Поиск по сайту



Альбигойство в “серебрянном веке”

Журнал "Митра" №5 2000 год

Надежда Дик

Сравним символы, присутствующие в драме Блока «Роза и Крест».

1. «Крест и Роза» – это символ ордена «Розенкрейцеров», обозначающий примирение веры со знанием, религии с философией и наукой.
2. Действие пьесы происходит на фоне катарского восстания.
При раскопках замка Монсечура \в центре акситанского катарства\ были обнаружены символы катаров : маленькая свинцовая звезда \символизирующая беспредельные знания\ и каменный голубь с раскрытыми крыльями \символизирующий переход из царства Сына в царство Святого Духа, т. е. символ человека «Совершенного»\.
Одним из символов катаров и богомилов, проживавших на Балканах, являлось солнце в виде розы, чьи лепестки одновременно обозначали и лучи солнца.
Крест катаров не является крестом Галгофы. Он равносторонний и символизирует четыре стороны света, четыре направления. Крест катаров похож на крест розенкрейцеров.
В манихейских турфанских рукописях хранится древний образец эмблемы манихеев – это крест в центре изображенной розы.
И ,наконец, в Окситании найдена манихейская табличка V11 в., хранящаяся в музее Нарбонны. На ней изображены крест с розой и два голубя, т.е. на табличке объединены символы и розенкрейцеров и катаров \два голубя символизируют Святой Дух и Святую Грааль\.
Объединение этих символов показывает связь между катарами, розенкрейцерами и манихеями. И А.Блок ,несомненно, был уверен в существовании связи между катарами и розенкрейцерами.
Последней в творчестве Блока является поэма «Двенадцать». Она была первой поэмой об Октябрьской революции. Это произведение было принято по разному : одни считали его гимном революции, а другие увидели в нем кощунство. «Двенадцать» – это символическая поэма, такая же противоречивая как и революция, как и сознание поэта.
Интересна история замысла поэмы. 7 января 1918г. Блок набрасывает в дневнике замысел пьесы о Христе и двенадцати апостолах, он хотел драму своего времени разыграть в сходном, как ему казалось, времени зарождения христианского протеста в Римской империи. Замысел пьесы просуществовал лишь сутки. Отталкиваясь от Христа и его двенадцати апостолов, поэт уже к следующему дню пришел к совершенно другой символике «Двенадцати».Над десятой главкой поэмы Блок записал некрасовскую строку о Кудеяре и двенадцати разбойниках. В поэме Христу была уготовлена призрачная роль.
Характеристика Христа, как демона в поэме открыто не звучит, но она становится понятной из поведения его «апостолов» – красногвардейцев. В отличие от евангельских, блоковские «апостолы» грабят, льют кровь, творят недоброе. Русь крестил святой Андрей. Андрюха из поэмы тоже «крестит», но не Словом Божьим и святой водой, а кровью. Использовали вместо святой воды кровь на черной мессе. Христос, ведущий «апостолов» – красногвардейцев, оказывается чуть ли не самим Антихристом.
Блок был враждебен к официальной церкви. В 1905г. он писал своему другу : «Что тебе Христос, то мне не Христос». И еще : «Никогда не приму Христа».Для Блока Христос символизировал нечто «изуродованное церковными наслоениями веков, кощунственно низведенное к умащиванию язв страшного мира». Поэт принял революцию, он надеялся, что она поможет вернуть человеку чистоту верования.
А.Блок был хорошо знаком с учением альбигойцев и основные принципы этой ереси соответствовали взглядам поэта.

Церковь«Третьего Завета».

В начале ХХ в. в России начинается очень сильное религиозно – философское движение. Одним из ярких представителей этого движения явился Д.С.Мережковский. К началу века он был признанным учителем символистов. И в то же время Мережковский обращается к неохристианству, к деятельности по обновлению русской православной церкви. Идеи Мережковского разделяла с ним его жена З.Н.Гиппиус.В 1901г. в Петербурге открываются «Религиозно – философские собрания», которые посещали и представители светского общества, и духовенство. В 1903г. эти собрания были закрыты, т.к. по докладу присутствующего на них чиновник по особым поручениям : «Эти собрания вводят в соблазн и служат делу противоцерковной и противоправительственной агитации» .Мережковский постепенно отделяется от искуства и высшие ценности он ищет теперь в религии и в этике.
Свои взгляды Мережковский наиболее полно художественно выражает в трилогии «Христос и Антихрист», а теоретически – в многочисленных статьях. Мережковский считал, что существующее христианство \т.е. Церковь\ отжило свой век, в нем углубился разрыв между земным и духовным. Истинно христианской религией является для Мережковского религия равной святости духа и плоти, их взаимопроникновения, их последний синтез, означающий конец эволюции человека и построения Царства Божьего на Земле. Главное \по Мережковскому \ высвободить жизнь \которое есть творчество \ из таких форм отношений как бытовые, семейные, половые, которые обрекают на совместную смерть в жизни. Сознание связи между жизненными стремлениями человека и божественной силой и было бы религией. Третий Завет – религия Бога в человечестве – Богочеловечества.
Мережковские были уверены, что после преображения не будет ни смерти, ни деторождения, но физическая жизнь будет продолжаться. В новом мире изменится все – жизнь и тело, психология и сознание. Преображение пола избавит человека от эгоизма любви и семьи. Сексуальная энергия, освободившись от плоти пойдет на религиозную деятельность \Мережковский, Гиппиус \, на творчество \ Бердяев , на дионисийские праздники \ Иванов \. Преобразование пойдет не мистическим путем, а в результате сознательной религиозной общественности. Преображение пола представлялось им естественным процессом. Но пока чуда нет, секс надо было преодолевать \как казалось Мережковским \ иными способами. Обсуждая эту проблему Гиппиус, Мережковский и Философов пришли к согласию.
Наиболее полное выражение реформаторская деятельность Мережковских и Философова нашла во время работы секции по изучению истории и философии при бердяевском «Религиозно – философском обществе» \1909 – 1917 гг. \. То, что было названо религией «Третьего Завета» во многих чертах повторило духовные искания альбигойцев. Мережковские предлагали следующую программу:
1. Слияние религии и жизни. Религия должна стать религией объединения.
2. Поворот к истокам христианства, соединить правду о земле и правду о небе.
3. Вместо закостенелой церкви, а так же формально обрядовой создать новую Церковь, как лик религии евангельской, религии «плоти и крови».
4. Новые ритуальные действия и молитвы.
Начиная с 1901г. на квартире у Мережковских происходили службы, на которых присутствовали Философов, сестра Гиппиус, Карташев и др. На службах свободно сочетались православный кахетиз в собственном переводе с новозаветными и апокалипсическими текстами, в молитвах соединялись языческие и хлыстовские мотивы.
Церковь «Третьего Завета» находилась в оппозиции к традиционному христианству. После В. Соловьева это была вторая попытка реформации церкви.

На рубеже Х1Х – ХХ веков возникло множество кружков, сект, орденов, обществ, в том числе и оккультных. Жизненные эксперименты поэтов «серебряного века» тоже были характерны для этой эпохи. Например, В. Иванов и его жена семейный союз «двух» хотели превратить в союз «трех», чтобы затем он стал союзом «многих» и «всех» \ «для преодоления индивидуализма и выходу через искусство к «соборности»».Некоторое время в этом «жизнестроительстве» принимала участие М. В. Сабашникова, художница и поэтесса, жена М. Волошина. Это привело к жизненной драме и явилось одной из причин распада семьи.
На квартире у Н. Минского собирались с целью моления и кровопускания. По воспоминаниям Е. Иванова в мае 1905г. «жертву» изображал ,добровольно вызвавшийся на эту роль, музыкант С. «блондин – еврей, красивый, не крещенный». Он был «сораспят», ему пустили кровь, которую пили все присутствовавшие, \В. Иванов, Бердяев, Ремизов, Минский \ все с женами \, Розанов с падчерицей, М. Добролюбова, Сологуб.\
Существуют свидетельства, что сильнейшее воздействие всякого рода оккультных доктрин и практик испытывали В. Брюсов, В. Иванов, М. Волошин, А. Белый, К. Бальмонт и др. В конце 1900 – 1910 гг. оккультизм в Петербурге приобрел просто официальный характер, на эту тему читались лекции и шло публичное обсуждение. В кругу русских символистов учения оккультистов, розенкрейцерство нашли своих почитателей.

Заключение.

Октябрьская революция ознаменовала конец «серебряного века». Судьба каждого поэта сложилась поистине трагично, и тех кто остался на родине, и тех кто отправился в эмиграцию. Мы смогли познакомиться лишь с малой частью из творчества поэтов – символистов. Символисты видели в поэзии средство выразить свое религиозно – мистическое мировоззрение. На стыке двух веков выразителям взглядов поэтов – символистов явилось средневековое еретическое учение альбигойцев. Основным мотивом творчества поэтов «серебряного века» явилось крайнее противопоставление земной и потусторонней жизни, тела и духа, принципов добра и зла, постоянная борьба этих двух начал. Также как и альбигойцы символисты хотели создать свою новую церковь.

Литература

1. Гарин И.И. Серебряный век М., 1999.
2 Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и русская литература последней трети Х1Х – ХХ вв. СП-б ЛОИ., 1999г.
3. Ханзен Русский символизм.СП-б.Акад.Пркт..,1999г.
4. Топенчаров В.Е. Александр Блок. Театр.Лен отдел.,1991г.
5. Мандельштам А. Серебряный век : русские судьбы.С.,1996г.
6. Баевский В. С. История русской поэзии.М.1996
7. Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ в. и оккультизм. М.,1999г.
8. Школа класики.Серебряный век.Поэзия. М.,1997г.
9. Свенцицкая И.С. Раннее христианство : страницы истории.М.,1987г.
10. Белый А .Начало века. М. 1990.
11. Брюсов В. Стихотворения, поэмы. Л.,1961г.
12. Бальмонт К. Избранное. М.,1961г.
13. Сологуб Ф.Стихотворения.Л.,1979г.
14. Блок А. Собрание соч. М.,1963г.
15. Блок А. Записные книжки Л.,1965г.

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:39
Завтрашний день начнется в: 09:38
Текущее время Хаван-гах, осталось 02:47 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники