

Не все благополучно в современном мире. Приблизившаяся смена эпох принесла черные тучи. Но, как известно, тьма сгущается перед рассветом. Фрашегирд (Последний суд), когда бы он ни произошел, все расставит на свои места: зло будет побеждено, а добро восторжествует. Не смотря ни на что не теряйте оптимизма! И да будет на всех нас Благословение Ахуры Мазды!

Разделы: 
Rus
08 День перед Атаром (Хварна) день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

День перед Атаром (Хварна) день (Ав. Дадвах) День Создателя перед днем Атара.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:49
Завтрашний день начнется в: 06:51
Текущее время Узерин-гах, осталось 00:45 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 18:53 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018