Поиск по сайту



О КУЛЬТЕ МИДИЙСКИХ МАГОВ

5-й наск Авесты – Двасдах-хамасп «О начале творений верхнего и нижнего мира»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

О КУЛЬТЕ МИДИЙСКИХ МАГОВ

Некоторые исследователи считают, что зерванизм возник в эпоху Ахеменидов, но еще до того, как Кир основал Персидскую державу, в которой зороастризм стал главенствующей религией, греческий мир уже проникся зерванитской идеей о всемогуществе Времени. В орфических сочинениях VI в. до н. э. Хронос Агераос (Нестареющее Время) упоминается как первопричина всего сущего. Однако с течением времени эзотерические учения мидийских магов о пространстве и времени были преданы забвению и не вошли в канон ортодоксального зороастризма.

Хранителями учения древних ариев, сакральной части зороастризма – зерванизма, являются мидийские маги, которые в древности были одним из иранских племен, пришедших на Иранское нагорье в начале I тысячелетия до н. э. «Мид» – индоевропейский корень, означающий середину, магический центр. Мидия была неким святилищем, местом, наделенным особой сакральной энергией.
Как самостоятельное государство Мидия сформировалась в X в. до н. э. Она занимала территорию к юго-западу от Каспийского моря в горных областях Загра и близлежащих долинах. К северу от озера Урмия было построено 10 городов- крепостей. Основная часть Мидии находилась на Хамаданской равнине. Мидийская династия насчитывала четырех царей, правление которых длилось 150 лет. Самая яркая фигура в истории Мидии – мидийский царь Киаксар (625–585 гг. до н. э.). Он построил могущественное Мидийское государство, в которое вошли Персия, Каппадокия и Армения. С 678 г. до н. э. происходит начало экспансии, приведшей к 128-летнему господству мидийцев над Азией. В Мидийском царстве маги занимали особое положение, и правители, принимая важные решения, держали совет с магами-жрецами. Таким образом, они помогали царям делать правильный выбор и способствовали укреплению могущества страны.

Arheologicheskaja nahodka.jpg
Археологическая находка из Луристана, датируемая VIII в. до н. э.
подробнее - http://www.zoroastrian.ru/node/323

Ассирийские и вавилонские клинописные источники содержат сведения о становлении и развитии мидийской государственности и культуры. В одном из ассирийских текстов, относящемся к VIII–VII вв. до н. э., содержится список богов разных стран. В нем упоминается имя Ассара Мазаш. Это имя в аккадском языке является закономерной формой для имени божества Ахуры Мазды.
В Мидию проникали элементы и ассиро-вавилонской культуры. В книге П. П. Глобы «Учение древних магов» (М.: Эксмо; Яуза, 2007. С. 201–202) говорится:

«Религия Зервана – бога времени и повелителя судьбы, сохраненная мидийскими магами со времен индоиранской общности, в ходе истории обогатилась шумерскими и ассиро-вавилонскими астральными представлениями и ко времени образования Персидской империи представляла собой сложный симбиоз зороастризма и астролатрии.
Астральный культ бога времени Зервана, исповедуемый мидийскими магами, вполне позволял соединить духовные искания индоевропейцев, наиболее объемно представленные в религии Заратуштры, с интеллектуальным наследием древней шумерской цивилизации, восприемницей которой стала ассиро-вавилонская культура.
…Зерванизм – это постоянно развивающееся религиозно-философское учение, основывающееся на этическом учении Заратуштры о борьбе сил Света и Тьмы в сочетании с существующими взглядами на природу пространства и времени. Таким учением зерванизм является в настоящее время, таким он был и во времена Мидийского царства, где маги зерваниты составляли костяк зороастрийского жречества, играя виднейшую роль в политической и духовной жизни государства».

Доказательством распространения зерванизма на территории Мидии является археологическая находка из Луристана, датируемая VIII в. до н. э. На бронзовой табличке изображен бог времени Зерван, представленный в виде крылатого божества, из плеч которого появляются близнецы. Ведь главным объектом культа мидийских магов был Зерван-Акарана. Согласно версии зерванитов, Ахура Мазда и Ангра Майнью были братьями-близнецами, воплощавшими собой два полярно противоположных принципа – созидания и разрушения. Так, Ахура Мазда создал все добро на Земле, а Ангра Майнью – все недоброе. Ахура Мазда создал человека, а горести, болезни и смерть создал его антипод. Между Ахура Маздой и Ангра Майнью идет непримиримая борьба, которая в конце времен должна закончиться победой сил Света.

Представления о двух братьях-антагонистах встречаются также в мифах различных народов на самых ранних этапах формирования общества.
Согласно зороастрийским мифам, срок правления миром Духа Зла ограничен 9 тыс. лет (по некоторым источникам – 12 тыс. лет), из которых 3 тыс. лет все будет происходить по воле Хормазда, затем 3 тыс. лет – в смешении воли Хормазда и Ахримана, а в последние 3 тыс. лет Злой дух будет обессилен, и противостояние из-за творений завершится победой сил Света над силами Тьмы, которая, безусловно, невозможна без участия в космической битве человека. Огонь в материальном мире является физическим проявлением космического тела Хормазда и помогает человеку в его борьбе с силами зла.

Для того чтобы пробудить человечество от спячки, на исходе 3-тысячелетней Эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра. Между рождением первого человека Гайомарда и рождением Заратуштры проходит 3 тыс. лет, и столько же должно пройти между появлением Заратуштры и приходом в мир Саошьянта – Спасителя, который возвестит о Страшном суде и наступлении последних времен. Рождение Заратуштры ознаменовало начало Эпохи Разделения, которая заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога и необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Последняя Эпоха Очищения будет ознаменована рождением Саошианта, который поможет людям очиститься от зла и восстановить утраченную целостность.

По истечении отведенных на борьбу со злом 9 тыс. космических лет материальная Вселенная пройдет очищение в космическом пламени и перейдет в духовное состояние Зервана Акарана. При этом Ангра Майнью со всеми своими порождениями будет уничтожен. Конец света в зороастрийской традиции называется Фрашегирдом.

Святая троица маздаяснийской религии – это Ахура Мазда (Владыка Мудрости), Воху-Ман (Благая мысль) и Аша-Вахишта (Святая Праведность) – представлена морально-этической триадой «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». В этой троице Ахура Мазда проявляется как Благое Слово – Мантра Спента (букв. «священная молитва»), который в зороастрийском календаре является управителем года с тотемом Сороки. 21 марта 2011 г. Как раз наступает такой год, который будет связан с воплощением благого слова.

Mitra v vide Boga.jpg
Митра, проявляющийся в виде бога Фанеса, только что родившегося из яйца. Скульптура из святилища Митры в Англии. Фото Музея древностей. Университет, Ньюкасл-эпон-Тайн

Зерванизм как связующее звено всех религий

Голландский математик Ван-дер-Варден (1903–1996), крупный специалист в области астрономии в древнем мире, досконально исследовал ее хронологические вехи и отмечал, что «фундаментальная идея астрологии есть религиозная идея» (Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991. С. 141). «Персидское религиозное учение» он называет зерванизмом, согласно которому «Зерван, или Зурван, Бог Времени, является наивысшим богом и прародителем всех вещей» (Там же. С. 109). Бог Зерван отождествляется с судьбой не только на Востоке при Сасанидах, но и на Западе. И если астральный фатализм утверждает, что мы «находимся в оковах неизбежного предопределения», то зерванизм предполагает все-таки свободу в выборе своей доли при рождении. Зерванизм и астральный фатализм находятся в противоречии с ортодоксальным зороастризмом, который признает наивысшим богом Ахуру Мазду, а Бога Времени не считает выше него.

Учение о Зерване – это учение о бесконечном времени, в котором Зерван является прародителем Вселенной. Основой зерванизма часто называют близнечный миф (каждый из нас должен сделать выбор между близнецами – светом и тьмой). В одном из текстов говорится, что вначале «оба духа обнаружили себя как близнецы в сновидении», как два намерения, лучший и плохой – в мысли, слове и деле.
Есть также две версии происхождения близнецов, по одной из них – близнецы родились от матери, т.е. была еще мать. А по другой – их породил сам Зерван, который является
двуполым высшим божеством. Пифагорейские и орфические предания поддерживают вторую версию. Персидские боги отождествляются с греческими богами: Зерван – с Зевсом, Митра – с Гелиосом и Аполлоном. Имеются сообщения о зерванитской версии мифа о близнецах в сочинении христианских писателей V в. н. э.

В арийских странах задолго до VI в. до н. э. было распространено поклонение богу клятвы и договора Митре. В святилищах Митры обнаружены изображения, подтверждающие связь между культом Митры и зерванизмом. Это изображения крылатого бога с львиной головой и человеческим телом, вокруг которого обвивается змея. В магических папирусах он называется богом Айоном, т.е. жизнью, временем жизни или вечностью. Львиноголовый бог представляет собой Безграничное Время, Зервана Акарана. Магические папирусы и изображения львиноголового бога были распространены и в эпоху поздней античности и свидетельствуют о влиянии зерванизма в то время.
В текстах Гермеса Трисмегиста бог Айон одновременно является безграничным пространством, безграничным временем и творцом мира. Эти тексты относятся к I в. до н.э. Один из текстов отождествляет его с Янусом, который сотворил все и правит всем.
Следы зерванизма видны и в более раннюю эпоху, в дошедших до наших дней «Книгах Орфея». Время создания их неизвестно, но во времена Платона они уже существовали. Еще в VI в. до н. э. некоторым пифагорейцам приписывалось авторство орфических стихов. Связь между теогонией Орфея и восточным зерванизмом подтверждают упоминания в орфических текстах о «крылатом звере со змеиным телом и львиной головой». Вероятно, зерванизм повлиял на писателей-орфиков.
Орфей как философ считал, что «Хаос – не тьма и не свет, не влажное и не сухое, не теплое и не холодное, но все вместе смешанное; он был вечно, единый и бесформенный. Однако однажды он породил и произвел из себя выношенный в течение беспредельного времени, как бы подобие огромного яйца», некий «двойной образ», который они (язычники) называют «мужеженским»; он образовался из такой разнообразной смеси противоположностей» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 62–63). То есть хаос породил яйцо, из которого появился бог Фанес.

Fanes.jpg
Орфическое божество Фанес. Рельеф на белом мраморе из Рима. Музей в Модене. Фанес рождается из яйца. 12 знаков Зодиака, окружающих его, показывают, что яйцо представляет собой космос. Змея, обвивающаяся вокруг тела, – распространенный атрибут Бога Времени Айона. Фанес часто отождествлялся с Айоном

Согласно теогонии Орфея, «первыми двумя первопричинами были Вода и Земля, из которых родилась третья первопричина. Это была змея с головами быка и льва,
между которыми было лицо бога. На своих плечах он нес крылья, и его имя было Хронос агераос (Нестареющее Время), или также Геракл. Вместе с ним была Ананке (Необходимость), имеющая ту же природу, что и Адрастея, простершаяся бестелесно по всему космосу и касающаяся его границ» (Вандер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. С. 177).
В другом тексте орфический Хронос выступает в роли первого бога и создает все из себя.
Безусловно, существовала связь между орфизмом и митраизмом. Орфический бог Фанес отождествлялся с Митрой. Сохранилась скульптура из святилища Митры в Англии, демонстрирующая появление бога Фанеса, родившегося из мирового яйца.

Aiion.jpg
Крылатый бог Айон – Зерван, стоящий на Мировом шаре.
Из святилища Митры в Риме

Все эти три религиозные течения – зерванизм, митраизм и орфизм – существовали в одно время – в VI в. до н.э. и исторически были действительно взаимосвязаны, но они были несовместимы с ортодоксальным зороастризмом, согласно которому Ахура Мазда – наивысший бог, а Зерван не может занимать это положение. Тем не менее влияние зерванизма распространялось и на зороастризм. Так, в книге Вандер-Вардена говорится: «Маги приобрели официальный статус в рамках персидского культа.
Соответственно они стремились доказать, что являются и всегда были хорошими зороастрийцами» (Там же. С. 214). Все религиозные течения того времени ученый делит на три группы:

1) ассиро-вавилонская астральная религия;
2) культ Митры, зерванизм, орфизм;
3) зороастризм, поклонение Небу (как наивысшему Богу); монотеистические тенденции, спиритуализация концепции Бога.

Зерванизм в явной или скрытной форме имеет отношение ко всем видам религий, именно он является их связующим звеном. Исследователи также отмечают, что и развитие астрологии в древности было тесно связано с развитием религии. Маги были не только жрецами, но и хорошими астрологами. Сокровенное учение зороастризма лежит в основе и божественной науки астрологии и включает в себя такие понятия, как Время (Прошлое, Настоящее, Будущее и Вечность), Пространство и Свободный Выбор. Все они взаимосвязаны. Стражами четырех форм Времени являются высшие сущности, которые были поставлены для охраны в самом начале творения, еще до вторжения Ангра Майнью
в наш мир. Это:
Страж Запада – Шатаваэш, хранитель прошлого, олицетворяющий собой инстинкты, то, что нельзя изменить;
Страж Востока – Тиштар, хранитель будущего; именно он хранит «ключи от будущего»; индивидуальность;
Страж Севера – Хауранга, хранитель настоящего, которым является «миг между прошлым и будущим», повседневная жизнь;
Страж Юга – Вананд, хранитель Вечности, «лабиринт с точками выбора».

Еще одно проявление Зервана – Зеркальная дева Вакшья, дочь Зервана, «зеркальный щит». Она связана с Пустотой, Пространством, Тхвашей. Одна из ее функций – объединение всех четырех форм времени. Только она может стирать время, схлопывать его и переключать ритмы.
Разумеется, астрология, не может находиться вне времени, ведь предмет ее изучения – момент рождения человека, события, явления и потенциал их проявления в определенном месте в определенное время. А авестийская астрология является частью древней арийской традиции. Ведь именно арии принесли на Землю знания о звездах и морально-этическом законе Вселенной. В нашем мире все взаимосвязано и не может быть иначе. Момент рождения для каждого человека – это подарок или воздаяние из небытия, данные нам Свыше. И каждый из нас несет ответственность за то, как использует отпущенное ему время.
В разные времена имело место разное отношение к зерванизму. Кто-то считал его ересью в силу своего невежества, кто-то видел в нем миф и толковал по своему усмотрению, кто-то просто не воспринимал всерьез или воспринимал слишком фанатично. Тем не менее, как бы мы к нему не относились, ни что не властно над Временем, оно всегда и все расставляет по своим местам и проявляет сущность каждого.

Материал подготовлен на основе лекций и книг П. П. Глобы «Учение древних ариев» и Живой огонь», а также книги Ван-дер-Вардена «Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии»

Разделы: 
Rus
02 Вохуман день.
04 Тиштрии месяц.
3756 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:39
Завтрашний день начнется в: 03:40
Сейчас время молитвы !
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 04:35 часов.
Узерин-гах будет в 17:41 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники