Поиск по сайту



Зороастрийские храмы

Журнал "Митра" №5 2000 год

Александр Горщарик

«Кааба Заратуштры» - «Дом основ»

На юге Ирана в местности Накш-и Рустам, недалеко от Истахра, существует своеобразный музей славного прошлого страны. В черных базальтовых скалах, со всех сторон обступающих безжизненную сейчас долину, высечены гробницы ахеменидских шаханшахов, надписи на древнеперсидском, парфянском, среднеперсидском и греческом языках.

 Заратуштры.jpg

В X веке исследователь Ахуд ал-Доуле, посетивший эту местность, назвал ее «местом надписей». Здесь, по соседству с усыпальницами ахеменидских царей, высится так называемая «Кааба Заратуштры». Это здание в древности было особо почитаемым храмом. Оно изображалось на монетах местной династии Парса (III в. до н. э. - III в. н. э.), и иногда над его изображением помещался символ верховного Бога добра и света Ахура Мазды (Фраваши). Здание это было храмом огня, на цоколе «Каабы Заратуштры» была открыта надпись Шапура I - важнейший исторический источник по истории Ирана III в. Эта надпись занимала три стороны основания «Каабы». Также была высечена еще одна надпись, составленная от имени Картира, верховного жреца государства, которая позволяет выяснить роль «Каабы Заратуштры» в раннесасанидское время.
«И об этих многих огнях (т. е. храмах огня) и делах, которые в надписи этой моей, - пишет Картир, - таким образом мне Шапур, царь царей, в особенности (т. е. выделив эти дела из всех других), такой отдал приказ: мол, да будет все это (все эти записи) - в «доме основ», - и знай ты, что деяния твои будут приятны богам и нам».
«Домом основ», т. е. хранилищем официальных хроник, документов и религиозных постановлений, списка Авесты названа «Кааба Заратуштры» в этой надписи. Известно, что еще в XII в., согласно сообщению одного из персидских исторических сочинений («Фарс-наме»), местность, где была воздвигнута Кааба, носила название «Гора надписей», потому что там хранились списки Авесты. Именно с Каабой связывается и термин «крепость надписей», встречающийся в пехлевийской литературе.
Надпись Шапура I была составлена на трех языках -парфянском, среднеперсидском и греческом. В начале надписи, после обычной титулатуры шаханшаха Шапура, описываются границы Ираншахра - «Страны иранской», которые доходили на севере до Кавказского хребта и «Аланских ворот», на северо-западе и западе включали в себя всю Армению, Иберию, Каппадокию, Киликию, области по реке Евфрату, Месену, а на востоке простирались вплоть до Пешевара. Затем в надписи подробно рассказывается о трех победных войнах Шапура I с Римом. Надпись заканчивается пышным заключением, напоминающим «царские надписи» Ахеменидов: «Пусть также и тот, кто будет хорошо служить богам, то и ему так же, таким же образом, боги помогут, как они помогали нам».
В ознаменование своих побед Шапур I повелел основать памятные храмы рядом с «Каабой Заратуштры» и установил определенные пожертвования в эти храмы «в память» о себе, своих сыновьях и дочери. Надпись занимала три стороны цоколя «Каабы Заратуштры», и рядом была высечена еще одна надпись - на сей раз не царская, а составленная от имени сасанидского жреца Картира. И если надпись Шапура стала важнейшим источником по политической истории Ирана в III в., по истории государственного управления, по истории династии, то надпись Картира стала одним из основных источников по истории сасанидской религии. В первых строках надписи на «Каабе Заратуштры» Картир описал свою карьеру. Он начал действовать при Шапуре I, имел скромный титул толкователя Авесты (херпат), а через двадцать лет, к 80-м годам III в., в его руках оказалась власть над всеми жрецами государственной религии. Он стал религиозным наставником царя царей и верховным жрецом (магупатом) всего государства. Все эти титулы и власть были даны ему, как он пишет, за то, что по всей стране он укреплял единую веру, основывал храмы огня, устанавливал статус жреческих корпораций, искоренял еретические учения, разрушал «капища дэвов». В надписи сообщается о громадных пожертвованиях в храм, жрецом при котором состоял Картир. Надпись заканчивается следующими строками: « и всякий, кто увидит или прочтет эту надпись - пусть он будет богам и владыкам и памяти о себе ради таким же верным и добродетельным, каким и я был, для того, чтобы он для этого бренного тела своего мог сыскать добрую славу и добрую судьбу и чтобы для души своей бренной он мог бы сыскать спасение».
Вторая надпись и портрет Картира были высечены в скале напротив «Каабы Заратуштры» рядом с барельефом, изображавшим триумф Шапура I над римлянами. Картир - это человек, которому сасанидское государство обязано созданием своей религии. Вышеизложенное указывает на тесную связь религии и политики, становятся уместными слова Фирдоуси: «Трон - опора алтаря, алтарь- опора трона».
О создании письменного текста Авесты и кодификации зороастризма рассказано в «Денкарте». В эпоху Ахеменидов, говорится в этой книге, царь Ирана Дара, сын Дары, повелел, чтобы две копии Авесты были помещены: одна - в царскую сокровищницу, а другая - в «Крепость надписей», т. е. в «Каабу Заратуштры». Далее сообщается, что Александр Македонский, после победоносного завершения своего похода в Иран, сжег эти тексты (написанные золотом на 12 тысячах бычьих кож).
«Кааба Заратуштры» имеет квадратную форму. Квадрат и круг - это первичные геометрические фигуры, отражающие архаические представления о времени и пространстве. Круг - это домашний, как правило, круглый и обслуживаемый женщиной очаг. Квадрат - это порядок, стабильность, упорядоченность космоса в его пространственном аспекте, это мужское формообразующее, государственное начало.
Еще в древней Индии знали, что человеческое тело, при вытянутых горизонтально в разные стороны руках, образовывает фигуру, которая по вертикали (от пят до макушки) и по горизонтали (между кончиками средних пальцев рук) представляет собой квадрат.
В этой совершенной фигуре индийцы видели форму, идентичную Махапуруши («Великого Пуруши») - совершенного космического человека, первоначала всего универсального бытия. Там само тело составляло биологическую основу мира как квадрата. По мнению исследователей, квадрат в орнаментальном искусстве возникает и находит широкое распространение при переходе человека к оседлому образу жизни, от собирательства и охоты - к земледелию и скотоводству, т. е. к производящему хозяйству. Круг неизбежно символизирует процессы природы и космоса как целого, в то время как квадрат отражает Вселенную, связанную с человеком и организованную им. Квадрат недаром является геометрической фигурой, лежащей в основе многих сакральных предметов и действий. Так, четырехугольно-круговая горизонтальная конструкция, ориентированная по сторонам света и соединенная с вертикальной осью, становилась принципом, организующим любое пространство и любую ритуальную конструкцию: сам ритуал, храм, мандалу, икону и т. д. Круг и квадрат являются, таким образом, средствами моделирования космоса.
Отличительной особенностью «Каабы Заратуштры» является то, что это святилище имеет вход с севера. Сакральность северной стороны связана с почитанием мифической священной горы. В древнейших текстах Авесты упоминается священная гора Хара Бэрэзайти («высокая» или «Великая Хара»), она описывается как светящаяся гора, вокруг которой вращаются небесные светила и с которой начинаются все земные реки. Ее создал сам Ахура Мазда, там находится дворец Митры - солнечного Бога. Располагается гора на крайнем севере у моря Воурукаша. Почитание севера связано также с расположением там Большой Медведицы, которая воспринималась как главное созвездие неба.

