Поиск по сайту



Зороастрийская религия . Размышления о доброй пище.

Журнал "Митра" №5 2000 год

материалл подотовила Зименкова Т. М.

Зороастрийская религия проникает во все уровни человеческого бытия. Для любого зороастрийца священным является все что создано Богом: не только духовные ценности, но и все материальное, потому что все это поддерживает человеческую природу в здравии и согласии с миром. Большое значение всегда придавалось продуктам, которые люди употребляли в пищу. Далеко не каждый вид продуктов допускается к ритуальному столу, так как все что мы едим имеет глубокое символическое значение. Часто мы, сами не осознавая того, употребляя в пищу тот или иной продукт, пробуждаем в себе такие силы, которые двигают нашими поступками. Так, например, люди, которые любят острое, чаще всего бывают решительными и вспыльчивыми, горячими на голову, а сластены - привязчивыми, нежными и любвеобильными. Те, кто предпочитает мясные продукты, наиболее подвержены болезням и дурным воздействиям, потому что мясо добывается путем убийства живого существа и в нем уже заложена энергия разрушения, оно прбуждает в нас низменное начало. Зороастрийцы никогда не подавали к ритуальному столу никакой убойной пищи, так же не употребляли яйца птиц, так как они являются зародышами будущей жизни. Яйцо в зороастризме - это символ каменного неба, которое разбил Ангро-Майнью, когда вторгся в мир, созданный Ахура-Маздой. Поэтому разбивание яйца может символически воспроизводить действия Ангро-Майнью в нашем мире ( т.е. мы здесь играем роль разрушителя).
Поедание мяса коровы так же может символизировать битву Ангро-Майнью с первозданным быком, когда разрушитель пытался его растерзать.
В главе IX «Избранного из Дад - Спарама» сказано: «... тогда из природы растительного принципа, которым он (первобык) владел, 55 видов хлебных злаков и 20 видов лекарственных растений выросло из его различных членов... и каждое растение, выросшее из какого-то члена, помогает этому члену, т.к. сказано что там где был разбросан на земле костный мозг быка, выросли после этого хлебные злаки, пшеница и кунжут, вика и горох; так что кунжут вследствие присущего ему количества костного мозга, сам является великой вещью для развития костного мозга. И сказано также, что из крови произошла виноградная лоза, великая растительная сущность, и так как само вино есть кровь, то оно наиболее содружествует здоровому качеству крови. И сказано, что из носа произрос боб... и является разновидностью кунжута, и он существует для других носов. И сказано дальше, что из легких произошли руто-подобные травы, которые заживляют, целебны и применимы при легочных болезнях скота. А тот, что укоренился в сердце, это чабрец, от которого Вохуманово безупречное противостояние смраду Акомана, и он для того, что исходит от больных и зевающих.»
Что касается других видов пищи, то в XVI главе пехлевийского текста «Меног и Храд» написано следующее:

« Мудрец спросил духа мудрости: «Из пищи, которую люди едят... какая самая ценная и добрая?»
Дух мудрости отвечал так: «Из пищи, которую едят люди, добрым сотворено молоко коз. Ибо, что касается людей и четвероногих, рожденных от матери, то до времени, пока они начинают есть пищу/питаться сами, их питание и рост происходят от молока, и на молоке они могут хорошо жить/ жить во здравии/ быть здоровыми. И если людей, когда их отнимают от молока матери, перевести полностью на молоко коз, тогда хлеб им не нужен/ они могут обходиться без хлеба. Так как сказано, что « пища людей, которые живут в Арзахе и Савахе, Фрададавше и Видадавше, Ворубарсте и Воругарсте*, - молоко коз и коров; иная пища не нужна им.»
И тот из людей, кто является млекоядным, здоровее и сильнее /других/, и даже порождение потомства становится /в этом случае/ более безвредным.
Из злаков пшеница названа великой и доброй, потому что она - вождь всех зерен и даже в Авесте ее имя поставлено во главе всех злаков.
А из плодов финик и груша названы великими и добрыми...
... Что касается вина, то очевидно, что через него может выясниться как добрый, так и злой нрав...
... Не требует исследования, что тот кто является человеком доброго нрава, когда пьет вино, уподобляется золотой и серебрянной чаше, котрорая, сколько бы ни наполняли ее, становится все чище и блестящее. Оно также делает его мысли, слова и дела более добродетельными; и он становится мягче и внимательнее к жене и детям, сотрудникам и друзьям, и более усердным в каждом долге и добром деле.
А тот, кто злого нрава, когда пьет вино, думает о себе, что он выше обычного. Он затевает ссору с сотрудниками, обнаруживает наглость, вызывает насмешки и издевательства. И ведет себя высокомерно по отношению к добрым людям. Он расстраивает свою жену и детей, раба и слугу; он рассеивает радость добрых, изгоняет мир и вносит разлад.
Но всякий должен быть умерен в питье вина. Ибо, умеренное питье вина принесет ему много пользы: т.к. оно переваривает пищу, 39. разжигает жизненный огонь, увеличивает понимание и интеллект, семя и кровь, удаляет раздражение, и воспламеняет цвет лица, оно заставляет забывать воспоминания/ оно стирает воспоминания о /многих/ вещах , и доброта занимает /их/ место в уме. Кроме того, оно увеличивает поле зрения, слух и речь: и работа, которую надо сделать и отправить, ускоряется. Сон его/ в его постели более приятен, и он легче встает. И вследствии этих обстоятельств добрая слава - для тела, праведность - для души и одобрение добрых приходят к нему.
А в том, кто пьет вино более, чем умеренно, начинает проявляться множество недостатков, т.к. оно уменьшает его мудрость, понимание и интеллект/ум, семя и кровь; оно вредит печени и накапливает болезни, оно изменяет цвет лица, и уменьшает силу и энергию. Почитание и прославление святых существ приходит в забвение. Ослабляется зрение /глаз/ , слух /ушей/ и речь /языка/. Он огорчает Хорвадада и Амеродада и питает стремление к ленности. Кроме того, то, что ему необходимо сказать и сделать, остается несделанным; и он спит тяжким сном и встает разбитым. И вследствии этих обстоятельств, он сам, его жена, ребенок, друг и родственники расстроены и несчастны, и управитель/ владыка беспорядка и враг радуются. А святые существа становятся недовольны им; И подлость/ позор входит в его тело, равно как нечестье/ порок омрачает его душу...»
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что еда - это не просто утоление голода и жажды, и не просто получение удовольствия от хорошо приготовленных блюд, но и серьезная работа над собой, над своими желаниями и влечениями. Кому мы уподобимся, какую роль мы будем играть в этом мире - разрушителя или творца, могут показать не только наши поступки, но и наши потребности, которые порождают соответствующие проявления.

* название 6-ти из 7-ми областей земли.

Разделы: 
Rus
06 Хаурват день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

Хаурват день (Ав. Хаурватат) Цельность (Целостность или Здоровье). Покровитель вод.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:44
Завтрашний день начнется в: 06:46
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 04:28 часов.
Ушахин-гах будет в 00:52 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018