Поиск по сайту



Барашнум - гах в Пенджикенте. Шкода В. Г.

17-й наск Авесты — Аспарам «О ритуалах»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

В.Г.Шкода,
кандидат исторических наук


Барашнум - гах в Пенджикенте

Археологические раскопки в Средней Азии в начале 90-х гг. XX в., в которых участвовали сотрудники Эрмитажа, подтвердили тот факт, что согдийцы, проживающие в древнем Пенджикенте, исповедовали зороастризм. Там были найдены алтари огня.
Об этом было рассказано в прошлом номере нашего журнала. В ходе исследований дворов храма ученые также обнаружили несколько небольших углублений. Они связали их с возможным местом очищения зороастрийцев. Это обряд «барашнум-гах».

Во время раскопок при исследовании участка внешнего (восточного) двора храма в Пенджикенте (Таджикистан) близ середины северной стены ограды в самом верхнем слое пола были расчищены девять небольших ям или скорее углублений. Они были расположены по линии восток-запад тремя группами с расстоянием между последними 1–1,1 м в 0,6 м от северной стены (рис. 1). В каждой группе есть две вытянутые с севера на юг относительно глубокие ямы (0,3–0,4 м) и менее глубокие (0,08–0,2 м) к востоку от первых двух. Длина и ширина ям составляют соответственно 0,25–1,1 м и 0,3–0,45 м. Расстояние между ямами в каждой группе колеблется от 0,2 до 0,35 м. Западная группа ям была заполнена мягкой землей с угольками, а две восточные имели натечное заполнение. Южнее ям находился отпечаток базы колонны, вымощенный крупной галькой и перекрытый землей. Эта же земля перекрывала и ямы, что свидетельствует о позднем происхождении ям — скорее всего уже в период запустения храма, когда над этим местом не было навеса портика. За базой колонны к югу уровень двора понижается. В 2,5 м от стены ограды здесь находилось русло канала, идущего с востока на запад.
Расположение ям на одной линии явно не случайно. Если отталкиваться от того, что жители Пенджикента исповедывали зороастризм, пусть и не вполне в ортодоксальном варианте, то можно предположительно связать эти ямы с барашнум- гах (baras^num-gah).

Barshnum-Gah v Pendjikende.jpg

Рис 1. Барашнум-гах в Пенджикенте

В строго регламентированных правилах соблюдения ритуальной чистоты у зороастрийцев есть предписание полного очищения, включающее омовение всего тела — обряд барашнуме ношва (barasnum-e no sva, barasnum i no sab). Этот ритуал призван не только физически очистить человека, но и устранить осквернение его души, полученное, в частности, еще в утробе матери и впитанное затем с ее молоком, которое, согласно древним представлениям о физиологии, считалось происходящим от женской крови. Оскверняющим считалось также любое кровотечение.
По записям крупнейшего исследователя зороастризма М.Бойс, сделанным в Шарифабаде (округ Йезда, Иран), жрецы называют четыре категории кандидатов для прохождения обряда барашнуменошва. Это дети с 10 лет; взрослые — обычные грешники или оскверненные, вступившие в контакт с мертвым телом или падалью, особенно омывальщики трупов, которые должны совершать очищение как можно чаще и, наконец, лица,получившие различные другие осквернения. С течением времени количество причин осквернения возрастало. Так, например, зороастрийцам, оказавшимся в ином конфессиональном окружении, запрещалось есть пищу, приготовленную не единоверцами. Нарушившие этот запрет должны были пройти церемонию барашнуме ношва.
Обряд барашнуме ношва («очищение девяти дней и ночей») совершали в барашнум-гах («место очищения»). Обычно выбирали пустынное малопосещаемое место, которое должно было находиться, по крайней мере, на расстоянии 30 шагов от огня, ветвей барсома и в трех шагах от праведника. В Авесте (Видевдат, 8) о сооружении такого места говорится: «37…пусть маздаяснийцы в первый раз три ямы в земле выроют, чтобы омыть их тело коровьей мочой, не водой. Пусть подведут моих собак… 38. Тогда во второй раз пусть маздаяснийцы три ямы в земле выроют, чтобы омыть их тело коровьей мочой, не водой. Пусть подведут моих собак… Пусть ждут все время, пока волосы от головы до самых кончиков не высохнут. 39. Тогда в третий раз пусть маздаяснйцы три ямы в земле выроют, от первых в трех шагах. И тело свое чтобы омыли водой, не мочой». Согласно поздним комментариям, ямы или углубления служили вместилищем для жидкости, стекающей с тела очищаемого, жидкость — неосвященная коровья моча (в некоторых случаях употребляли и освященную), и вода становилась нечистой после контакта с оскверненным телом, и ее необходимо было собрать в ямы, в которых она испарялась.
В Авесте нет детального описания того, как надо делать эти ямы. В практике древних зороастрийцев Ирана ямы устраивали в центре отведенного для этой цели участка по прямой линии север-юг. Движение происходило с севера на юг. Таким образом, кандидат двигался, повернувшись спиной к северу и обратившись лицом в сторону юга.
Как можно судить по позднепехлевийским источникам, еще в Сасанидскую эпоху произошла замена ям на плоские каменные плиты, положенные на землю десятью группами по пять в каждой. Одиннадцать других групп из трех камней размещали между предыдущими. Замена была произведена в связи с желанием жрецов максимально изолировать чистую землю от нечистого тела.
После арабского завоевания Ирана места очищения стали огораживать стеной от глаз незороастрийцев. Обычно ограду делали в виде круга. Подобные дахмам, круглые барашнум гах строят и сейчас зороастрийцы Ирана (рис. 2).

ceremonija Noshva.jpg

Рис. 2. Церемония барашнуме ношва

В общине индийских зороастрийцев (парсов) круглый план в течение XIX в. сменили на прямоугольный. Произошли и другие изменения — вымощенную камнем дорожку для очищаемого с середины участка переносят ближе к северной стене ограды барашнум-гах. Иным стало направление движения у парсов во время церемонии барашнуме ношва — оно стало производиться не с севера на юг, а с запада на восток. Вероятнее всего, эта замена произошла потому, что, по представлениям индийцев, юг был обителью смерти. Надо отметить, что, поселившись среди индийцев, парсы также были вынуждены прекратить жертвоприношение быков и коров.
Итак, планировка и внутреннее устройство барашнум-гах менялись во времени и пространстве. Неизменной (да и то отчасти) оставалась лишь процедура ритуала барашнуме ношва. При этом необходимо заметить, что древние и средневековые «места очищения» известны только по описаниям, поэтому трудно сказать, какими они были в действительности.
Возможно, что в Пенджикенте встречен наиболее архаичный вариант устройства такого места — девять, выкопанных на одной прямой ям на малопосещаемом участке. В 40-е гг. VIII в., к которому, вероятнее всего, относятся ямы, жизнь в городе частично возобновляется, но оба храма не были восстановлены после завоевания Пенджикента арабами и пожара 722 г. Пустое огороженное пространство двора с высохшим, по всей вероятности, каналом вполне подходило для проведения церемонии очищения. Возможно, это была временная или даже одноразовая акция, поскольку характер ям достаточно примитивен, а их небольшие размеры свидетельствуют, что они могли быть предназначены и для очищения ребенка. Ритуальная практика согдийских зороастрийцев VIII в. могла также отличаться от ритуалов, описанных в позднезороастрийских теологических текстах, составители которых, как остроумно написал иранист Вальтер Бруно Хеннинг, были «заняты правилами, которые часто фиктивны, порой абсурдны и не освещают реального положения, за исключением разве образа мыслей их авторов».

Разделы: 
Rus
09 Атар день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

Атар день (Ав. Атар) Огонь.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:51
Завтрашний день начнется в: 06:53
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 01:09 часов.
Узерин-гах будет в 15:50 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018