Поиск по сайту



ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ

Журнал "Митра" № 6 2000 год

П. В. Марценюк,Запорожье

П.П.Глоба: Павел Викентьеаич Марценюк прибыл на конгресс с родины всего нашего казачества, со священной земли, связанной, видимо, с одним из благих мест, упомянутым в Авесте Заратуштрой.

У нас на Украине арийская тема достаточно широко поднимается многими исследователями разного толка. Поэтому приходится очень осторожно относиться к этому вопросу, особенно людям, которые об арийской теме знают только из фильма «Семнадцать мгновений весны». Это был первый источник в нашей истории, так широко заявивший об этом. Многие люди признают Украину арийской землей. Это подтвердили и мои встречи с известными украинскими археологами, которые абсолютно не интересуются вопросами арийской культуры, но которых интересуют только следы материальной культуры.

Меня же интересует все-таки прежде всего духовная культура, которая не оставляет следа, но которая живая, живет, и жизнь делает наполненной. Сам Господь Ахура Мазда говорит нам: «Знайте меня и этим вы последуете за мной», а ему Ахриман противоречит: «Не узнавайте меня, потому что если вы меня только узнаете, сразу за мной никто не пойдет». Именно поэтому важны знания, и из каких источников их можно почерпнуть во всем обилии сегодняшнего материала.

Я неспроста начал с этого. Нас с вами окружает культура, и она скорее всего не арийская. Это культура несколько иная, имеющая другую основу, а именно учение, несколько отличное от того, которое является учением о добре и зле. В нашем обществе любые исследователи, будь то теософы, философы, современники и наши предшественники, которые создали свои работы на русском, понятном языке, очень часто использовали несколько другие традиции. Мы с этими традициями знакомы. Интерес к арийской теме требует наличия больших знаний. Я не знал всего количества изданных зороастрийских текстов. Удалось узнать о том, что существуют достаточно обширные тексты. Оказалось, что на русском языке почти ничего нет, за исключением очень небольшого количества. А причина моего интереса к этой теме в том, что ведь все равно каждый человек перед собой ставит вопросы, которые достаточно близки людям, жившим и тысячу, и даже две тысячи лет назад, и нашим современникам.

Даже в словах самого Заратуштры в Гатах встречаются те же самые вопросы. Он говорит: «Мало у меня людей, мало у меня скота»,— как нам переводит один наш переводчик, т.е. речь идет о тех же самых проблемах, которые возникают и у нас, как сегодня отмечали предыдущие докладчики: «Мало людей, мало возможностей для распространения своих знаний». Те же самые проблемы.

Вопросы, на которые пытаешься ответить сам для себя, это всегда вопросы происхождения всего, в том числе причины происхождения добра и зла. Они наиважнейшие, и ответы на них дают нам силы для жизни и для свершений. Поэтому очень важно в исследованиях зороастрийских авторов увидеть именно постановку этих вопросов. Ведь ответы на них давались и тысячу лет назад, а это очень большой промежуток, нас разделяющий. Они пытались донести знания понятным языком до своих современников, а нам приходится переосмысливать многие вещи, которые для нас непонятны, не актуальны и могут показаться даже примитивными, хотя на самом деле это совершенно не так. Это скорее всего простые, очень доходчивые вещи, и сама вера учит тому, что человек произошел не по Дарвину от его известной подруги обезьяны, а все-таки это произошло посредством прославления Господа, т.е., если человек прославляет Бога, он становится человеком, а до тех пор существование его достаточно животное.

Из этого можно сделать такой вывод, что именно благодаря этим правильным знаниям мы можем получить лучшую жизнь. А для того, чтобы эти знания получить, надо хорошо изучить древние тексты. В общем-то, сейчас известно желание многих людей получить информацию «по тонкому лучу» или, как обычно во многих газетах и журналах пишут, есть такие рассказы о получении информации от инопланетян или еще от кого-то. Но существует традиция, и я считаю, что недостаток информации можно восполнить из изучения древних текстов, но в этом наши возможности ограничивает плохое знание иностранного языка. Большинство источников дошли до нас только на английском языке.

Как учит сама религия, понимание должно быть именно с использованием той благодати, которую дают и Вохуман, и Спента Манью, которые призывают нас к пониманию написанного, пониманию высказанного, т. е. мы не должны рассматривать эти источники как догму. А вы знаете, что зороастризм — это не догма, а руководство к действию. Все-таки нам нужна именно возможность понимания, возможность диалога с авторами, которые от нас отделены большим промежутком времени. Но, тем не менее, они интересовались теми же проблемами, что и мы сегодня. Это изживание из себя зла, изживание зла из всего окружающего мира и совершенствование себя, объяснение, каким же путем происходит улучшение. Все это происходит путем эволюции, а не само собой. Хотя у нас, в нашем обществе, в котором мы живем, бытует мнение, что съел чего-нибудь и порядок, причастился к каким-то методикам и все произошло само собой. Само собой ничего не происходит. К сожалению, ничего такого не бывает. И это не потому, что кто-то там добрый, кто-то злой, а потому что существует такой порядок вещей, и другого пути, нежели эволюционный путь совершенствования, нет. Путем самосовершенствования мы можем изжить зло из окружающего мира. Но в любом случае в оставшихся нам в наследство текстах окажутся некоторые места проблемными для понимания. Я думаю, их можно оставить до лучших времен, полагая, что это происходит из-за недостаточных собственных знаний, или неточности переводчиков, или недостатков древней или современной полиграфии. Может ведь такое быть.

Поэтому необходимо именно совершенствование, понимание написанного и сказанного, которое само по себе является благом для нас. Почему? Потому что оно дает нам силы, дает знание для приобретения этих сил, понимание происходящих процессов и возможность использовать их наилучшим способом, а не действовать так, как хочется самому человеку, потому что люди считают, что мудрость у человека больше, чем мудрость Создателя. Тогда мы получаем этот извечный спор, какие-то судебные разборки: что там с Богом? К чему это приводит, можно увидеть на примере многих современных учений, течений мысли, в том числе и философских, которые отрицают религиозность. Вы знаете, что у нас большие мировые церкви и мировые религии имеют, в принципе, один арийский корень. И об этом написано в начале книги "Денкарт".

Для меня все-таки ближе способ рассмотрения именно живой, именно способ понимания, использования этого знания для улучшения всего и прежде всего себя. Главное — это знание того, что есть возможность улучшить этот мир, и не просто так, а именно улучшить его знаниями того, как это сделать. Эти знания можно получить в любое время. И потому я все-таки считаю возможной исследовательскую работу данного плана. Эта работа должна быть не закрытой, она должна выноситься на обсуждение. Я сейчас набросал какие-то моменты для обсуждения и предлагаю сначала посмотреть этот материал тем людям, чье мнение я считаю авторитетным для себя, и только потом, если это будет расценено как, по меньшей мере, неплохо, это будет представлено всем окружающим.

Присутствующие здесь люди достаточно знакомы с иностранными языками и могли бы произвести подобные попытки. Какое-то количество знаний у нас уже есть, но чтобы получать еще больше информации, больше знаний, нам пока не хватает источников по каким-то вопросам. Я не думаю, что существует бесчисленное количество проблем, которые ставятся перед человеком. И ответы на многие вопросы уже есть. Я пытался найти ответы на вопросы уже после того, когда столкнулся с этими текстами. Там все это написано, очень коротко, внятно, доступно, очень авторитетно. В любом случае то, что уже десять эпох п^юсуществовало, имеет прав больше, чем любые мысли каждого из сегодняшних участников. Там уже присутствует время.

Исходя из того, что все-таки человек является созданием Бога, и не просто создан, а создан именно прославлением, это, возможно, и станет помощью каждому, кто захочет познакомиться именно с литературным наследием. Нельзя сказать, что это зороастрийская догматика, это не совсем так. Если в текстах других религий есть очень четкие предписания: что можно делать, а чего нельзя, то в зороастрийских текстах я встретил совершенно другой подход, который показывает возможный путь выбора, т. е. не дает каких-то косных, каких-то единовозможных представлений, а именно дает человеку возможность творчества. А это и является жизнью, сутью того, что мы определяем под понятием религия.

03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:39
Завтрашний день начнется в: 09:38
Текущее время Хаван-гах, осталось 02:41 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники