Поиск по сайту



Гимны Ригведы звучат из степных курганов Руси. Дубов В. И. (Пермь).

14-й наск Авесты – Джирашт «Для осведомленности людей»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

В. И. Дубов,
Пермь

Многие считают, что между древнейшими памятниками Авестой и Ригведами много общего и они являются основными источниками мировоззрения наших далеких предков – ариев. Предлагаем читателям ознакомиться с одним из мнений, в котором симвлика Ригведы сопоставляется с устройством древних курганов на Руси.

ГИМНЫ РИГВЕДЫ ЗВУЧАТ ИЗ СТЕПНЫХ КУРГАНОВ РУСИ

Курганы – рукотворные холмы Приднепровских и Придонских степей, которые в своем устройстве имеют символику создания мира. Они обычно имеют форму водоплавающего существа, вылупляющегося из яйца (черепаха, змея) – идея Мироздания, возникающего из Праяйца и способного плавать на Праокеане. Курганы в своем устройстве имеют каменные строения – кромлехи, являющиеся астрономическими обсерваториями для наблюдения за годовыми циклами и одновременно обрядовыми сооружениями. Обряды, здесь совершаемые, имели целью с помощью магических действий преодолеть зиму-зло и воссоединиться с летом-добром.

kurgan.jpg

Одни и те же курганы использовались людьми на протяжении тысячелетий. Причем самые древние из них датируются 7-м тысячелетием до н. э., а заканчивается сооружение подобных курганов только с утверждением христианства на Руси (так курган, найденный недалеко от Полтавы, датируется X в. н. э. и отличается рельефом вырезанных в земле лебедей). Жертвенные алтари в Индии до сих пор имеют форму птицы.

В устройстве курганов можно проследить идеи и символы, которые содержатся в Ригведе – Веде гимнов. Ригведа – древнейшая из священных книг индуизма и основной источник по истории и мировоззрениям ариев. Время и место создания Ригведы неизвестны. Упорядочена она была в середине 2-го тысячелетия до н. э., сразу после переселения ариев в Индию неким Вьясой (тем, кто связал). Веды, в том числе и Ригведа, передавались и до сих пор передаются в Индии изустно, причем с точностью, для которой в истории человечества нет аналогий: варианты отсутствуют, текст Ригведы един. Расхождений нет не то, что в словах, но и в интонациях, с которыми в разных областях Индии читается Ригведа у специально устроенных жертвенников. Этих алтарей жертвенников три, общее их название – Шрута («слушать»). Главный алтарь имеет круглую, солнцеобразную форму и именуется Веди («ведать»), на его огне готовят жертвенную пищу. Второй алтарь – прямоугольной формы и располагается восточнее первого, в его огонь бросают часть жертвенной пищи. Третий алтарь – Дакшни-агни (южный огонь) – располагается южнее предыдущих и имеет форму полумесяца; бросаемая в него жертва предназначается для владыки загробного мира Ямы и его предков. Круг (солнце) – небеса, квадрат – земля, месяц – ночь (подземный мир). Такая же ориентация жертвенных костров прослеживается во многих степных курганах. Ведийский образ смерти, приходящий с юга в красных одеждах, соответствует размещению окрашенных охрой покойников преимущественно в южной половине кургана. Ветви «древа жизни», подпирающего кровлю обители Ямы и плечи праотцов, обозначены в тексте Вед одним и тем же словом, что намекает на подобие скелета дереву. Такое дерево изображено на спине многих человекоподобных стел курганов и отражает обожествление предков:

Под дерево с прекрасными листьями,
Где пьет с богами Яма,
Туда наш отец, глава рода,
Устремляется к предкам.

Некоторые человекоподобные стелы древних курганов вначале вкапывались, а затем повергались на землю. В Индии посвященные Индре столбы стоят после Нового года не более недели, потом их свергают. В древних курганах можно найти символы всего пантеона Ригведы. Это и Пушан («пышный»), имеющий голову козла и выбитую Рудрой («рудым», «рыжим») челюсть и потому питающийся жертвенной кашей, и быкообразное божество грозы Парджанья – родня Перуна, оплодотворяющее Землю, и двуполое божество Дьявапритхиви («сияющая земля») – слияние в одном образе женщины и быка, и Ушас («утро»), лучи которой уподобляются жертвенным столбам и этими лучами пробуждаются мертвые:

Вставайте, пришел к нам дух жизни!
Тьма удалилась, приближается свет,
Свободен путь для продвижения солнца,
Мы пришли туда,
где продолжается жизнь.
Заставь нас родиться среди людей,
о Всежеланная.

Но посмотрим, как основной миф Ригведы воплощается творцами курганов. Индра с помощью Вишну отвоевывает у змия Вритры («врата») агни («огонь») и сому («воду»), расколов своей палицей – важдрой Валу – праостров, поднятый вепрем со дна «салилам» – мутных вод (русское «ил»):

Разъяренный как бык,
он выбрал себе Сому,
На празднике Трикадрука он напился
выжатого (сомы),
Щедрый схватил
метательный снаряд – дубину,
Он убил его, перворожденного
из драконов…
Ты завоевал коров, ты завоевал Сому,
о герой!
Ты выпустил для бега семь потоков.

Символизм этого стиха таков: «сома» – влага, «коровы» – солнечные лучи, «семь потоков» – семь месяцев благоприятного времени года. Для совершения своего подвига Индра («ядреный») будит Вишну (вначале именуемого Шипивишта – «облезлый, лысый»), дремлющего на мировом змие Шише. Вишну пробудился, нашел нужный для него день и «четырежды девяносто именами закрутил пары как вертящееся колесо», т.е. открыл течение нового года. Своими шагами Вишну создает пространство, разделяя небо и землю:

О Индра-Вишну, удивительно в вас то,
Что опьяненные сомой,
вы широко шагнули.
Вы сделали воздушное пространство шире,
Вы распространили миры нам для жизни.

Вишну растет, и его шаг с земли на небо, создающий пространство, является высшим следом, на «который никто не отважится взглянуть, даже крылатые птицы в полете». Как все это отражается в курганах? В основе жертвенника укладывался ил – «салилам», желток праяйца формировался желтым лессом, отвал земли Вала имитировал белок, с наружи это покрывалось камнями – скорлупа. Рвами, прорытыми в земле, изображались ваджра Индры, Вритра, пастушеский посох Вишну. Образы Индры и Вишну оформлялись в виде человекоподобных стел. Иногда все это запечатывалось следом Вишну – гиганта, отталкивающегося от земли в момент вознесения в небо. Интересен расчет длины кургана-стопы на Нижнем Днепре, он в 366 раз (число суток в году) превосходит длину стопы взрослого человека. В курганах можно проследить и воплощение других мифов Ригведы.

Смысл обрядов, совершаемых на курганах, заключался в человеческом жертвоприношении (самопожертвование) – Пурушамедхе Вед. Причем покойник, возрождаясь в мире богов, становился посланником племени на небесах, донося до богов просьбы соплеменников. Масло – наиболее питательная пища для людей и огня, оно использовалось для возлияния в огонь, помазания умирающих и новорожденных. Христос – помазанник. Масленица в его древнем значении проходила так: кто-то из старейшин добровольно принимал роль посланника к обожествленным предкам. На святилище устанавливали столб с колесом на верхушке: символы оси мироздания и Солнца, владыки Вселенной. К столбу вставал старец, обычно с лысиной как знаком богоизбранничества. Его кропили маслом, засыпали соломой и подносили священный огонь.

С масленицей сопоставимы Пуруша и Вишну. Последний, как мы знаем, в начале года «закручивал дни, как вертящееся колесо» и представал в образе лысого старца Шипивишту, а под конец года становился «достигающим во все стороны» и шагал в пламени костра к Солнцу. Большая часть гимнов Ригведы обращена к Агни-огню, без которого невозможен огонь жертвенника и пламень самопожертвования. Пожелание о неугасимости этого Агни-огня звучит и в последнем итоговом гимне Ригведы:

Единым да будет ваш замысел,
Едиными ваши сердца!
Единой да будет ваша мысль.
Чтобы было в вас доброе согласие.

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
04 Тиштрии месяц.
3756 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:40
Завтрашний день начнется в: 03:40
Текущее время Узерин-гах, осталось 01:17 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 22:22 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники