Поиск по сайту



ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ О ПРЕДКАХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН

Журнал "Митра" № 9-10 2003 год

Галина Соколова

Hiperboreia map.jpg
Гиперборея на карте Герарда Меркатора 1595 года

Северная прародина — фантастика или реальность?

Когда-то очень давно на территории Северного Ледовитого океана была чудесная страна Арктида, которую населяли настоящие арийцы, арии, наши предки. После мировой катастрофы, разрушения Фаэтона, планеты, олицетворяющей собой взаимосвязь между коллективным и индивидуальным началами, произошло смещение земной оси и на Земле начались мировые катаклизмы, связанные с резким и очень сильным похолоданием и многочисленными наводнениями. И то, и другое описано очень хорошо в древних источниках. О холодных зимах, которые принес в наш мир дух зла — Ангра-Майнью, рассказывается в Авесте. О всемирном потопе повествует Библия. В связи с изменением климатических условий арии вынуждены были переселяться в более благоприятные для обитания места. Они смещались с севера на юг.
И постепенно происходило их разделение на ветви. Вопросы: на какие именно ветви — две или три, где именно происходило разделение и в какое точно время — до сих пор остаются открытыми. Высказывается предположение о том, что,возможно, разделение ариев произошло в начале второго тысячелетия до н. э. И, возможно, на две или три ветви. Две ветви — это индоязычные и ираноязычные арии. К третьей ветви предположительно относят славян. И это неслучайно. Выделение именно этих трех ветвей обусловлено географическим местоположением и тем, что во всех этих народностях обнаруживается очень много общего, и прежде всего в иранском и славянском языках, в религиозных обрядах, почитании одних и тех же богов. Так, и славяне, и индийцы поклонялись огню. У славян был почитаем род, а в Индии — Рудра-Шива, выполняющий практически те же функции.
Отмечается, что в связи с этим в XIV в. произошло сближение между славянскими языками и санскритом, языком индийской культуры. Все чаще и смелее звучат в нашей прессе гипотезы о существовании бывшей прародины ариев на Севере. В ее защиту приводятся не только веские аргументы, но и документальные доказательства. А в последнее время даже высказывается предположение о том, что уже сейчас «есть достаточно оснований считать Север прародиной не только одних ариев, но и всех народов Земли».1

1 Демин В.Н. Загадки русского Севера. М., 2000. С. 41.

Существует множество версий о происхождении славян, скифов. Однако разные исследователи помещают прародину индоевропейцев (ариев) в разных местах: одни (Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский) — в степях Евразии, другие (Т.В.Гемкрелидзе и В.В.Иванов) — в Передней Азии, на территории, примыкающей к Кавказу третьи (В.А.Сафронов) — в Восточной Европе, а некоторые (Ю.А.Шилов) отдают в этом плане предпочтение Причерноморью, а есть ряд исследователей, которые (А.И.Асов, Н.Р.Гусева и др.) утверждают, что прародина наших предков могла находиться только на Севере.

Славяне и скифы

В одной из легенд, записанной в XVI–XVII вв. о начале Русской земли, рассказывается о потомках Иафета (Япета) — Скифе и Зардане, переселившихся на юг в Причерноморье.
В последующем их потомки Словен и Рус вернулись на место своих предков, на Север. Иафет — это один из трех сыновей Ноя. От Скифа пошли его потомки — скифы, которые потом стали воевать между собой. Потомками Скифа являются Словен, Рус и Болгар. О зардане больше ничего неизвестно. Можно отметить только, что ему очень созвучно слово «Зерван».
Потомками Словена были отстроены города на Волхове — Великий Словенск и впоследствии Великий Новгород.
В одной из летописей говорится: «Лета 3113 (2578 до н. э.) великий князь Словен посвятиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого озера Ильмера по реке Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словяне».1
1 Велесова книга. С. 319.

В древних легендах рассказывается также, что от внука Ноя (сына Иафета) — Моску (Мосоху) — впоследствии образовалась река Москва, а затем город, отстроенный на ней.
Родственная связь между скифами и славянами прослеживается не только в генеалогической легенде о братьях Словене и Скифе. В Велесовой книге в легенде о Богумире братом Словена назывался Рус, и скифы и русы представляются одним племенем. В комментариях к Велесовой книге также высказывается предположение, что предками славян были скифы, после разгрома которых на месте их жительства образовались славянские поселения. Согласно легенде на скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. При приближении двух братьев — правителя гор Липоксайя и царя глубин, подземного и водного мира Апроксайя — золото воспламенилось. И только их младший брат Колоксай (Солнце-царь) смог к ним подойти, поэтому старшие уступили ему место на царство. Их отец — сын Зевса и дочери реки Борисфена — Торги Тай — первый человек в стране скифов.
Скифы до проникновения в Карпаты жили в Средней Азии, Семиречьи, низовьях Волги. Согласно ряду источников (и это распространенная точка зрения), областью обитания древних ариев перед вторжением в Индию и Иран являлась Средняя Азия — Семиречье. Это область блиозера Балхаш, куда впадает семь рек. Скифы оставили нам в наследство «срубную культуру», а саки — андроновскую. В VIII в. до н.э. скифы приходят и в Переднюю Азию. Пришельцы из Причерноморья обучают местное население воинскому искусству и образуют в Передней Азии государство, которое называется «Скифское царство», т.е. царство Шикуза, занимающее степь между Курой и Араксом, граничившее на юге с царством Манну, а на западе — с Бонским царством.
В VII в. до н. э. Скифским царством правил царь Ишпакан, который был союзником Мидийского царства. В ходе войны с Ассирией он был убит. Его наследник Паратуя перешел на сторону ассирийцев и женился на дочери ассирийского царя Ассархедона. У них родился сын Мадий. Столицей Ассирии в то время была Ниневия. В ходе войны с Мидией Мадий одержал победу и после этого наступил 28-летний период господства скифов над Передней Азией. Затем скифы доходят даже до границ Египта.
В VI в. до н.э. мидийский царь Киаксар разбивает скифов и ограничивает их влияние (595/594 гг.). После этого Скифское царство прекращает свое существование, большая часть скифов возвращается назад в Причерноморье.
Там в 514 г. до н. э. они побеждают персидского царя Дария, который пришел с карательной миссией за набеги скифов в Переднюю Азию. С III в. обостряется борьба скифов и греков за побережье Черного моря. В последующем скифы сражаются с Боспорским царством, с понтийским царем Митридатом. После смерти скифского царя Скимура они ищут дружбы у римского императора Августа. После сражений с римлянами сливаются с близкими по культуре сарматами. И в I в. н. э. начинается движение праславян на юг. Последние скифы, не слившись с сарматами, гибнут от нашествий готов и гуннов. В то время у скифов была уже своя письменность.

Древние славянские племена

К славянским племенам относятся: древляне, восточные соседи волынян-думбов; кривичи (Смоленская и Псковская области); поляне (Днепр); северяне, проживающие на трех реках Днепропетровского левобережья — Десна, Семь, Сула; русы, племя скифо-сарматского, иранского происхождения; словене, поселенцы у озера Ильмень.
Согласно Б.А.Рыбакову, исследователю славянской культуры, славянским племенем считаются и сколоты, родоначальником племени которых был вождь Кола. Его имя имеет солярную природу.
Версии о происхождении славян

В настоящее время среди множества гипотез можно выделить две основных версии о происхождении славян: одна из них — южная, другая — северная. Согласно южной версии славяне произошли от одного из сыновей Ноя, пришедших из Вавилонии.
К вопросу о роли Моска в русской истории «сочувственно относились» В.Н.Татищев (1686–1750) и М.В.Ломоносов (1711–1765).
Праотцом всех «россов» считал Моска и выдающийся русский историк-лингвист, литератор В.К.Тредиаковский (1703–1769), свободно владевший многими древними языками. Слово «скифы» он связывал со словом «скиты», т.е. одноименным со словами «скитаться», «скитание». И дословно «скиты» «скитальцы», «кочевники».
На скифском происхождении русского народа настаивали и археолог, историк русского права Д.Я.Самоквасов (1843–1911), а также ученые В.Н.Татищев, И.Е.Забелин. Прямое родство славяно-руссов со скифами и другими народами Евразии они подтверждали примерами из истории, языкознания, мифологии, фольклора. По некоторым данным, отмечается в книге В.Н.Демина «Загадки русского Севера», у Ноя было не три, а четыре сына. Четвертого звали Мунт и он был первым астрономом на нынешней территории России, был «первым звездочтецом».
Он составил свою «Книгу острономию» вопреки предостережениям Архангела Михаила, поступив в каком-то смысле как Прометей.

1 Зороастрийские тексты. Изд. подготовлено О.М.Чунаковой. М., 1997. С. 284.

О происхождении землян от детей Ноя пишет и вавилонский астролог-жрец Берос, основавший на острове Кос первую астрологическую школу. Согласно его концепции мировой истории, Земля в доисторические времена была населена гигантами, существовавшими наряду с человечеством. Об этом повествует и ветхозаветная книга Бытия. Сначала эти исполины были «добрые и славные», но потом деградировали. Бероз писал: «Питаясь человеческим мясом, они изгоняли утробные плоды женщин для кушания. Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми, мальчиками, животными. Не уважали Богов и творили всякие беззакония».
За их грехи и злобу боги наслали на них потоп, чтобы их истребить. И все они погибли, кроме праведника Ноя и его семейства: «От них и начался новый виток человеческой истории».
Подобные описания очень впечатляют, но представляются современным людям отчасти наивными. Согласно христианскому канону, отраженному в Библии, «новый виток» человечество действительно ведет от семейства Ноя. Однако это только одно из предположений. Каждая религия пытается ответить на подобные вопросы по-своему, в том числе и о происхождении людей. И в каждой религии есть свои толкования.

o lubvi starostin.jpg

Рождение Машйа и Машйане. Художник Лариса Захарова.
Текст к рисунку: «…Машия и Машиана выросли из земли в виде растения ревеня с одним стеблем и пятнадцатью отростками. И было так, будто их ладони были прижаты к ушам, и они были соединены друг с другом конечностями и телом, и их khwarr парил над ними. И так тесно они были соединены друг с другом, что было неясно, где мужчина, а где женщина… Затем они развились из растения в человеческую форму, и хварн, который есть их душа, вошел в них тайно».
Бундахишн. Глава XV

Библия и Бундахишн о прапредках человечества

По зороастрийским воззрениям, воплощенным в Бундахишне (Основы творения), одной из частей Авесты, мир был создан творцом мира Ахурой Маздой и первым из его творений в материальном мире было небо, вторым — вода, третьим — земля, четвертым — растения, пятым — «скот», шестым — человек.
В Библии (Бытие, 1) имеет место такая очередность: бог сотворил в первый день небо и землю, во второй день отделил воду от земли, на третий день — земля произвела «зелень, траву и дерево, приносящее плод»; на четвертый день были сотворены светила — Солнце для управления днем и Луна — для управления ночью, и звезды — для освещения Земли.
На пятый день — появились рыбы, птицы и душа животных, на шестой — человек. В обоих источниках очередность происхождения стихий приблизительно одна и та же. Согласно Бундахишну первым человеком на Земле был Гайомард, «светлый и белый». Говорится также, что «главенство над всеми вещами было у него от Зардушта». «Время жизни и властвования Гайомарда было определено в тридцать лет». Вторжение Ангроманью оказалось губительным для него. Но он, «умирая, испустил семя, и это семя было очищено <движением> солнечным светом. Три части (его) хранил Найрьясанг, и одну часть получила Спендармат. Через сорок лет (появился) ревень в виде одного ствола, (а еще через) пятнадцать лет (появились) пятнадцать листьев, и выросли из земли Машйа и Машйане. Они (выросли) таким образом, что их руки оставались на плечах (друг у друга), и один соединился с другим, и они стали одни телом и с одной внешностью. Талии их обоих срослись, и они стали одним телом, так что не (было) ясно, кто (из них) мужчина, а кто — женщина, и фарр Ормазда простирался (над ними)». Они выросли «подобно высокому дереву, плоды которого — десять видов людей». Ормазд дал первым людям такое наставление: «Вы люди, вы отец (и мать) мира, я создал вас из самых совершенных и лучших побуждений. Честно («благонамеренно») исполняйте деяния веры, думайте благие мысли, говорите благие слова, совершайте благие дела и не почитайте дэвов».1
Однако «противник» пробрался в их мысли и осквернил их. И они стали грешными. Они убили овцу и съели ее, зажарив на вертеле. И в течение 50 лет («зим») у них не было желания иметь близость, а если она и была, то дети после этого не рождались. И только по истечении 50 лет, после взаимного желания и близости у них появилась двойня: девочка и мальчик. Но родители съели их. Машйа и Машйане умерли через 100 лет, оставив после себя потомство — семь пар детей, которые и являются прапредками человечества. От потомков Машйа и Машйане родились пятнадцать народов, которые «расселились по Хванирате и зажили каждый сам по себе, каждый своим промыслом,— воды, угодий и пастбищ поначалу хватало на всех в лучшем каршваре».
Таков зороастрийский миф о перволюдях. Это несколько другая история, нежели у Адама и Евы, которые после вкушения запретного плода были изгнаны из рая. В зороастрийском мифе о происхождении мужчины и женщины подчеркивается их одинаковость, равновеликость. Ева же не такая, как Адам, которого сотворил сам Бог по своему образу и подобию. Ведь Ева появилась из ребра своего мужа, стало быть, она одна из частей его тела, придаток в своем роде, т.е. целиком и полностью зависит от воли мужчины. Хотя соблазн вкушения запретного плода сходил от женщины. В книге «Бытие» (3) Библии говорится, что первой вкусила запретный плод женщина, поддавшись на уговоры змея, который обещал ей слишком много: «…в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Но за своеволие Бог наказал первых людей: отныне рожать женщина будет в муках, а муж будет господствовать над женой; кроме того, Адам и Ева были изгнаны «от древа жизни», из рая, потеряли возможность жить вечно и стали возделывать землю.
После подробного изучения древних источников, где рассказывается о воплощении первых людей на Земле, сопоставления различных версий их происхождения в христианской и зороастрийской традициях, мистерия Гайомарда и Машйа и Машйане кажется нам наиболее впечатляющей, правдоподобной и поучительной по сравнению с другими.
Человек в зороастризме изначально был самодостаточен, он был как одно целое. После вторжения Ахримана произошел раскол в первочеловеке на женскую и мужскую половины, которые вместе и составляют единое целое. Вторжение сил зла происходит через осквернение мыслей, с этого начинается процесс разрушения.
Соответственно обратный процесс — восстановление изначальной гармонии — будет начинаться с очищения мыслей. И мистерии Гайомарда и Машйа и Машйане проигрываются в миниатюре в каждом из нас. Поэтому всегда нужно помнить о наставлении Ормазда первым людям: жить «в праведности и не поклоняться дэвам».
Главное — не нарушать той заповеди, которая дана нам Всевышним.

Вара Йимы и Ноев ковчег

В зороастрийской традиции аналогом библейского Ноя является Йима, царь «золотого века человечества». В «Видевдате» Йима изображен первым земным правителем в те времена, когда люди были бессмертны и жили в изобилии и благополучии. Йима хшаэта — Йима сияющий — был первым из смертных, с кем беседовал Ахура Мазда до Заратуштры. Ахура Мазда просил его стать «хранящим и несущим Веру». Но Йима не был готов стать пророком и отказался. Тогда Ахура Мазда сказал ему: «Если ты не станешь для меня, о Йима, хранящим и несущим Веру, то ты мне мир приумножай, ты мне мир взращивай. Ты стань мира защитником, хранителем и наставником! Царствуй на земле!»
В царствование Йимы могучего «ни мороза не было, ни зноя, ни старости не было, ни смерти, ни зависти, дэвами порожденной». Через 300 лет благоденствия во время царствования Йимы земля переполнилась существами, и тогда Бог призвал его и повелел ему расширить землю.
И он расширял землю трижды через каждые 300 лет. Но потом «не суждено было людям вечно вкушать блаженство. На мир телесный, грешный наступали лютые зимы с севера и все живое должно было погибнуть». И тогда Ахура Мазда повелел Йиме сделать вару, ограду, которая бы спасла часть людей и животных, которые не были бы осквернены и не имели бы никаких «отметин Ангра-Майнью».

Джамшид (Йима).Современное индийское изображение.

Приведем небольшой отрывок из древних мифов о том, как Йима строил свою «Вару». «Йима внимал Творцу в полной растерянности. Дело, которое поручал Ахура Мазда, было не по силам ему.
«Но как же, как же я смогу построить Вару?!» — думал он.
Всеведущий Ахура услыхал его мысли. — О чистый Йима, сын Вивахванта,— рек он.— Топчи землю пятками и мни руками так, как люди лепят намокшую землю. Подобно тому, как делает гончар, мни ее и лепи ограду.
И праведный Йима, воспряв духом и уверовав в себя, сделал все согласно велению Ахура Мазды. Он возвел ограду Вару размером в [лошадиный] бег на все четыре стороны … провел [туда] воду по пути длиною в хатру, там … устроил луга, всегда зеленеющие, где поедается нескончаемая еда. И там основал он обиталища — дома для людей и загоны для скота.
На земле, отгороженной Варой, защищенной от злых северных ветров и снегопадов, Йима выстроил восемнадцать улиц и отнес туда семена всех мужей и жен … и всех пород животных, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие … всех растений, которые на этой земле высочайшие и благовоннейшие … всех плодов, которые на этой земле сладчайшие и благовоннейшие. И все те семена, которые он принес [в Вару], по два от каждой породы, он сочетал по парам на все времена, пока те люди, и звери, и растения оставались за оградой, в обители Йимы.
В ограде Йима сделал дверь и прорубил окно.
Когда великий труд был завершен, земля осветилась несотворенным светом и светом сотворенным. Обитателям Вары казались только один раз [в году] заходящими и восходящими … звезды, Луна и Солнце. И одним днем казался год.
Нагрянул со своими полчищами Дух Зла, задул северный ветер, ударили морозы трескучие, свирепые, повалил снег,— а в царстве Йимы зеленела трава и щебетали птицы.
Каждые сорок лет у каждой пары рождалась двойня — мальчик и девочка. И то же у домашнего скота всякой породы. И люди в Варе, Йимой возведенной, жили счастливой жизнью. [Они жили там по сто пятьдесят лет, а некоторые уверяют, что они вообще не умирали.]»1.
Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана. СПб., 1998. С. 161–162.

Вару Йимы можно сравнить с Ноевым ковчегом, который описан в книге «Бытие» (6) Библии. О житии Ноя говорится, что он был «человек праведный и непорочный в роде своем» и «обрел благодать перед очами Бога» в то время, когда земля наполнилась злодеяниями и было «велико развращение человеков на земле». Господь Бог решил истребить зло на земле. Перед тем, как ниспослать потоп, Он обратился к Ною: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей, ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И повелел Бог: «Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых»1.
Вара Йимы и Ноев ковчег равнозначны по назначению. Они созданы для выживания в экстремальных ситуациях: Ноев ковчег — для спасения от потопа, а Вара Йимы — как ограда от лютых зим и нападок Ангра-Майнью. И там, и там было собрано по паре всех живых существ, не оскверненных Духом Зла. И даже форма защиты примерно одинакова: в одном случае — квадрат, в другом — прямоугольник.
Как в Библии, так и в Авесте говорится о том, что такие жесткие испытания были ниспосланы за грехи человеческие. В каком-то смысле для очищения от скверны.

Подтверждения древней цивилизации

на Севере Одно из древнейших названий Севера — Гиперборея. Северный ветер называли также Бореем. Между античным миром и Гипербореей сохранилась тысячелетняя связь, которая нашла отражение в античной мифологии и именах ее героев. Так, античный Солнцебог Аполлон родился в Гиперборее и возвращался туда на крылатой колеснице каждые 19 лет. Из Гипербореи пришли в Элладу первые жрецы. Геракла и Персея называют Гиперборейскими за их подвиги в этой стране.

1 Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1996. С. 9, 10.

