Поиск по сайту



ЗОРОАСТРИЗМ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. О ВЫРАБОТКЕ ЕДИНОГО КАНОНА

Журнал "Митра" № 6 2000 год

М. В. Чистяков,
младший настоятель Зороастрийской общины, Санкт-Петербург

Мы живем с вами в удивительное время. Причем не надо даже заниматься какими-то околооккультными дисциплинами, чтобы знать это. Мы переходим не только в новый век, но и в новое тысячелетие, а многие сейчас знают, что не просто в новое тысячелетие, но и в новую эру — Эру Водолея. А это значит, с одной стороны, что перед каждым человеком встанет проблема выбора, выбора между добром и злом. В отличие от эпохи Рыб с ее тайнами, интригами, масонскими ложами и т. п., когда с милой улыбкой можно было творить темные дела, в эпоху Водолей^черное станет черным, а белое — белым. С другой стороны, наступает время, когда во сто крат возрастает роль России как страны, которая находится как раз под знаком Водолея. А мы с вами не только живем в удивительное время, но и занимаемся удивительным делом: возрождаем в нашей стране религию, связанную именно со свободным выбором человека.

Конечно, зороастризм — религия очень многомерная, но один из главных принципов зороастрийского учения — это свобода выбора. Каждый человек может проявить свою индивидуальность, но, заявляя о себе, он делает выбор: как он распорядится своей индивидуальностью, чью сторону примет, со всей ли мерой ответственности за свои мысли, слова и поступки — зависит только от него самого. Быть зороастрийцем — значит выйти один на один с легионом зла, когда человек не перекладывает на кого-то свои проблемы и свои грехи, а со всей ответственностью признает, что если он хочет быть достойным Творца, который его создал, он должен соответствовать качествам Творца и его принципам, известным как Амеша Спен-та (Бессмертные Святые), т. е:

не иметь злых мыслей, чтобы соответствовать Вохуману, Благому Помыслу;

быть благочестивым, чтобы соответствовать Спента Армайти, Святому Благочестию;

принять власть Творца, Создателя, руководствуясь при этом своим сознательным выбором, чтобы соответствовать Шахревару, лучшей или избранной Власти, которая каждому, кто избрал ее, дает силы для борьбы, ибо мы вступаем в ряды воинства сил Света;

руководствуясь избранной Властью, быть защитником мира Истины, созданного Творцом, чтобы соответствовать Аша Вахиште, Наилучшей Истине, безотносительной Правде изначального неоскверненного мира;

ощущать связь с другими людьми, найти в них себя, ощутить единство со всем человечеством, чтобы соответствовать Хаурвату, Целостности;

с помощью целостности и для этой же целостности взрастить в себе искру Божью, то неповторимое, что есть в каждом из нас как одном из проявлений целого, чтобы обрести бессмертие, пусть не физическое, но бессмертие в своих делах, в своих потомках, в памяти других людей, чтобы соответствовать Амертату, Бессмертию;

и, наконец, руководствоваться в жизни Святым Духом, Духом Света, Добра и Истины, чтобы соответствовать Мудрости Творца, самому Ахура Мазде.

Следуя этим принципам, зороастриец подходит к любому аспекту жизни. Для него не бывает такого, что в один момент можно исполнять свой долг перед Создателем, а в другой — грешить, отдыхать от ратных дел, мол, потом замолю грехи. Быть зороастрийдем — это действительно бремя и ответственность. Поэтому каждый, кто избирает для себя светлую маздаяснийскую религию, должен отдавать себе отчет: для кого — как, а для него поблажек не будет ни на этом, ни на том свете, потому что спрос с зороастрийцев — как с людей, отдающих себе отчет в своих поступках, когда человек не грешит не потому, что боится наказания, а потому что знает, что каждый его грех, дурной поступок на руку врагу, разрушителю. Так же и солдат защищает Родину не потому, что боится трибунала, а потому что это его Родина.

Когда мы говорим о свободе, всегда следует помнить, что есть разное отношение к свободе — свобода от или свобода для. Для чего нам дается свобода? К сожалению, многие воспринимают свободу как возможность освободиться от каких бы то ни было установок, условностей, обязательств, что приводит к анархии и беспределу, в человеке растет гордыня, своеволие, преувеличение собственной значимости, человек низвергает авторитеты и, в конце концов, неизбежно попадает в лапы к Ахриману.

Свобода дана нам как возможность взять на себя ответственность, не прятаться за чужую спину, а встретить опасность лицом к лицу, но не обязательно в виде черта с рогами. Это могут быть житейские неурядицы, собственные слабости, неконтролируемые эмоции, грехи, вольно или невольно совершаемые нами и т. д. Беса надо победить прежде всего в себе. Найти и победить. Это сложно, но к этому надо стремиться.

Конечно, говорить о том, что мы уже стопроцентные зороастрийцы, преждевременно. Это очень высокий уровень нравственности прежде всего, и мы далеко не всегда ему соответствуем. Санкт-Петербургская зороастрийская община еще очень молода. Официально она действует с 1994 г., праздники стали проводиться раньше, где-то с начала 90-х годов. Большинство из нас пришло в зороастризм через желание постичь истину, понять смысл существования, и зороастризм действительно дает ответ на любой вопрос, который задает сам себе человек. По крайней мере, на уровне слов мы все высокопорядочные люди, а в делах нам не всегда хватает чуткости друг к другу, взаимопомощи. Это надо воспитывать в себе. Нельзя человека насильно осчастливить, но нельзя и забывать, что милосердие — важнейшее качество воина в зороастризме, это особо подчеркивается в Авесте. Когда упоминается Шахревар, владыка Небесного Воинства, вместе с ним упоминается всегда и милосердие. Иначе все может закончиться на уровне слов, а до дел и не дойдет. Думаю, главное, на что нам следует обратить внимание — это усмирение личных амбиций, гордыни, а также взаимопомощь и взаимопонимание, воспитание нравственности.

Другой не менее важный аспект — проведение ритуала, установление связи с изедами, небожителями, с миром Меног. Тут у нас, как мне кажется, уже есть некоторые достижения. В общине проводятся регулярные, раз в неделю, богослужения, отмечаются праздники, осваивается классический авестийский ритуал, который также зерваниты составляли и который приписывается Адурбаду Мараспенду, а он, как известно, тоже был зерванитом. Желающим, т.е. людям, сделавшим выбор, принявшим зороастризм как свою веру, религию, повязывается священный пояс кушти, который уже связывает человека с религией, с эгрегором. С этого момента мера ответственности человека возрастает, планка повышается, соответственно и спрос с него больше. Куштиван, человек, у которого повязан пояс кушти,— воин, вышедший на передовую, следовательно, и нападки дайвов на него сразу возрастают. Тут надо себе отдавать отчет, что хотя зороастризм и древнейшая религия, и корни зороастризма у нас в стране на Урале, мы все же первопроходцы сейчас и только устанавливаем связь с эгрегором, с религией, которая не умирала, существовала всегда и существует сейчас, но для нас все-таки это дело совершенно новое. Поэтому каждый человек, который гордо заявляет: «Я — зороастриец», должен быть готов к испытаниям. Но, выдержав их, он получит и дары, и поддержку. Обязательно. При этом не следует пренебрегать ритуалом. В нашей суматошной жизни сложно ему полностью следовать, еженедельные службы дают возможность участвовать в ритуале и общаться с единоверцами. Иначе рутина затягивает, как болото. Большой минус для нас сейчас — отсутствие собственного помещения, храма. Собираемся мы в последнее время у кого-нибудь на квартире, а поскольку квартиры у нас небольшие, то это стесняет и гостей, и хозяев. Обретение собственного помещения , а в будущем и постоянно действующего храма — одна из наших задач на ближайшее время. В принципе, после перерегистрации вполне реально будет для начала требовать собственное помещение, так как по закону мы имеем на это право, а в дальнейшем, конечно, нужно заниматься построением храма, постоянно действующего.

Следующая проблема — это преодоление малочисленности. Практически все, кто сейчас является членом общины, пришли в зороастризм после посещения лекций Павла Павловича Глобы, т. е. через астрологию. Действительно, астрология как божественная священная наука помогает смотреть на мир широко раскрытыми глазами, это способ познания жизни и самого себя. Но тут есть другая крайность. У некоторых людей астрология отождествляется с религией, становится заменителем религии. Надо все же помнить, что это не одно и то же. Астрология — это оружие, ключ к познанию, и воспользоваться им может в принципе любой человек. Можно хорошо разбираться в астрологии и быть плохим человеком, и наоборот, можно быть порядочным человеком, не зная астрологию вообще. При этом первый не будет зороастрийцем, а второй — будет, хотя и ограничивает свой кругозор.

Люди должны приходить в религию не только с астрологических курсов, а сейчас пока это единственный путь. Что для этого надо сделать? Во-первых, прежде всего исполнять то, о чем уже сказано: необходимо повышение нравственности.
Во-вторых, обретение собственного постоянного места, построение храма. В-третьих, выпуск специальной литературы, где в доступной форме была бы представлена наша религия. Кое-что в этой области уже делается — выпускается зороастрийский журнал «Митра», который становится от номера к номеру, как мне кажется, интереснее и лучше. Отдельное спасибо за выпуск журнала редактору Галине Николаевне Соколовой. Но того, что мы делаем сейчас, мало, конечно. Ведь о нас практически никто не знает. Многие в нашей стране даже такого слова, как «зороастризм», не слышали. Надо заявлять о себе, тогда и люди к нам потянутся. И уже через религию будут получать знания, в том числе и астрологические. Но в любом случае, мы не должны уподобляться тем людям, которые с горящими глазами останавливают прохожих, ходят по квартирам, навязывают свои брошюры со словами: «Вас надо спасать и срочно». Это не наш метод.

Кроме того, естественное развитие общины — это рождение у общинников детей, которые уже воспитываются в зороастрийской среде. В общине есть несколько супружеских пар, где и муж, и жена — зороастрийцы, причем куштиваны, т.е. опоясанные поясом кушти, и самое отрадное — это то, что у них есть уже и дети, т. е. у нас в общине есть «урожденные» зороастрийцы, которые в будущем смогут совершенно спокойно утверждать, что зороастризм — это религия их предков. Но для того, чтобы они действительно выросли зороастрийцами, надо создавать зороастрийский детский сад и зороастрийскую общеобразовательную школу, потому что дети дома слышат одно, а в школе, на улице — совершенно другое. Создание зороастрийской общеобразовательной школы — это одна из наших задач на ближайшее будущее.

Ритуал повязывания священного пояса кушти

В чем еще наши проблемы? Как мне кажется, в нехватке чисто житейской мудрости, жизненной активности. Зороастрийцев во все времена отличала активная жизненная позиция. Предприимчивость в хорошем смысле этого слова. Этого, как мне кажется, нам не хватает. Где-то подсознательно есть желание, чтобы за нас кто-то другой думал, действовал и т.д. От этого надо отказываться, конечно. Если мы называем себя взрослыми людьми, то следует проявить самостоятельность, может быть, набить шишки на первых этапах, но не сидеть сиднем, не ждать, когда нас возьмут за ручку и поведут по жизни. Это касается и духовной, и материальной сферы. У всех нас практически «пробой по второму дому», выражаясь астрологическим языком, т.е. имеются проблемы в финансовой сфере, чисто материальные. Надо уметь эту проблему решать. Когда мы говорим, что община должна быть богатой, надо понимать, что богатой она может стать, только если сами общинники будут богатыми. При этом надо умудряться сочетать зарабатывание денег с нравственностью и, конечно, не зацикливаться на материи, ибо этот мир, хоть и является благим миром Святого Духа, но все-таки он временный, и духовные ценности должны оставаться на первом месте, чтобы материя не засосала. Везде и во всем должно быть чувство меры, должна соблюдаться золотая середина. Зороастризм и называют часто религией золотой середины. С чем можно сверяться в этом случае? Что нам поможет? Ответ простой — знания, основа которых заложена в Авесте. В Авесте же подчеркивается тождественность веры и знания, учения. Слепая вера без знания не приветствуется. Нельзя быть слепым, надо ясно представлять себе, как устроен мир, какое место в этом мире мы должны занимать и как в этом мире должны вести себя. И тут мы подходим к необходимости принятия Канона, закона, которым мы можем руководствоваться.

Как известно, священный зороастрийский Канон состоял из 21 наска и назывался «Авеста». 7 насков были связаны с миром Меног — духовным, и содержали мантры, богослужебные тексты, условно их можно назвать религиозными касками. Туда, в частности, входили Гаты Заратуштры, самый священный текст. Еще 7 наскрв были посвящены наукам, в том числе астрологии и медицине, и были связаны с миром Ритаг, условно их называют научными. По другим сведениям, там вообще все 7 насков были связаны с астрологией и медициной. Есть такой средневековый текст, где говорится о связи Авесты с математикой в том числе. Там буквально сказано, что 7 насков были посвящены астрологии, астрологическим знаниям, звездам, планетам и т.д. А к ним и медицина относилась, но уже как производное. Действительно такой текст есть. Но так или иначе с астрологией были связаны все наски на самом деле. Можно найти и в «Видевдате» астрологические указания, т. е. это все можно увидеть, прочитать. И 7 насков были посвящены ;повседневной жизни, связывались они, конечно, с миром Гетиг, т.е. миром проявленным, реальным, материальным, и их можно условно назвать «юридические наски», как бы первый уголовный, и не только уголовный, Кодекс, Конституция. Именно в них говорилось, как надо жить и как не надо. Все это вместе составляло Канон, т. е. Благая мысль, Благое слово и Благое дело были связаны с этими тремя большими разделами. И каждому из 21 слова Ахунвара соответствовал наск Авесты, т.е. это была очень стройная, целостная система, касающаяся любого аспекта жизни, любого вопроса, с которым человек в жизни сталкивается.

К сожалению, эта целостная система была утрачена, Сохранились фрагменты Авесты, в том числе Гаты, некоторые Яшты, и лишь один наск, что самое удивительное, сохранился полностью, и это символично. Называется он «Видевдат», т.е. «Закон против дайвов, демонов». Как руководство к действию. Почему-то так вот было Всевышнему угодно, что закон против дайвов сохранился с комментариями и без комментариев. В тексте с комментариями прослеживаются уже более поздние попытки переосмысления. Но, тем не менее, осталось даже несколько редакций «Видев дата» .

В настоящее время некоторые зороастрийцы, к сожалению, отвергают «Видевдат», не признают его за священный текст, во многом благодаря официальной науке, как будто научно можно решить степень священности какого-либо текста.

Хорбад Алексей Максименко поддерживает ритуальный огонь

Митра, ms 2(6)
Это привело к тому, что нравственность, увы, падает. Яркий пример — хорошо известный певец Фредди Меркюри, который был зороастрийцем, но, как известно, был поражен грехом № 1, т.е. педерастией. А это как раз в «Видевдате» обозначено как грех № 1. Или другое — сейчас в Интернете, поскольку есть доступ к переписке зороаст-рийцев разных стран, всерьез обсуждается, действительно ли важна ритуальная чистота, и есть мнение, что, например, женщины во время нечестивой Гех могут посещать службу и проводить ритуал, что это, мол, все предрассудки. А об этом тоже говорится в «Видевда-те». Причем чистота — это один из символов зо-роастрийской веры и вообще чистота в любом проявлении есть чистота, а сейчас она названа предрассудком, но не всеми, конечно.

Безусловно, « Видев-дат» — сложный, не всегда понятный текст, и некоторые его рекомендации сейчас просто не осуществимы, но это образец, древний Канон. А составляли этот Канон, как известно, зерваниты, к коим и мы себя относим. И сам * Видев дат», если иметь те же астрологические знания, можно читать под разным как бы углом зрения, т.е. человеку, который этим знанием не обладает, некоторые места просто будут непонятны, а другой, у кого эти знания есть, все может объяснить. Я не буду сейчас приводить примеры. Это тема для отдельного исследования. В свое время мы читали главу 18. ЕсЛи есть какие-то знания, то там все просто и ясно, и все встает на свои места. Но подробное рассмотрение этого наска, который сохранился, это дело будущего. Только уровень знаний, я думаю, в древности был несравненно выше, чем у современных зороастрийцев.

Интересно, что хотя Авеста состояла из 21 наска, как бы из отдельных томов, она представляла собой именно целостное произведение, одну большую мантру, и нельзя было оценивать какой-то один наск отдельно от других, это все равно, что оценивать предложение по одному слову. Нам необходимо как можно более тщательно изучить все оставшиеся фрагменты, перевести их с авестийского языка и принять за основу Канона как фундамент то, что нам оставили действительно зерваниты, потому что этот текст Авесты был составлен именно зерванитами, начиная с Кирдера, но уже полностью все это кодифицировал Адур-

бад Мараспенд. Он прекрасно осознавал, что делает, и вносил даже поправки. У него был высокий уровень посвящения, и он имел право вносить коррекцию в тексты Авесты. Но если кто-то не видит связи с зерванизмом в текстах Авесты, значит, он просто их не видит, но это не значит, что их там нет.

Нам прежде всего нужно добавить к основному тексту Авесты более поздние тексты, основанные, тем не менее, на Авесте, такие как *Бундахишн», «Денкарт» и т.д., о которых известно, что это изложение утраченных насков Авесты, и также

внимательно изучать их, но с поправкой, что все это только изложение, а в любое изложение могут вкрасться искажения и неточности. То есть, необходимо канонизировать то, что осталось именно от чисто авестийских текстов, остальные же рассматривать как приложение к основе и учитывать зер-ванитские тексты, но не еретического зерванизма, которые не известны широкой публике. Сначала это нужно изучить, отделить зерна от плевел, потому что под зерванизмом в свое время понималось многое. В том же самом «Денкарте», который был «энциклопедией веры», зерванизм как раз объявлен ересью, хотя такой парадокс действительно существует, т.е. это тоже надо принять для изучения и к сведению, в том числе и «Десатир», который опубликовал Мулла Фируз в Бомбее. И на основе этого мы сможем вырабатывать свой, адаптированный к моменту времени Канон. Конечно, следовать древнему Канону сейчас очень сложно, особенно в некоторых деталях.

Ритуал довязывания священного пояса кушти

Возможно, именно про наши времена сказано в древнем пророчестве, восходящем к одной из утраченных частей Авесты и сохранившемся в персидском пересказе в Бахман-Яште, Гимне Благой мысли:

«Настанут времена, когда ... люди будут рождаться меньше. Их сила и мастерство уменьшатся. Они станут более лживыми и более подверженными низким порокам. Они будут неблагодарны и неуважительны к хлебу и соли, не будут иметь любви к своей стране. Религиозный человек в это злое время будет страдать от великого неуважения к тому, чем он владеет. Даров в числе того, что он будет делать, будет немного, а благие дела, хоть и будут им исполняться, но в небольшом количестве. Сектанты всех видов будут пытаться навредить ему.
Весь мир будет хоронить и одевать мертвые тела. Захоронение и омывание мертвого тела станет законом. Сжигание, принесение к воде и огню мертвой, материи и даже вкушение ее будет законным, и ничто не будет запрещать этого.
Люди будут много рассуждать о добрых делах, но следовать будут злу. Из-за своего беззакония, лестиу расположенности к гневу и скупости они неотвратимо будут погружаться в ад.
В это сложное время, о Спитама Заратуштра, (говорит Ахура Мазда,— М.Ч.) в правление Айшмы кровавого и волосатого демона, близкого к Айшме, худшие из рабов будут руководить благородными людьми земли.
Религиозные люди, опоясанные поясом кушти, не смогут исполнять свои омовения, ибо в эти последние времена мертвая материя и от бросы станут так обильны, что человек, куда ни шагнет, наступит на мертвую материю. Шагнув с камня после церемонии барашнум (обряда очищения — М.Ч.), человек пойдет по мертвой материи и ему будет позволено приводить в порядок барсман и освящать дрон (ритуальные лепешки) в комнате, где находится труп.
В эти последние времена будет позволено исполнять религиозные церемонии двум мужчинам (в древности в обрядах участвовало 8 жрецов — М. Ч.), чтобы религия не исчезла и не разрушилась. Будет только один из сотни, из тысячи, из мириада, кто поверит в эту религию, но даже он ничего не будет делать из того, что должен. Огонь Вахрама станет ничем, разрушится и падет, и останется один из тысячи, кто будет заботиться о нем. И даже он не будет делать запасы дров и благовоний, как это надлежит делать. Человеку, не знающему Нирангистан (один из авестийских текстов, посвященный религиозным ритуалам — М.Ч.), будет позволено проводить богослужение, если он подходит к этому с благими намерениями».

Действительно, все это очень похоже на наше время, на то, что мы сейчас переживаем.

Зороастрийцы Санкт-Петербурга на празднике Атара

Значит ли это, что следует отвергнуть Авесту? Нет, конечно. Но на основе Авесты следует выработать Канон, адаптированный к настоящему времени. Для начала следует сделать полный перевод всех оставшихся частей Авесты и издать их отдельными книгами. К сожалению, наша отечественная наука до этого до сих пор не дошла. Перевод на французский язык текста Авесты был сделан полностью еще в XVIII в., а у нас до сих пор Авеста издается только во фрагментах. «Видевдат» вышел полностью на польском языке в XIX в., когда Польша входила в состав Российской Империи, а у нас до сих пор переведено только несколько глав, и это считается великим достижением отечественной иранистики. Но такая работа уже ведется. Несколько человек в общине делают переводы с авестийского языка. Переведено несколько яштов, до сего времени не переводившихся на русский язык, часть Ясны, в том числе Хом-Яшт (обычно публикуют 1/з часть, а мы перевели его уже полностью), «Ясна Хаптангхаити» — «Ясна семи глав», которая считается одним из основополагающих текстов. По крайней мере, это один из самых древних текстов, во всяком случае, одного времени с Гатами Заратуштры, приписываемый многими исследователями самому пророку, и этот текст также переведен.

Зороастризм в России пустил корни, но насколько они будут прочными, зависит от нас с вами. Для этого мы здесь сегодня и собрались. Каким будет зороастризм не только в нашей стране, но и во всем мире в XXI веке, зависит от нас с вами.

И да будет на нас благословение Ахуры Мазды.

27 Асман день.
09 Атара месяц.
3756 год ЗРЭ

Асман день (Ав. Асман) Небо.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:49
Завтрашний день начнется в: 09:50
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 01:08 часов.
Узерин-гах будет в 14:25 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 20/12/2018 по 21/12/2018

Зервано-зороастрийские праздники