Поиск по сайту



ЖИВОЕ ЕДИНСТВО УНИВЕРСУМА. Вера Шеянова

6 - й наск Авесты — Надар «Объяснение о толковании мира звезд, планет и созвездий»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

Вера Шеянова,
Авестийское Астрологическое Общество, Санкт-Петербург

ЖИВОЕ ЕДИНСТВО УНИВЕРСУМА
(Размышления по прочтении книги Татьяны Кунько «Вавилонская башня»)

Необходимость целостного восприятия Мироздания

Развитие человеческой культуры, определяемой развитием сознания человека, вплотную подошло к очередной критической точке. Одностороннее интеллектуальное развитие человека, незаметно начавшееся в европейской культуре еще в эпоху раннего Ренессанса, набравшее полную силу в эпоху Просвещения и достигшее своего апогея в наше время, может стать причиной тормоза дальнейшего развития сознания. Это очень хорошо видно по технологическому взрыву. По мере накопления научных знаний и усиления разобщенности научного языка происходит все большее и большее дробление целостной картины мира на отдельные, понятные только узким специалистам, фрагменты. Попытки их сложить часто приводят либо к абсурду, либо, в лучшем случае, к признанию существования некой объединяющей и одухотворяющей реальности, которая в принципе не поддается научному исследованию. Последствия для самого человека и его среды могут быть самые печальные. Клиповое сознание может разрушить целостность не только внутреннего мира человека, но и его сопричастность к тому, что происходит вокруг него, а это грозит упадком не только культуры, но и цивилизации. Очевидно, что сознание человека подошло к той точке, когда необходима не столько конкурентная гонка за накоплением новых знаний, сколько осмысление накопленного человечеством научного и духовного потенциала. Однако это невозможно без стремления к целостному видению мира, которое, в свою очередь, требует максимальной степени честности и объективности, свободы от научных и религиозных (идеологических) амбиций.
Проблема заключается в том, что человеку, в силу ограниченности его ума и его эмоциональной природы, трудно быть беспристрастным и объективным, отказаться от противопоставления оценок, находясь в рамках какой-либо одной научной школы или искренне и глубоко исповедуя свою веру в Бога или в Его отсутствие, не смешивать понятия и не впадать в манихейство. Субъективизация Истины неизбежна в процессе диалога Бога и человека еще и потому, что природа последнего была искажена метафизическим злом. Человек — это отражение Божьего образа, воплощенное в материальном мире и должное его одухотворить, придать ему смысл. Это уникальный стержень Творения, объединяющий в себе духовное и материальное начала. В нашем мире, мире замкнутого однонаправленного времени, процесс Божественного Творения мира часто воспринимается как единовременный акт. На самом деле каждый миг любого уровня этого мира пронизан Его творческим дыханием, идущим из вечности. Мы видим, например, как все люди индивидуально проходят один общий, но с бесконечными вариациями путь эволюции, начиная с зачатия, и как на всех уровнях человеческого бытия, без исключения, разворачиваются одни и те же мистерии (архетипические сюжеты), но в бесконечном разнообразии форм.
Вначале человек не осознавал себя отделенным от Бога и поэтому должен был неизбежно пройти долгий путь осознания себя, для чего ему и была дана свобода. До вторжения зла в наш мир зеркало этой взаимосвязи было чистым и незамутненным. Однако уже на начальном этапе Творения свободой, или благом, подаренным Богом всем, кто обладает разумом, воспользовался его метафизический носитель, не обладавший собственной независимой природой. Он выбрал зло сознательно и, став искаженной тенью Божественного и Его противником, не сотворив ничего, но возгордившись, объявил себя во всем подобным Творцу. Прельстив человека иллюзией возможного мгновенно и без особого труда стать подобным Богу, он заразил его гордыней автономного существования.
На самом же деле, человек сразу ощутил не свое всезнание и могущество, а свою наготу, т.е. истинную нищету духа и беспомощность перед смертью, что породило страх за свое индивидуальное (родовое) существование. В результате он оказался замкнутым на самом себе, выкинутым из Божественной вечности, а весь человеческий род в самом корне утратил гармонию и целостность. В этом замкнутом колесе времени, стараясь выжить, человек, смутно помня об истинном Боге, пытался искать помощи и защиты у природы (творения), обожествляя ее. И это не было стопроцентной ложью, так как на ней действительно лежит изначально прекрасная печать жизни (бытия), данная Богом, однако в ней также запечатлена и маска смерти от вторгшегося в нее зла. Поэтому родились попытки иррационального познания и освоения мира, которые породили различные формы магических ритуалов и религиозного общения, причем иногда невозможно из одного вычленить другое, как это пытаются сделать ортодоксы от религий. Нельзя рассматривать историю духовного постижения мира как цепочку сплошных заблуждений, уводящих от Бога, напротив, Бог постепенно открывался человеку через своих Пророков на протяжении всей его истории, в формах, понятных для его уровня и типа культуры, и это были прорывы Истины в колесе конечного времени. Но зараженная ложью природа человека умудрялась со временем почти до неузнаваемости искажать эту Истину, однако, не замечая этого.

В процессе освоения жестокого материального и непредсказуемого мира человек постигал его закономерности, которые постепенно лишали мир ореола одухотворенности, одновременно расчленяя его и лишая духовной и материальной целостности, создавая иллюзию возможности исчерпывающего рационального знания. Духовное и материальное все более разделялись в человеческом сознании, вместо того, чтобы объединяться по Божественному Промыслу, и в конце эпохи Рыб пропасть разделения достигла опасного предела. Однако не все, что постиг на этапах своего развития человек, надо безоговорочно выбрасывать. Нужно находить то общее, что способствует целостному и открытому индивидуальному мироощущению, которое может стать одним из источников искоренения глубинного космического ужаса одиночества (благодатной почвы для вирусов зла) и вытекающего отсюда потребительского отношения к миру, к любой религии и к любому знанию, рациональному или иррациональному. Не стоит забывать и историю рукотворной и разрушенной Богом Вавилонской башни, т.е. надо одновременно опасаться самодостаточной гордыни и беречь самобытность культур.

Современный поворот к осознанию единства мира

В эпоху Водолея человек получает возможностьдостичь максимальной свободы от своего узкогои замкнутого на себя эго через его осознание и разотождествление с ним (альтруизм). На стыке эпох Рыб и Водолея появляются нетрадиционные подходы к объяснению реальности, не исходящие из старых научных постулатов, но многие из них не выдерживают никакой критики. Наряду с этим встречается все больше работ ученых, поставивших «крест» на очевидной, плоской картине мира. Ученые самых далеких друг от друга дисциплин пытаются найти общий язык, чтобы придать многомерный объем картине мира (первый шаг к целостности).
В последнее время стали появляться работы, не стыкующиеся даже с революционными воззрениями физики, делаются попытки зафиксировать и объяснить явления феноменальные, которые академическая наука не собирается пока изучать, так как феномены, по определению, не подлежат средней статистике, однако это не значит, что за ними ничего не стоит. К таким работам относятся исследования С. Шнолля, которые на примере очень тонких экспериментальных данных, собранных за 50 лет скрупулезной работы, показывают удивительный характер синхронности процессов, не имеющих очевидной связи между собой и происходящих на самых разных уровнях материи — от атомного ядра до живой клетки. Само понятие синхронизма проникло даже в далекую от точных наук область, такую как психоаналитика, и впервые введено К.Юнгом.
Последователями его школы изучается и осмысливается феномен синхронизма, т.е. таинственной связи бессознательного в психической деятельности человека и космических процессов. С природой этой связи еще предстоит разобраться науке будущего. Этой теме посвящены: работы Н.Козырева, занимавшегося природой времени и предложившего гипотезу о его генерации (изменении) в недрах звезд; интересные исследования историка А.Журавлева, указывающие на сложную структуру времени; работы планетологов С.С.Смирнова и Г.Н.Каттерфельда, которые установили связь между периодами обращения ближних планет солнечной системы, некоторыми их констелляциями и историческими процессами. В христианское осмысление космологической целостности мира интересный вклад внес епископ Василий Родзянко, который, к сожалению, не успел полностью развить свои мысли.
Книга Т.Кунько «Вавилонская башня» была издана именно на стыке двух эпох — Рыб и Водолея. Основной ее заслугой является небезуспешная попытка статистически показать единство, на первый взгляд далеких друг от друга, мировых процессов: циклов солнечной активности, галактического излучения, радиоуглеродных рядов, констелляций дальних планет солнечной системы и стихийных, духовных, исторических и культурных процессов на Земле. В книге предпринята попытка провести достаточно корректный статистической анализ связи между разнородными процессами на основе обработки данных по 25 тыс. исторических персоналий, взятых из 4-х энциклопедий («Малый Робер», Париж, 1988, фр.; «Энциклопедия Макмиллана», Лондон, 1989, англ.; «Энциклопедический словарь» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона в 86 томах, 1982, русск.; «Britannica CD», 1997, англ., амер. источник). Суть этой обработки заключалась в выявлении времени подъемов и спадов активности в различных видах человеческой деятельности за период порядка 4 тыс. лет по числу упоминаемых за 10 лет (более древние времена) или за 1 год (более позднее время) персоналий и по количеству строк, им посвященных. В процессе обработки учтены такие факторы, как национально-культурные особенности составления энциклопедий, аберрация времени, увеличение погрешности датировки событий и уменьшение их плотности с удалением от нашего времени. Обнаружены их явные и скрытые ритмы с разной степенью достоверности и четкости (нечеткость вызвана сложными взаимными наложениями ритмов), которые сопоставлены с циклами космических и биосферных процессов. Т.Кунько внесла очень важный вклад, так как часто представители науки отрицают эту целостность, ссылаясь на достаточно примитивные статистические оценки. Консервативной наукой полностью отвергается взаимосвязь между родом деятельности выдающихся людей и зодиакальным знаком их рождения. Пытаясь разоблачить астрологию, многие представители науки низводят сложнейшую полифоническую область знания до самых примитивных развлекательных оценок и прогнозов. Часто в этом есть немалая доля вины и самих астрологов.
Кроме обширного научного анализа, в книге Т.Кунько приведена классификация современных религий, но этот раздел требует отдельного рассмотрения.

Грандиозная симфония Вселенной

Как известно, впервые в науке на единство космических и земных процессов обратил внимание А.Л.Чижевский. Ученый убедительно показал главным образом связь 11-летнего цикла солнечной активности с урожаями сельскохозяйственных культур, временем миграции перелетных птиц, уловом рыбы, эпидемиями и эпизоотиями, рождаемостью и смертностью от разных причин (в том числе и от самоубийств) и многими другими земными процессами. Прямое наблюдение за пятнообразованием Солнца ведется сравнительно недавно. При этом удалось выявить только несколько средних непродолжительных циклов солнечной активности: 11, 22, 45, 58, 97 и 180 лет, а также месячного цикла 26–27 дней. Продолжительности циклов изменяются в небольших пределах, т. е. испытывают девиацию, характер которой в некоторых случаях проанализирован Т.Кунько, и, как оказалось, часто связан с местоположением.
Изучение более длительных периодов солнечной активности ведется косвенными методами. Главным среди них является метод, выявляющий периоды максимумов и минимумов концентрации изотопа углерода С14 (радиоуглерода), осажденного в древесине, земных породах и т.д. Радио-углерод возникает в верхних слоях земной атмосферы под воздействием высоко- и среднеэнергетических галактических лучей (ГКЛ). Сравнение солнечной активности с радиоуглеродными рядами показало, что, как правило, в периоды максимальной солнечной активности концентрация радиоуглерода в атмосфере падает, а при минимуме солнечной активности, напротив, достигает максимальных величин. Это объясняется тем, что повышение активности Солнца усиливает магнитное поле Земли, которое экранирует атмосферу планеты от прямого воздействия ГКЛ. Современные высокоточные методы обнаружения радиоуглерода позволяют почувствовать дыхание Солнца по крайней мере в обозримом историческом прошлом человеческой цивилизации. Анализ характеристик изменения концентрации атмосферного радиоуглерода за 12000 лет без долговременного тренда, предположительно вызванного климатическими, геофизическими и другими медленными изменениями на планете Земля, показал, что
наиболее ярко выражены длительные периоды между максимумами концентрации радиоуглерода — около 1900–2400 лет. Эти периоды, в частности, могут быть связаны с прецессией земной оси, в результате которой точка весеннего равноденствия за этот интервал времени пересекает одно из 12 зодиакальных созвездий, правда, с весьма условными границами, описывая полный круг за 26000 лет. Цикл 2200–2400 лет отчетливо наблюдается и по климатическим изменениям (похолоданиям) на протяжении 135000 лет, что подтверждает связь больших максимумов концентрации радиоуглерода с большими минимумами солнечной активности.
Другой по выраженности и значимости цикл, наблюдаемый не только по изменениям скорости образования радиоуглерода, но и во многих процессах, происходящих на Земле, начиная от стихийных процессов и кончая подъемами и спадами деятельности человека, — это средний 400-летний цикл. Солнечная активность оценивается как сдвиг между теоретическим периодом 11-летнего цикла (11,1 лет) и реальным, который зависит от интенсивности пятнообразования, и, как правило, с медленным падением активности Солнца увеличивается период этого цикла. Просматривается обратная по характеру синхронная зависимость изменения солнечной активности и концентрации радиоуглерода. Т.Кунько приводит сравнительные показатели по человеческой деятельности в целом, в творчестве и в политике с 685 г. до н. э. до нашего времени по данным обработки 3-х энциклопедий, где хорошо видны 400-летние циклы. Она также считает, что с этими циклами совпадают начала крестовых походов, реформация церкви и открытие Америки, а также революционные и военные потрясения ХХ столетия.
Внутри больших периодов между максимумами радиоуглерода по годичным кольцам деревьев были обнаружены длительные области увеличенной концентрации радиоуглерода, или минимальной солнечной активности, когда практически была незаметна даже 11-летняя активность. Это маундеровский (1645–1715 гг.), шпереровский (1400–1510 гг.), средневековый (630–720 гг.), а до новой эры — греческий (450–350 гг.), гомеровский (800–610 гг.), египетский (1400–1240 гг.) периоды. Удовлетворительного объяснения причин длительного влияния Солнца на Землю наука пока не дала.
Т.Кунько полагает, что в периоды минимальной активности Солнца, когда существенно возрастает количество радиоуглерода в верхних слоях земной атмосферы, изотоп углерода С14, проходя круговорот в природе, в свою очередь, вызывает микромутации во всех живых организмах. Это должно быть справедливо и для человека. Анализируя, например, 400-летний цикл, она допускает, что накопление микромутаций дает всплеск творческой активности человечества спустя 80–300 лет после радиоуглеродных максимумов, а начало ее роста практически совпадает с максимумами радиоуглерода. Т.Кунько попыталась также сопоставить периоды пониженной солнечной активности со временем пассионарных толчков. Пассионарные толчки, по Л.Гумилеву, на некоторых участках неплохо согласуются с подъемами деятельности человечества как раз спустя примерно 150–250 лет после пассионарного толчка. Но сами пассионарные толчки неважно согласуются с данными по радиоуглероду. Возможно, это связано с тем, что Л.Гумилев ввел понятие «пассионарность» и хорошо его изучил только для этнических процессов, тогда как здесь оно должно иметь гораздо более широкий смысл. Кроме того, пассионарный взрыв должен наступить после длительного накопления микромутаций, для чего от галактического воздействия до его возникновения должно пройти неизвестное нам пока количество поколений, да и другие природные явления (например, длительные пандемии) могут вмешаться в этот процесс. Выявление связи между воздействием ГКЛ на Землю, микромутациями, пассионарными толчками и взрывами требует более обширного, всестороннего и тщательного изучения на гораздо большем отрезке исторического времени.

Синхронность космических и земных Процессов

Т.Кунько выдвигает смелую гипотезу о корректирующем влиянии планетарных магнитных полей на характер ГКЛ, пронизывающих Солнце. Она предполагает, что орбитальное положение дальних планет и их констелляций может влиять на параметры солнечной активности, что в общих чертах находит свое подтверждение после статистической обработки данных, где удалось выявить в солнечной активности и радиоуглеродных рядах не только явную, но и скрытую периодичность.
Прежде всего, возникает вопрос об идентификации среднего 400-летнего цикла. Известно, что этот цикл близок к циклу соединения Плутона и Прозерпины, который может меняться в широких пределах. Что касается цикла самой Прозерпины, то автор книги рассматривает несколько предлагаемых современными астрологами циклов 598–665 лет (по данным П.Глобы), 705, 720 и 780 лет (по данным американских астрологов).
Наиболее устойчивую теоретическую комбинацию соединений Прозерпины с Ураном, Нептуном и Плутоном, которая соответствует радиоуглеродным рядам за 20 000 лет, Т.Кунько получает при цикле Прозерпины, равном 636 годам. Ему соответствует цикл соединения Прозерпины и Плутона, близкий к 412 годам. Однако она признает, что реальный цикл планеты может отличаться от теоретического. Причина состоит в таких трудно учитываемых факторах, как большой эксцентриситет орбит Плутона и Прозерпины, разная скорость прохождения планетами зон соединения и т. д. Интересно то, что астрологическая привязка большинства катастрофических явлений на Земле к Плутону и Прозерпине подтверждается статистическим анализом.
Методами статистического анализа солнечной активности и радиоуглеродных рядов за 8000 лет, различных видов человеческой деятельности примерно за 2,5 тыс. лет Т.Кунько выявила много скрытых периодов, неплохо согласующихся как между собой, так и с периодами обращения дальних планет вокруг Солнца и циклами их соединений. Циклы планет и их соединений взяты автором книги в соответствии с данными программы «Almagest-4». С ее точки зрения, заслуживают доверия только некоторые средние периоды:
11 лет, 22 года, 40–50 лет, 50–65 лет, 75–90 лет, 90–110 лет, 120–140 лет, 160–180 лет, 240–280 лет, 370–450 лет, 600–650 лет, 2400 лет (ориентировочно).
Но есть и менее надежные ритмы, к которым прежде всего можно отнести период 30–35 лет. Рассмотрим эти ритмы более подробно.

Всеобщие ритмы синхронизации

1. Самый известный 11-летний цикл определяется по колебаниям количества и мощности пятен на Солнце, но изменение его продолжительности явно связано с циклами и констелляциями планет солнечной системы. На планетарном уровне он близок к циклу Юпитера (около 12 лет), несостоявшейся звезды, наиболее массивной из планет, расположенных в ближней по отношению к Солнцу зоне, а также к циклу соединения Юпитера с Вакшьей (около 11 лет — по данным Н.Коровяка). Этот период встречается практически во всех процессах на Земле и во всех видах деятельности человека. Но интересно то, что подъемы человеческого творчества в большинстве случаев наблюдаются спустя 2–3 года после минимума солнечной активности, т. е. речь может идти о накоплении неких новых свойств, связанных с усилением интенсивности ГКЛ, падающих на Землю.

2. Период 20–22 года связан с переменой полярности пятен на Солнце, но его девиация хорошо согласуется с циклами соединения Юпитера и Сатурна (20 лет), и, кроме того, Т.Кунько усматривает здесь связь со средней периодичностью вспышек сверхновых звезд и появлением комет. Проявление этого ритма во всех земных процессах подобно 11-летнему ритму. Известно, что в авестийской традиции с 2-летним циклом связан Страж Настоящего — Хауранг.

3. Цикл 40–45 лет хорошо идентифицируется с циклом соединения Сатурна и Урана (45 лет). Интересно то, что наиболее уверенно он встречается в науке, и это вполне соответствует характеру обеих планет, но его можно обнаружить также и в музыке. Этот же период отчетливо проявляется в статистике голодных лет, причем отмечено, что наиболее голодные годы наблюдаются чаще при оппозиции Сатурна и Урана и им соответствуют, как правило, радиоуглеродные минимумы и максимумы солнечной активности.

4. Период 75–90 лет достаточно размазан в данных по солнечной активности, но внутри него имеется надежный ритм. Это ритм Урана (84 года), планеты с весьма оригинальными параметрами орбиты. Цикл 80–89 лет характерен для научной и литературной деятельности. Цикл порядка 80 лет намечен также в обработке данных по войнам за период с 750 г. до н. э. до 2000 г. н. э. и по эпидемиям чумы за период с 430 г. до н. э. до 600 г. н. э., а это один из циклов великого противостояния Марса (79 лет). В авестийской традиции к нему близок ритм Вананда (около 73 лет), Стража Вечности.

5. Идентификация периода 90–110 лет проблематична. Возможно, эти ритмы связаны, с одной стороны, с Ураном, с другой стороны — с ритмом соединения Урана и Прозерпины (порядка 97 лет). В человеческой деятельности этот цикл проявляется в литературе. Тесное переплетение литературной и научной деятельности, возможно, обусловлено тем, что на протяжении большого исторического промежутка времени часто научные трактаты напоминали литературные произведения, только после эпохи Просвещения наука вступила в пору самостоятельного бурного развития. В статистике голодных лет отчетливо виден период около 97 лет, но голодные годы наступают в среднем спустя 20 лет после соединения Урана и Прозерпины. В авестийской традиции известен ритм около 108 лет, ритм Вакшьи, ритм стихийных процессов, стирающих все лишнее.

6. Период 120–140 лет хорошо проявлен как в статистически обработанных данных по радио-углероду и солнечной активности, так и по некоторым видам деятельности человека: политика, живопись, скульптура, архитектура, в слабой форме — музыка. Он неплохо согласуется с циклами соединений Урана и Плутона (в среднем — 127 лет), и, может быть, Урана и Хирона (в среднем — 127 лет). Если различные аспекты политической деятельности можно сопоставить с качествами, выражаемыми через функции Плутона, Хирона и в гораздо меньшей степени Урана, то для искусства это дает интересную комбинацию мощного творческого воздействия и творческих новаций, не выходящих за рамки законов гармонии. С этим циклом связаны различные стихийные бедствия на Земле. Так, выяснилось, что засухи следуют с подобной периодичностью, но спустя примерно 40 лет после оппозиции Урана и Плутона этот же цикл присутствует в великих бурях и половодьях.

7. Цикл 160–180 лет ассоциируется с циклом Нептуна (165 лет), а также соединения Урана и Нептуна (171 год). В человеческой деятельности он наиболее уверенно проявляется в религии и литературе. Среди стихийных бедствий он выделен в нашествии вредителей, морозах в конце лета и в качестве нижней границы периодов землетрясений.

8. Ритм 240–280 лет идентифицируется прежде всего с циклом Плутона (248 лет), но может также быть удвоением или утроением уже упоминавшихся периодов. Он хорошо проявлен не только в статистике солнечной активности и радиоуглеродных рядов, но и встречается почти во всех видах человеческой деятельности и в большинстве стихийных бедствий (засухи, небывалые грозы и бури, верхняя граница землетрясений, чумные эпидемии, извержения вулканов, морозы в конце лета). Что касается землетрясений, то широкий спектр его периодов 200–240 лет, возможно, включает в себя наиболее редкий цикл великого противостояния Марса (205 лет), тем более, что период порядка 200 лет слабо выделен в обработанных данных по радиоуглероду.

9. Периоды 370–450 лет могут быть не только обусловлены циклом соединения Плутона и Прозерпины, но также образовываться за счет удвоения или утроения более коротких периодов. Этот ритм встречается не только в статистике солнечной активности и радиоуглеродных рядов, но и в исходных научных данных, использованных для статистической обработки. Наиболее уверенно отмечен в литературе, музыке (двойной период Нептуна), живописи и в науке (за исключением периода раннего Средневековья, когда научная активность в современном понимании практически отсутствовала). Среди стихийных бедствий этот диапазон периодов характерен для засух, нашествия вредителей, небывалых гроз и великих бурь, морозов в конце лета, голодных лет, чумных эпидемий.

10. Период 600–650 лет, который наиболее вероятно связан с Прозерпиной, также встречается в солнечной активности, радиоуглеродных рядах, в литературе, политике и науке, слабо проявлен в нашествии вредителей. О точности, достовернсти и происхождении этого периода в исторических процессах и стихийных бедствиях пока говорить рано из-за относительной малости изучаемого отрезка времени.

11. Период около 2400 лет, как считает Т. Кунько, связан со средним периодом соединения 4-х дальних планет (Урана, Нептуна, Плутона и Прозерпины), расположение которого относительно Солнца может способствовать на некоторое время значительному зажиму активности Солнца за счет усиления ГКЛ и соответствующему ему мощному росту концентрации радиоуглерода.

12. Неясна идентификация циклов 50–65 лет. Они слабо выделены в статистической обработке данных по солнечной активности и радиоуглероду, но встречаются в самих исходных данных по солнечной активности. Возможно, что эта группа циклов связана с планетоидом Хироном (50,5 лет), орбита которого не отличается устойчивостью, и его соединениями с Сатурном (около 62 лет), Плутоном (около 64 лет) и Прозерпиной (около 55 лет). Во всяком случае предположительный ритм соединения Хирона и Плутона намечен в литературной деятельности. Любопытно, что с интервалом 50–55 лет происходят сильные наводнения на реке Янцзы, правда, в других стихийных бедствиях он почти не проявлен, так что его китайское проявление больше напоминает 5-кратное (!) производное от 11-летнего цикла.

13. Не очень уверенно в некоторых стихийных бедствиях (засухи и эпидемии гриппа) проявляется цикл порядка 33 лет, его выделенность не позволяет причислять этот период только к производным 11-летнего цикла солнечной активности. Этот цикл близок к периоду соединения Сатурна и Плутона (33 года), циклу самого Сатурна (29,5 лет), а также к реликтовому циклу Сатурна (32 года), известному по зороастрийскому солнечному календарю.

Ритмы неочевидной природы

Некоторые циклы не находят четкого отражения ни в данных по солнечной активности и радиоуглероду, ни в их статистической обработке, однако встречаются в реальных событиях на Земле и, возможно, имеют аналоги в астрономических событиях. Рассмотрим их подробнее.

1. Наименьший из них, правда, не очень уверенный, — это цикл, равный 7 годам, встречающийся в обработке данных по голодным годам. Этот период и его удвоение (14 лет) слабо проявились в обработке данных по музыке и религии. Сопричастность религии к этому ритму неслучайна, в авестийской традиции он связан с Белой Луной. Цикл, равный 14 годам, близок к периоду соединения Урана и Юпитера (13,8 лет).

2. Период порядка 36 лет неплохо проявился в обработанных данных по нашествию вредителей, извержению вулканов и землетрясениям. Известно, что этот ритм соответствует циклу соединения Сатурна и Нептуна (36 лет), причем, как правило, наблюдается связь между максимумами нашествия вредителей и оппозициями этих планет.

3. Период порядка 17 лет хорошо проявляется после обработки данных по морозам в конце лета. С этим периодом связан минимальный цикл великого противостояния Марса, а также период обращения бароцентра Солнца.

4. Обработка данных по землетрясениям выявила период порядка 18 лет. Т.Кунько полагает, что он образовался при суммировании двух периодов (12 и 5–6 лет), которые также проявлены, но не исключено, что этот период связан с малым Саросом, тем более, что связь землетрясений с затмениями хорошо известна издревле. Период 17–18 лет также можно увидеть в статистически обработанных данных по поворотным моментам истории за последнее тысячелетие.

Общность ритмов космоса и человека

Интересно исследование местоположения планет с учетом их проекции на эклиптику, которое наводит на мысль, что дальние планеты могут играть роль магнитных экранов при их расположении в зодиакальной зоне, соответствующей проекции на эклиптику центра Галактики (29 гр Стрельца). Наиболее выражено экранирующее действие Урана и его соединений. Это позволяет также предположить, что в центре Галактики есть источник жесткого анизотропного излучения.
Т.Кунько провела исследование связи зодиакального положения дальних планет (Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона) с количеством выдающихся персоналий, рожденных в разные периоды года.
Положение Урана и Нептуна в Скорпионе, Стрельце, Козероге соответствует тенденции общего подъема рождения выдающихся личностей, при положении этих же планет в Раке и во Льве таких личностей рождается минимальное количество. То есть, вероятно, Нептун и Уран экранируют Землю от анизотропного галактического излучения.
Положение Сатурна дает другую тенденцию: наибольшее количество выдающихся личностей рождается при Сатурне в Раке, Льве, Деве, Весах, отчасти в Козероге и Водолее, наименьшее — при Сатурне в Рыбах, Овне, Тельце.
Юпитер дает несколько неожиданную для астролога картину. Выборки, взятые за разные эпохи, дают примерно одинаковую тенденцию: минимальное количество известных персоналий рождено под Стрельцом, а максимальное — под Рыбами и Скорпионом.
По-видимому, Сатурн и Юпитер играют роль дополнительных регуляторов силы анизотропного галактического излучения, падающего на Землю. Но для окончательного вывода надо провести более конкректный статистический анализ, и его выводы будут тем более достоверны, чем больше циклов изучаемой планеты уложится в рассматриваемом интервале времени.
Движение Солнца по знакам Зодиака дает пики рождения известных личностей в январе-марте (Козерог — Рыбы), а спады — в июле-августе (Рак — Лев). Эти данные совпадают с аналитическими данными по жизни (рождение и смерть) выдающихся личностей, приведенных А.Журавлевым. В момент зачатия (если предположить возникновение микромутаций) это соответствует в первом случае нахождению Солнца в районе Тельца, а во втором случае — в Весах или Скорпионе, т. е. видна некоторая связь с положением Солнца относительно проекции ядра Галактики на эклиптику.
Если говорить о связи положения Солнца в знаках Зодиака с появлением выдающихся личностей в различных областях деятельности, то заслуживают доверия данные по живописи, музыке и политике и в меньшей степени по религии, литературе и науке. Вклад выдающихся личностей в различные сферы деятельности в зависимости от их месяца рождения имеет некоторую тенденцию, особенно хорошо проявленную у музыкантов и живописцев, которые оказались наиболее подвержены положению Солнца в знаках Зодиака.

На пороге грядущего

Пессимистический прогноз Татьяны Кунько

Оценивая ретроспективу исторического и культурного развития человечества и выявляя некоторые связи долгосрочных ритмов между собой, Т. Кунько делает пессимистический прогноз дальнейшей тенденции его развития. Она предполагает существование большого (2–2,5 тыс. лет) информационного цикла, связанного с большими радио-углеродными максимумами, которые дают толчок интенсивному развитию нового знания, влияющего на дальнейший прогресс. Этот период вызван внезапным сокращением амплитуд солнечной активности, когда Солнце временно переходит на другой режим, и, возможно, связан со средним периодом соединения 4-х дальних планет от Урана до Прозерпины. Резкое снижение солнечной активности вызывает существенное увеличение интенсивности образования радиоуглерода и последующий через 100–250 лет после него интеллектуальный взрыв. Затем Солнце медленно наращивает свою активность, возвращаясь в прежний режим, что сопровождается постепенным снижением среднего уровня генерации радиоуглерода. В эти века заметно снижается интеллектуальная активность человечества, правда, на другие виды деятельности это не оказывает заметного влияния.
В обозримом по достоверной хронологии прошлом такими временами были «темные века», когда греки потеряли письменность и пришел в упадок Египет (XII–VIII в. до н.э.). Таким временем было также и Средневековье. Крупнейший из максимумов концентрации радиоуглерода в древнем мире пришелся примерно на 750 г. до н.э., а через 200 лет после него началась эпоха осевого времени, когда во многих мировых культурах рождались крупнейшие мыслители и пророки. Менее крупный максимум был примерно в 330 г. до н. э., но и после него следовал мощный подъем античной мысли (Евклид, Архимед).
Следующие значимые по величине максимумы радиоуглерода появляются примерно в 1330 г.
и 1500 г., т. е. перед эпохами Возрождения и Просвещения, а наиболее мощный за 2500 лет максимум радиоуглерода наблюдался в районе 1710 г. Возможно, стремительный рост науки и техники последовал как раз спустя 200 лет после этого и будет продолжаться еще 100–200 лет, затем наступит длительная депрессия интеллектуальной деятельности, если она не будет отодвинута новым заметным спадом активности Солнца. Однако тенденции поведения Солнца последние 70 лет не дают оснований к этому. По данным астрономов, наблюдается неуклонный рост солнечной активности. Т.Кунько считает, что, если эти 100–200 лет интеллектуального взлета не будут правильно использованы, человечество не сможет справиться с огромным накопленным им разрушительным потенциалом, с нарастающими, как снежный ком, экологическими проблемами воздействия человека на среду и поэтому не сможет не только дальше развиваться, но и выжить.

Метафизическая уникальность нашей эпохи.

Нельзя полностью согласиться с прогнозом Т.Кунько. Конечно, 400-летний и 2000-летний циклы, провоцирующие некие качественные изменения в развитии культуры и цивилизации, существуют, и она это убедительно показала. Однако для уверенного обозначения тенденции слишком мал тот исторический отрезок, на основании которого делается вывод. Кроме того, такой вывод на основе анализа уникального исторического периода скорее является артефактом.
Время появления основоположников трех основных современных религий: буддизма, христианства и мусульманства, а также период, разделяющий их, не укладываются в концепцию понятной на сегодняшний день взаимосвязи чисто материальных процессов. Будда родился приблизительно в 563–543 гг. до н. э., между двумя крупнейшими радиоуглеродными максимумами 750 и 330 гг. до н. э. Весьма возможно, что его появлению предшествовал максимум радиоуглерода, имевший место в VIII в. до н.э. Иисус Христос родился ориентировочно в 5–7 гг. до н. э. при максимальном градиенте спада двухтысячелетнего цикла радиоуглерода. Пророк Мухаммед родился в 570 г., в самом глубоком минимуме большого радиоуглеродного цикла. Средний период, разделяющий появление Посланников, составляет примерно 540–575 лет.
Т.Кунько сама отмечает его как аномальный, что указывает на маловероятное и потому очень редкое сочетание различных факторов, из которых не все сейчас известны нам, но сумма этих периодов приурочивается к половине большого радиоуглеродного цикла. Возможно, это так, но складывается впечатление, что каждый из этих периодов скорее близок к половине продолжительности цикла большого Сароса, тем более, что в 5 г. до н. э. закончился один большой Сарос и начался другой. Тогда появление Будды (его учения) можно гипотетически сопоставить со зрелостью Сароса, предшествовавшего рождению Спасителя, а появление Мухаммеда (его учения) — со зрелостью Сароса, зародившегося в 5 г. до н.э. Этот вопрос требует отдельного исследования.
Уникальность события, произошедшего в 5–7 гг. до н. э., подчеркивает тот факт, что примерные годы рождения трех выдающихся личностей, чьи имена связаны с поворотными вехами истории народа, в котором произошло Боговоплощение, достаточно хорошо соотносятся со всеобъемлющим 400-летним циклом (Иаков — 1850 г. до н. э., Моисей — 1370 г. до н. э., Соломон — 990 г. до н. э.). Иначе говоря, исторический процесс до Боговоплощения, по крайней мере, для народа древнего Израиля, по известным данным, вполне соответствовал естественным ритмам.
Уникальность эпохи в очень крупных масштабах времени подтверждает авестийская традиция. По данным П.П.Глобы, сразу несколько эпохальных циклов находятся в стадии перехода. Самый грандиозный из них — это время жизни нашей Вселенной от ее начала и до конца, равное примерно 24 млрд лет. Сакральное событие в истории человечества (Боговоплощение и Жертва) происходит, когда Вселенная вплотную подошла к середине своей жизни, непосредственно перед началом эпохи Фрашегирда, т. е. эпохи Разделения и Страшного Суда.
По циклу малого галактического года, который соответствует периоду обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики и близок к 220–240 млн лет, мы находимся в стадии перехода из одной накшатры в другую. Нахождение в одной лунной стоянке составляет примерно 8 млн лет. Накшатры характеризуют наиболее глубинные периоды бессознательного, которые связывают душу человечества с миром духовным. Наконец, 2000 лет тому назад закончился Великий год, или прецессионный цикл, близкий к 26 тыс. лет.
Именно на границе эпох Овна и Рыб, когда заканчивается один прецессионный цикл и начинался другой, Бог отдает в жертву своего единородного и единосущного Сына. Промыслом Творца была как бы начертана невидимая итоговая черта в развитии человеческого сознания за весь предшествующий воплощению Иисуса Христа период.
Какой же итог подводился в конце последней эпохи Овна и для чего? Возраст наскальных рисунков, принадлежащих кроманьонцу, которые можно считать первыми признаками осознания себя и мира, составляет 10–40 тыс. лет (по углероду С14). В это время были заложены начала индивидуальной человеческой рефлексии и культуры, которая зародилась примерно в начале прошлого прецессионного цикла. Его собрат неандерталец (на самом деле под ним понимается несколько сходных типов Homo) исчез с лица Земли примерно тогда же, т. е. около 30 тыс. лет назад, не оставив никаких следов индивидуальной творческой рефлексии (искусства). Зато он оставил первые орудия труда и следы первых человеческих сообществ (коллективная охота, признаки ритуального захоронения, коллективные стоянки, возможное знание целебных растений), причем эпоха неандертальцев длилась примерно 60–150 тыс. лет, т. е. несколько прецессионных циклов. Это позволяет предположить, что эпоха неоантропа заложила начала человеческой цивилизации, в недрах которой в жестокой борьбе за существование формировалось коллективное бессознательное, получившее форму мифа только с развитием индивидуального самосознания у кроманьонца.
Появление учения Будды, полностью отрицающего смысл индивидуального бытия, привязанного к любой воплощенной форме, неслучайно, ибо наиболее ярко выражает отдаленность сформировавшегося к тому времени типа самосознания человека от его Создателя, и, возможно, имеет связь с предшествующим радиоуглеродным максимумом.
Во время необычно редкого по стремительности падения скорости образования радиоуглерода произошло воплощение Спасителя, или Боговоплощение. Сын Божий, воплотившись в человеке, пройдя крестным путем, от зачатия до позорной смерти, пронзив Божественным Огнем преисподнюю и воскреснув в преображенной плоти, совершил таинство реального поворота человеческого сердца и сознания к Творцу. Бог своим присутствием освятил существо всего человека не только в этом мире, но и в мире ином, открыв дорогу к Бессмертию. Очевидно, что на стыке эпох Овна и Рыб произошла закладка совершенно нового качества человеческого сознания. Произошел его таинственный переворот, когда человек во всей полноте своего существа снова встретился лицом к лицу с Богом.
Уникальность исторического момента жизни Иисуса Христа может наполнить совершенно новым смыслом и содержанием грядущую после современного интеллектуального подъема историческую эпоху в новом прецессионном цикле, так как человек, единственный из материально воплощеных существ, обладает правом сознательного выбора. Т.Кунько сама обращает внимание на то, что эпоха Средневековья была эпохой религиозного подъема и интеллектуального упадка, т. е. временем попыток человечества восстановить связь с Богом, когда сознание повернулось от своих нужд к Единому. Не интеллектом единым жив человек.

Итоги размышлений

Много веков человек наблюдал за связью небесных и земных явлений, иногда он получал Откровения, подтверждающие единство с Космосом. Страх перед неведомым будущим сделал в глазах человека эту связь фатальной, а фатализм явился главной причиной непризнания этой очевидной связи c христианством, начиная с Тертуллиана. Это имело тяжелые последствия, так как в итоге 2000-летней эпохи христианства человек практически полностью утратил ощущение целостности и единства с универсумом, потеряв себя и не обретя Бога. На деле, небесные циклы — это только часть универсума, часы, сами подчиняющиеся Единому Времени и показывающие самые разнообразные формы Его развертки в универсуме с бесконечным числом комбинаций. Но свои внутренние часы, идущие не только по внешним, но и по своим внутренним ритмам, имеет все, что однажды рождается и умирает. Чем больше степеней свободы имеет родившаяся материальная система, тем сложнее ее сопоставление с внешними часами, но тем не менее единая материальная основа делает возможным уловить синхронность внутренних и внешних часов. В идеале внутреннее время человека, обладающего искрой Божьей, т. е. абсолютно свободным духом, не должно синхронизироваться ни с какими внешними часами. Реально же дух человека помещен в телесный (материальный) сосуд, с которым сообщается при помощи души, духовной только частично. Иначе говоря, в условиях земного бытия человек как совокупность духа, души и тела не может быть абсолютно свободным от законов универсума, в том числе и его ритмических процессов, читаемых по небесным часам. Но имея абсолютную свободу духовного выбора, человек наполняет своим смыслом и своим содержанием каждый момент внутреннего и внешнего времени. Есть и встречное наполнение внутреннего и внешнего времени универсума Божественным Промыслом, который единственно не может быть исчерпывающе прочитан по небесным и другим циклам.

В итоге сложнейшее взаимодействие внешних и внутренних часов порождает уникальность каждого момента, затрудняющую выявление сходных циклов и их статистическую взаимосвязь. Но изучением этого взаимодействия надо заниматься, чтобы восстановить целостность мироощущения человека и его реального земного бытия, и это не должно противоречить той любви и внутренней свободе, которую воплотил 2000 лет назад Спаситель.
Т.Кунько дала очень интересный и важный материал не только для размышлений. Результаты огромной статистической обработки данных, проведенной автором книги, не должны быть потеряны, они должны стать предметом плодотворных дискуссий и отправными точками для многих направлений дальнейших исследований как в академической науке, так и в астрологии.

Литература

1. Бескова И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд. М., 2002.
2. Витинский Ю.И. Солнечная активность. М., 1983.
3. Волынкин П.А. Драконология. СПб.: Авестийская школа астрологии, 2004.
4. Глоба П. Волны судьбы. Минск, 1998.
5. Глоба П. Астрологические лекции. Мировая астрология. Минск, 14.05.2000.
6. Епископ Василий (Родзянко). Теория распада Вселенной и вера Отцов. М., 1996.
7. Журавлев А. Исторические события как проявления времени: Доклад на науч. семинаре «Изучение феномена времени» в МГУ. 01.04.2003.
8. Козырев Н.А. Избранные труды. Л., 1991.
9. Коровяк Н. Стражи неба и Верхний Зодиак // Митра. 2004. № 7 (11).
10. Кунько Т.Л. Вавилонская башня. СПб., 2004.
11. Мария-Луиза фон Франк. Прорицание и синхрония. СПб., 2002.
12. Смирнов С.С., Каттерфельд Г.Н. Отложенное возмездие. Проявление планетарного цикла в историо-метрии и судьбах людей // Сб. PER ASPERA AD ASTRA / Международная ассоциация планетологов (IAP). Комиссия планетологии СССР. СПб., 1997.
13. Пьер Тейар де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
14. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.
15. Шнолль С.Э., Коломбет В.А., Пожарский Э.В. О реализации дискретных состояний в ходе флуктуаций в макроскопических процессах // Успехи физических наук. Октябрь, 1998. Т. 168. № 10.

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:39
Завтрашний день начнется в: 09:38
Текущее время Хаван-гах, осталось 03:03 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники