Поиск по сайту



СВЯТЫЕ ГИМНЫ ЗАРАТУШТРЫ

3-й наск Авесты – Вахишт-мантрах «О стремлении и природе Зартошта»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

СВЯТЫЕ ГИМНЫ ЗАРАТУШТРЫ

Гаты – это священная книга зороастрийцев. Они особенно дороги нам тем, потому что были составлены самим пророком. Длительное время, на протяжении веков, они сохранялись изустно и были записаны последователями Заратуштры в Иране. В последнее время интерес в обществе к учению пророка Заратуштры возрос и этим обусловлен выход
в свет книг, посвященных зороастрийской религии, пользующихся большим спросом. Это Авеста, включающая в себя основополагающие материалы по зороастризму, «Зороастрийские мифы» и отдельное издание Гат Заратуштры, которые являются практически мантрами, или песнопениями. В них в сжатом виде сосредоточены главные заповеди пророка, полученные им при общении с Духом Мудрости – Ахура Маздой.

Есть несколько переводов Гат на русский язык. В 2004 г. в Минске одно такое издание было подготовлено на основе английского и персидского переводов с авестийского языка, осуществленных мобедом Фирузом Азаргошасбом. Составителем и переводчиком книги стал Ю. С. Лукашевич, который является не случайным человеком в религии.
Он прошел обряд повязывания священного зороастрийского пояса кусти. Ценность этого издания возрастает, так как оно подготовлено именно зороастрийцами. В него включен также авестийский текст Гат на основе издания Авесты доктора Карла Гельднера и его траслитерация вместе со справочными данными об алфавите и произношении, чтобы каждый желающий мог легко произнести эти Гимны на том же древнем языке, на котором Заратуштра около 4 тыс. лет назад разговаривал с Создателем нашего мира – Ахура Маздой.
Зороастрийская религия – первая монотеистическая религия в мире. Заратуштра называл ее Доброй Религией и проповедовал в течение почти 50 лет с момента своего откровения в 30-летнем возрасте и до ухода из мира. В Гатах, Священных, Божественных Гимнах, он выразил свои мысли и свое учение.

zaratushtra.jpg

До сих пор нет точных данных о времени и месте жизни Заратуштры. Исследователями называются даты от VI в. до н. э. до 6 тыс. лет до н. э. Современные лингвистические ис- следования указывают на дату ХV–ХVIII вв. до н. э. Иранский ученый Заби Бехруз на основе исследований древнеперсидского календаря и археологических находок считает, что Заратуштра родился в 1738 г. до н. э. В настояще время эта дата и принята за основу многими зороастрийцами как в Иране, так и в других странах мира.
Заратуштра пришел в наш мир в очень тяжелые времена для человечества, когда приносились многочисленные жертвы различным богам, но несмотря на это, жизнь людей ухудшалась. Они находились под властью карапанов, и мир нуждался в очищении.
Рождение Заратуштры было ознаменовано необычными явлениями: появившись на свет, младенец не заплакал, а засмеялся, и гора, на которую принесла его мать, воссияла. Это говорит о богоизбранности пророка, о его великой миссии и высоком предназначении. Многие карапаны покушались на его жизнь, но необычный ребенок был для них недосягаем и неуязвим.

Заратуштра прошел долгий путь познания истины и в возрасте 30 лет получил Божественное Откровение. Ему было открыто, что Бог един. Заратуштра познал законы устройства и развития мира, создателем которого является Владыка Мудрости – Ахура Мазда, и первый оповестил об этом человечество. И для исследователей, и для простых людей вполне очевидно, что Заратуштра был вполне реальной, исторической личностью, хотя и сохранилось о нем немного сведений. В основном мы узнаем о нем из легенд и преданий, некоторых текстов Авесты и самих Гат. Легенды и предания о Заратуштре наиболее последовательно и подробно излагаются в поэме на персидском языке «Зардушт-наме» (книге Зардушта), сочиненной неким Бахрамом, основанной на предшествующих утраченных пехлевийских источниках.

Учение Заратуштры стало основой многих религий. Религия прошла тяжелые испытания, но выдержала и постепенно восстанавливает свое положение. В настоящее время насчи-
тывается около 400 тыс. зороастрийцев. Они проживают в разных странах. Наибольшее их количество в настоящее время сосредоточено в Иране и Индии. Для парсов, проживающих в Индии, основным источником религиозных церемоний является Авеста. Зороастрийцы Ирана отдают предпочтение Гатам и строят свой канон на основе идей, которые были заложены самим пророком Заратуштрой в далекие-далекие времена. Несмотря на свой почтенный возраст, эти идеи не утратили своей актуальности и в наше время. Наоборот, учение Заратуштры становится все более востребованным в современном обществе, когда нарастают поляризация и размежевание светлых и темных сил, когда срываются маски с завуалированной лжи.

Гаты (gatha – «песнь», «пение») содержат 17 глав, которые позднее были включены в книгу «Ясна», состоящую из 72 глав. Все Гаты написаны поэтическим языком. Главы 28–34,
43–46, 47–50, 51, 53 написаны самим пророком, а остальные – его последователями. Но еще Мэри Бойс отмечала, что Гаты – самые трудные для понимания индоевропейские тексты. Они прошли длинный путь передачи устной и рукописной. Существует много противоположных их интерпретаций.

В 2009 г. в издательстве «Петербургское Востоковедение» были также изданы «Гаты Заратуштры» в переводе с авестийского языка И. М. Стеблина-Каменского. Кроме перевода Гат, в издании представлены вступительная статья, комментарии переводчика и приложения. Гаты предваряют три святые молитвы «Ахунвар», «Ашем Воху» и «Йенгхе Хатам» для лучшего усвоения последующего текста. Однако несмотря на то, что перевод был осуществлен знатоком авестийского языка и известным ученым, данная книга сложна для понимания сути сказанного пророком. В этом издании переводчиком упор был сделан на то, что он сам лично понял из слов пророка.
Учение Заратуштры предполагает единобожие, различение Добра и Зла и свободный выбор, от которого зависит судьба и последующая участь каждого. О мирах «духовном» и
«плотском» пророк говорит в гимне 30. Перевод этой, самой главной Гаты мы приводим в конце этой статьи полностью. А далее рассмотрим более подробно основные идеи Зара-
туштры, провозглашенные миру в каждой из 17 Гат (в переводе Ю. С. Лукашевича). Вкратце они сводятся к следующему.

1. К Мазде можно приблизиться только чистым разумом и просвещенным сердцем. Заратуштра просит Творца – Духа Мудрости: «Даруй мне в обоих мирах – телесном и духовном – награду, что может быть достигнута лишь правдивостью и сделает счастливым верующего». Благодаря Аше, Воху-Мана и Хшатре вера и самопожертвование возрастут в сердцах людей, следующих по пути поиска истины, рождающих благие мысли. Заратуштра также просит Мазду дать духовную силу и радость, чтобы могли люди одолеть ненависть врагов своих, а также «благословение, проистекающее из чистой мысли».

2. Душа Матери-Земли просит дать ей защитника, Спасителя, так как «гнев, грабежи, жестокость, смятение, ярость и насилие всюду». И Ахура Мазда говорит Заратуштре, что Избранный «Владыка не должен быть ни несправедливым, ни жестоким, а любящим и доброжелательным, наисильнейшим из смертных». Заратуштра и был поставлен Ахура Маздой именно таким «пастырем, охраняющим творения этого мира». Заратуштра – это посланник, рассказавший людям о законах, установленных Творцом для нашего мира.
Гаты – это не просто наставления пророка людям. В самом начале Гат Заратуштра отмечает, что «Святые гимны, умножающие удачу, исходят от Ахуры в единстве с Ашей. Это суть гимны для продвижения мира и процветания людей, вдохновленные Маздой».

3. Каждый человек должен сделать свой выбор – и мужчины, и женщины – между двумя путями, добрым и дурным. «Два духа-близнеца, что пребывали вначале, были добрым и злым в мыслях, словах и деяниях! Мудрый сделает верный выбор (из этих двух идей), неблагоразумный же не сделает этого и собьется с пути». «Когда эти два духа достигли друг друга, были созданы жизнь и не-жизнь». «Из этих двух братьев-близнецов лживый избрал худшие деяния. Дух же Святейший, обладающий чистым разумом и облаченный в вечный свет знаний, избрал истину!». «Тому, кто одарен духовной силой, благой мыслью, правдивостью и чистотой, Армайти будут дрованы здоровье и крепость тела», а грешники получат воздаяние за свои грехи. Сомнение толкает человека на неверный путь, на служение «дьяволу или гневу, который причина дурных деяний, дабы разрушить духовную жизнь людей».
Согласно принципу воздаяния (а законы счастья и воздаяния установлены Маздой) лжецы и нечестивые столкнутся с долгим воздаянием, а «благочестивые и праведные насладятся вечным процветанием». Благодаря этому они достигнут спасения.

4. Истина и чистота, обладание знаниями будут способствовать духовному росту. В Га 31 (Гимн 4) Заратуштра обращается к Творцу нашего мира с такими словами: «Не отказывайте нам в доброй помощи Вашей, о Мазда и Амеша Спента, дабы могли мы обрести чистый разум и духовную силу через чистоту и истину, равно как искреннюю любовь и смирение, ибо проявлением этих качеств сможем мы одолеть служителей лжи».
Своим внутренним зрением Заратуштра постиг, что Ахура Мазда – это Владыка Жизни и Мудрости, Отец Воху-Мана, Создатель Истины и Высший Cудья – как Первое и Последнее Творение. И Ахура даровал живущим власть избрать путь добра или зла, следовать истинному главе (подлинному пастырю) или «быть ведомым тем, кто никогда не был истинным водителем». Заратуштра говорит: «С тех пор, о Мазда, от самого начала, когда создал Ты душу и тело, силу ума и знания, с тех пор, как вдохнул Ты жизнь в тело и даровал человеческую силу действовать, говорить и направлять, желаешь Ты, чтобы каждый свободно избрал свою собственную веру и путь!».
Наш долг – противостоять лживым и нечестивым, которые ведут к разрушению и гибели, и сражаться с ними духовным оружием чистоты и праведности. Тот, кто следует правед-
ности и чистоте, насладится «светом рая как вечной своей обителью». Лжецы же и дурные люди «останутся на долгое время во тьме, пребывая в скорби и беспокойстве».
«Владыка Мудрости и Жизни посредством мудрости Своей, совершенства и вдохновляющей силы дарует совершенство, вечность, чистоту, духовную власть и силу служения человечеству тем людям, что преданы Ему в мысли и деянии».

5. Лжеучителей, сбивающих других с пути истины лживыми речами, Заратуштра называет «алчными волками». Служители лжи и карапаны будут уничтожены теми, что «потеряли свободу свою, а те, что лишены свободы, насладятся обителью доброй мысли (раем) благодаря двум дарам Владыки – совершенству и вечности». Среди грешников – Йима, сын Вивахванта, который «желая сделать счастливыми смертных и убедить самого себя, презрел Всемогущего». За это он и был наказан. Такие грешники не понимают ничего «о смысле истинного продвижения, достигаемого в трудах и усилиях, которым учит жизнь» и не знают об испытании огнем.
Дурные мысли способствуют власти служителей тьмы. «Власть, захваченная этими нечестивыми волками через нечестие и дурные мысли, в конечном итоге, принесет неудачу им и разрушение их собственной жизни».

6. В Га 33 (Гимн 6) Заратуштра просит Владыку Мудрости о том, чтобы:
1) «не имеющие веры и преисполненные дурных намерений пребывали вдалеке от паствы Твоей»;
2) «порочная мысль и упрямство пребывали вдалеке от полагающегося на свои силы»;
3) «обман и вражда – от близких родственников»;
4) «клеветники и обвинители – от друзей»;
5) «а нечестивые и лживые правители – от мира».

Достигнуть обители Воху Мана (рая) поможет Сраоша, величайший из помощников, благодаря истине, чистоте и следованию путем Аши.
Заратуштра восхваляет «Святой Дух Ахуры Мазды» и просит Его даровать ему силу вести других и общаться с Ним, как с другом: «…открой мне себя, дабы были услышаны слова мои», «яви нам ясно обязанности наши и почтение к Тебе и сделай нас знающими их в совершенстве», даруй «мне совершенство и бессмертие, эти две великие силы, поддерживающие праведность», которые могут быть достигнуты благодаря мудрости и божественному свету, благодаря Воху Ману, вместе с Армаити, Ашей и Хшатрой (символом духовной власти), «даруй мне силу души и самопожертвования», «дай насладиться великой внутренней силой».

7. Благодаря добрым деяниям, словам и глубокому размышлению люди достигнут «вечной жизни, духовной силы и совершенства». Лжецы же несут с собой дурные деяния, смерть и разорение людям. Священный закон Ахуры Мазды – закон Аши: «любовь и вера в Бога – подлинные источники истины». Мудрецы должны учить тех, кто сбился с пути. Заратуштра уверен, что «два дара, совершенство и вечность… приведут людей к духовному и внутреннему свету» и что «благодаря силе воли, чистой мысли, любви и вере в Бога… всяк может одолеть врагов своих». Те люди, что совершают деяния через знание и чистую мысль, содействуют продвижению мира. За это они получат награду. «Ясный ум»
и «чистое сердце» необходимы человеку, чтобы приблизиться к Богу и жить по законам Творца.

8. «…добрая участь будет тому, кто сделает счастливыми других!...». Чистая мысль могущественна. «Зло будет участью нечестивых, а добрые пожнут плоды доброты своей». Заратуштра – истинный враг лжецов и лжи. Он просил Ахуру Мазду испытать тех, кто ведет других: «Испытание Твое даст духовную силу, в особенности главам тех средь людей, что вдохновленные Тобой, о Мазда, будут вести их, наделенные могуществом и исполненные героизма, и воплотят замысел Твой!».
Заратуштра признает, что Воху Мана вошел в него и он стал мудрым и видящим далеко: «Хоть понял я, что зажечь веру в сердцах людей тяжело, все же исполню я, о мой Владыка, все, что считаешь Ты лучшим деянием, с самопожертвованием и великим усердием!».
Он признает Ахуру Мазду «божественным» и «священным», а себя называет «Небесным Посланником» Творца. Заратуштра понял, что «тихое и глубокое размышление – лучшее средство обретения знания и духовного озарения».

9. Заратуштра спрашивает: «Какова наипрекраснейшая и наивысочайшая цель духовной жизни?». Для него «высшая цель есть достижение Мазды и единство с Ним!». Мазда для него – «защитник народа нашего, целитель душ и истинный друг». Он говорит: «Я стремлюсь, о Мазда, познать Тебя как Всемогущего Владыку посредством Святого Духа Твоего (Мудрости)!».
Заратуштра уверен, что «полным поражением последователей лжи и расстройством надежд» можно изгнать прочь обман их и ненависть и сделать их бессильными! Он спрашивает Мазду, как вернуть отступников на путь истины.

10. Заратуштра говорит «о двух духахблизнецах, что существуют с рассвета творения»: «Из этих двух духов Святой так говорил близнецу своему, нечестивому: меж нами двоими ни в мыслях, ни в учении, ни в вере, ни в словах, ни в сущности внутренней нет согласия, и полностью отделены они друг от друга».
Пророк понимает, что «законы жизни определены Маздой, мудрым и единственным, Владыкой, что есть источник добра и активного разума и чьи дочери суть вера и любовь!».
Следующие учению всеведующего Ахуры, насладятся дарами совершенства и бессмертия и достигнут истинного света. Грешники же будут терпеть страдания. Этот закон воздаяния был установлен Маздой Ахурой «через собственное могущество Его».
Заратуштра сообщает, что он «узрел» Ахуру Мазду «внутренним зрением своим» и стремился привлечь к себе внимание Его «гимнами восхваления». Для него «Ахура Мазда есть Владыка Жизни и Мудрости и Единственный Создатель Мира», «Создатель обоих миров», «святой Судия всех деяний как Владыка истины». «Тех, что противостоят дэвам и служителям их, и тех, что произносят имя Его, Владыки, с почтением и отдают дань уважения мудрым Саошьянтам, Ахура Мазда примет как искренних друзей, добрых братьев и отцов».

11. Ахура спасает «невежественного от ложного и разрушающего душу пути, направляя его к обретению уверенности в себе и самопознанию». Он говорит Заратуштре: «Замышляющий причинить вред Жизни нечестивыми деяниями своими не нанесет мне ущерба, но следствие ненависти этой вернется к нему же!».
И мужчина, и женщина насладятся наградой Аши и Хшатры – духовной силой и служением человечеству, когда будут идти они через Мост Чинват (мост суда). Кави и Карапаны, старающиеся разрушить духовную жизнь людей дурными деяниями своими, когда приближаются к мосту суда, «стыдятся души своей и совести, что будет упрекать их, ибо пали они в обитель лжи, где будет суждено пребывать им».
Кави Виштаспа, праведный друг Заратуштры, служитель истины, будет стремиться распространить славу Братства Магов.

12. «Мазда есть источник жизни». Он создал «Мать-Землю, радость дающую».
«Правдивый человек, хотя бы малого достатка или бедный, должен быть любим и уважаем, последователь же лжи, даже великого достатка и могущества, должен быть презираем и принят как нечестивый».
Владыка Жизни и Мудрости, через Святой Дух и сияющий Огонь определяет участь обе их сторон – и праведных, и нечестивых, и дарует им надлежащие награду или воздаяние.

13. «Конечная и величайшая победа» в жизни принадлежит Ахуре и следующему Его законам. Чтобы помочь людям не сбиться с пути, в мир приходят Саошьянты (спасители мира) – поистине мудрые, которые следуют чувству долга и ведомы Воху Мана. Их деяния вдохновлены Ашей и пребывают в согласии с учением Мазды. «Поистине побеждают они ненависть и гнев и приносят любовь и мир».

14. «Творящие зло, столь сильно связаны с ложью, что напоминают скорее монстров в человеческом обличье». Души мыслящих злое и последователей лжи вернутся в ад, ибо «сияние внутренней сущности их померкло, и отвратились они от света истины».
«Драгоценные жемчужины» суть души чисто мыслящих и праведных.

15. Помощь после смерти и защиту во времена бедствий помогут обрести Аша и Воху Мана. Они помогут «преодолеть препятствия, будучи призываемы искренне».

16. Рай достигается добрыми деяниями. «Хшатра есть драгоценнейший дар, что ниспадает на землю нашу подобно легкому дождю, пробуждая духовный мир тех, что посвятили жизни свои служению человечеству через Ашу».
Добрые деяния, истинное слово и чистая мысль – вот та триада, которой должны следовать люди, если они хотят приблизиться к Владыке Мудрости.
Человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен стремиться к знаниям, развиваться, совершенствоваться. Заратуштра просит Творца: «Создатель нашей Матери- Земли, Вод и Растений, о Мазда, даруй мне вечное совершенство через Святейший Дух Твой!».
Закон воздаяния, установленный Ахурой, проявит сущность каждого человека в испытании Огнем: «Обе стороны – и последователи истины, и лживые – предстанут пред сияющим божественным Огнем Твоим, и огненное испытание это раскроет судьбу каждой из сторон, являя награду Твою! Полное крушение будет участью лживых, последователи же истины пожнут добрые плоды благословения Твоего!».
Говорится в Гатах и о воскрешении души. Карапаны отправятся в ад, а праведники – в «Гаро Демана (Дом Песен и Восхвалений, сияющий рай). Эта обитель – Дом на небесах, где пребывает Ахура Мазда, – существует предвечно».
Амеша Спента – «единого все разума и единой воли».
«Через Воху Мана и контроль над собой Ахура Мазда дарует нам благословения свои».

17. «Души нечестивых препятствуют продвижению мира…» и Заратуштра призывает: «Стремитесь превзойти друг друга в истине и праведности! Так каждый из вас поистине обретет награду радости и счастья!». «О Мазда, лишь духовная сила Твоя – Твой Хшатра, что может дать силу праведным и смиренным, – помогает им и дарует им лучшую награду!».

Фактически Заратуштра первым провозгласил человечеству, по каким морально-этическим законам развивается и совершенствуется наш мир, какова связь между двумя
мирами и что нужно делать, чтобы не только избежать худшей участи, а и наилучшим образом обустроить свою жизнь, быть в ладу с Богом и с собой и в гармонии с окружающим миром.
В заключение для наилучшего понимания сути Гат приведем полностью Га 30 в переводе Ю. Лукашевича.

Га 30
(Гимн 3)

1. Теперь стремящимся к истине и мудрым буду говорить я о двух явлениях и объясню путь молитвы Мазде Ахуре и путь восваления Воху Мана! И объясню я также священные знания Аши, дабы могли вы достичь совершенства и тем самым увидеть свет истины и насладиться блаженством рая!

2. Слушайте ушами своими высочайшую истину, обдумайте ее тщательно с просвещенным разумом и сделайте выбор каждый – и мужчина, и женщина – меж этими двумя путями, добрым и дурным! Пока не возвещен великий день (день суда), восстаньте все и старайтесь распространить слова Ахуры.

3. Два духа-близнеца, что пребывали в мире мысли вначале, были добрым и злым в мыслях, словах и деяниях! Мудрый сделает верный выбор, неблагоразумный же не сделает этого и собьется с пути!

4. Когда эти два духа достигли друг друга, были созданы жизнь и не-жизнь! Служители лжи и нечестивые встретят худшее духовное существование, служители же истины и праведные насладятся лучшим духовным положением! Так будет продолжаться вечно!

5. Из этих двух духов-близнецов лживый избрал худшие деяния. Дух же Святейший, обладающий чистым разумом и облаченный в вечный свет знаний, избрал истину! Человек, что совершает достойные награды деяния, исполненные веры, также изберет истину к радости Мазды Ахуры!

6. Служители дэвов не избрали правильный путь, ибо пребывали они в сомнении и были обмануты! Потому не избрали они правильный путь, но стали служить худшей мысли, дьяволу или гневу, который причина всех дурных деяний, дабы разрушить духовную жизнь людей!

7. Тому, кто одарен духовной силой, благой мыслью, правдивостью и чистотой, Армайти будут дарованы здоровье и крепость тела! Такой человек, без сомнения, должен одолеть тяжкие испытания жизни и должен быть вознагражден, о мой Владыка, как добрый твой служитель!

8. Когда грешники получат воздаяние за грехи свои, о Мазда Ахура, тогда осознают они могущество Твое благодаря Воху Мана! Познают они эту истину, как должны бороться они за сокрушение вероломства и лжи и за помощь победе истины и чистоты!

9. Да будем мы искренними служителями Твоими подобно тем, что делают мир возрожденным, о Владыка Жизни и Творения! Да насладимся мы помощью Твоей благодаря Аше, дабы всякий раз, как разум наш пребывает в сомнении, сердца и мысли наши могли обратиться к указанному тобой!

10. Когда лживые будут сокрушены и побеждены, тогда будут исполнены сокровеннейшие желания тех, что прославили доброе имя свое, и насладятся они благими дарами Воху Мана, и сияющая обитель Мазды будет участью их!

11. Ежели вы, о Смертные, сознаете и понимаете законы счастья и воздаяния, установленные Маздой, и ежели знаете вы, что лжецы и нечестивые столкнутся с долгим воздаянием, а благочестивые и праведные насладятся вечным процветанием, тогда достигните вы истинного довольства и спасения благодаря знанию этого принципа!

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:39
Завтрашний день начнется в: 09:38
Текущее время Хаван-гах, осталось 03:06 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники