Поиск по сайту



БУНДАХИШН КАК ФЕНОМЕН ЖИЗНИ

Журнал "Митра" № 6 2000 год

Е. М. Инфантьева, Санкт-Петербург

П. П. Глоба:
Вообще очень знаменательное сейчас время — соединение Юпитера и Сатурна, в которое мы здесь собрались. И очень приятно видеть людей, которые ходят давно на занятия, сделали очень много для шкалы, для общины, несмотря на то, что жизнь иногда разбрасывает нас в разные стороны. Но, к большому счастью, все-таки есть некий магнит, некое такое притяжение сверху, которое нам позволяет собираться снова вместе и делать одно, большое светлое дело.
Елена Михайловна Инфантьева в свое время многое сделала для создания общины и дате пыталась редактировать одну из книг Авесты, Бундахишн, точнее, ее приложение. Потом судьба распорядилась так, что Елена Михайловна временно отошла от нас, потом снова вернулась. Мы всегда к ней уважительно относились, помня ее доблестный труд и старания, причем искренние старания для общего дела. Я помню, как она с комсомольским таким пылом активно пробивала в жизнь наши идеи. Очень здорово было но это смотреть, тем более что такое встретишь крайне редко.

Мы пришли к Павлу Павловичу Глобе действительно по внутреннему зову, что мы должны что-то сделать, и все здесь, за редким исключением, я думаю, услышали этот зов. С тех пор, как мы начинали, прошло уже 10 лет, для некоторых — много больше. У многих из пас появилась тяжесть друг от друга. Все это очень сложно переступить, но мы учились у Павла Павловича все это время и можем определить какие-то вирусы зла в самих себе и как с ними можно бороться.

Вначале мы думали, что должно быть такое цельное собрание людей, которые должны быть связаны какими-то общими усилиями. Для чего? Чтобы быть вместе, все соединены для какой-то цели, и в данном случае это вылилось у нас в появление общины, где все заодно — как участники, как сотрудники в работе и как единомышленники, но все — как единое целое, по согласию, по вере и по убеждению. Но, к сожалению, жизнь расставляет свои акценты на наших межличностных отношениях.

Понятия и цели религии, которые мы уже привыкли называть зороастрийскими, на самом деле очень глубоки. Чтобы заниматься Бундахишном, мне пришлось прочитать много литературы, связанной с историей культуры, вообще с историей, с историей языка, какие были языки. Появления П.Глобы у нас ценны всегда бывают тем, что каждый раз находишь ответ па какие-то вопросы, которые ставишь раньше. Либо к ним уже подошел, и ответ готов в расплывчатой форме, но появляется ясность.

Мы действительно пришли к Вам, Павел Павлович, чтобы быть с Вами, слушать, что Вы говорите, и чтобы делать. Но мы живем. Мы хотим найти подтверждения в окружающем мире тому, что слышим от Вас, и мы это находим. Сегодня, например, Вы сказали, что есть два зерванизма, один из которых — ересь. Это, кстати, ясно видна.

Когда все начнут заниматься Бундахишном, столкнутся с историей языков. У нас существовало всего два вида письменности. Известно, что один — клиновидная письменность, другой — рисунчатая. А каким образом появилась Авеста и столь совершенная письменность у нас? Она имеет настолько далекие корни, что у нее от каждого вида письменности есть что-то. Люди будущего прочтут Авесту. Сейчас задача будет заключаться совсем в другом. Какие мы подойдем к этому? Ведь задача же не в том, чтобы издать, а задача — чтобы стать. Я очень благодарна Наталье Михайловна Малаховой за издание книг, мы тоже очень хотели делать календарь. Единственное, с чем мы были не согласны,— это с тем, чтобы он издавался в одном месте, в одном Минске. Ведь календарь стоит над всем. И этим должны заниматься все общины.

Когда мы начали заниматься Бундахишном, нас потрясла глубина этого произведения. Я начинала именно так, чтобы это был процесс, в котором бы каждый выполнял свою роль. Сейчас в нас произошло накопление потенциала. Люди у нас очень выросли. За эти годы они многое накопили в себе. То есть на прежнем уровне это уже не нужно делать. Мне было поручено*заниматься Бундахишном четыре года назад, но на какое-то время эта работа была приостановлена.

Дело в том, что в экономике при оформлении договоров по ноу-хау есть такие пункты, когда возможно расторжение договора, в том числе там есть один из пунктов, когда расторжение договора возможно при форс-мажорных обстоятельствах. И такие обстоятельства были не только у меня.

В Бундахишне вскрыта очень глубинная проблема, которая есть везде и всюду, и в самом человеке. Поэтому Бундахишном важно заниматься всем, кто желает попять свет Авесты. Это тот самый процесс, когда можно накопить именно тот энергетический потенциал, который может принести нечто большее. И это накопление не только знаний. Мы сможем это приобрести, когда будем вместе работать.

У Бундахишна, если разобраться, вся 1 -я глава построена по самым лучшим, захватывающим канонам. Сейчас все кассовые фильмы построены по канонам Бундахишна. Там все очень просто: есть главная идея, контр-идея, герои, антигерои и сама линия повествования. Структура повествования Бундахишна уже сама собой является живым изложением. Все проекты в жизни, в том числе и литературные произведения, бывают обычно нескольких видов, как, кстати, и в классике,— с оптимистическим концом, пессимистическим и наиболее вероятным. В произведениях с оптимистическим концом — конец всегда хороший, там вера в светлое будущее, это то, что мы хотим видеть, но чего, к сожалению, еще нет. С пессимистическим — там совершенно другое: жизнь мрачная, которую мы не хотим, но она есть. Это два противоположных эмоциональных заряда. Бундахишн построен по канонам, когда главная мысль произведения излагается как бы с иронией.Произведения с наиболее* вероятным результатом имеют название «с иронической главной идеей», когда конец как бы неопределен. В Бундахишне конец определен, но он будет еще когда-то. Отражение неоднозначности нашего существования одновременно воздействует на нас как позитивно, так и негативно, жизнь отображается такой, как она есть: сложной и полной противоречий. Оптимизм и пессимизм здесь рядом, но ирония производит положительное впечатление, как и бывает в жизни. Как оптимизм, так и пессимизм — здесь экстремальность человеческой природы, а жизнь не есть ни сплошное страдание, ни сплошное удовольствие, и чтобы с нами не случалось, нам дается возможность взглянуть на происходящее с точки зрения знаний, которые как раз и сконцентрированы в Бундахишне.

К успешному завершению работы над Бундахишном приведут только серьезные намерения. Одного вдохновения недостаточно... Нужно не только выразить, но и доказать верность наших мыслей. Нас должны не только понять, но и нам поверить.-Задачу доказательства правоты блестяще выполняет сама структура повествования Бундахишна. Повествование как воплощение идеи. Структура повествования — это то, с помощью чего мы сначала выражаем, потом доказываем саму идею, но не прибегаем к разъяснениям. Важно показать это убедительно, чтобы сама идея становилась понятной только из самого действия, из поведения, реакции на события.

Бундахишн начинается с одной четко сформулированной идеи. И именно это помогает найти много разных смыслов вокруг этой идеи. Ясность и загадочность, динамичность и многоплановость, противопоставление главной идеи и контридеи — вот то, на чем строится Бундахишн как произведение. Сама структура повествования определяет последовательность изложения событий, которые так убедительны, что подтверждают главную мысль Бундахишна.

Сила воздействия произведения подчеркивается тем, что противник выглядит всесильным, и тем, что задача главной идеи — победить контридею в равной борьбе. Здесь нет искушения, что, якобы, ничего не стоит спасти

всех нас от надвигающейся напасти зла. Бундахишн тем и выигрывает, что противник в самом начале ужасающе силен. Именно такие произведения, когда борьба происходит на равных, и остаются в памяти людской.

Работа над Бундахишном воспринималась нами как исследовательский процесс познания самого произведения как феномена жизни. Жизнь отражает Бундахишн, или Бундахишн проливает свет на окружающую действительность. Произведение, написанное когда-то очень давно, дает яркую картину происходящего со столь реальными очертаниями, что имеет огромную силу эмоционального воздействия.

Являя собою ОСНОВЫ ТВОРЕНИЯ, Бундахишн проживал жизнь вместе с человечеством. Что-то менялось со сменой режимов и идеологий, включалось дополнительно в текст, показывая перемены ключевых фигур власти, что-то застывало, фиксируя определенное состояние развития природы и общества. Неизменным оставался свет па происходящем.

И спустя века и тысячелетия можно понять, вычленить наносное временем, сделанные из лучших и далеко не из лучших побуждений изменения в тексте. Это удается не сразу, слишком много нюансов и слишком много старателей в совершенно разных сферах жизни приложили руку к искажению истины. И все же благодаря труду переписчиков, дастуров, ученых Европы и Азии последнего тысячелетия произведение было сохранено миру.

Мы изучаем древние источники по-иному, нежели официальная наука. То, чем занимается официальная наука,— это первый слой информации и один уровень мышления. Это тоже очень нужно, однако, она многого не может учитывать — того, что можно постичь невербальным путем, путем откровения, получения чистых знаний, а без этого сокровенный смысл знаний теряется. Каждому открывается что-то свое, но чтобы не уйти в дебри смешения, искажения понятий и не запутаться, нам дан учитель — Павел Павлович Глоба. Мы получаем от пего ключи, которые открывают нам горизонты познания, показывают веер направлений исследований и которые дают нам стержень и одновременно творческую свободу. Ведь зороастризм — это живая религия людей, которые прежде всего понимают, а не воспринимают, ибо зороастризм есть вера знаний.

Я благодарна Павлу Павловичу за тот импульс, то вдохновение, которое когда-то он дал нам, и мне, и всем присутствующим в зале. Также я хочу выразить свою благодарность людям, которые помогали мне и в свое время сделали очень многое.

П. П. Глоба:
Спасибо, Елена Михайловна. Действительно, я считаю, что Вы сделали очень правильное заявление о том, что в Бундахишне, в самом языке Авесты есть ключи ко всем языкам и там закодирован язык всего человечества. Совершенно верно, это то, что надо изучать. В Бундахишне есть часть, связанная с космогенезисом, которая реально расставляет все по местам в отношении того, что было два зерванизма, и там о Зерване есть совершенно конкретные указания.

03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:41
Завтрашний день начнется в: 09:39
Текущее время Ушахин-гах, осталось 02:02 часов.
Хаван-гах будет в 09:39 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники