Поиск по сайту



Учение мизаджа и метод очищения организма. Нуралиев. Ю

17-й наск Авесты — Аспарам «О ритуалах»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

Юсуф Нуралиев, доктор медицинских наук
Душанбе

УЧЕНИЕ МИЗАДЖА И МЕТОД ОЧИЩЕНИЯ ОРГАНИЗМА

Сущность учения мизаджа

С древнейших времен таджикские медики при оценке состояния здоровья, людей, свойств лекарственных и пищевых продуктов руководствовались теорией мизаджа. Что есть мизадж?
Мизадж — это общие свойства организма. Такой ответ является наиболее простым и подходящим для того, чтобы было легче понять сущность этого еще мало изученного древнейшего учения.
Слово «мизадж» на таджикском языке означает свойство, на арабском — смесь или смешивание. В латинской транскрипции оно означает темперамент, в русском переводе — натура.
Концепция мизаджа является самым древнейшим медико-биологическим учением или гуморальной теорией. Первая информация об истокахэтого учения встречается в «Авесте», древнейшем письменном памятнике иранских народов. На протяжении более чем 2,5 тыс. лет теория мизаджа была на вооружении врачей Востока и Запада. Большой вклад в развитие этого учения внесли Гиппократ (около 460–377 гг. до н. э.), Гален (120–202 гг. н. э.) и особенно врачи эпохи Саманидов.

Suhnost Mizadja.jpg
Сущность мизаджа с позиции традиционной медицины

Несмотря на свою 1000-летнюю историю, учение мизаджа осталось не разгаданным и не расшифрованным для современной медицины. Возможно, именно по этой причине многие полезные достижения многовекового опыта древневосточного врачевания по сей день недоступны современной медицине.
Авторами, далекими от традиционной и современной медицины, создана целая система так называемой лжемизаджелогии, которая не имеет ничего общего с мизаджем и вносит путаницу в изучение этой древнейшей науки. На самом деле мизаджелогия — это совокупность знаний, используемых древними медиками для определения мизаджа человека или состояния мизаджа отдельных внутренних органов. По существу, это истоки нормальной физиологии.

Огромный вклад в изучение мизаджа, мизаджедиагностики, мизаджетерапии внес Абу Али Ибн Сина (лат. Авиценна) (980–1037). Гениальный ученый и талантливейший врач своей эпохи, он проанализировал опыт своих предшественников и современников и, опираясь на него, систематизировал учение мизаджа в целом.

Абу Али Ибн Сина, как и другие древние врачи, в качестве основных ведущих факторов механизма действия определенного вида мизаджа брал 4 основных вида соков организма, каждый из которых имел определенные свойства: кровь — горячее и влажное; слизь или флегма — холодное и влажное; желчь желтая — горячее и сухое; желчь черная — холодное и сухое.
На основе свойств этих 4-х соков все люди планеты делились на 4 типа: сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики. Каждому типу свойственен определенный характер, уровень защитного механизма и, следовательно, определенный уровень восприимчивости к заболеваниям наследственного, обменного, инфекционного и онкологического характера. Общая характеристика мизаджа определялась по этим четырем жидкостям. Однако в целом суть учения мизаджа состоит в совместном действии ряда эндогенных (внутренних) и экзогенных (природных), в том числе климатогеографических факторов.
К основным факторам внешней среды Гиппократ, Абу Али Ибн Сина и другие древние врачи относили 4 элемента: огонь, воду, воздух и землю, каждое из которых обладает определенными свойствами. Земля — холодная и сухая; вода — холодная и влажная; воздух — горячий и влажный; а естество огня — горячее и сухое.
На мизадж людей влияют и времена года: весна — горячая и влажная; лето — горячее и сухое; осень — холодная и сухая; зима — холодная и влажная. Такой же закономерности подчиняются и 4 стороны света.

Разновидности мизаджа

По определению древних медиков мизадж — это такое состояние, когда основные соки организма образуются и пропорционально смешиваются между собой в количестве, необходимом для естества данного организма. Подобное определение мизаджа похоже на определение значения гомеостаза, автором которого считается У. Кеннон. Мизадж бывает следующих типов.

1. Уравновешенный или нормальный, когда соки сочетаются в необходимых для организма человека количествах и пропорциях.
2. Неуравновешенный, когда какой-либо из соков и, следовательно, зависящие от него свойства отклоняются от необходимого для организма равновесия. В связи с этим неуравновешенный мизадж бывает восьми видов. Из них четыре вида с преобладанием одного сока или элемента, так называемые простые мизаджи (горячий, холодный, сухой и влажный) и четыре вида с преобладанием двух свойств, так называемые сложные мизаджи (тепло и сухость, тепло и влага, холод и сухость, холод и влага).

Проявление того или иного вида мизаджа бывает различным — от едва заметного до губительно действующего. Поэтому динамику развития каждого вида мизаджа делят на четыре степени по силе проявления (субпороговое, полное или развернутое, резкое или сильное, запредельное или разрушающее).
С учетом всех степеней получается 16 видов неуравновешенного мизаджа. В зависимости от глубины и уровня проявления каждая степень подразделяется еще на три ступени: начальная, средняя и последняя.
По мнению Абу Али Ибн Сины, характер мизаджа зависит от пола, возраста, климатогеографических условий местности, а также этнических особенностей людей.

По определению Ибн Сины, мизадж человека бывает первичным или вторичным. Первичный мизадж — это врожденный, имеющий постоянный характер. Вторичный мизадж возникает при воздействии на организм внешних вещей (продуктов, лекарств, ядов), которые сами по себе обладают определенным мизаджем. Вторичный мизадж часто возникает под действием болезнетворных факторов, возрастных изменений или под действием чужеродных организму агентов. Этот мизадж является нестойким, поддается корректировке с помощью лекарств или средств, обладающих противоположными свойствами.

Первичный или врожденный мизадж с позиции современной медицины включает в себя конституционные типы нервной системы, а также наследственно-генетическую предрасположенность, данную человеку на всю жизнь, т. е. это постоянное качество, которое не меняется с возрастом и при действии внешних факторов. В противоположность этому эндокринные и иммунные защитно-адаптогенные механизмы являются нестабильными. Они меняются в зависимости от возраста, под действием лекарств, болезнетворных химических и физических воздействий внешней среды. При нарушении этих механизмов человек становится более восприимчивым к воздействию внешних и внутренних патогенных воздействий.
Человек с нарушенным мизаджем чаще подвергается различным заболеваниям.

Мизаджедиагностика

По теории древней медицины вследствие заболевания изменяется мизадж человека или мизадж отдельных внутренних органов. Это проявляется в изменениях внешнего вида человека, его сердечно-сосудистой и мышечной систем, сна и бодрствования, душевных сил и т. д. Древние врачи на основании внешнего осмотра и пальпации определяли характер изменения мизаджа и ставили диагноз. На основании практического опыта и наблюдений по целому ряду внешних признаков они ставили правильный диагноз и назначали своеобразное патогенетическое лечение, необходимое для коррекции нарушенного мизаджа. В современной медицине это называется функциональной диагностикой.

Suhnost Mizadja_2.jpg
Сущность мизаджа с позиции современной медицины

Мизаджефармакология

В соответствии с принятой в древневосточной медицине классификацией большинство лекарственных средств обладает простой натурой: уравновешенной, горячей, холодной, влажной или сухой. В зависимости от этого указанные лекарства после их приема вызывают согревающее, охлаждающее, увлажняющее или высушивающее действие. Свойства многих сложных лекарств, а также фруктов и овощей чаще всего бывают сложными, т. е. состоят из сочетаний свойств горячего и сухого, горячего и влажного, холодного и сухого, холодного и влажного. В зависимости от этого они обладают согревающим и высушивающим, согревающим и увлажняющим, охлаждающим и высушивающим, охлаждающим и увлажняющим действием.
Характер мизаджа лекарств чаще всего определялся по показателям их органолептических и физических свойств, таких как вкус, запах, цвет и консистенция.
При лечении больных врач строго определял характер мизаджа организма человека в целом, отдельных органов и характер мизаджа лекарства. Затем, исходя из принципа противоположностей, он назначал больному соответствующее лечение. Например, болезнь, вызванную избытком тепла и сухости, лечили с помощью лекарств, обладающих охлаждающими и увлажняющими свойствами.
Ибн Сина пишет в «Каноне»: «Поистине, когда будет понятно качество болезни, нужно выбрать лекарство с противоположным качеством, ибо болезнь лечится противодействием». Задача врача заключалась в том, чтобы посредством подходящих лекарств восстановить нарушенное равновесие мизаджа до уровня нормы.

С точки зрения современной медицины такое лечение не всегда можно научно обосновать, однако в отдельных случаях мнение древних медиков совпадает с современным. Имеется много противоречивых моментов между древней и современной медициной, но ни для кого не секрет, что древние медики с успехом лечили ряд болезней, которые в настоящее время считаются трудноизлечимыми.

Очищение организма — основной канон универсальной терапии

Многие исторические ошибки связаны с искажением реальных исторических фактов, а в медицине чаще всего с неправильным переводом или толкованием отдельных медицинских терминов или тематик из опыта древневосточной медицины. Примером этого может служить перевод термина «очищающее действие», который переведен на русский язык как «слабительное действие», т. е. усиливающее моторику кишечника. Последствием этого стало то, что десятки простых и сложных противоастматических, противоподагрических и противораковых препаратов, а также лекарств для лечения почечнокаменной, желчекаменной болезни и других были переведены как слабительные средства, что совсем не соответствует действительности.

Методика медикаментозного очищения организма — это целое учение, направленное на очищение «вучуд», что означает «внутрь», т. е. жидкой среды всего организма от токсических и болезнетворных факторов. Она является крупнейшим и актуальнейшим достижением средневековой медицины и науки в целом.

В течение многих веков при отравлениях, а также при интоксикациях, возникающих на фоне различных патологий, врачи применяли кровопускание, но при этом организм терял много полезных веществ. Перед врачами стояла сложная проблема — удаление из организма токсических и болезнетворных продуктов без потери крови. Такой безобидный для человека способ был найден в самой природе организма. Древние врачи знали, что ядовитые, токсические, болезнетворные и все ненужные для организма шлаки можно вывести из него только путем активизации или восстановления нарушенной функции выделительных органов — желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной, желчевыделительной и дыхательной систем, потовых и сальных желез.

Систематическое очищение внутренней среды организма, соков, а также таких жидкостей, как кровь, лимфа, черная и желтая желчь, было признано важным средством при лечении болезней у людей преклонного возраста. Это стало величайшим достижением средневековой персидско-таджикской и древней медицины в целом.
Очищение организма — это целое, древнейшее учение, которое берет свое начало из авестийского лозунга «Чистота — величайшее благо». Саманидские врачи, всесторонне углубляя и расширяя это авестийское наставление, создали настоящую отрасль науки, которую называют эндодепурологией (от латинского слова «эндо» — внутрь, «депуро» — очищать и «logos» — учение).

В трудах Мухаммада Закария Рази, Абу Али Ибн Сины, Ахвази, Абумансура Муваффака, Абубакра Рабе Бухари, Ибн Масеавейха, Саид Исмаила Джурджани, Юсуфа ибн Мухаммад ибн Юсуф Табиба и других персидско-таджикских ученых - медиков описан богатейший материал, посвященный очищению организма в целом и отдельных его жидкостей (крови, лимфы, желчи, межтканевой жидкости), а также внутренних органов (печени, сердца, мозга, почек, кишечника, желудка и др.) здоровых лиц и больных, страдающих различными заболеваниями. В них также представлен огромный материал по рецептуре (технологии приготовления) и применению сотен простых и сложных, так называемых очищающих лекарственных средств.

Ibn Sina.jpg
Ибн Сина ; Закария Рази

Разработка теоретических и практических вопросов метода очищения организма — это целое учение, которое является одним из главных направлений медицины эпохи Саманидов и древневосточной медицины в целом. Несмотря на практическую актуальность учения об очищении организма, основные показания к его применению и возможности использовать многие очищающие лекарственные средства находятся еще вне поля зрения современных исследователей.
Очищение организма и очищающая терапия в течение многих веков считались основным орудием врачей, широко применяемым для профилактики и лечения различных человеческих недугов. Эта неразгаданная и нерасшифрованная древнейшая оздоровительная система таит в себе еще немало непознанного материала.

Сущность очищения организма, очищающего лечения и очищающих лечебных средств

Коротко очищение организма можно назвать обеззараживанием или детоксикацией тела. Процесс очищения — это целая система, состоящая из десятка взаимообусловливающих и взаимозависимых жизненно важных физиологических функций. Это система взаимообусловливающего жизнеобеспечения.

Общее очищение организма состоит из следующего.

1. Очищение жидкой среды организма способствует восстановлению биохимических процессов, прежде всего водно-солевого, жирового, углеводного и белкового обмена. Создаются благоприятные условия для восстановления нейроэндокринных регулирующих механизмов.

2. Очищающие средства улучшают и восстанавливают нарушенные функции выделительных органов. Они оказывают умеренно слабительное, мочегонное, отхаркивающее, потогонное и желчегонное действие, благодаря чему токсические и болезнетворные вещества, а также продукты обмена интенсивно выделяются через почки, потовые и сальные железы, выдыхаемый воздух и слизистые дыхательных путей, через желчевыделительную систему и кишечник.

Мудрость этого древнейшего способа очищения тела заключается в том, что детоксикация достигается путем умеренной активизации естественных выделительных систем, при этом происходит строгий отбор и накопление нужных для организма веществ и удаление ненужных, вредных продуктов.
В процессе очищения улучшается и нормализуется деятельность главных органов, т. е. печени, головного мозга, сердца, эндокринных желез. Очищающие препараты оказывают и мощное лечебное действие, защищающее здоровье всего организма.
Многие очищающие средства, особенно фенхель, душица, полынь горькая, майоран и другие способны открывать закупорки, расслаблять повышенный тонус сфинктеров, устранять спазмы, благодаря чему обладают болеутоляющим действием.

Очищающие лекарственно - диетические средства

Для очищения организма в основном применялись нетоксичные и несильно действующие средства, часто относящиеся к пищевым лекарствам или пищевым растениям. Очищающие лекарственные средства бывают простыми и сложными. Простые состоят из одного компонента или получаются путем простой водной обработки и кипячения, либо высушивания и измельчения растительного, минерального и животного лекарственного сырья. Сложные состоят из двух и более, иногда до 70 компонентов, способных усиливать целебные свойства, либо уменьшать токсическое действие друг друга. С помощью очищающих средств создаются оптимальные условия, направленные на поддержание внутренней среды организма (гомеостаза) в надлежащем состоянии.
Фармакологические исследования, проведенные с учетом опыта древней традиционной медицины, показали, что очищающие лекарственные растения снижают повышенный уровень холестерина, устраняют высокое содержание сахара и уратов. Они обладают защищающим печень действием, стимулирующим иммунитет, умеренным слабительным, мочегонным, отхаркивающим, желчегонным и потогонным действием.
Анализ медицинских книг и трактатов эпохи Саманидов показывает, что древние врачи широко применяли очищающие препараты не только для профилактики заболеваний в пожилом возрасте, но и для лечения различных инфекционных и терапевтических заболеваний, а также при отравлениях.
У представителей таджикских народных врачевателей (табибов) и поныне существует практика при неустановленном диагнозе начинать лечение с назначения очищающих лекарственных средств. Даже у тяжелобольных они вызывают заметное улучшение состояния и веру в восстановление утраченного здоровья.
Наследие гениальных представителей медицины эпохи Саманидов, таких как Мухаммад Закария Рази, Абу Али Ибн Сина и др., служило основным фундаментом и путеводной звездой медицины второго тысячелетия. Мировое признание их достижений и проверка их научных доктрин многовековой врачебной практикой в течение тысячи лет свидетельствует о подлинном бессмертии научного наследия корифеев эпохи Саманидов.
Неразгаданные, неизведанные или еще не расшифрованные идеи саманидских врачей будут познаны и широко внедрены в практику учеными-медиками нового третьего тысячелетия.

Надежда Мацкевич,
Пермь

* * *
Дыхание грозы нависло надо мной.
Дыхание весны, дыханье пробужденья.
И молнией небесной, как стрелой,
Пронзило всю меня от самого рожденья.
О Боже! Как ждала я этот миг!
Ждала, кружась в людском водовороте.
И сердце наполняет счастья крик.
Стою сейчас я у судьбы на повороте.
И Женщина — Богиня, ангел мой,
Хранитель и учитель неизменный,
Прикрыв крылом, склонилась надо мной.
И слышу я призыва голос сокровенный.
И не страшась, вверяю ей себя.
Через ее слова душой я Бога слышу.
Хочу прожить остаток жизни, пламенем горя.
Да будет так! На это воля свыше.

* * *

Полоскала в звездной речке до зари
Я наряд для нашей Матушки Земли.
Полоскала для того, чтоб чистоту
День грядущий озарил бы на свету.
Не осталось, чтобы пятнышка на нем,
И не стыдно показаться было днем.
Чтоб небес была бездонной глубина
И в лазурь морской волны отражена.
Чтобы зелень была сочной на лугу,
Золотистым был песок на берегу.
Чтобы этим ранним утром расцвели
Все цветы, что есть на платье у Земли.
Чтобы этих ярких красок новизна
Всем планетам была издали видна.
Чтобы душ людских искристый водопад
Украшал весь этот праздничный наряд.
Жизнь другая наступает для нее,
Новой Эры свет мерцает впереди.
Отряхну я с платья старое жнивье,
Чтоб ненужное осталось позади.
Вот и снова расцветает красота,
Яркой россыпью сверкает чистота!
Как, Земля, тебе все это подарить
И с тобою радость жизни разделить?

Разделы: 
Rus
27 Асман день.
09 Атара месяц.
3756 год ЗРЭ

Асман день (Ав. Асман) Небо.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:49
Завтрашний день начнется в: 09:50
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 02:51 часов.
Ушахин-гах будет в 00:53 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 21/12/2018 по 22/12/2018

Зервано-зороастрийские праздники