Храм как модель космоса. Ориентация по сторонам света

Современным людям трудно представить себе, какое значение имела для древнего человека ориентация в пространстве. Быть структурно связанным с этим пространством значило для него пребывать в безопасности, в состоянии устойчивости, подобно всему космосу.
Четыре стороны света (восток, юг, запад и север) с древнейших времен играли важную роль в создании системы координат, позволявшей человеку определять и описывать свое положение в пространстве, т. е. ориентироваться относительно других объектов. Основой для возникновения и существования такой системы являлось самое яркое, жизненное и неизменное явление в космосе и природе - движение по небосклону Солнца.
Четыре стороны света у различных народов и в различные времена имели свое значение. Наиболее важным для ориентации человека было восточное направление - ex oriente lux! (Свет с Востока). Именно эта сторона выступает в культе, в религиозной, бытовой и географической ориентации большинства культур в качестве основной. Большое значение имела также южная сторона, которая была главной у целого ряда народов. Реже в качестве основы ориентации выступают запад и север, каждая из которых считалась у многих народов мира «плохой», «темной» стороной. При наличии четырех основных направлений уже в глубокой древности отмечались также и четыре дополнительных направления, расположенные между основными, - восьмилепестковая роза ветров. Ориентация по сторонам света, запечатленная в различных памятниках духовной и материальной культуры, имела для древнего человека прежде всего сакральное значение, будучи важным элементом религиозного действа, ритуала, культа.
Города, храмы, жилища основывались и возводились в соответствии с закономерностями космического порядка, проецируемыми на Землю, культовые обряды возникали из стремления и возможности воздействовать с помощью священнодействий на космические процессы. По мнению исследователя М. Элиаде, «Человек, предшествовавший нашему десакрализованному бытию, обществу и космосу, был подобен homo religiosus». Необходимо также отметить ущербность европоцентризма в исторических исследованиях ориентационных принципов. Если теорема Пифагора была известна в Вавилоне, Индии и Китае за несколько столетий до рождения Пифагора, то начинать историю геометрии следует не с этого уважаемого грека, а с восточной науки.

Ориентационные системы древнего Ирана

Зороастризм выработал оригинальную сакральную географию и основывающуюся на ней культовую ориентацию. В главе II Бундахишна (буквально «Сотворение основы» - книги ортодоксального зороастризма, восходящей к IV в. н. э.), где передаются астрономическое и космологическое толкование авестийских текстов, содержится следующее описание картины мира: «Ормазд создал светила и поместил их между небом и землей: неподвижные звезды, затем Луну, потом Солнце. Он создал сперва небесную сферу и разместил на ней неподвижные звезды в двенадцати (созвездиях)… Над неподвижными звездами Ормазд назначил четырех военачальников, по одному на каждое из четырех направлений, и над этими военачальниками он назначил верховного военачальника… Как говорит Ормазд: Тиштриа (Сириус) - командующий на Востоке, Садвес (Антарес) - командующий на Юге, Вананд (Вега) - командующий на Западе, Хафторинг (Большая Медведица) - командующий на Севере, а Мех-и Гах (Полярная звезда), называемая также Мех-и Мийан Асман - командующий всеми военачальниками…».
Таким образом, четыре стороны света имеют в качестве своих патронов неподвижные звезды. В центр мира «главным руководителем» стран света помещена Полярная звезда, которая у большинства народов Евразии воспринимается как axis mundi (гвоздь в середине неба). Перечисление стран света ведется от востока, через юг и запад, на север, что отражает солярный аспект ориентации.
Как рассказывают священные тексты древних иранцев, когда Заратуштра отправился на поиски мудрости, он пришел на юг и там был приобщен к Божественной мудрости Воху-Маном (Добрая мысль), который был воплощением Ахура-Мазды и явился с юга. Со своей стороны, пытаясь погубить Заратуштру, «от северной страны, от северных стран, примчался Ангра-Манью, полный смерти, дэв дэвов».
В «Вендидате», правовом и ритуальном жреческом кодексе, повествуется о первочеловеке Йиме, который для совершенствования магических действий поворачивался к свету в полдень на пути Солнца, т. е. к югу. По мнению исследователя Ж. Дюшен-Гиймена, зороастрийцы предпочитали не смотреть на север, где была страна дэвов. Царь Ксеркс предписывал им стоять во время молитвы спиной к дэвам (т. е. к северу), а лицом - к Арте (справедливости, истине, чье царство - на юге).
Из вышеизложенного очевидно, что древним иранцам (персам) была свойственна сакральная южная ориентация. Поэтому и в ритуале жертвоприношения напитками (хаома, мед, молоко и др.) верховный жрец заотар стоял на северной стороне церемониальной площадки, глядя на юг и, выполняя ритуал, читал священные тексты, повернувшись в эту же сторону. Все зороастрийцы, вплоть до наших дней, молятся лицом на юг.
Зороастризм - это жизнеутверждающая религия. Ведь жизнь в ней - благо, данное Богом, а триада: добрая мысль, доброе слово и доброе деяние - основа нравственности. Именно поэтому волна интереса к верованиям, мировосприятию, а также обрядам и ритуалам зороастрийцев так велика ныне в мире.

Библиографический список:

1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988.
2. Луконин В. Г. Культура сасанидского Ирана. М., 1969.
3. Подосинов А. В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999.
4. Религии мира: Энциклопедия. М.: Аванта, 1999. Т. 6.

(Продолжение следует)

Разделы: 
Rus
29 Мантраспента день.
04 Тиштрии месяц.
3756 год ЗРЭ

Мантраспента день (Ав. Мантра Спента) Святое Слово (Мантра), а также некоторые письмена с духовными и поэтическими свойствами.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 04:11
Завтрашний день начнется в: 04:13
Текущее время Хаван-гах, осталось 00:04 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:05 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники