Поиск по сайту



ПРОГРЕССИВНАЯ РЕЛИГИЯ ЕДИНОБОЖИЯ (о встрече мобеда из Ирана в МГУ)

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

ПРОГРЕССИВНАЯ РЕЛИГИЯ ЕДИНОБОЖИЯ

На кафедре иранской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова была организована встреча председателя общества мобедов Тегерана Ардашира Хоршидиана с сотрудниками кафедры, студентами и российскими зороастрийцами. На этой встрече г-н Хоршидиан рассказал много интересного о религии Заратуштры и ответил на многочисленные вопросы интересующихся культурой Ирана.

Ардашир Хоршидиан (далее – А.Х.): Я счастлив, что присутствую на этой встрече в России, где есть люди, которые интересуются зороастрийской культурой, глубоко изучают зороастризм, а некоторые избрали его своей верой. Зороастризм и зороастрийская культура имеют очень древние корни, и они также глубинно свзаны и с русской культурой. Вот уже 14 лет я являюсь мобедом, 6 лет – председателем общества мобедов Тегерана, 28 лет – глазным хирургом, офтальмологом. В Иране на сегодняшний день около 50 тыс. зороастрийцев, в том числе 20 тыс. проживают в Тегеране. Если эти цифры сравнить с численностью населения в Иране, а это 70 млн человек, то можно увидеть, что зороастрийцев как таковых очень мало. Однако нашу культуру сохранили и мусульмане. Многие из тех деяний, что совершаются под лозунгами шиизма, являются отголосками зороастрийской культуры. Так что поклонников и сторонников зороастризма в Иране очень много. Мы берем за основу священные тексты Гат Заратуштры и Авесту. Как я понял из вчерашней встречи с российскими зороастрийцами, вас привлекают еще и зерванитские тексты. Одной из целей моего пребывания здесь является установление связей с российскими учеными, исследователями зороастризма, чтобы можно было наладить в будущем контакт, осуществлять научно-культурный обмен.

– Многие сохранившиеся древние зороастрийские тексты были вывезены в Грецию. Где мы можем проследить основные заимствования зороастрийских принципов в греческой культуре и философии?

А.Х.: Из истории нам известно, что когда Александр Македонский напал на Иран, существовали две большие библиотеки. Одна была в Тахт-и Джамшиде, или Персеполе, и была сожжена Александром Македонским. Другая библиотека, которая была вывезена греками, была в Шарх-е Дане, т.е. Городе Знания (на территории древнего Азербайджана). Греческие ученые делились на две группы, в одну входили приверженцы более древних знаний, а другая – состояла из последователей новой ветви. Платон считал себя учеником Заратуштры. Некоторые грандиозные идеи были заимствованы греками из зороастрийской философии, как, например, жизнь после смерти, загробная жизнь. Некоторые из греческих мыслителей отходили от своего языческого понимания мира, и их занимала мысль о материальном и нематериальном мирах. В зороастризме нематериальному миру уделялось очень много внимания, в то время как в Греции преобладали идеи именно о материальном.
Вообще, есть три типа верований в мире. Существует целая серия восточных верований, как, например, в Индии и Китае, в которых наибольшее значение уделено загробному миру. В них считается, что наш мир – низкий, временный, и не требуется особых усилий, чтобы в нем задерживаться, что нужно претерпеть все трудности и мучения и дождаться перехода в мир высший. Та философия верований, что распространилась

doktor Horschidian s knigoi.jpg
Доктор Ардашир Хоршидиан рассказывает о своей книге про Персеполь

на Западе от греков, более материалистична. Верующие не думали о том, что будет после смерти. Западные верования называют реалистичными, восточные – идеалистическими. Зороастризм же говорит о том, что оба мира важны. И мы молимся и о теле, и о духе. После того как греки завоевали Иран, после Ахеменидского царствования, их мышление
очень поменялось, они обратились к идеям равнозначности и важности обоих миров – верхнего и нижнего.

Darii.jpg
Царь Дарий на троне. В его руках – голубой лотос. Персеполь

Зороастрийцы верят, что Ахура Мазда, верховный Бог, не определяет нашу судьбу, а лишь подсказывает, как жить. И поэтому, если человек согрешил, сделал что-то неправильно, ему воздается по поступку, а не распространяется на всю потустороннюю жизнь, как считается в западных верованиях. Мы получаем соответствующее воздаяние за каждое самое мельчайшее неправильное действие.

Lotos.jpg
Голубой лотос. Персеполь

Я написал книгу про Тахт-и Джамшид 20 лет назад и книгу о зороастрийском мировоззрении, а также еще одну книгу, которая состоит из ответов на вопросы о зороастрийской вере, которые мне задавали люди по всему миру. Я законспектировал их и постарался ответить наиболее простым языком. Нашим символом, символом иранцев, является кипарис, который в свое время посадил Заратуштра. Кипарис изображен и в Тахт-и Джамшиде на рельефе, где его окружают 28 народностей Ирана. После прихода мусульман кипарис стали изображать в согнутом состоянии. Иранцы смогли сохранить многие ритуалы с огнем, празднование Новруза, празднование среды, зажигание огня на могилах своих предков в ночь с четверга на пятницу и др. Вершина кипариса согнута, но дело продолжается. Иранцы стали мусульманами, но не стали арабами.
В Тахт-и Джамшиде в 12 местах на рельефах мы можем видеть также символ лотоса, тогда как раньше в этой местности нигде не мог расти этот цветок. Лотос изображен в руках царя Дария. Я очень долго исследовал этот символ и пришел к выводу, что таким образом Дарий показывал миру, что он хочет говорить с народом. Каждый человек является лотосом. Известно, что лотос живет в нечистых водах, и каждый человек, независимо от окружающей его нечистой среды, может опуститься на дно и прорасти прекрасным цветком.
По материалам в Тахт-и Джамшиде можно очень многое рассказать. Там есть рельефы, где Дарий и Ксеркс убивают животное, имеющее тело льва, хвост скорпиона, рога быка, гриву лошади, крылья орла. Некоторые ученые считают, что это изображение заимствовано из ассирийской культуры времен Ашурбани-пала, жившего за 500 лет до этого. Я в своей книге сравниваю эти два изображения и уверяю, что между ними есть принципиальное отличие. На ассирийском рельефе изображен царь, убивающий льва, это реалистичное изображение. В Тахт-и Джамшиде – изображение сюрреалистическое.
Это животное – образ мощи, оно олицетворяет силу льва, скорость лошади, размах крыльев орла и яд скорпиона. Дарий выдвинул ногу и не дает ему продвинуться вперед, т. е. убивает его мысль, а значит его самого.

В своей книге я сравниваю также еще два похожих рельефа. На ассирийском рельефе изображен царь с сыном, восседающие на носилках, которые поддерживают шесть рабов. Это также реалистичное изображение, которое лишь отражает действительность. В Тахт-и Джамшиде мы видим рельеф царя Дария на троне, который поддерживают фигуры людей, расположенные в 4–5 рядов в три этажа. Они не являются рабами, они представляют здесь свою народность, национальность. Народы поддерживают трон, трон держится на людях – это сюрреалистическое изображение, которое показывает нам основание, на котором держится власть. Камень нам передает информацию, он напоминает царям о том, что он должен думать о самом последнем человеке в самом нижнем ряду – если тот уйдет, то трон власти упадет. В Иране уже тогда появилось сюрреалистическое, символичное искусство, тогда как в Европе еще 200 лет после этого создавались исключительно реалистичные изображения. Есть информация о том, что в строительстве государства участвовали и мужчины, и женщины, причем женщины имели страховку на время беременности. Кир Великий написал права человека.

– В прошлом году мы путешествовали по Ирану и, к сожалению, не смогли попасть в храм Чак-Чак недалеко от города Йезда. Расскажите, пожалуйста, о нем.

А.Х.: В окрестностях Йезда есть несколько мест для паломничества. Даже само название города происходит от слова «Йаздан». Мы не строим мавзолеи, или места паломничества, или храмы на тех местах, где за веру погибают мужчины, потому считаем, что защита родины, защита верования – это функция мужчины, он должен это делать. Мальчик становится мужчиной в 15 лет. Мы называем мужчину – «смертный», «тот, который умирает», а женщину – «та, которая рождает». Мы строим места поклонения там, где за веру погибали женщины, там, где они скрывались от мусульман в годы гонения, умирали от голода. Эти места мы называем «Пир»– от слова «старец», «мудрый человек, который ведет своего ученика». У нас есть несколько таких мест, одно из них – Сети-пир, Пир-е Сабс, или Чак-Чак. Это места паломничества, они принадлежат женщинам, которые умерли от истощения, скрываясь от гонений за веру. Мы приезжаем туда, чтобы поклониться этому подвигу, научиться этой культуре.
Душа человека – большая ценность, мы относимся по-особому к тому, когда человек готов защищать до последнего свою веру. Защита и оборона – право каждого, надо научиться этому. Если бы подобных подвигов не было, зороастризм не сохранился бы. Были времена, когда зороастрийцам было очень тяжело в Иране. За то, что они не отказывались от своей веры, с них живьем снимали кожу, рубили и резали… Когда историки изучают историю зороастризма, они поражаются тем, как народ смог оказать моральное сопротивление против деспотизма и несправедливости. И мы надеемся, что мы достойны дел своих предков и должным образом сохраняем нашу культуру. В конце концов сохранились и Гаты – основная часть Авесты, которая принадлежит Заратуштре, и та часть Авесты, которая позже написана мобедами. Эти тексты также могут рассказать, как в свое время проходила жизнь зороастрийцев. За 4 тыс. лет существования зороастризма ни один мобед не создал никакого другого зороастризма, никакого другого течения или направления. Никто не сделал религию средством собственного карьерного роста или средством обогащения. И в течение 4 тыс. лет наша зороастрийская вера сохранена единой.

Kiparis.jpg
Кипарис, священное дерево для зороастрийцев Ирана. Персеполь

Несмотря на то, что зороастрийцев сейчас стало очень мало, идеи нашей веры оказали влияние на миллионы людей. Во многих течениях ислама есть влияние зороастризма. На территории Древнего Ирана находилось очень много стран с собственными верованиями и культурами, которые впитали в себя идеи зороастризма – это Таджикистан, Азербайджан, Ирак, Турция и многие другие. Ученые, которые занимались изучением культур этих стран, смогли выделить эти влияния и написать об этом научные книги. Они заметили, что люди в течение дня совершают обряды, ритуалы, идущие из глубокой древности, независимо от требований новых религий. И несмотря на то, что в современном мире существует множество различных верований, люди понимают друг друга. Зороастризм не ориентирован на какую-то определенную, конкретную национальность – это учение о человеке, о месте человека в мире, об интересах всех людей в мире. Зороастризм учит нас глобально думать, работать для собственного народа и жить, как завещал Заратуштра – нельзя ради своей цели предавать интересы своего народа и ради своего народа предавать интересы человечества. Каждый день мы поклоняемся вере, которая проклинает оружие и примиряет народы. Мы ради своей веры никому не разбили нос, но мы имеем право на защиту. Мы носим пояс кушти, который оборачиваем три раза вокруг талии, что символизирует собой служение доброй мысли, доброму слову и доброму делу, завязываем четыре узла, что напоминает о том, что мы должны сохранять в чистоте четыре стихии природы – огонь, землю, воздух и воду. Мы должны заботиться об экологии, любить всех и окружающую среду также. Мы должны убрать оружие, выбрав бой мысли, бой идеи, но есть исключение, когда мы защищаем свою родину.

– Где сейчас совершают Ясну и сколько раз в году?

А. Х.: У нас в течение года есть шесть гахамбаров, которые празднуются один раз в два месяца. Каждый гахамбар длится 5 дней. Считается, что в каждый из этих периодов Бог создал какую-то часть мира – сначала небо, потом воду, землю, растения, животных и человека как вершину творения. Человек обладает разумом, мудростью, совестью, верой, потому он занимает особое положение. Человек отличается от остальных существ наличием двух высших качеств: разумом – «мана»и совестью –»даэна». По зороастрийскому учению, вера –это совесть. Все поступки, которые совершаются против совести, совершаются против веры. Человек является единственным существом, которое может раскрыть тайны природы, понять божественные законы и может изменять мир. Бог, Ахура Мазда, создал законы, по которым движется мир. Все, что создал Бог, – это добро, и когда появляется человек, обладающий разумом, мир обретает смысл. Все, что нравится человеку, с его точки зрения, он называет красивым, хорошим, и наоборот.
В Божественной книге «Гаты» говорится: «Когда человек появился, он обрел разум, волю. Он может быть добромыслящим, но может стать и зломыслящим». Подобного не может никто из живых существ – ни львы, ни слоны, ни тигры… А человек, обладая разумом, может выбрать свой путь и тем самым изменить мир. Он может мыслить во благо и мир будет улучшаться, но может мыслить во зло и стать пособником Ахримана, воплощением зла. Осью вращения мира является человечество. И если в мире царит мир, гармония, это значит, что это устроили хорошие люди, а если в мире наблюдается хаос, значит, в этом виновны люди, идущие по пути зла.

В зороастризме есть понятия: «Спента Майнью»–добрый разум и «Ангра Майнью»–злой разум. Слово «ман»означает волю, разум, который может быть плохим и хорошим. С помощью доброй мысли, доброго слова и доброго дела человек может подняться, раскрыть крылья, как на изображении фравахара. Зороастриец должен развиваться, и поэтому нигде в Гатах не сказано –»не делай зла, не греши», а сказано –»делай добрые дела, развивайся в лучшую сторону». Зороастризм призывает человека к совершению добрых дел, и эти призывы никого не должны оставить равнодушными.

hudovishe.jpg
Царь убивает чудовище, имеющее тело льва, хвост скорпиона, рога быка, гриву лошади, крылья орла. Персеполь

В настоящее время, когда мы называем себя зороастрийцами, носим значок фравахара, напоминая тем самым о необходимости развиваться посредством добрых мысли, слова и дела. Правая поднятая рука человека, изображенного на фравахаре, означает правильное движение. На голове человека –ахеменидский головной убор, однако изображение зороастрийского фравахара заимствовано из древней Вавилонии. Первоначальный рисунок был больше похож на птицу, он был реалистичен. Идеи зороастрийской веры в божественный «фарр» видоизменили это изображение. Орел стал изображаться с головой Дария, крылья разделили на три части, как символ доброй мысли, доброго слова и доброго дела, хвост –на четыре, как символ четырех стихий –огня, земли, воздуха и воды. Рука, указывающая вверх, восславляет Бога и указывает на движение вперед. В левой руке изображается кольцо добра,что символизирует союз с Богом, Ахура Маздой, подобно тому, как мы одеваем кольцо на левую руку, которая ближе к сердцу. Сейчас это кольцо является символом бракосочетания, супружеского союза, а раньше падишахи обменивались кольцами, снимая кольцо с одной руки и одевая на другую. Каждый человек должен осваивать знания, узнавать Бога, двигаться вперед, чтобы установить союз с Богом, раскрыть крылья доброй мысли, доброго слова и доброго дела и подняться вверх. И я надеюсь, что мы все сможем так жить.

Слово «гахамбар»с индоевропейского языка мы переводим таким образом: «гах» имеет два значения – «отрезок времени» и «удобный случай», а «бар» означает «плод, груз, который во время беременности носит женщина». Все вместе можно перевести как «время для груза, оплодотворения». Сейчас слово «бар» означает место, где хранятся алкогольные напитки, а раньше оно означало место, где женщина готовила еду. В период гахамбара проводится некая церемония только для себя, услады своего сердца. Падишахи в стародавние времена проводили эти церемонии, и мы пять-шесть раз в году проводим их.

Этот «бар», или «груз», делится на моральную и материальную стороны. Первый день гахамбара является особым, когда зороастрийцы собираются в храме и три мобеда вместе с ними читают «Ясну». Два мобеда заступают на чтение с 12 часов ночи и до 12 часов дня читают. А в остальное время –все 5 дней. Если человек богат, он может устраивать застолья, угощения для людей. Если же человек ограничен в материальных средствах, он может делать то, что может, на благо других – помогать нуждающимся, больным.

Во всей истории зороастризма мобеды никогда не брали налоги. Взимание средств, как, например, одной пятой части от всех доходов человека, распространено во всех религиях, кроме нашей. Везде какую-то часть доходов люди обязаны отдавать на храмы и священников, а в зороастризме такого нет. Зороастрийцы, которые были зачинателями постройки мест поклонения, могли собрать деньги только в первые дни гахамбаров. И в гахамбарах могут участвовать представители других религий.
Все мобеды у нас, помимо своей религиозной деятельности, работают, как все, кто-то инженером, кто-то врачом. Мы не только ничего не зарабатываем от религии, но, наоборот, по возможности, вкладываемся в ее дела. И мы надеемся, что никогда религия не станет средством для карьерного роста или материального обогащения. Этот принцип помог нам сохранить нашу веру.

Во многих религиях существует убеждение, что благородная цель оправдывает средства.
Мы же считаем, что добрая мысль должна реализоваться через доброе дело и доброе слово, не прибегая к злым средствам. То, что мы пропагандируем на гахамбарах, достигается через добрые средства, и никто не ожидает, что потраченные деньги и усилия окупятся, возместятся чем-либо, потому что зороастризм учит тому, что добрые дела надо делать ради доброго дела, а не ради вознаграждения. Человек – очень большая ценность, он оскорбляет себя отсутствием добрых дел. Каждый день он должен совершить что-то хорошее.

В зороастризме существуют две главные молитвы. Первая – это «Ашем Воху». В ней говорится, что доброе дело – это любовь, чистота, праведность. Счастье – это цель, которую каждый любящий чистый человек должен видеть перед собой. Не надо жалеть любви. Надо искать праведный путь.
Вторая мантра – «Ахунвар»–сообщает нам благую весть, что весь мир – от Бога. Бог, Ахура Мазда – глава мира, и в каждом материальном мире есть свой царь, полководец, руководитель, который властвует. Мобед свою деятельность проводит на своей территории, он властвует только силой своей мысли и слова, властвует моральными средствами, посредством разума. Если кто-то протянул тебе руку помощи – возьми, потому что все люди в нашем мире в чем-то нуждаются, либо в материальном, либо в моральном плане. Мы все должны друг другу помогать.
Эти две молитвы надо читать 13 или 21 раз в разных случаях. В мантре «Ашем Воху»–13 слов, в «Ахунваре»–21 слово. Это священные числа. Например, на 13-й день завершается Новый год, на день рождения в 21 год, а также в случаях, когда прибывал почетный гость, стреляли из пушки 21 раз. И Авеста состоит из 21 наска. Эти две мантры – концентрация всей культуры зороастризма. Из всех молитв зороастрийцу надо знать хотя бы эти две мантры.
Это очень важно.

– По какой календарной системе вы живете?

А Х: У нас солнечная календарная система, зороастрийская. Время, когда день равен ночи, является началом календарного года, который делится на 12 месяцев по 30 дней. Отдельно считаются последние 5 или 6 дней в конце года. Каждый день имеет собственное название. Этому календарю уже 2–,5 тыс. лет. Это даже не календарь, а отсчет периодов. В зороастрийской вере каждый день посвящен определенному изеду, которого надо в этот день возвеличивать. Изедам противостоят дэвы. Если день посвящен чему-то божественному, как, например, правдивости, мы должны особенно сражаться в этот день с ложью.
Каждый день делится на 5 гахов. От восхода солнца до полудня – «Хавани-гах», когда надо работать; от полудня до 3 часов дня – «Рапитвин- гах», когда надо отдыхать, поесть, поспать; с 3 часов дня до наступления темноты – «Узаерин- гах»; с наступления темноты до 12 часов ночи – «Айвисрутхрим- гах»и с 12 часов ночи до рассвета –последний, «Ушахингах». Все эти временные отрезки имеют естественный характер. 5 раз в день надо читать молитву, которая начинается с имени Бога. И нельзя забывать, что в свое время мы должны и хорошо работать, и хорошо отдыхать, и хорошо развлекаться, но не надо смешивать эти занятия. Так что у нас не календарь, а счетчик гахов.

– Как современные зороастрийцы относятся к перевоплощению, реинкарнации?

А Х: Зороастрийцы не верят в это, они противники подобных идей. Те, кто верят в реинкарнацию, считают, что после смерти их душа не отправляется в рай, а ожидает в специальном месте до следующего перевоплощения. Индуисты и буддисты считают, что одна душа после смерти занимает место в других людях. Существует около 900 различных течений индуизма с подобными идеями. Одни верят, что души предков воплощаются в животных, и некоторые являются экстремистами этих убеждений, даже не пашут землю из-за страха убить муравья. Я был свидетелем случая, когда слепого человека стали избивать только из-за веры в то, что чем больше он будет мучиться сейчас, тем меньше мучений ему достанется наверху. В Индии считают, что они люди бедные из-за того, что их предки совершали плохие поступки. Мы же верим в то, что Бог дал нам душу, чтобы мы поступали в согласии с волей, разумом, и тем самым могли изменить мир, обновлять его. Один из постулатов зороастризма гласит о том, что необходимо освежать мир.

fravahar.jpg
Фравахар –священный зороастрийский символ

Зороастризм учит, что когда человек умирает, его душа попадает либо в хороший, либо в плохой миры. Там она получает воздаяние за свои совершенные поступки, а не в следующей жизни на Земле, как думают люди, верящие в перевоплощение. После 30 лет пребывания в этих мирах души попадают в Фравахар.
Человек состоит из пяти частей: тела, души, духа, разума, т. е. способности к пониманию, и фравахара. Когда мы умираем, наше тело умирает, прекращает свое существование. Наше сознание передается к следующему, и то, что мы живем лучше наших предков, это доказывает. Та часть человека, которая называется «фраваши», непосредственно присоединяется к Богу. А душа, «раван», которая нами командует, должна соответственно поступкам отдавать отчет миру.
После смерти душа человека доходит до моста Чинват и подвергается суду четырех божественных изедов, главных Арбитров. Рашну является нашим адвокатом, защитником, Сраоши –следователь, прокурор, наш обвинитель, который составляет список добрых и злых дел, Митра – держит в руке весы, на чашах которых добрые и злые дела взвешиваются и оцениваются, и Арштат –оценщик, присяжный. Если чаша грехов перевешивает, то душу отправляют в ад, где она не может находиться больше 30 лет. По истечении этого времени она переходит в Фравахар. Когда мы читаем молитвы за умерших, то в течение 30 лет мы говорим: «Да здравствует душа этого человека!». По истечении этого срока произносим: «Да пребудет Фравахар этого человека!». Смертная казнь запрещена в зороастризме. Только Бог может отбирать жизнь.
Мы не верим в реинкарнацию, так как это противоречит принципам зороастризма. Такой способ мышления – противочеловеческий. Заратуштра говорит, что мы можем и обязаны изменять мир, мы не должны отдаваться милости провидения, мы должны бороться со злыми поступками. Нельзя сдаваться злым силам, надо помогать Богу добрыми делами и активным участием. Заратуштра учит также, что каждый мужчина и каждая женщина должны сами изменять свою судьбу, жизнь и мир.
На 4-й день после смерти душа отделяется от тела. Одна из пяти частей человека – Фравахар –сразу же после смерти соединяется с Богом. «Фрав» переводится как «божественное благословение», «хар»–»движущее тебя вперед».

Как люди, верящие в перевоплощение, могут объяснить тот факт, что раньше было 6 млн человек, а сейчас на Земле –6 млрд.? Делится что ли душа при реинкарнации? Мы верим в то, что когда человек формируется, Бог дает ему тело, фравахар и душу. Тело – как машина, его можно сравнить с автомобилем. Душа, «раван», независима и является нашим руководителем, т. е. водителем этого автомобиля. Дух – это штурман, он сидит рядом с водителем и подсказывает ему, куда ехать. Фравахар –это фары, они освещают путь. Но душа в конечном счете рулит, управляет автомобилем, она может слушать или не слушать подсказки духа, разума, потому и ответственна за свои поступки и отвечает перед судом за них.
Согласно зороастризму, если человек не ответственен за совершенные поступки, то он не является зороастрийцем, даже если называет себя таковым. Человек должен действовать в соответствии с разумом, душой и фравахаром. Это отличает его от животных, которые не имеют разума, воли. У животных есть душа, но они вынуждены поступать по аналогии, не самостоятельно. Если лев сыт, он не убивает другое животное. Это врожденное состояние, инстинкт. Все понимают, что он сыт и не боятся его в этот момент. Лев не убивает лишнее животное и не является ответственным за свои поступки. Если душа человека не послушала голос разума и фравахара и совершила плохой поступок, она после смерти получает воздаяние за это. За каждое действие должно быть воздаяние, потому что материальный и нематериальный миры друг без друга не существуют.

Заратуштра говорит: давайте друг другу помогать, чтобы мир прогрессировал. Надо делать добрые дела и бороться со злыми. И мы сможем приблизить тот миг, когда все злое из мира мы вычистим. Человечество сможет это сделать. В мире будет чистота. Это наша вера. Когда Бог создает человека, то как он дает нам руки и глаза, так же дает нам и душу, которая живет с нами до смерти человека. У нас есть все – и штурман, и фары, и разум, и душа, которая командует, куда ей повернуть. Все части являются вечными. Заратуштра вообще не верил в смерть, как в уничтожение. Он говорил, что есть жизнь и не-жизнь, т. е. другая форма жизни. Но душа является той частью, которая должна получить воздаяние.
Вы можете изменить мир, продвинуться к правде, и нам указан этот путь, но мы можем не идти туда, потому что свободны в выборе. И человек может заблуждаться, что есть добро и что есть зло. Добро же в зороастризме описано конкретно. Счастье принадлежит тому, кто ищет, как дать счастье другим. То, что ты не приемлешь к себе, не приемлемо к другим. Счастье для себя –это счастье для других.
Разум и совесть – это преимущество человека над другими существами. Причем разум призывает обеспечить пользу себе, а совесть –позаботиться о пользе для других. Надо жить в равновесии этих понятий. Поскольку добро в зороастризме получило конкретное определение, то религию считают совестью человека. Таким образом, зороастрийская культура распространена в мире в большей степени, чем зороастризм, и некоторые мобеды, которые под действием обстоятельств перешли в ислам, сделали его зороастрийским, внедрив многие идеи в чужеродную религию.

– Вы рассказали нам о том, куда душа уходит после смерти, а откуда же она приходит к нам? Получается, что так или иначе идея реинкарнации присутствует…

АХ: Как говорил Заратуштра, мы всякую жизнь видим со стороны человека, и вовсе не значит, что Бог сотворил так, как мы это видим. Бог сотворил мир и идею добра. Этот закон существует в любом уголке мира. Природа – это симфонический оркестр, Бог –дирижер в нем. Каждая частичка природы очень хорошо исполняет свою партию.
Наука делится на две части. Есть фундаментальные, фиксированные науки, целью которых является исследование и нахождение законов. Например, установлено, что вода состоит из двух химических элементов, и не может быть ничего другого. И есть прикладные науки, основной задачей которых является придумать, найти применение этим законам в жизни. Эти науки все время находятся в движении. Всегда нужно начинать с мысли, а потом переходить к делу, иначе не может быть.

Мы все видим с нашей точки зрения и судим об этом. Наши суждения отличаются. В то время как Бог создал мир и законы. Ахура Мазда – великая мудрость, создающая жизнь. После зачатия, на четвертом месяце ребенку дается душа. Душа появляется отдельно, и после 30 лет пребывания в раю или в аду, она присоединяется к основе. Заратуштра говорит: «Ось всего мира – это Бог». Не судите с человеческой точки зрения дела Бога. Все, что создано в мире, имеет свое положительное значение.

Материал подготовила
Лариса Захарова

na vsytrehe Mgu.jpg
На встрече гостя из Ирана в МГУ

Rus
27 Асман день.
09 Атара месяц.
3756 год ЗРЭ

Асман день (Ав. Асман) Небо.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:49
Завтрашний день начнется в: 09:50
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 02:38 часов.
Ушахин-гах будет в 00:53 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 21/12/2018 по 22/12/2018

Зервано-зороастрийские праздники