Поиск по сайту



НОВАЯ ВЫСТАВКА В ЭРМИТАЖЕ

19-й наск Авесты — Аскарам «О философах и знании толкований»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

НОВАЯ ВЫСТАВКА В ЭРМИТАЖЕ

Интервью с сотрудником Эрмитажа В.Г.Шкодой

В феврале этого года в Эрмитаже была открыта выставка «Александр Великий: Путь на Восток», где были представлены экспонаты древности, воссоздающие колорит давно минувших дней. Среди них — роспись из Шахристана (Таджикистан) «Богиня на льве», золотая чаша с зооморфными ручками (V–IV в. до н. э.), золотая диадема с геракловым узлом, оливковый венок, золотые монеты и медальоны из Восточного Ира_ на (II в. до н. э.) и др. Об этой выставке и ее «герое» мы попросили рассказать кандидата исторических наук, сотрудника Эрмитажа Валентина Германовича Шкоду, задав ему несколько вопросов.

1. Валентин Германович, принимали ли Вы участие в подготовке экспозиции этой выставки?

Да, я принимал непосредственное участие в подготовке этой выставки, как и все сотрудники Отдела Востока, тем более, что один из экспонатов принадлежит моему хранению, а именно — из «Зала царей» дворца Топрак-калы в Хорезме (низовья Аму-Дарьи) — IV в. н. э. Это скульптурный рельеф из необожженной глины с изображением богини, которая держит венок над головой царя. Это аналог римской богини победы Ники.

2. Какие экспонаты выставки Вы считаете самыми ценными?

Конечно, самыми ценными, с точки зрения государства, наверное, являются предметы из галереи драгоценностей, которые экспонированы на этой выставке. Но для меня не менее драгоценны и произведения искусства из древнего Пенджикента (живопись и монументальная скульптура), на раскопках которого я отработал 40 лет. К ним относится роспись о птице, которая несла золотые яйца. Фрагменты росписи рассказывают интересную историю. Хозяин птицы, несущей золотые яйца, был очень жадным и решил убить эту птицу, чтобы вынуть из нее все золото. Когда он ее зарезал, то оказалось, что внутри ничего не было. В последнем эпизоде показано, что этот человек сидит в позе роденовского мыслителя и думает о том, что нельзя резать птицу, которая несет золотые яйца. Этот сюжет взят из басен Эзопа, который жил примерно в то же время, что и Александр Македонский. Был такой «бродячий» сюжет. Представьте трассу Великого Шелкового пути. Там собирались люди вокруг костров, очагов и рассказывали друг другу сказки, басни, легенды. К наиболее ценным, на мой взгляд, относится и подобный экспонат «Волчица с двумя младенцами». Это роспись из городища Шахристан (Таджикистан) начала VIII в. н. э. История, запечатленная на экспонате, тоже «бродила» по Великому Шелковому пути. Особый интерес представляет также картина Пьетро Антонио Ротари на холсте «Александр Македонский и Роксана», передающая исторический факт.

medaleon_1.jpg
Медальон с изображением богини с луком. II в. до н. э. Восточный Иран

medaleon_2.jpg
Медальон с изображением богини с крыльями. II в. до н. э. Восточный Иран

mitra s bikom.jpg
Митра, закалывающий быка. Рельеф. II в. н. э. П.А.Ротари

3. Каково Ваше личное отношение к роли Александра в истории? Ведь он был не только великим полководцем, но и великим разрушителем.

Это сложный вопрос. Александр сжег Персеполь. Однако античные историки пишут, что на это его подговорили пьяные проститутки, которые следовали в обозе с маркитантами за его армией. В истории часто получалось так, что все большие завоеватели в конечном итоге становились созидателями.
Александр снес до основания все позднеахеменидские поселения и города Бактрии (современные Северный Афганистан, Южный Таджикистан — до Гиссарского хребта). Почему это произошло именно с Бактрией, я расскажу далее.

4. Есть ли какие-то произведения искусства, где зафиксирована негативная роль Александра как разрушителя зороастрийских святынь? Представлены ли они на выставке?

Это запечатлено на Александровской мозаике, найденной в доме Фавна в Помпеях и находящейся сегодня в Неаполе (копия этой мозаики, сделанная на изразцах, выставлена в зале с картинами импрессионистов в Эрмитаже). Автор неизвестен. На мозаике изображено сражение Александра с Дарием III, который спасается на колеснице. Эта мозаика попала в Помпеи не ранее II в. до н. э. Как известно, в 79 г. н. э. после извержения Везувия город был засыпан пеплом.

5. Каково Ваше мнение, как историка, о поражении Дария в той кровавой бойне? Почему Дарий, имея огромную армию, превосходящую силы противника, и обладая огромными богатствами, тогда все же потерпел поражение? Причем с большим позором для себя. Трудно поверить в то, что он оказался трусом.

Действительно, Дарий имел огромную армию. Древние историки пишут, что она насчитывала миллион сорок тысяч человек против сорока семи тысяч армии Александра. У Александра была фаланга — тесно сомкнутое линейное воинское построение, состоящее из нескольких шеренг тяжелой пехоты с длинными копьями. Фаланга была уязвима на флангах. На флангах Александр держал конницу. Армия была хорошо обучена и дисциплинирована. Дария предал сатрап Бактрии Бесс, который убил его. Александр оказал мертвому Дарию царские почести.

6. В научном мире очень высоко превозносятся личные качества Александра как талантливейшего полководца, сумевшего завоевать «полмира», но почти всегда умалчивается «о другой стороне медали» этого человека. Из некоторых источников, в частности из книги Арриана, известно, что в войске Александра Великого процветал гомосексуализм, особенно этому была подвержена верхушка его войска, так называемые «друзья». Это было показано и в фильме «Александр», недавно демонстрировавшемся по телевидению. И у самого Александра, и его приближенных было «таких друзей» немало. В зороастризме гомосексуализм считается грехом номер один, не имеющим прощения. Поэтому, даже учитывая воинские доблести Александра, мы не можем относиться к нему трепетно. В древних зороастрийских текстах его называют «проклятый Искандер». Он завоевывал города, а потом разрушал их. В то время был нанесен огромный урон зороастрийским святыням. Уничтожена Авеста, записанная золотыми чернилами на воловьих шкурах, спален прекраснейший город Персеполь, где зороастрийцы встречали свой главный праздник Ноуруз. Наши историки и искусствоведы не могут не знать об этом. Почему же до сих пор имеет место «боголепное» отношение к Александру? Благоговение перед ним и выпячивание только хороших его качеств?

Roxana_AlexMakedon.jpg
П.А.Ротари «Александр Македонский и Роксана». Холст

Была другая мораль. Общение с мальчиками считалось таким же обычным делом, как и с девочками. Древнегреческие писатели не стеснялись и в выражениях. Это описано, например, у Аристофана, классика античной комедии V в. до н. э., в пьесе Лисистраха, которая посвящена протесту жен, мужья которых все время уходят на войну (с кем угодно).
Александр был великим полководцем. Его сексуальная ориентация не имеет никакого отношения к его великим деяниям для истории культуры человечества. Его поход против персов явился отмщением за разрушенные ими греческие города и тысячи убитых греков во времена греко-персидских войн V в. до н. э. Александр отвоевал у персов греческие города в Малой Азии, которые были под владычеством персов, и греки, жившие там, встречали его с пальмовой ветвью в руках. Александр освободил греков, плененных персами, и они провозгласили его царем. Он был толерантен. В Египте, который он тоже освободил от векового владычества персов, он основал город Александрию (кстати, городов с таким названием он основал довольно много. Один из них назывался Александрия Эсхата — современный Ходжент в Таджикистане) и посетил знаменитый оракул Амона в глубине пустыни. Жрецы провозгласили его сыном Амона, признав его, таким образом, Фараоном.
Он налаживал связи с завоеванными им народами. Женился на бактрийской принцессе Роксане, затем на Статире (дочери Дария). Он устраивал массовые свадьбы между своими полководцами и персиянками в знак политики «слияния» и примирения. Будучи в Персии он посетил гробницу Кира (Куруша). Возвращаясь после индийского похода, Александр посетил ее и во второй раз. И тогда он увидел, что гробница вскрыта и ограблена. По приказу Александра гробница была восстановлена, дверь ее покрыта глиной и опечатана царской печатью, которая гарантировала неприкосновенность.

7. Знаете ли Вы что-то о потомках Александра и какова их судьба?

Александр был женат на Роксане в 327 г. до н. э. По приказу Роксаны была убита ее соперница Статира. В 310 г. до н. э. Роксану и ее сына Александра IV убил Кассандр, один из приближенных Александра Великого. Кассандр же в 316 г. до н. э. приказал казнить и мать Александра — Олимпиаду.
Однако в высокогорных кишлаках Памира есть жители с голубыми глазами. Они называют себя потомками Александра Македонского. Хотя скорее всего это легенда, так как Александр никогда не был в горах Памира.

Согласно авестийской традиции, каждый человек должен быть войном, но его воинская доблесть должна быть направлена на благие дела, на защиту слабых, на созидание. Завоевательные войны приводят к легкой, быстрой добыче, грабежу и разбою, рабству и унижению. Мы не можем их поощрять. Объективная оценка включает в себя не только признание достоинств победителя, но и разоблачение их истинной сущности. Потомки судят победителей по итогам побед, а разрушение — это победа Ахримана. Александр принес в наш мир уничтожение сокровищ зороастрийской религии, которое сопровождалось подрывом традиции и попыткой направить развитие общества и культуры в чуждое русло, в результате чего произошла подмена понятий и истина затмилась ложью. Истинная традиция стирается, а преклонение перед сильнейшим поднимает на щит совсем другие ценности. И, к сожалению, даже со временем то, что разрушено, не всегда удается восстановить. Мы не будем осуждать Дария за то, что ему не удалось достойно противостоять противнику и сохранить сокровища зороастрийской религии для своих потомков. Мы понимаем, что стояло за ним, и знаем, что двигало Александром, орудием в чьих руках он был и не сумел направить свой творческий дар на созидание. Его роль в истории как разрушителя зороастрийской традиции очевидна для всех. И восхищаться «величием разрушителя», даже если он был великим, мы не в праве. Наша задача — подвести итог «наставничеству» Аристотеля, который был духовным учителем Александра, показать истинную сущность исторической ретроспективы. Мы можем засвидетельствовать лишь то, что великая победа повлекла за собой великое поражение непобежденного победителя.

Разделы: 
Rus
02 Вохуман день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:41
Завтрашний день начнется в: 09:39
Текущее время Узерин-гах, осталось 00:11 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 16:37 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники