Поиск по сайту



ДРЕВНИЕ ТЕКСТЫ О ЗАРАТУШТРЕ

3-й наск Авесты — Вахишт-мантрах «О стремлении и природе Зартошта»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

ZoroastrZarathushtra_0.jpg

ЗАРАТУШТРА ПРОСИТ АХУРУ О БЕССМЕРТИИ

Версия пехлевийского «Ривайата»

Заратуштра предстал перед великим богом Ахура Маздой и, плача, сказал:
О Ахура Мазда! Сделай меня бессмертным!
— Я не могу исполнить твоей просьбы,— возразил пророку Ахура Мазда.— Если я сделаю тебя бессмертным, то и Братрок-реш Тур, карапан, которого Ангхро Майнью создал, чтоб он тебя убил, тоже сделается бессмертным. А если Братрокреш Тур обретет бессмертие, то не состоится конечное очищение мира от Зла и будущее существование для праведников станет невозможно.
Заратуштра воскликнул, плача:
Ты создал ветер, ты создал воду, …ты создал огонь, ты создал все, что есть на земле и во Вселенной, а сделать меня бессмертным не можешь!
Тогда Ахура Мазда наделил Заратуштру Божественным Разумом, и пророк увидел все: что было и что будет …в плотском мире и мире духовном; и судьба каждого человека, живущего на земле, открылась ему.
Узрел он мысленным взором и нечто другое: тех, кто бессмертен, но при этом бездетен, и тех, кто смертен, но имеет семью и детей. Первые показались Заратуштре печальными и горестными, вторые — преисполненными радости.
И тогда сказал он Ахура Мазде:
— Простая счастливая человеческая жизнь кажется мне лучшим уделом, чем бессмертие при без детности.
И сказал на это Ахура Мазда:
— Ты изрек истинные слова. И мне, великому богу, тоже любезнее, если ты будешь жить, как все люди, приведешь в дом супругу и она родит тебе детей, нежели чем ты станешь бессмертным, но бездетным. Это мое наставление тебе, праведный Заратуштра,— передай его людям.

Версия пехлевийского «Бахман-яшта»

Когда Заратуштра попросил Ахура Мазду сделать его бессмертным, великий бог наделил своего пророка Божественным Разумом. Мысленному взору Заратуштры предстало древо с четырьмя ветвями — из золота, из серебра, из стали и из железа.
— Что означает это видение, о Ахура Мазда праведный?— спросил Заратуштра.— Ибо я вижу удивительное древо и четыре ветви на нем: одна золотая, другая серебряная, а две остальные — из стали и из железа.
— Корневище и ствол древа — это последняя Эра, которая наступила с твоим приходом в мир, о Заратуштра праведный,— отвечал Ахура Мазда пророку.— Четыре же ветви — это четыре периода, которые грядут. Золотая ветвь означает время после того, как ты примешь истинную веру. Тебе суждено снискать покровительство Кави Виштаспы и обратить этого великого царя на путь маздаяснийской Истины. Ветвь серебряная — это эпоха правления Арташира из династии Кавиев, сына Спентадаты (среднеперс. Спандатт, фарси Исфандияр). Стальная ветвь символизирует царство Хосрова Аноширвана, сына Кавада. А железная ветвь — мрачное царствие приспешников кровожадного и беззаконного Айшмы. Но все это случится, когда тебя уже не будет на свете.
(Заратуштра понял, что благой дух отказал ему в бессмертии), и слезно вскричал:
— О Ахура! Ведь я — праведнейший из всех, кто был и кто будет, я лучшее из всего, что ты сотворил! И Гопатшах, и сын Фрияны Йойшта, и сын Виштаспы Пешотану сделались бессмертными Рату!..К тому же если я буду бессмертным, противники Арты-Истины поймут, сколь велико твое могущество, раз ты сделал бессмертным своего пророка, и уверуют в тебя!
— Если я сделаю тебя бессмертным, о праведный Заратуштра Спитама,— возразил Ахура Мазда на этот раз,— тогда и карапан Братрок-реш Тур обретет бессмертие … и будущее существование станет невозможно.

Но пророк не уразумел этих слов своим человеческим разумом. Тогда Ахура Мазда наделил его Разумом Божественным. Он вложил этот Румум в виде воды в руку Заратуштры и приказал:
— Выпей!
Заратуштра испил священной воды — и Божественный Разум Ахура Мазды вошел в его сознание на семь дней и семь ночей. Заратуштра узрел и понял все, что происходит в телесном мире — во всех семи каршварах земли.
На седьмой день Ахура забрал Божественный Разум у пророка и вернул ему человеческий. Очнувшись, Заратуштра воскликнул:
— В сколь чудесном и сладостном сне я пребывал, о великий Ахура Мазда!
— И что же ты видел, что тебе открылось?— спросил пророка Творец.
— О Ахура,— сказал Заратуштра взволнованно.— Я зрел души неправедных богачей в преисподней и души праведных бедняков в Парадизе. Я видел бездетных богачей — сколь им было невесело! И еще я видел древо о семи ветвях. Ветви на нем были: золотая, серебряная, из бронзы, из меди, из олова, из стали и из железа.

АХУРА МАЗДА ПРОРОЧИТ О ГРЯДУЩЕМ

— Ты уже зрел это древо в прошлый раз, и я разъяснил тебе, что оно означает,— сказал Ахура Мазда.— Но теперь… на этом древе не четыре, а семь ветвей. Золотая — правление Виштаспы, который сокрушит дэвов и изгонит Ангхро Майнью во Тьму. Люди станут чтить растения и священные стихии — воду, огонь и землю. Серебряная ветвь — грядущее правление Арташира из династии Кавиев, сына Спентадата, который отделит дэвов от людей и упрочит маздаяснийскую веру. Бронзовая ветвь — правление Арташира, сына Папака из династии Сасанидов, и его сына Шапура. Восторжествуют Истина и вера при них, и в этом им поможет праведный Атурпат, сын Махраспанда. Медная ветвь — царствие Ашкана. Ветвь оловянная — царствие Бахрама Гура, при котором Ангхро Майнью и колдуны сокроются во Тьму и мрак. Стальная ветвь — царствие Хосрова Аноширвана, сына Кавада, который уничтожит еретика Маздака, сына Бамдада. И железная ветвь — царствие дэвов, приспешников Айшмы. С помощью колдовства они ворвутся с востока, воцарятся на десять сотен зим и учинят великие бедствия. Много будет убито маздаяснийцев, разрушено храмов и осквернено священных огней. Области превратятся в города, города — в деревни, деревни— в родовые поселения, а родовые поселения — в дома, где проживает только одна семья. Те, кто прежде были друзьями, сделаются лютыми врагами; родственники возненавидят друг друга и станут друг другу чужими; великий разлад случится между людьми! Солнце будет меньше пребывать на небосклоне, дни сделаются короче на треть; земля станет скуднее родить, а по всем дорогам будут рыскать разбойники. Люди станут ниже ростом, их сила уменьшится, а дурные наклонности в их душах сделаются необузданными. Осквернят священные стихии, ибо мертвецов будут обмывать водой и после этого закапывать в землю либо сжигать в пламени огня,— и такое богомерзкое кощунство будет предписано законом.
Жрецы будут чинить козни друг другу, умы маздаяснийцев смутятся ересями, благородные превратятся в идолопоклонников. Земля - Спендармат широко откроет свой рот и изрыгнет на поверхность драгоценности — золото, серебро и камни. Рабы станут властителями. Страшнее те далекие времена, чем тысячелетнее царствование Ажи Дахаки! Страшнее они, чем времена, когда правил ненавистный Франграсйан!… Смерть будет великой удачей для живых.
— Вот пророчество о грядущих судьбах страны,— закончил Ахура Мазда.— Пусть люди изучают священные тексты, пусть изучают «Зенд», ибо в те злодейские времена главной их заботой останется — очистить души ради загробного блаженства.
— О Творец телесного мира!— воскликнул потрясенный Заратуштра.— Но что же будет, когда минут те проклятые десять сотен зим и кончится царствие дэвов? Как вновь восторжествуют маздаяснийцы и вера истинная? И как праведникам удастся сокрушить Айшму и дэвов, насланных Духом Зла?
— О Спитама Заратуштра,— ответил Ахура Мазда,— после приспешников Айшмы явится новый дэв — дэв Шедаспих Килизиякх из страны, где некогда правил Сайрима, сын Траэтаоны. Алое оружие у его приспешников будет, алые дэвовские знамена и алые шлемы. Перед их нашествием Солнце, Луна и небесные светила явят предостерегающие знаки. Луна окрасится в разные цвета, начнутся землетрясения, ветры сделаются яростными как никогда.
Снова, о Заратуштра, бедствия обрушатся на маздаяснийскую землю. Айшмовские дэвы, подпоясанные кожаными ремнями, и приспешники Шедаспиха Килизиякха воинственны и кровожадны: трем великим битвам предначертано быть. Одна из этих битв уже состоялась при царе Кави Усане. Вторая битва случится, когда ты, о Заратуштра праведный, обратишь Виштаспу, великого царя. Это будет битва за веру маздаяснийскую против дэвопоклонников хьяона — против несметного войска Ареджатаспы. А третья битва состоится уже после тебя, когда в арийские земли нагрянут посланники кровожадного Айшмы, посланники Шедаспиха Килизиякха и нечестивые арабы. Последователям истинной веры придется покинуть родные места, ибо их будут преследовать, но они организуют поселения и там сохранят зерно веры и священный огонь. Когда же минет сотая зима, наступит конец твоей эры, о Заратуштра Спитама, и в следующую эру ничто греховное из предшествующей не перейдет.
— Но если столь многочисленны будут дэвы, как же удастся их сокрушить? Какая сила изгонит их?— спросил Заратуштра.
— На это я вот что тебе отвечу, о Заратуштра верный,— сказал Ахура Мазда.— Как только приспешники Айшмы появятся на востоке, из озера Фраздану родится первый из Саошьянтов — Ухшйат-Эрета (среднеперс. Хушедар), твой сын. Он встретится сомною, великим Ахура Маздой. И тогда же родится божественный царевич из династии Кавиев.
— В ночь, когда родится этот царевич,— продолжал Ахура Мазда,— над местом его рождения с неба упадет звезда. Когда ему исполнится тридцать лет, он явится с бесчисленной армией, вооруженной победоносным оружием, и со множеством знамен. И как только планета Ормазд-Юпитер займет свое высшее положение на небосводе, а Нахид-Венера низойдет вниз, этот царевич станет властелином.
Приспешники Айшмы, чьи имена — двуногие волки, и приспешники Шедаспиха Килизиякха, чьи имена — подпоясанные кожаными ремнями, трижды сойдутся в битвах с воинством царевича. И войны царевича истребят столько дэвовских приспешников, что после этого тысяча женщин смогут увидеть и поцеловать (лишь) одного мужчину. Как гибнут и исчезают растения с приходом холодной зимы, так же стремительно будут таять ряды дэвопоклонников.
— Что же произойдет дальше?— спросил Заратуштра.
— Сам Дух Зла придет им на помощь. Но я, Творец Ахура Мазда, пошлю Найрьо Сангху и Сраошу в крепость Кангху, которую построил Сьяваршан и в которой суждено править Пешотану, дабы он встал на защиту творений Ахуры и священных стихий. Тогда Пешотану и 150 его верных последователей выступят со (словами): «хумата — хухта —хваршта» — «добрые помыслы — добрые речи — добрые дела», совершат священные ритуалы, предписанные религией, воспоют священные молитвы и воздадут почести сакральным огням. Затем Пешатану, сын Виштаспы, выступит при поддержке трех великих огней, имена которых — Адур-Фробак, Адур-Гушнасп и АдурБурзинМихр. Он разрушит храмы идолопоклонников, сокрушит Айшму и его дэвов, и самого Злого Духа он сокрушит, блистательный Пешотану. Когда это случится, я, Творец Ахура Мазда, в сопровождении Бессмертных Святых появлюсь на вершине Хукарья и отдам язатам приказ прийти Пешотану на помощь. Митра широкопастбищный, Сраоша мощный, Рашну праведносудящий, Вертрагна могучий, Аши победоносная и Хварна маздаяснийской веры выступят единым строем,— и дэвы взмолятся о пощаде. Но пощады не будет. Широкопастбищный Митра скажет им:
— Истекли дни безнаказанного Зла, дни Ажи Дахаки, туранца Франграсйана и проклятого Искандара!
Ангхро Майнью обратится в бегство и скроется в своем преисподнем подземелье. А Митра повелит Пешотану завершить свою миссию — уничтожить дэвов и идолопоклоннические святилища. Тогда Пешотану и 150 его верных последователей победно ее завершат. Закончится эра волка и наступит эра овцы. Священные огни Фробак, Гушнасп и Бурзин Михр вернутся на свои места, в храмы, где они пребывали и горели исстари.
— Вот мое пророчество,— закончил Ахура Мазда.— Когда окончится твоя эра, начнется эра первого Саошьянта — Ухшйат-Эреты.

Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб.— М., 1998. С. 30-–306.

Rus
05 Спента Армаити день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:38
Завтрашний день начнется в: 09:36
Текущее время Ушахин-гах, осталось 00:36 часов.
Хаван-гах будет в 09:36 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники