Поиск по сайту



О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЗОРОАСТРИЗМА В БЕЛОРУССИИ

Журнал "Митра" № 6 2000 год

А. А. Кучма, хорбад, Минск

Я рад приветствовать всех собравшихся от имени нашей Белорусской Авестийской Ассоциации и школ, которых у нас ца сегодняшний день три и которые занимаются изучением данной проблемы. Это объединение поручило мне рассказать о наших планах, проектах, роде деятельности, может быть, перспективах каких-то, но мне хотелось бы начать, в общем-то, не с перспективы, а скорее с ретроспективы.

Мы сегодня очень много говорили о зороастризме. Для нас это заветная мечта, заветное стремление, заветный путь, заветная цель, к которой мы идем. Но, говоря языком аллегории, можно представить себе такую картину.

Невозможно переплыть реку и попасть на противоположный берег, не оттолкнувшись от другого берега, того, на котором стоим. Что я имею в виду? Противоположный берег для нас — зороастризм, а тот берег, на котором мы с вами стоим,— это Святая Русь. Вот на этой территории в таком виде традиции, я имею в виду зороастризм, никогда ведь не было. Но была традиция, культура очень похожая, очень родственная зороастризму. Уникальная культура, на самом деле. Но на сегодняшний день там нет такой четкости, последовательности, логичности, какая существует в зороастризме. И нам необходимо с вами, по большому счету, поднять эту культуру, отмыть ее, незаконно, в общем-то, забытую и попранную, и затоптанную, по сути дела, ногами. А ведь наши корни и истоки от нее.

Посмотрим образно на такую ситуацию. Например, во время Великой Отечественной войны двух братьев в возрасте 8-10 лет разлучила судьба. Один остался у себя на родине, в районе Смоленска, а второй был угнан в Германию. Через 40 лет он оказался где-нибудь в Австралии, но ведь у него корни и исток на этой Смоленщине. И ему надо на сегодняшний день это все снова вспомнить, а ведь его родители — и мать, и отец, и его древо — они ведь из тех мест.

По сути дела, у нас такая же ситуация на сегодняшний день, и мы не имеем права забывать об этом. Ведь в зороастризме постоянно упоминаются Фраваши и предки, а мы об этом забываем на самом-то деле. Будет несправедливо по отношению к ним не вспомнить нашу исконную культуру. А она очень похожая. Очень.

Мы занимаемся этими вопросами потому, что на сегодняшний день люди уже насытились знаниями и стали разбираться во всем, "подходить к этому конкретно, разумно и грамотно. Для многих встал вопрос: в том, чем мы занимаемся, нет ли какого-нибудь греха или богохульства. Поэтому надо показать раскол этих традиций и доказать, что мы имеем полное право на владение знаниями, которые получаем от удивительно уникального человека Павла Павловича Глобы. Честь и хвала ему. И мы должны доказать, что это тоже в полной мере наше.

Но чтобы прийти к конечной заветной, желанной цели, нам необходимо все-таки хорошенько оттолкнуться от этого берега. Может быть, в других школах это уже продумано, решено, но у нас возник такой вопрос. Наша Ассоциация занимается и издательской деятельностью, и многими другими вопросами. Есть у нас и консультационный центр, мы готовим курс лекций как раз наэту тему, чтобы людям доказать, показать и раскрыть глаза на ту культуру, которая была здесь. Ведь это был, по сути, зерванизм, т.е. единый космический закон. Как он тогда назывался, сложно нам судить. Это мы его сегодня так называем — зерванизм, но это был единый космический закон, который принадлежит нам, славянам, и на который мы имеем полное право.

А что касается нашей Ассоциации, то я хочу напомнить, что мы сменили нашу вывеску. Была такая красивая аббревиатура АРБА. На сегодняшний день мы уже существуем как общественное объединение АСТРА, в силу политических причин в республике, если можно так сказать, не расшифровывая всего того, что есть. В общем-то, как религиозная община мы не в состоянии существовать сами. Мы можем существовать только в том случае, если пригласим представителя официальной зороастрийской церкви, все сделаем официально и это будет документировано. А пока таким вот образом.
Что же касается перспективы? На самом деле, она у нас появилась, правда, не первая и не вторая. Я имею в виду, что у нас появился человек из Ирана, зороастриец он сам, и у нас налаживается эта связь, этот контакт. И мы на все это возлагаем надежды, но с большой долей предосторожности, поскольку уже обжигались и не раз. Но планы такие есть, интересные, по изучению языка.

Сейчас нам нужно конкретно, крепко подойти ко всем этим вопросам. Если мы пригласим к себе представителей, то нам надо не ударить лицом в грязь и показать то, что у нас здесь было, а иначе какой смысл всего этого? О чем мы с ними будем беседовать и вести разговор? Ведь нам тоже надо показать что-то, потому что людям может показаться далеко неприятно, если мы занимаемся таким хорошим делом, но своих корней не знаем. Поэтому и в дальнейшем мы будем работать в таком плане над этими вопросами.

О ПЯТИ ЧЕРТАХ ХАРАКТЕРА ЖРЕЦОВ

ВО ИМЯ ТВОРЦА ОРМАЗДА

О пяти чертах характера жрецов и о десяти заповедях, которые сплошь наставления, относящиеся к вере согласно традиции.

Эти пять черт характера: первая — безгрешность.

Вторая — щепетильность, разборчивость в мыслях, речах и делах.

Третья — иметь наставником дастура, авторитет которого подобен авторитету мудрейшего и правдивейшего духовного судьи, который изучил веру посредством знания и правильно учит ей.

Четвертая — поклонение богам посредством праведных речей и изречений, держание в памяти насков при произнесении заклинаний.

Пятая — день и ночь, славя богов, исполнять свои обязанности, бороться со своими противниками на протяжении всей жизни, не отвращаться от исповедания веры и усердно исполнять свой долг.

Десять наставлений. Первое: надлежит добром вспоминать своего руководителя, учителя, духовного судью и отца ради их славы.

Второе: для того чтобы не было позора вашим руководителям, воздерживайтесь сами от губительного позора.

Третье. Что касается учителя, то, чтобы как можно дольше его палка не ударила Ъас и не причинила боли, что бы вы ни услышали от своего учителя, имя его не следует склонять.

Четвертое. Для того чтобы не отобрать у праведных приобретенную ими славу, все, чему вы научились у своего учителя, щедро вручайте достойным.

Пятое. Для распространения веры надлежит по справедливости воздавать добродетельным и устанавливать возмездие для грешников.

Шестое. Чтобы заполучить в гости в свой дом примету праведности, надо повернуть к дому дорогу для добрых людей.

Седьмое. Чтобы невольно не взрастить в мыслях, памяти демона лжи, надо не враждовать с добрыми людьми и не уклоняться от покаяния в грехах.

Восьмое. Чтобы выбросить, вырвать из головы, памяти демона лжи, надо изгнать из помыслов месть и быстро покаяться в грехе.

Девятое. Надо знать причины продвижения и отставания в вере и прежде всего стремиться к продвижению, изыскивать для него дела и средства. Что же касается отставания в вере, то, если беда постигнет веру, следует вновь вернуться к вере и тело держать под защитой.

Десятое. Ради товарищества со Срошем надо быть внимательным к своему господину, к духовному судье и к авторитету в делах веры.

Окончено в здравии, радости и спокойствии.

Изведать дороги и пути праведных.
Пехлевийские назидательные тексты. М., 1991

02 Вохуман день.
04 Тиштрии месяц.
3756 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:39
Завтрашний день начнется в: 03:40
Текущее время Хаван-гах, осталось 03:59 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:01 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники