Поиск по сайту



БЫТЬ ДРУГОМ СВОЕЙ ДУШИ. Древние тексты. Пер. О. М. Чунаковой

2-й наск Авесты – Студкар «Высказывания для наставления людей»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

БЫТЬ ДРУГОМ СВОЕЙ ДУШИ

Заветы предков

Во имя богов!
Обладание здоровьем – хорошо. Праведный сын – хорошо. Брат, пользующийся доброй славой, – хорошо. Защита своего долга – хорошо. Проживать с доброй женой – хорошо. Множество добрых дел – хорошо. Быть другом своей души – хорошо. Соблюдать религиозные праздники – хорошо. Относительно обоих миров отсутствие сомнения – хорошо.

Следует поступать по справедливости и согласно вере. Не обижать отца и мать. Пребывать в согласии с братьями, друзьями, родственниками и близкими, поддерживать с ними связь, быть защитником их жен. Стараться относительно имущества для добрых деяний. Каждый день подводить счет своим поступкам; какую сегодня я принес пользу, какой ущерб, какое совершил благодеяние и какой грех, сколько я прошел по праведному пути и сколько – по пути неправедному, ибо однодневное пребывание в постоялом дворе этого мира должно быть подобно вечному там. И пусть будет счет благодеяниям и прегрешениям, ибо каждого, у кого добрых дел больше, чем грехов, праведный Срош возьмет за руку и введет в рай. А того, у кого больше грехов, чем добрых дел, дэв Атзарш возьмет за руку и отведет в ад. И если грешники заплачут, дэвы не сжалятся, и если закричат – не прислушаются. Последнее прибежище для тебя – твои собственные поступки.

В страдании тот, у кого нет разума. Несчастен тот, у кого нет жены. Нет имени у того, у кого нет сына. Ничего не стоит тот, у кого нет имущества. Слаб тот, у кого никого нет. Из них всех несчастнее тот, у кого нет души.
Знанию нет равного. Причинению вреда нет славы. Земному миру нет защиты. В юности нет доброты. У богатства нет величия. В жизни нет покоя. От старости нет лекарства. От смерти нет спасения. У женщин нет разума. У бога нет сотоварища. И среди всех хуже всего тому, кто умирает, а бог им недоволен. А всякому, кем бог недоволен, нет места в лучезарном раю.
Окончено в здравии, радости и спокойствии.

Избранные наставления первых учителей

Во имя богов!
…На земле, во-первых, следует почитать веру, быть ее поборником и восхвалителем, не сомневаться в ней, быть уверенным в праведной зороастрийской вере. Следует отделять пользу от вреда, грех от добродетели, добро от зла, свет от тьмы, почитание Ормазда от почитания дэвов. Во-вторых, следует жениться и обзаводиться потомством в этом мире, быть в этом ревностным и от этого не уклоняться. В-третьих, засевать и возделывать землю. В-четвертых, должным образом ухаживать за скотом. В-пятых, треть дня и треть ночи отдавать («ходить») религиозной школе, расспросам о мудрости праведных, треть дня и треть ночи –возделывать землю, треть дня и треть ночи –есть, отдыхать и веселиться.

Следует не сомневаться в том, что «от добрых деяний польза, а от греха –вред», в том, что «мой друг –Ормазд, а враг –Ахриман», в том, что «путь веры –один». И этот один путь –путь доброй мысли, доброго слова, добрых деяний, рая, безграничного света творца Ормазда, который всегда был и всегда пребудет. А другой один путь –путь злой мысли, злого слова, злых деяний, темноты и предела, всего вредного, смерти, зла и лживого Злого духа, который существовал и тогда, когда еще не был в творениях этого мира, который будет существовать и тогда, когда он не будет более находиться в творениях Ормазда, но который в конце концов будет уничтожен.

И еще. Следует не сомневаться в том, что первопричин две: одна – творец, а другая – разрушитель. Творец Ормазд – от него все добро и весь свет. А разрушитель, проклятый Злой дух, – от него все зло, смертоносность и лживый демон зла. И следует не сомневаться в следующем: кроме Сошйанта и семи кейанидских царей, все смертны.

И следует не сомневаться в отделении души и разложении тела, воздаянии усопшему на четвертое утро после смерти и в подлинности («Существовании») конечного воскрешения и «последнего тела», в переходе через мост Чинвад и в приходе Сошйанта, и в осуществлении конечного воскрешения и «последнего тела». Следует хранить закон благородства, истинную веру, благочестивый разум, правдивый язык и щедрую руку, и со всеми праведниками соблюдать закон благородства (зороастризм?). Следует проявлять спокойствие и согласие во всех поступках и благочестивых делах, со всеми праведниками соблюдать («стоять за») закон хороший, праведный. Со всеми, кто был, будет и есть, надо быть сотоварищем в благочестивых делах и согласным в решениях. Доброе деяние, которое делают ради закона, возвышается над тем, что делают для тебя, благодаря ему («через него») становятся более праведными.

…Будьте в согласии с добродетелью и в разладе с грехом. Будьте благодарны в благополучии и смиренны в несчастье, терпеливы в нужде, ревностны в делах веры. Раскайтесь во всех грехах, не оставляйте на расстоянии фарсанга от себя ни одного неискупленного греха («который пойдет для искупления»). А похоть и греховное желание побеждайте разумом. Побеждайте жадность смирением, ярость -послушанием, зависть –доброжелательством, нужду –покорностью, враждебность –миролюбием, а ложь – правдивостью.
Знайте, что место рая –наилучшее, царство духовного –радостнее, небесная страна –светлее, что место пребывания света –горний рай, чудодейственная сила благодеяний –наибольшая надежда на воскрешение, которое неминуемо.
Злодеев не восхваляй за богатство и власть, ибо из-за восхваления негодяя зло проникнет в тело и отринет добро. В стремлении к обучению будьте ревностны, ведь обучение –семя знания, плод которого –ум, а ум –распорядок обоих миров. Об этом сказано: образование – украшение в процветании, оплот в беде, помощник в несчастье и ремесло в нужде. Не насмехайтесь ни над кем, ведь те, кто насмехается, сами становятся осмеиваемыми, фарр их уничтожается, они становятся проклятыми, и сыновья их редко бывают достойными воинами.

Каждый день ходите для обсуждения дел на собрания зороастрийцев, ведь тому, кто чаще («больше») ходит на собрания зороастрийцев, будет даровано больше добродетели праведности. И каждый день три раза ходите в храм огня и совершайте молитву огню, тем самым больше будет даровано богатства и праведности. Всячески («крепко») остерегайтесь обидеть отца, мать и руководителя, чтобы вы сами не стали опозоренными, а душа ваша –грешной.

Знайте, что из бесчисленных злодеяний, которые совершаются лживым Злым духом, следующие три –самые тяжелые: слепота («закрытие зрения») глаз, отсутствие слуха ушей, а третье –демон вражды. Ведь ясно, что именно поэтому Солнце каждый день трижды приказывает людям этого мира. Утром оно говорит: «Ормазд вам, людям, говорит: «Будьте ревностны в совершении добрых дел и деяний, пока я поддерживаю для вас («среди вас») жизнь в этом мире». В полдень оно говорит: «Будьте старательны в поисках жены, воспитании детей и в исполнении других обязанностей. Ведь иначе до воскрешения мертвых Злой дух и отродья не будут отделены от этого (Ормаздова) творения». Вечером оно говорит: «Раскайтесь в грехах, которые вы совершили, дабы я простило вас»«. Ведь ясно, что, как только солнечных свет достигнет земли, слова его (Солнца) дойдут до земли».

В бренном («телесном») мире в мыслях, речах и делах не допускайте («не думайте, не говорите и не совершайте») лжи. Посредством силы богов и пути разума тщательно старайтесь в изучении религии. Поймите, что и потом, когда цена добродетели станет столь большой, безграничной, Злой дух также будет замышлять скрыть зло, а Ормазд в раскрытии зла будет таким же неистовым. И всякий, кто осведомлен в вере, станет таким же ревностным и непоколебимым в благодеяниях.

В конце этого тысячелетия, когда («в которое») бесчисленно зло (причиненное) вере, маздеизм понес ущерб, а несправедливость в вере – наибольшая, на закате («уходящий») закон, вера и помыслы зороастрийцев и праведных, исполняющих свой долг, и деяния Ахримана и дэвов – очевидны. Ведь это их знаки упадка: гибель эпохи («времени»), нарушение договоров, почитание дэвов, противников («выгод») веры, исчезновение («бегство») надежды и добрых созданий из-за разрушителей многих связей в стране закона Ормазда. Но придет время, когда каждый обретет величие посредством мира с Благой мыслью, с помощью усвоения веры проверит («спросит») разум, с помощью разума отыщет («узнает») путь праведности, благородством возрадует душу, доброжелательством возвысит положение, умением стяжает славу, смирением обретет друзей, терпением поддержит надежду, нравом заслужит одобрение («доброту»), праведностью проложит («устроит») светлый путь горнего рая, и там от собственных и чудодейственных деяний (каждого) будут вкушаться плоды. Смертное тело, думай о душе! Совершайте добрые дела, ибо душа существует, а не тело, духовное, а не земное. Не пренебрегайте душой ради ублажения («почитания») себя и не забывайте о ней ради ублажения кого-либо и ради преходящего земного богатства. Не желайте ничего, из-за чего ваше тело постигнет наказание, а душу – возмездие, а направляйте свои желания на то, что приносит («плод которого») постоянную радость и благодаря чему вы будете радостны. Благие и добрые деяния происходят от старания, просьба же – от надежды на даяние, даяние – от желания, желание – от сознания, сознание – от духовного знания, а знание – орудие, которое есть, было и будет. Так следует представлять себе («познается») новое устройство порядка учителем всех вещей, устроителем всех необходимых дел, желающим пользы для всех при управлении обоими мирами.
Окончено в здравии, радости и спокойствии.

Наставления мудрецов маздаяснийцам

Во имя богов!
Прислушайтесь получше, вы, которые суть маздаяснийцы (этой) страны, послушайте эти мудрые слова, которые есть благочестивое наставление Ормазда и амахраспандов. Встаньте еще до рассвета, смертные! Как положено, омойте руки и лицо овечьей мочой, умойтесь, как положено, чистой водой, наденьте, как положено, чистую одежду, (сказав надлежащее) заклинание, повяжите священный пояс маздаяснийской веры. Благочестивыми мыслями, речами и делами ради душ ваших разумно совершайте добрые деяния и вопрошайте о праведности. В этот день, когда люди этого мира оставят (жизнь), когда («пока») владыка Ормазд оставит (их?) земную жизнь (?), прежде чем Аствихад настигнет тело и Злой ветер сядет на (телесную) форму и (начнет) разрушение телесной оболочки и отделит сознание, память, органы чувств, душу и тело от телесной оболочки, ваша оболочка осквернится и станет немощной. До появления Сошйанта, до дня воскрешения, сознание, память, восприятие, душа, тело, телесная оболочка человека не объединятся («не смешаются») друг с другом.

Ведь телесная оболочка людей точно такая, как дерево. Когда его посадят, оно растет, поднимается («увеличивается») и вырастает. Затем его ломают, обрубают и кладут в огонь, и огонь его сожжет и впитает в себя, а Благой ветер развеет (пепел) по миру и в конце концов (донесет) его к тем, кто сажает (его) или кто видел и (кто) не узнает, было ли (это дерево) их или нет.
Ведь Святой дух это: сосредоточенность («дума») на доброй мысли, произнесение добрых слов, творение добрых дел, религия гат, чистая добрая вера маздаяснийцев, занятие («ремесло») добронравием и путь праведности.
Ведь Злой дух это: сосредоточенность («дума») на злой мысли, произнесение злых слов, творение злых дел, религия колдовства, занятие («ремесло») ересью и путь обмана.

Не совершайте греха ради великой надежды на благоденствие. Разумные люди, не кичитесь молодостью, ведь многие, кто несовершеннолетним ушел из этого мира, исчезли и стали невидимы. Бывало (и так): оставались в живых до глубокой старости («долгое время»), но потом и им приходил конец, они умирали и должны были исчезнуть. Но теперь я поступлю так, что вечное («вечные вещи») останется надолго и не исчезнет. Думай о теле, что оно уйдет, как все земное, эту дорогую тонкую телесную оболочку отнесут на место забытых и оставят там забытой. День за днем она будет все более исчезать из памяти, все более забываться. Бывало: враждуют и не освящают дрон. Я – душа, заслуживающая почитания от тебя, тело, буду несчастной и недовольной.
Я храню наставление мудрецов. В соответствии со словами предков я вам объясняю. Если правильно примите (завет) в этом мире, будет вам польза и в этом, и том мирах. Не кичитесь этим миром и многими желаниями в этом мире. Ведь этот мир не остался никому, не остались ни дворец, ни мысль (?), ни дом, ни радость, которая смеется и поет («играет») в сердце. Сколь многих людей из людей этого мира я видел, скольких я видел правителей и военачальников, имевших большую власть над людьми. Великое их самомнение распространялось по миру: «Мы – великие». Но прошло это их учение (?), и в страданиях они уходили на небо. Каждый, кто видел это, почему же, если он не доверяет этому миру, не считает все же этот мир временным жилищем? Относитесь к телу спокойно и считайте необходимым творить благодеяния, ибо завтра надо будет идти туда, к справедливому судье. Будьте радостны, живите долго, будьте счастливы, праведны, добивайтесь победы и исполнения всех желаний.
Окончено в здравии, радости и спокойствии.

Изведать пути и дороги праведных: Пехлевийские назидательные тексты/ Пер. О. М. Чунаковой. М., 1991.

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:41
Завтрашний день начнется в: 09:39
Текущее время Ушахин-гах, осталось 07:28 часов.
Хаван-гах будет в 09:39 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники