Поиск по сайту



Новая книга о зороастризме

Журнал "Митра" № 10 (14) 2009 год

Новая книга о религии раннесредневекового Согда

Издательство Государственного Эрмитажа выпустило в свет
книгу В. Г. Шкоды «Пенджикентские храмы и проблема религии
Согда (V–VIII вв.)». Это первое монографическое исследование городских храмов Пенджикента, раскопки которых велись почти 60 лет. В книге также впервые делаются попытки реконструкции раннесредневекового зороастрийского ритуала в Согде.
Исследователь религии Согда эпохи поздней древности и раннего средневековья сталкивается с парадоксальной ситуа"
цией. Религиозные тексты на согдийском языке, которые, казалось бы, должны содержать наиболее достоверные и подробные данные о культах и ритуалах Согда, дошли до нас только из согдийских колоний Центральной Азии — Западного Китая (Дуньхуан) и Восточного Туркестана (Турфанский оазис), причем эти тексты, как правило, принадлежат трем воспринятым согдийскими колонистами религиям: буддизму, манихейству и несторианскому христианству. Значительная часть терминологии этих текстов, собственные имена согдийских колонистов, а также сведения китайских источников показывают, что до принятия буддизма, манихейства и христианства основной религией этих колонистов был зороастризм, да и в VII–X вв., в период, к которому относится большая часть согдийско"буддийских, манихейских и христианских рукописей, среди согдийцев Средней Азии были зороастрийцы.
На территории собственно Согда — согдийской метрополии
(бассейны рек Зеравшана и Кашкадарьи, современные Республики Таджикистан и Узбекистан) — согдийские религиозные тексты не сохранились. Свидетельства китайских источников показывают, что в Согд также проникал буддизм, однако уже около 630 г. китайский пилигрим Сюан Цзан нашел в Самарканде только один буддийский монастырь с несколькими монахами. В Самарканд, Пенджикент и другие центры Согда проникло несторианское христианство, но массовой христианизации населения в согдийской метрополии
не произошло. Более широко, по"видимому, распространилось
здесь манихейство; о самаркандских зиндиках (манихеях) IX–XI вв. писали мусульманские авторы, однако и манихейство не смогло в согдийской метрополии сколько-нибудь значительно потеснить зороастризм. О согдийском зороастризме говорят китайские хроники, позднее — арабские авторы. Известно китайское описание храма, очевидно, зороастрийского, в согдийской области Иштихан. Еще более важны упоминания в хронике ат-Та-бари (IX–X вв.) и в некоторых других арабских источниках о согдийских «храмах огня» и «храмах идолов», намекающие на отличия зороастрийского культа и ритуалов Согда от Сасанидского Ирана («сасанидского зороастризма»).
Из других свидетельств письменных источников о зороастризме как основной религии согдийской метрополии можно еще отметить упоминание зороастрийского жреца (мобеда) в одном из согдийских документов с горы Муг (конец VII— начало VIII вв.), а также ряд имен собственных, образованных от названий авестийских божеств, и очень важные сведения о согдийском календаре, религиозных праздниках и некоторых связанных с ними
ритуалах, содержащиеся в сочинениях великого хорезмийского ученого-энциклопедиста ал-Бируни (X–XI вв.).
В целом объем данных письменных источников о религии Согда (в отличие от согдийских колоний) очень невелик. С этим связан и сугубо предположительный характер всех сформулированных до сих пор выводов о зороастризме Согда, его эволюции и его взаимоотношениях с зороастризмом западного Ирана: пережитки «арийского паганизма» Согда и соседней Уструшаны у В. Б. Хеннинга; «культ идолов» — наряду с зороастризмом — у А. М. Беленицкого; зороастризм Согда как наиболее типичная форма зороастризма для всего Восточного Ирана и весьма близкая к Бактрии; согдийский зороастризм как очень сходный с «дореформенным» (периода до разгрома манихеев в конце III в., или, по другой версии, до уничтожения маздакитской ереси в VI в.) зороастризмом раннесасанидского Ирана и предшествовавшего Парфянского царства. Не следует также забывать о прославлении Согда в авестийском «Видевдате» (фрагард I) как страны, куда сразу после Арьянам-Вайджа, легендарной родины зороастризма, пришло учение Пророка.

sk.jpg

Поскольку сведений письменных источников очень немного,
а гипотезы детально не проработаны и не доказаны, особенно важное значение приобретают данные археологических раскопок культовых памятников Согда.
В новом издании детально исследованы материалы раскопок
двух согдийских храмов на городище древнего Пенджикента (Республика Таджикистан), первых известных науке согдийских храмов. Эти раскопки начаты еще в 1947 г., в них участвовали многие крупные ученые — археологи и востоковеды; в течение последних 30 лет работами в храмах руководил автор книги В. Г. Шкода.
Некоторые разделы монографии посвящены строительной и архитектурной истории храмов. Много внимания уделено традициям культового зодчества во всем обширном переднеазиатском регионе. Анализируя процессы сложения архитектурного облика согдийских храмов, эволюцию их планировки и декоративного убранства на протяжении более чем трех столетий (V–VIII вв.), автор привлекает для сопоставления культовые здания Месопотамии, Западного Ирана и, особенно, Бактрии и показывает общность многих деталей планировки, связанную, скорее всего, с мощным воздействием схожих (или даже идентичных) историко-архитектурных традиций.
Детальный анализ перепланировок помещений пенджикентских храмов, осуществленных на протяжении нескольких строительных периодов, позволяет достаточно уверенно связать изменение архитектурного облика зданий и их убранства с эволюцией ритуала, совершавшегося в храмах. Автору удается доказать, во-первых, что в храмах на протяжении всей их истории находились изображения богов, бывших объектами поклонения; во"вторых, что ритуалы возжигания огня в храме и поклонения огню, как и место священного алтаря, претерпевали со временем некоторую эволюцию.
Все эти наблюдения и выводы важны для понимания характера согдийского зороастризма. В. Г. Шкоде удалось взглянуть на храмы «изнутри», увидеть за их перестройками историю литургиии ритуалов. Большое значение имеют и выводы автора о роли храмов в общественной жизни города, связи храмов со школами (религиозных?) писцов, а также о связях структуры городской общины с храмами— связях, объясняющих, возможно, существование двух храмов одновременно, расположенных к тому же рядом в пределах сравнительно небольшого города.
Монография В. Г. Шкоды, умело увязывающая историко-архитектурные и археологические материалы с проблемами исследования и реконструкции религии Согда, важна и для истории идеологии и культуры Средней Азии, а также для специалистов в области истории, востоковедения и сравнительного религиоведения. А Зороастрийская община получила новый материал для размышлений

Разделы: 
Rus
05 Спента Армаити день.
08 Апам-Напата месяц.
3756 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 07:53
Завтрашний день начнется в: 07:55
Текущее время Узерин-гах, осталось 00:25 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 17:34 часов.