В какой-то мере Гиперборея так же знаменита, как и Атлантида. И та, и другая цивилизации погибли, но, в разное время. Только причины их гибели различны. Согласно древним преданиям, Атлантида погибла вследствие вмешательства человека в запретные для него области и злоупотребления в области знаний.
Так бог наказал людей за алхимические эксперименты. Возможно, за создание искусственных людей.

Причина гибели Гипербореи — гибель Фаэтона, в результате чего произошли некоторые изменения в круговых орбитах планет, что и вызвало тяжелейшие катастрофы.
Сейчас уже многие ученые отмечают, что климат на Севере Евразии был раньше другим. Ежегодные миграции перелетных птиц на север тоже свидетельствуют о генетически запрограммированной памяти о теплой прародине. Подтверждают существование в северных широтах древней высокоразвитой цивилизации и мощные каменные сооружения, находящиеся здесь. Это и памятники в Стоунхендже в Англии, и каменные лабиринты в Скандинавии, на Кольском полуострове и Соловецких островах. В 1997 г. подобный лабиринт был открыт на побережье Новой Земли. Сохранились и опубликованы карты Меркатора, основанные на древних знаниях, где Гиперборея изображена в виде огромного материка с высокой горой посередине. Возможно, об этой горе говорится в Бундахишне, что в центре мира находится гора Тирак, «через которую проходят звезды, луна и солнце, и через нее они возвращаются». Здесь же упоминается и еще одна гора — гора Чинкат-Даити, т.е. та, «что в центре мира, высотой, (равной росту) ста человек, на которой стоит мост Чинват, и на том месте предъявляют счет душам».1
Гора Тирак является центром горы Албурз, которая располагается вокруг мира. А «на юге горы Албурз <там> построено сто тысяч золотых каналов, и эта вода, теплая и свежая, поступает через канал на высокую (гору) Хугар.
На вершине этой горы есть озеро, и в это озеро (вода) втекает, очищается (в нем) и по другому золотому каналу течет и вытекает».2

«Арийская родина в Ведах»

bal tilak.jpg
Бал Гангадхар Тилак

Недавно в продаже появилась еще одна интересная книга, подтверждающая местонахождение родины древних ариев на Севере,— это «Арктическая родина в Ведах» (М.: Изд.-торг. дом «Гранд», 2001). Ее автор — известный индийский ученый Бал Гангадхар Тилак. Он родился в 1856 г. на западном побережье Индии, в семье брахманов, представителей элитарной интеллигенции Индии, которая славилась знанием традиций, связанных с религией индуизма.
Тилак с детства знал санскрит и получил степень бакалавра филологических наук. Он провел серьезные исследования исторических и астрономических данных в древнейших памятниках индийской литературы — Ведах, сборниках религиозных гимнов. Предположительно они были записаны во второй половине второго тысячелетия до н.э. на Северо-Западе Индии. Тилаку удалось расшифровать суть гимнов, их строф, строк и даже слов.
Первая его книга «Орион, или Исследование древности Вед» вышла в 1893 г., а вторая — «Арктическая родина в Ведах» — в 1903 г. Дважды она переиздавалась: в 1925 и 1956 гг.
После выхода ее в свет многие ученые стали по-новому оценивать историю сложения древнеарийских племен. Тилак первый сопоставил мифы Ведов с данными геологии и соотнес суть мифических сюжетов с периодами оледенений. Исходя из этого, он сделал вывод о том, что изначальных арьев и их древнейшую религию следует связывать «с эпохой межледниковья, разделявшей два последних оледенения». Арьев, или ариев, Тилак именует «арийской расой».
Уход последнего ледника он датирует Х–VIII тысячелетиями до н.э. Отечественные специалисты считают, что последнее межледниковье завершилось около 30 тыс. лет назад. Это был период развития культуры предков арьев и создателей Вед.
По последним определениям геологов и палеоантропологов, человек как биологический вид зародился около 1 млн лет назад. Тогда же наступило и последнее оледенение. В книге Тилака рассмотрено влияние этого оледенения на предков «арийской расы». Тексты Вед явно подтверждают исторический факт существования родины ариев в арктическом регионе. Расселение с севера предков всех народов-носителей индоевропейских языков подтверждают и большинство западных мифологов, лингвистов и фольклористов.
Тилак анализирует не только Веды, но и Авесту, отмечая, что «книги брахманов и парсов — это близнецы-братья арийского происхождения»3. По предположению Тилака, вытесняемые с севера последним оледенением «арийские расы» рассеялись по северным землям Европы.

Постледниковый период развития их культуры он датирует временем около Х–VIII тысячелетий до н.э. Климат в это время, вероятно, потеплел. Новое расселение предков индоевропейцев в сторону юга, четко указанное в Авесте, началось с наступлением сильного похолодания около VII–VI тысячелетий до н.э. В это время укрепляются связи арьев и славян. Достигнув Причерноморья, арьи стали двигаться постепенно мимо Южного Урала на восток и дошли до Индии. Их группы стали появляться там в конце III и во II тысячелетии до н.э. Именно в это время арийские брахманы и принесли в Индию изустно заученные Веды. Речь идет о индийских арьях в Ведах. А иранские арьи уходили с севера к югу в основном по Зауралью, где их потомки создали так называемую андроновскую культуру, широко распространившуюся по Сибири и Казахстану. Их жрецы были создателями Авесты, которая легла в основу зороастризма, окончательно оформившегося на территории Ирана.
В книге Тилака содержится интереснейшая глава «Свидетельства Авесты», в которой анализируются исторические данные этого памятника. «Авеста выразительно сообщает о том,— пишет Тилак,— что счастливая земля Айрьяна Ваэджа, то есть арийский рай, была расположена там, где солнце светило лишь один очень долгий раз в году, и что эта страна была разрушена наступившими льдами и снегом, которые сделали ее климат настолько непереносимым, что надо было уходить оттуда к югу. Когда мы сопоставим эти ясные и исчерпывающие утверждения с тем, что мы знаем о ледниковой и постледниковой эпохах, почерпнув эти знания из новейших геологических исследований, мы не сможем избежать вывода о том, что изначальный дом арьев следует связывать с Арктикой и с межледниковой эпохой»4.

1 Зороастрийские тексты. Изд. подготовлено О.М.Чунаковой. М., 1997. С. 277.
2 Там же. С.279–280.
3 Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах. М.: Изд.-торг. дом «Гранд», 2001. С. 10.
4 Там же. С. 23
.

При сопоставлении ряда показателей автором книги было выявлено, что «языки наций Европы, как древние, так и современные, были сходны с речью брахманов Индии, а также последователей Зороастра. Из этого сходства индогерманских языков неизбежно следовал вывод, что все эти языки должны быть производными диалектов единого примитивного наречия, что приводило к мысли о существовании единого начального народа арьев»1.
Тилак отмечает, что традиции Авесты полностью поддерживаются данными Вед. В них содержится достаточно свидетельств о том, что «древняя родина арьев лежала где-то вокруг Северного полюса». Название первой из шестнадцати счастливых областей — Арьяна Ваэджо — обозначает, что она была «областью зарождения («ваэджо» — зерно, на санскрите — «бидха») арьев (иранцев), или же раем иранской расы».
Последней счастливой областью является Рангха. Враждебный дух Ангра-Майнью создал «могучего змея и снег, в результате чего осталось лишь два месяца лета, а зима воцарилась на десять месяцев». Недавние открытия в геологии установили на научной основе наличие в древности теплого и мягкого климата вблизи Северного полюса в межледниковый период и доказали также, что в полярном регионе наступало, по меньшей мере дважды, оледенение, нарушавшее этот мягкий климат. «Айрьяна Ваэджо была областью Арктики,— констатирует Тилак,— ибо только там бывает в наши дни зима по десять месяцев»2. Он считает, что описанная в Авесте Вара Йимы является «неким подобием Ноева ковчега». Географическое положение Вары возле Северного полюса подтверждают геологические свидетельства, а также и то, что в Варе «год казался одним лишь днем», как это воспринимали жители Вары, и солнце, и звезды «восходили там лишь один раз в год», а больше нигде на поверхности земной суши мы не сможем обнаружить года длительностью в одни сутки, кроме такого места, как Северный полюс.
Только один русский ученый — биолог начала ХХ в. Евгений Елачич с воодушевлением принял труд Тилака, о чем написал в своей книге «Крайний Север как родина человечества» (СПб., 1910). Айрьяна Ваэджа находилась на далеком севере, а не в восточной части Ирана, как ее помещают Шпигель, Дармштетер и др., выстраивая свои доводы на сходстве современных названий рек и гор. Тилак считает, что имеющиеся названия были даны в память о давно утраченных и не более того. Кроме того, он отмечает, что арьи были духовно очень развиты. Со временем Айрьяна Ваэджа превратилась в некую мифическую землю в поздней литературе парсов, в нечто подобное горе Меру.

Гора Меру — сакральный символ народов Земли

По древнеарийским и доарийским представлениям символом Полярной Отчизны была «золотая гора Меру». Она возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами. Там пребывали небожители и царил Золотой век. Гора Меру считалась центральной точкой Бесконечного Космоса, вокруг нее, «как мировой оси», вращались созвездия обеих Медведиц, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. Гора Меру является единым сакральным символом индоевропейского и других народов Земли.
Согласно буддийской философии существует множество миров, похожих на Землю, в центре каждого из них находится своя гора Меру. В классическом санскрите и предшествовавшем ему древнеиндийском языке название горы двояко — и Меру, и Сумеру, что означает наилучший, высочайший, красивый. В русском языке от слова «меру» образовано слово «мир». И то, и другое одновременно означает и Вселенную, и род людской, и справедливость — меру, и конец жизни — смерть.
Одно из первых на земле государств называлось Шумер. Это еще одна разновидность слова «меру», «сумеру». По тибетским описаниям гора Меру имеет форму усеченной пирамиды. Ее северный склон — из чистого золота, южный — из сапфиров (или лазурита и малахита), западный — из рубинов, восточный — из серебра. Океан вокруг горы ограничен квадратной цепью гор. За ними расположен еще один океан, вокруг которого проходит другая горная цепь. Всего таких океанов семь. В последнем из них, если двигаться от Меру, расположены 12 материков различной формы. Самый благодатный из них — на Севере. Здесь люди живут не менее тысячи лет, и растет мировое древо, по которому каждый узнает о грядущей кончине. После смерти душа человека попадает в рай (их два) или в ад (их тоже два — холодный и горячий). В дальнейшем души включаются в череду непрерывных перевоплощений.
В последующем местопребывание горы Меру переместилось на Алтай, Тибет, Гималаи. Архетип вселенской горы сохранился и в традициях лапландцев.

1 Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах. М.: Изд.-торг. дом «Гранд», 2001. С. 28.
2 Там же. С. 383, 393.

У индоевропейцев священная гора является обителью всех верховных богов, среди которых один из Солнцебогов — Митра. Отмечается, что из верований древних ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а затем был заимствован эллининической и римской культурой.
Митра в переводе с авестийского «договор» — «согласие». Гора Меру — «мир», «Вселенная», т.е. мир как дар Бога.
Гора Меру упоминается в «Ригведе» и описывается в «Махабхарате». Это вселенский символ индоевропейских и индоарийских народов. Протолексима –мр–, имеющаяся в слове «Меру», входит в состав названия горы Памир (крыша мира). Налицо этимологическая идентичность понятий Памир и Меру. Еще русский философ Н.Ф.Федоров (1823–1903) находил подтверждение в египетских иероглифах тому, что «Пирамида — это общемировой символ горы Меру». Гора Меру, олицетворение прародины всех мировых цивилизаций, получила свое воплощение в виде
искусственных каменных сооружений в культурах Ближнего Востока, Египта, ацтеков, майя и других народов Латинской Америки. Подобные сооружения — курганы — обнаружены на Алтае, в Бурятии (20×50 м). Таким образом, слова и символы оказались неуязвимыми для времени.
Полярная гора Меру стала символом Золотого века и бессмертия. Но она породила и ряд слов, связанных со смертью, что свидетельствует о гибели высокоразвитой цивилизации вследствие оледенения материка. Однако до сих пор никто не объяснил причин оледенения Евразийского и Американского континентов. Очевидно лишь то, что для ледового щита толщиной в 3 км потребовалось огромное количество испарившейся воды при высокой температуре. Возраст древнейших стоянок в границах ледниковой зоны на Севере Евразии датируется с 200-тысячелетней отметки, по разным данным — от 20 до 40 тыс. лет.

Религия бон. Заимствование символики из зороастризма

В монографии Б.И.Кузнецова (1931–1985) «Древний Иран и Тибет: История религии бон» доказывается, что добуддийская религия бон (древнее мировоззрение тибетского народа) возникла под непосредственным влиянием древнеиранской-зороастрийской и дозороастрийской идеологии. И в религии бон тоже почитается та же священная полярная гора Меру, являющаяся центром Вселенной и расположенная на Северном полюсе. Бонская тибетская хронология начинается с шестнадцатого тысячелетия до н.э., и «свидетельствует она не столько о прямом заимствовании бонских идей из зороастризма, а о том, что и те, и другие черпали свою идеологию из одного источника». Так, согласно бонским представлениям Вселенская гора Меру — это свастиковая гора и изображалась она в виде свастики, а само бонское учение в древних первоисточниках именуется свастика-бон («драгоценное учение свастики»).
Религия бон называлась также «религией богов» в I в. н.э. По одной версии родиной религии бон является Северо-Западный Тибет, по другой — Иран. В одном из бонских источников говорится, что основатель этой религии — учитель Шенраб — родился в Западной стороне, в Иране — Шамбале, в городе Янпачан, во дворце Пасаргады (из города Анчан родом Ахемениды). Шамбала — это индийское название Ирана. Оно состоит из двух слов: шамбха — мир, благо, счастье; -ла- держать, т.е. в целом слово переводится как «держатели мира (блага)».
Шенраб в переводе означает «совершеннейший жрец». Его биография дошла да нас в редакции конца IX в. В ней описаны события, относящиеся ко II в. до н.э., и говорится о том, что в Тибет прибыл «совершеннейший жрец», чтобы проповедовать и распространять свою веру. Отмечается, что бонское учение «развивается благодаря божеству Обладающий лампадой душ». Род Йему (Имы) называется Родом Белого орла, здесь же упоминается «круг свастики бон» и говорится о том, что свастике бон учатся у бога мудрости Обладающий лампадой душ:
«Они вошли в круг свастики-бон… Они исследовали судьбы людей всех трех миров».
Шенраб проповедует в Эламе свое учение, состоящее из трех разделов: «Эта троичность понимается состоящей из тела (облика, т.е. действия), речей или слов и души, с помощью которой совершается обращение»1.
О сущности бонской веры говорится: «Бон — это центр бонской свастики. Бон — это центр мудрости, бон — это центр неба, бон — центр появления, бон — центр бытия. И, таким образом, (все) рождается из пяти великих центров (сфер)»2.
В религии бон задача человека — «рассеять грехи (мрак) тела, слова и души», а все «боги делятся на прошлые, настоящие и будущие».
Это «троичное учение». В «Биографии Шенраба» говорится о трех богах. Одна из них — богиня — восседает на троне, который представляет собой могучего льва. В руке у нее зеркало, которым она «рассеивает мрак». Ее имя «Мать вечной сферы». Ее соотносят с Ардвисурой Анахитой (Астартой). Другое божество — бог-жрец Белый свет, он восседает на троне, представляющим быка, и соотносится с Митрой. Третий, самый главный из богов — «мудрый Бумкхри» (тибетский аналог Ахуры Мазды) занимает трон, напоминающий орла. В основе «трона царя бытия» символ — «орел, терзающий змею».

1 Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет. СПб.: Евразия, 1998. С. 86.
2 Там же. С. 92.

Бонские жрецы считались «держателями мудрости»: «Бон — это бог, рожденный из центра бонской свастики, бон — это жрец, рожденный из центра бонской свастики», которая является древнейшим символом Солнца и света у всех индоевропейских народов. Типичное ее изображение — «в виде креста с изогнутыми концами, с направлением их против часовой стрелки» — встречается на золотых персидских монетах — дариках. Отмечается также, что «священная 9-этажная гора бонской свастики имела прямое отношение к культу Солнца».
Поклонение трем богам считается «бонцами» одной из главных обязанностей верующего человека. В религии бон обожествляются также части света, стихии: вода, огонь, земля, ветер. Вода и огонь обладают очистительной силой. Описаны коллективные ритуальные омовения как один из главных обрядов.
Одна из основных идей религии бон гласит: все религии — по существу разновидности одного явления. Проводится мысль о соединении их всех в одну под эгидой иранцев. Считается, что в религию бон может войти любой, при условии принятия этой веры в качестве главной.
На общих основаниях в нее может войти любой дух, даже демон. В мистериях религии четко прослеживается дуализм света и тьмы, добра и зла.
Совершеннейший жрец Шенраб погребен в Согдиане. По новейшим данным, зороастрийские сочинения XIII в. «Заратушт-нама» свидетельствуют в пользу иранского происхождения Шенраба. «Троичность мира», проявляющаяся во взаимосвязи между делом, словом и мыслью, и очищение от грехов «тела, слова и души» в религии бон фактически совпадают с зороастрийской триадой: Благое дело, Благое слово и Благая мысль. Сопоставляя религию бон с зороастризмом, можно отметить много общего между ними: одинаковые образы (орел, бык, лев), символы, ритуалы. Свастика как основной символ религии бон свидетельствует о ее причастности к зерванизму. Возможно, ее основатель Шенраб был самым настоящим зерванитом, не зря же говорится о том, что он был иранского происхождения и место его последнего упокоения — Согдиана, где был зороастризм. Этому есть научные подтверждения.

Свастика у северных народов

Свастика в переводе с санскрита означает «благоденствие». Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день, означающий «плодородие и возрождение жизни». Он использовался в различных традициях: древнеславянской, иранской, германской, египетской и других. У северных народов в древности свастика считалась символом полярного Солнца и Севера вообще. В древнеиндийском языке понятие «свастика» связано с благом, удовольствием. Магический возглас «Свасти!» переводится «Хорошо!». При бросании жертвенной пищи в огонь произносят магическое заклинание — «Сваха!» А жену индийского бога огня Агни тоже зовут Сваха.
«Свастика-коловорот» — один из древнейших традиционных символов северного орнамента. Он олицетворял вращение звезд в зените полярного неба. У различных народов до сих пор сохранились свастиковые вышивки. Их можно увидеть в отделе народного искусства Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Символ Зервана в зороастризме состоит из двух свастик. В одной из них движение осуществляется по часовой стрелке, а в другой — против часовой. Движение по часовой стрелке показывает эволюционный путь развития личности, движение против часовой стрелки — путь развития общества. Воссоединение двух свастик показывает, насколько гармонично индивидуум вписывается в общественный поток.
* * *
Сохранившиеся сведения о жизни гиперборейцев подтверждают то, что корни древних связей уходят в древнейшую общность индоевропейской цивилизации, связанной с Полярным кругом и северной береговой линией Евразии и островной культурой.
Общее в обычаях и верованиях в индийской, иранской и славянской традициях является подтверждением того, что все они имеют один общий исток.

Библиографический список

Авеста в русских переводах (1861–1991). СПб., 1997.
Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1996.
Велесова книга.
Глоба П.П. Живой огонь. СПб., 1996.
Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М., 1997
Демин В.Н. Загадки русского Севера. М., 2000.
Древность. Арьи. Славяне. М., 1996.
Зороастрийские тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. М., 1997.
Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет (История религии бон). СПб: Евразия, 1998.
Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана. СПб., 1998.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.,1981.
Тилак Б.Н. Арктическая родина в Ведах. М., 2001.
Халевала П.Х. Сказание арийского народа. Кн. 1.
Великое переселение. Пермь, 2002.

Разделы: 
Rus
30 Анагран день.
03 Хаурвата месяц.
3756 год ЗРЭ

Анагран день (Ав. Анагра Раоча) Бесконечный Свет.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:39
Завтрашний день начнется в: 03:39
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 03:28 часов.
Узерин-гах будет в 17:41 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники