Поиск по сайту



ЗОРОАСТРИЗМ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ. Шкода В.

18-й наск Авесты — Дувасарони-джад «О создании союза близких друг с другом»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

В.Г.Шкода,
кандидат исторических наук,
Санкт - Петербург

ЗОРОАСТРИЗМ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ

Первое знакомство китайцев с зороастризмом произошло во время принятия персидского посольства 516–519 гг. в Тоба Вэй. Хотя, судя по зороастрийским идеям, проникшим в даосизм, это могло произойти и раньше. По китайским текстам, первый храм огня был основан в 612 г. в Чаньани. Храмы огня функционировали также в Лояне, Кайфэне и других городах.
Китайские источники терминологически не различали храмы огня согдийские и иранские, употребляя для этого один термин «тянь-цы» (букв. «религия Небес»). Два документа на китайском языке из Дуньхуана, где была согдийская колония, содержат сведения о храмах огня «сянь-цы» с изображениями богов иранского происхождения. Судя по отсутствию образов богов в храмах огня позднесасанидского Ирана и, наоборот, их обилию в согдийских святилищах, можно думать, что в дуньхуанских документах речь идет о последних. Из собственно археологических зороастрийских памятников известна стела, найденная в Северной Хэнани близ Чжан-дэфу (VI в.). Это погребальный или поминальный памятник, исполненный местным автором по согдийским образцам, на котором изображены процессия и сцена с согдийскими алтарями огня и жрецами с повязками на лицах перед ними.
Персидские зороастрийские святилища, возможно, были в приморских городах на юге Китая (Гуаньчжоу?), до которых доходили морские торговые пути из Ирана (до XIII в. персы вели только морскую торговлю). На территории континентального Китая упоминание о храме персов «бо-сы» связано с императорским эдиктом 638 г. о строительстве несторианского храма.

kamennii relef.jpg
Каменный рельеф, раскрашенный. Изображение погребения согдийца на трассе Великого Шелкового пути

Китайские власти по-разному в различные эпохи проявляли свое отношение к представителям иноземных религий. Более терпимо китайцы относились к зороастрийцам, которые в отличие от христиан и манихеев, не занимались миссионерской деятельностью. Многие зороастрийские ритуалы напоминали китайцам обряды их религии. Некоторые ритуалы религии «тянь-цы» были восприняты в VI в. при дворах Северного Ци и Северного Чжоу. Во время правления Суй был учрежден институт государственных чиновников «са-бао» и священно- служителей иноземных религий, которые назначались для надзора за своей паствой, особенно в храмах «тянь-цы». В такое время власти проявляли озабоченность по поводу влияния иноземных верований на китайцев, что привело к изданию законов, запрещающих проповеди иностранцев.
В последнее время интенсивно ведутся археологические раскопки в Китае, в ходе которых открыты интереснейшие объекты. Они свидетельствуют о том, что зороастрийские «колонисты» проживали на территории Китая. Это подтверждают погребальные памятники, изображения алтаря огня. В последнее время появляется много литературы по этому вопросу.
Недавно вышел в свет сборник статей различных авторов на английском языке «Зороастризм в Китае» (Гонконг, 2000), где собраны материалы об этих последних находках, свидетельствующих о присутствии зороастрийской религии и культуры в Китае. В этом сборнике освещаются новейшие археологические находки на территории КНР, а также погребальный обряд и зороастрийское искусство согдийских «колонистов» в Китае. В основном это были рельефы из камня.

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:39
Завтрашний день начнется в: 09:38
Текущее время Хаван-гах, осталось 02:58 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники