Поиск по сайту



Рахнамун Ф. Зерван – ЗЕРВАН – БОГ СОЗДАТЕЛЬ . Пер. с англ. яз. С. Каменевой

5-й наск Авесты – Двасдах-хамасп «О начале творений верхнего и нижнего мира»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

Фариборз Рахнамун

ЗЕРВАН – БОГ СОЗДАТЕЛЬ

Господь создал человека по образу своему и подобию,
человеческие существа божественны по своей природе.

Краткая история бога

Люди всегда с трепетом взирали на тайны Вселенной и задавались вопросом о ее сотворении, пытаясь представить ее создателя. В короткой истории человечества, которая имеет документальные подтверждения, мы можем видеть, что Бог принимал различные формы. В древности, когда передача информации и перемещения по планете были ограничены, у каждой цивилизации была своя собственная система богов. Люди воевали со своими соседями из-за того, что у тех был другой Бог. Они даже жертвовали самыми красивыми своими дочерьми, чтобы добиться благосклонности и защиты у своего Бога. В то время как сами люди жили в пещерах или соломенных хижинах, в нищете и бедности, все материальные богатства общества были направлены на создание огромных храмов, на содержание их богов, и эти храмы пережили свои цивилизации. Люди отдавали свою самую лучшую еду богам, в то время как сами нередко ложились спать голодными. Даже мы, люди современной цивилизации, не можем отделить себя от этой вины. Ведь подобное происходит и в наши дни. В то время как мусульмане в Бангладеш и в Африке сотнями и тысячами умирают от голода каждый год, тысячи овец, коз, коров и верблюдов приносятся в жертву во время Хаджа в Мекке. (И это мясо остается гнить, им не накормить голодающих.)

У египтян была своя уникальная система верований и богов, для них смерть и загробная жизнь были куда важнее, чем просто жизнь. Шумеры, эламиты и вавилоняне – каждое племя имело свой набор богов, они воевали друг с другом от имени своих богов, и боги поверженной стороны должны были утратить свою божественность. Победитель забирал все атрибуты поверженного Бога и отдавал их своему собственному Богу. Вавилонский бог Мардук имел 51 такой атрибут, забранный у побежденных богов, когда Кир Великий завоевал Вавилон. И впервые в истории победитель не уничтожил храмы и богов побежденной стороны. Вместо этого он восстановил их величие и воздал им почести. Кир Великий также поступил и с евреями, которые тогда жили в Вавилоне. Он разрешил им открыто поклоняться своему Богу. Кир был последователем истинной философии – учения Заратустры, которое основано на истине и справедливости.

Заратустра, который жил около 1750 г. до н.э., единодушно признан всеми учеными создателем первой монотеистической религии на Земле. Он назвал своего Бога «Творцом мудрости» –Ахура Маздой. Его Бог не создавал мир в течение семи дней, он просто создал «Мудрость в творении» – Ахура Мазду. Вселенная сформировалась согласно этой Мудрости в творении (истине в природе) путем эволюции. Сегодня мы знаем, что для того чтобы сформировалась Галактика, необходимы миллиарды лет.

Бог Заратустры наиболее прост в понимании и вместе с тем до сих пор не до конца понят даже среди своих современных последователей. Согласно Гатам Заратустры, Бог Ахура Мазда не может быть повинен в тех событиях, которые случаются среди людей. Заратустра говорит, что Бог –это Аша (Закон Природы), который в своем проявлении может и ранить нас, если мы не используем свой ум, чтобы строго следовать правильному пути и защитить самих себя от этого.

Это вы сами, а не Ахура Мазда,
Ашем (закон Ахура Мазды)
приносит наказание.
И тот ум хорош, который борется
За лучшее управление,
Чтобы быть благим,
могущественным и удовлетворенным,
он достоин похвалы.

Гаты Заратустры. Ясна 28.9

Истинность этих слов подтверждают землетрясения. Этот страшный экзамен, что часто устраивала для человечества разгневанная природа, раньше приводил людей в отчаяние и шок. Но сейчас жители Японии научились управлять даже этим страшным природным явлением, они изучили природу землетрясений и могут прогнозировать их, что позволяет обходиться минимальным ущербом для собственности и спасать жизни людей. Не это ли имел в виду Заратустра? Люди с помощью «хорошего ума» научились управлять таким стихийным бедствием, как землетрясения. Таким образом, осознанно или неосознанно жители Японии пошли по пути, описанному в древнем учении Заратустры.

Заратустра не переставал повторять, что человек сам является творцом своей судьбы. На примере истории мы видим эффективность этого утверждения, ведь на протяжении 220 лет (с 550 по 330 гг. до н.э.) Персидская империя была супердержавой древнего мира. В течение этого времени человеческая цивилизация резко поменяла курс своего развития, ведь персы не строили громадных храмов, жертвуя все деньги на процветание богов, вместо этого они построили шоссе длиной в 1500 миль, соединяющее Суш и Сардис (около Средиземного моря), чем открыли новое направление для торговли и коммерции. Они связали между собой Средиземное и Красное моря, построив предшественник Суэцкого канала. Они составили карты, описывающие водный путь от Ганга до Красного моря. Они написали первый устав прав человека…

Появление Зервана как Бога Творца

В 438 г. до н.э. царь царей Ардашир II подписал мирный договор с Римской империей, другой супердержавой древнего мира. Римская империя в то время имела бесчисленное множество богов, которые олицетворяли стихийные силы природы. Не только торговля, но и бурный обмен идеями шел между двумя супердержавами. Новый образ мышления и новая философия возникли среди греков, которые пошли против самих основ старой религиозной системы западной цивилизации. Наиболее выдающиеся греческие философы как раз жили в это столетие, и многие из них родились в тогдашней Персидской империи и лишь впоследствии переселились в Афины. Знание и мудрость процветали, но настоящим искателям истины не всегда приходилось легко. Сократ, понявший глубокую истинность учения Заратустры, был приговорен к смерти за то, что отказался поклоняться римским богам и заменил их на чужеземных.

Заратустра больше внимания уделяет настоящей жизни людей. Он больше был озабочен духовным прогрессом людей и путями их совершенствования, нежели вопросами посмертного существования в раю или аду. Заратустра меньше говорит о самом Боге и его атрибутах, уделяя гораздо больше внимания развитию человеческого духа. Лишь во времена контакта персидской цивилизации с Западом, вопрос западных философов «Кто создал Бога?» стал обсуждаться и в Персидской империи. Вполне вероятно, что ответ, который дали на этот вопрос последователи Заратустры, звучал так: «Бог создал сам себя из ничего, он самосоздан», однако за этим следовало логическое пояснение: «Для Бога, чтобы создать себя, необходима некая субстанция, которая является Пространством и Временем». Здесь мы подходим к тому понятию, которое в зороастризме называется Зерванизм. Зерван – это вечное время, в которое Бог создал сам себя.

tetramorf.jpg
Изображение бога Айона – Зервана

Однако ни Бог Заратустры, ни свобода мысли и философские дискуссии о Зерване не выдержали атак Александра Македонского, который напал на Персидскую империю, и как предшественник Гитлера безжалостно и целенаправленно уничтожал древнюю доблестную культуру Персии, насаждая вместо нее молодую греческую культуру и цивилизацию. Греческие историки пишут: «30 000 молодых персидских юношей были увезены в Грецию, где они изучали греческую культуру, а после вернулись и заняли все ключевые посты в новом правительстве Персии». Александр Македонский сжег древние персидские библиотеки, а подлинник Авесты переписал в угоду дельфийскому оракулу и своим языческим богам. Он уничтожил Персеполис (Тахт-эль-Джамшид), который был произведением искусства и архитектуры, совместным творением рабочих и художников разных культур и национальностей. Персополис был памятником общества гармоничного развития многих культур и не имел военного значения. Правление Александра было ничем не лучше, чем диктатура того же самого Гитлера, но так как он был победителем, то продажная история присвоила ему титул Великий и даже назвала его отцом западной цивилизации.

Свобода слова и вероисповедания была отнята у народа Александром. Он начал преследования инакомыслящих. Первым действом его благосклонности к побежденным персам было восстановление языческого храма в Вавилоне, о котором еще Геродот в свое время писал, что сами жители отвратились от язычества и перестали его посещать. Римляне также стали возрождать митраизм, языческую религию, предшествовавшую учению Заратустры в Северном и Западном Иране. Митра, или Мехр – Бог Солнца стал ими особо почитаем, и храмы поклонения Митре, названные «Дар-э-Мехр» стали строиться повсюду. Более древний солнечный бог Мехр частично заменяет собой Бога Заратустры, а также полностью вытесняет такие философские понятия, как «теория Зервана». Римские гарнизоны, которые были посланы Александром в Персию, чтобы охранять его империю, очень скоро становятся последователями Митры, а вместе с римскими купцами, которые ведут торговлю по всей Европе, новая религия быстро распространяется и приобретает новых последователей, так что очень скоро митраизм становится европейской религией.

Спустя много веков идеи персидских философов вновь начинают широко обсуждаться в философских кругах, к ним проявляется новый интерес в связи с развитием и экспериментами в психологии. Увы, новые философы, типа Ницше, смотрят на учение Заратустры совсем с других позиций.

Истинное знание порождается хорошим умом,
Никогда прежде не известное
Среди мудрых и творения,
Приносит им форму хорошего правления,
Где можно жить без опасений,
Оно делает общество праведным,
Ведущим нас к совершенству.

Гаты Заратустры. Ясна 28.3

Заратуштра и его последователи хотели сделать мир праведным. Они хотели создать мир, в котором можно жить без страха и опасений. Да, присутствие и влияние персидской цивилизации можно увидеть повсюду даже в современном мире. Согласно еврейскому историку Флавию Иосифу, волхвы – это персидские маги, которые пришли в Палестину приветствовать новорожденного младенца, на прощание они сказали царю Ироду, что этот мальчик будет правителем евреев. Царь Ирод боялся покушения на свой трон, так как был только наполовину евреем, вместе с тем он уже правил евреями 40 лет.

Согласно Свиткам Мертвого моря, евреи ожидали приход Пророка ближе к началу нового тысяче летия, но в это время ничего не произошло. Затем эти данные были пересчитаны по солнечному календарю, который имел больше дней в году, поэтому понятие тысячелетия было расширено, и тогда была точно определена дата прихода в мир Иисуса Христа (1). Сегодня тот факт, что волхвы – мудрецы Востока, которые принесли дары младенцу Иисусу, были персами, не вызывает ни у кого сомнения. Однако значение подарков, которые символизируют собой Воху-Мана, Аша Вахишту и Кшатра-Ваи-рью (2), понято западной цивилизацией неправильно. Объяснение реального смысла этих подарков также можно почерпнуть из Библии, если внимательно прочитать главу об искушении Иисуса дьяволом в пустыне. Смысл этих подарков – в тех трех вопросах, что дьявол задает Иисусу. Другой важный факт, что главой церкви во времена Христа был Симон Магус (еврей, воспитанный магами), нигде и никогда широко не обсуждался (3).

По сути, своими заповедями Иисус вводит Бога Заратустры в Новый Завет, но Семитский Бог Ветхого Завета настолько прочно жил в умах тогдашних евреев, что так и остался главенствующим Богом. Хотя из Ветхого Завета мы видим, что это жестокий, слабый и непоследовательный в своих действиях Бог, который создает все творения за 7 дней, после отдыхает и управляет созданным им миром. Затем он ужасается своему творению и уничтожает все созданное, сохраняя только Ноя и пару каждого вида животных. Следующие поколения после Ноя также живут не так, как хочется Богу, который постоянно посылает пророков для их перевоспитания. Но пророки оказываются слабыми и беззащитными перед лицом человеческого стада, одурманенного страстями, жаждой утех и развлечений.

В этих поисках пути и смысла человеческой жизни тема сотворения материального мира вновь становится актуальной, и люди вновь обращаются к зерванизму. Это нашло отражение в Свитках Мертвого моря (4). В Иране начала правления династии Сасанидов зерванизм достигает своего наивысшего развития, а позже Мани и Маздак использовали некоторые его идеи в своих целях, исказив их первоначальный смысл. Сасанидские мобеды ввели запрет на зерванизм, манихейство и маздакизм, но их идеи прочно укрепились в позднем зороастризме, что привело к дуализму. Ахура Мазда – творец всего светлого и доброго, а ахриман – создатель всего плохого. К несчастью, современные ученые при переводе Гат также придерживаются этого же мнения, в итоге появились дуалистические переводы Гат, где сам Заратустра признает равноправное существование двух путей и дает людям свободу следовать по пути зла.
__________________________________________________

1. СектаКумрана, по-видимому, отвергала искусственную систему расчетов и вела вместо этого свой хронологический
расчет, вероятно, изначально более точный, основанный на движении Солнца (см.: Свитки Мертвого моря: Пер. на англ.
3-е изд. Лондон, 1987. С. 47).
2. Евангелие от Матфея 4 (влияние на другие религии).
3. Барбара Тиринг. Иисус из плоти и крови. М.: Эксмо, 2009.
4. Свитки Мертвого моря. Кумран в перспективе. Лондон, 1977.

Зерванизм

Зерван, или Зурван, означает Время, которое является самым важным фактором Вселенной. Зерванизм, или Зурванизм, в своем становлении не имел пророков, имена которых сохранила бы для нас история. Также и время зарождения зерванизма не установлено точно, этот вопрос до сих пор дискутируется среди философов и историков. Считается, что зерванизм появился около 438 г. до н.э., когда персидские и римские философы начали вести обсуждение природы Бога. В то время у римлян было много богов, тогда как персы имели только одного, которого они называли Ахура Маздой. Римские боги были похожи на людей, и поэтому их было легче понять. У римлян существовали легенды о рождении и жизни их богов. У римских богов, как и у людей, были достоинства и недостатки, они влюблялись, женились, изменяли, ревновали, имели врагов, против которых вели войну. Когда речь заходила об Ахура Мазде, то никаких таких рассказов не было. Ведь Заратустру гораздо больше интересовал мир реальных людей, он учил их, как надо развиваться, как лучше обустроить свою повседневную жизнь, не загрязняя окружающую среду, и жить в гармонии с природой.

Чтобы заполнить возникшую пустоту, нужно было дать объяснение, что было прежде, чем возник Бог. Конечно, это были Время и Пространство, только из них и мог возникнуть Бог. Вместе время и пространство были названы «Зерван Акарана» – Вечное Время. Затем начались дебаты с римскими философами на тему правильности учения Ахура Мазды, они стали обсуждать высказывание Заратустры: «Это сам человеческий ум создает счастье и боль» (Гата 30.11). Что такое человеческий ум и как он должен быть настроен, чтобы защитить человека против разрушительных сил природы? (Гата 28.9)

Так как Ахура Мазда был выше всех римских богов, имел массу достоинств и не имел их слабостей и недостатков, римские философы не могли понять, куда списать все бедствия и несправедливости мира, так появился темный антипод светлого Бога Ахура Мазды, которого назвали ахриманом. Важно отметить, что такие слова, как «Зерван» и «ахриман» совсем не встречаются в Гатах, значит, этих понятий не было в то время, когда Гаты были составлены.

Легенда о Зерване, рождающем двух близнецов, записана в повествовательном стиле, именно так слагались легенды о римских богах. Поэтому есть все основания предполагать, что эта легенда возникла именно в период дебатов с римскими философами. В легенде говорится, что сначала Зерван был бездетным, а пространство было пустым. Затем Зерван выполняет ритуал Яшт (чтение молитв и жертвоприношение), чтобы родить ребенка, который должен создать Вселенную. Он совершает Яшт на протяжении тысячи лет, но все безрезультатно. И вот, в тот миг, когда молитвы его уже готовы возыметь действие, он начинает сомневаться и думать, что старается напрасно.

Зерван в силу своего всеведения осознал, что у него должны будут родиться два близнеца. Один из них явится результатом его молитв и терпения, а второй –результатом его сомнения. Он дал клятву, что тот, кто родится первым, будет обладать властью над всем творением. Зерван был убежден, что сила его молитв перевесит силу его сомнения. Эта информация достигает его будущих детей, находящихся во чреве. Результат его сомнения есть воплощение зла –ахриман, который решает обманом завладеть ситуацией, разрывает чрево Зервана и первым выходит на свет. Когда Зерван видит своего первенца, он потрясен, ведь он предполагал, что это будет блестящий, чистый, благоухающий младенец, вместо этого на свет появился страшный, грязный и мерзко пахнущий ахриман. Затем на свет появляется Ормузд, который чист и светел, от него исходит приятный, нежный аромат. Но Зерван не имеет выбора, он должен сдержать свое обещание, ведь он поклялся отдать власть над миром тому, кто родится первым. Вместе с тем Зерван ограничил время правления ахримана девятью тысячами лет, после чего в течение одной тысячи лет будет идти борьба между близнецами, в результате которой Ормузд одержит решительную победу и уничтожит ахримана, после чего навсегда будет управлять Вселенной в мире и спокойствии. Так что 10 тыс. лет борьбы –не такой уж большой срок по сравнению с последующим вечным правлением Ахура Мазды. В этой легенде Зерван, подобно римским богам, не имеет абсолютной власти над своим Творением, хотя он Бог богов.

С более серьезной теологической точки зрения Зерван – бесконечное время, которое должно существовать для Бога, чтобы самому создавать себя. Время само по себе не несет какой-либо функциональной нагрузки, но оно дает возможность Богу проявиться. Зерван не является Творцом Вселенной, но он необходим для роста творения и развития Вселенной. Это очень тонкий философский вопрос, и Библия не берется его воспроизвести в своей истории о сотворении мира. В «Бундахишне» и «Денкарте», которые были основными священными текстами эпохи Сасанидов, эта тема обсуждается подробно. Вопросы Времени и Пространства –это больше наука, чем религия, даже в своем кратком изложении.

Журнал «Иран Замин. 2005.
Февраль Т 5. №1, 2
Перевод Светланы Каменевой
Пермь

Разделы: 
Rus
06 Хаурват день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

Хаурват день (Ав. Хаурватат) Цельность (Целостность или Здоровье). Покровитель вод.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:44
Завтрашний день начнется в: 06:46
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 05:01 часов.
Ушахин-гах будет в 00:52 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018