Поиск по сайту



КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА И ВЕРОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ТУРЦИИ (СЕВЕРНАЯ МЕСОПОТАМИЯ)

9-й наск Авесты – Бариш «О любых деяниях для каждого народа»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

Проф., д-р экон. наук Стоян Денчев,
проф., д-р пед. наук Александра Куманова,
ст. науч. сотр., д-р Никола Казански,
Николай Василев,
София, Болгария

КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА И ВЕРОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ТУРЦИИ (СЕВЕРНАЯ МЕСОПОТАМИЯ)

“Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” Евр. (11: 1)

Летом 2009 г. из Болгарии была отправлена группа ученых в Турцию с целью изучения и систематизации коллекции документов и фотографий по нестинарской феноменологии. Интенсивное комплексное изучение обширной проблематики данного исследования привело ученых в Месопотамию, с которой связаны корни нестинарской феноменологии. В районе Северной Месопотамии, сегодняшней Центральной и Восточной Турции, находятся музеи, которые никогда ранее не исследовались в интересующем нас аспекте. В историографии отсутствуют упоминания о сохранении в них артефактов в обрядах нестинарства в качестве культовой практики и верований.

На полпути между Троном Соломона (Иран) и горой Странджа находится самая западная часть иранского культурного пространства (VI в. до н. э. – XI в. н. э.), частично совпадающего с исторической областью Северной Месопотамии и Каппадокии.

Mitra.jpg
Бог Митра – скульптура

Название “Каппадокия” происходит от персидского и означает буквально “страна красивых лошадей”. Северная Месопотамия и Каппадокия находятся на территории сегодняшней Центральной и Восточной Турции – область Анатолия (болг.: Анадола), тождественная обозначению “Малая Азия”.

К сожалению, в результате сложных исторических событий и процессов (римского, византийского и оттоманского владычества) было сильно видоизменено и в конечном итоге разрушено зороастрийское духовное пространство. При проведенных исследованиях местности были обнаружены небольшие, прежде всего отрывочные отголоски древних зороастрийских обычаев в области Анатолии: множество зороастрийских храмов огня, среди которых известный храм в Зела (Каппадокия), упомянутый Страбоном, а также огненные святилища, известные как “Двери Митры” (Darb-e-Mehr).

lev_0.jpg
Митраистический лев, найденный в Болгарских землях – скульптура
Лев Малоазийского региона – гранитная скульптура

Местный краевед Мустафа Уйсун рассказал, что его бабушка и дедушка категорически запрещали ему в детстве гасить раскаленные угли, потому что они являются творением великого священного духа, который в них обитает. По его мнению, данное поверье, связанное с огнем, не коренится в мусульманской религии, а имеет четкие корни в зороастризме. Это согласуется с известным представлением о том, что зороастризм – в том или ином виде, в особенности в симбиозе с митраизмом, существовал долгое время после принятия ислама в Иране (после падения Сасанидской империи в 648 г.).

Эту информацию дополняет и сообщение местного любителя старины Бекира Байындыра о том, что как в целом на зороастрийском востоке (Средней Азии, Иране и Северной Месопотамии), так и здесь, в Каппадокии, сохранился известный праздник Навруз (ноуруз), названный на турецком „хыдырлез (едерлез)”, а на Балканах – Георгиев день (6 мая). В ночь перед Наврузом зажигают большие костры и перескакивают через горящие угли.

Некоторые артефакты, которые мы находим в Музее анатолийской цивилизации (Анкара), самом большом и не имеющем аналогов в мире специализированном музее в Анкаре, подтверждают трудно уловимые на первый взгляд связи между арийским культом Великой матери богов и зороастрийскими огненными ритуалами. Хотя и редкие, черты симбиоза культов богини Кибелы и зороастризма в митраистском варианте имеют чрезвычайно существенное значение для современной сравнительной культурологии, произрастающей на почве историографии как научно-познавательной информационной целостности.

Сейчас мало кому известно, что великий географ и знаток древних цивилизаций Страбон (63 г. До н.э. – ок. 24 г. н.э.) был родом из города Амасьи области Понт, расположенного к северо-западу от Каппадокии. А в самом значительном храме богини Кибелы, находящемся в сегодняшнем городе Хатай в юго-восточной Турции, жрицы богини (Кибелы) танцевали босиком на раскаленных углях во время тайных церемоний. Полумифические сведения о подобных ритуалах отражены: – в матриархате – в мистериальной практике амазонок (они тоже из района Анатолии);
– мистериях святилища Великих богов острова Самофракии;
– известных Элевсинских мистериях;
– ритуалах вакханок, руководимых богом Дионисом, перенесенных им именно из Анатолии.

Kibela.jpg
Богиня Кибела – каменная статуэтка

Tanzuuaja.jpg
Танцующая жрица на раскаленных углях в Храме богини Кибелы – бронзовая статуэтка

Нетрудно предположить, что, вероятно, сложный культовый обряд получил распространение и в районе Странджи – самой западной части Древней Персии, самой северной части Древнего Египта. Такое местоположение отразилось и на специфике исторического развития района Странджи. Он был почти всегда защищен от бурь истории из-за стечения разных обстоятельств, так как был самой крайней террито-рией Древнего Египта и Персии и впоследствии находился в сравнительной близости от столицы Византийской империи Константинополя. Поэтому в Страндже не было больших сражений и опустошений, через эту территорию не проходили и стратегические пути. Поэтому именно в этом районе находились и самые удаленные монастыри, такие как легендарная Парория (вероятно, находящаяся в долине рек Заберской и Казанского дола), где практикуется святогорская исихастская традиция, самое мистическое направление в православном христианстве, в котором имеются определенные следы зороастризма.

Имеются также данные о сохранении несторианства в виде исключения (по сравнению состальными ересями) еще со времен императора Константина Великого после принятия христианства в качестве официальной религии в IV в. И это неслучайно.

Cappa.jpg
Каппадокия – характерный пейзаж

Есть основание считать, что во времена Первого и Второго болгарского царства был использован воспринятый Персией через несториан календарь, который стал государственным.

В чрезвычайно сложный период османского владычества на Балканском полуострове именно Странджа вновь остается изолированной и защищенной от посягательств всякого рода. Этому способствует и тот факт, что она имела статус личного султанского владения. Кроме того, члены болгарского странджанского рода Бимбеловых из села Факия (среди которых известные Минчо Бимбелов Страшный и Волчан Воевода) спасают жизнь одному султану и поэтому те, как и целый район, пользуются особыми привилегиями и иммунитетом.

Согласно свидетельствам, нестинарский обычай здесь сохранился в своем первоначальном виде до Междусоюзнической войны (1913 г.). Произошедший обмен населением между Болгарией и Грецией после 1913 г. привел к переходу греческих нестинаров в северную Грецию (Беломорская Фракия – деревня Анестинариос), где нестинарский ритуал совершается и по сей день. Очевидно, что не национальность была определяющей для участников в обрядах, что ясно подтверждает его чрезвычайно древнее происхождение.

Soln disk.jpg
изображение солнечного диска – владельческие регалии

Известно, что жители болгарских и греческих нестинарских сел представляли особо замкнутую общность, так как женились между собой и говорили на двух (болгарском и греческом) языках. В связи с этим примечательно недавнее свидетельство (с 2008 г., транслированное болгарским национальным телевидением) одного пожилого местного жителя из района деревни Анестинари, который является болгаро-магометанином и на заданный ему вопрос (“Кто твои соседи?”) отвечает: „Есть христиане, мусульмане и нестинары”...

По данным исследования, специально проведенного литературным критиком Николаем Васильевым для лингвистического изучения морфологической структуры не этимологизированного ни в одном универсальном и отраслевом болгарском энциклопедическом издании слова „нестинар”, указанные культурные пласты переплетены, и этот феномен зафиксирован болгарским языком.

Mater Bogov.jpg
Великая богиня – матерь богов, гранитная скульптура

Следы культурного синкретизма нестинарства могут быть обнаружены в преданиях, песнях, играх, танцах, среди которых и рудименты нестинарских обрядов. Слово “нестинар” в переводе с греческого – это человек, который танцует босиком на раскаленных углях. Этимология может быть объяснена и через перевод компонентов слова с болгарского: нестинар – это человек, занимающийся с чем-то горячим, но которое еще не остыло; по аналогии – человек огня; огненный человек, человек костра, раскаленных углей, чье занятие – неохлажденный огонь; человек, чье занятие проходит через огонь, чтобы родиться заново; человек, чье занятие – обжигаться, очищаться; по аналогии обожженный, очищенный человек…; отсюда: нестинарский обряд – обжигающий, обряд очищения.

В Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре, в скальных храмах и гробницах Каппадокии, в Музее античных мозаик в Хатае и в Археологическом музее в И Стамбуле и в других музеях и святилищах прослеживается развитие культов Великой матери богов Кибелы и бога Митры (известного в регионе еще и как “Мраморный человек”) во времена Хеттской империи, государства Урарту, Фригийского царства, Персии, эллинистических государств и особенно Понтийского царства (300 г. до н.э. – 64 г. н.э.). Оба культа (Великой матери богов Кибелы и бога Митры) сопровождались всегда арийскими солярными символами льва и иногда волка: две львицы у Кибелы и один лев у Митры.

Необходимо отметить также, что и оба культа, которые имели целью достижение бессмертия человеком через духовное очищение, официально восприняты в Римской империи: первый культ – после отражения Ганнибала в 202 г. до н.э., а второй постепенно распространяется, в основном в римских войсках, после их поражения от парфян (персов) в I в. до н.э.

cybele.jpg
Богиня Кибела – скульптура (праисторическая терракота)

mitra obelisk.jpg
Бог Митра – обелиск (гранит)

Кроме того, в Музее в Хатае находится миниатюрная статуэтка танцующей жрицы с кругообразно и молитвенно поднятыми руками и в характерной позе “оранта”, как в танце на раскаленных угольях у нестинаров (!). Она из района известного храма Великой матери богов Кибелы в Иераполисе-Кастабале в районе Хатая, где Страбон помещает исполнение огненной мистерии.
Именно данная поза – сердцевина сакрального послания нестинарского танца в деревне Болгары в Страндже.

Попытаемся уточнить косвенные свидетельства (артефакты из упомянутых музеев) и значение инициативной (инициации) иерархии в мистериях бога Митры (низшие степени: „ворон”, „жених”, „воин” и „лев”; высшие степени: „солнечный посланник”, „отец” и заключительная и самаязагадочная степень „перс”).

Soljar simv.jpg
Арийские солярные символы изображения льва

Pers. kover.jpg
Персидский ковер – характерный образец из Ирана, имеющий солярную символику

Hatai.jpg
Город Хатай – местная карта

Hipr.kover_.jpg
Чипровский ковер – образец из Чипровци, имеющий солярную символику

Kotl. kover.jpg
Котленский ковер – образец из Котела, имеющий солярную символику

При посещении керамической мастерской и ткацкой фабрики в городе Аваносе (Каппадокия) было обнаружено, что там использовались одни и те же технологии и модели художественных образцов на протяжении более 4 тыс. лет. Это солярные символы двух божеств (Великой матери богов Кибелы и бога Митры). Особо показательно в этом плане большое керамическое блюдо с изображением бога Митры: лик на солнечном диске представлен в зените. Его оригинал находится в Британском музее в Лондоне.

Bludo.jpg
Керамическое блюдо с изображением бога Митры – лик на солнечном диске, представленном в зените

О распространении солярных арийских символов в образцах художественных ремесел свидетельствуют: мастер-гончар, руководитель керамической мастерской Саим Гюл и дизайнер ковров, директор ткацкой фабрики Али Караагач (он родом из города Одрина). Плодотворные беседы с ними позволяют обобщить полученную информацию и сделать следующие выводы.
1. Северная и чрезвычайно древняя, по мнению Саима Гюла, символика запечатлена в керамическом образе малоазийского бога Митры.
2. Существует явное присутствие, по мнению Али Караагача, эмблематического символа бога Митры в персидских, чипровских и котленских коврах.
3. Особо распространен митраистический знак в храмах раннего христианства в скальных монастырях Каппадокии.

Все это подтверждает факт наличия трансмиссионной области в Анатолии, на пути из Древнего Ирана в Странджу, которая несет шлейф явных перекрывающихся следов культов Великой матери богов Кибелы и бога света, договора и согласия Митры.

kapadokia_1.jpg
Храмы раннего христианства в скальных монастырях Каппадокии. В них особо распространен митраистический знак

Важный этап в амальгамировании дважды табуированных мистериальных культов Великой матери богов Кибелы и бога Митры – Понтийское царство (300 г. до н.э. – 64 г. н.э.). Вполне вероятно, что отсюда нестинарский обряд перешел и в район Странджи во времена:
– кризиса и упадка фракийских культов;
– перед принятием христианства.

Именно в это время (300 г. до н.э. – 64 г. н.э.), в период кризиса и упадка фракийских культов и до принятия христианства, осуществилась в последний раз прямая связь между зороастрийским и фракийским культурно-обрядовым пространством.

Нестинарство по существу – это вера вместе со связанным с ней мистериальным огненным обрядом, происходящая от зороастрийского преклонения перед верховным божественным духом света (днем) и огня (ночью). В нестинарской вере зороастрийская духовная конструкция и содержащиеся в ней более старые следы культа бога Митры входят в сложное взаимодействие с мистериальными обрядами богини Кибелы.

Тогда же (300 г. до н.э. – 64 г. н.э.) появляются благоприятные условия (во время кризиса и упадка фракийских культов) у склонных к мистериальным обрядам фракийских племен для восприятия (а иногда и сублимирования) зороастрийской духовной конструкции в качестве альтернативы язычества и – именно в сублимированной форме – даже христианства.

Аналогичным образом – под видом сублимированной, пересемантизированной формы – через века после этого (300 г. до н.э. – 64 г. н.э.), но уже на болгарских территориях была принята глубоко и надолго манихейская вера (ересь) (IX–X в.), пришедшая из зороастрийского Ирана через Византию (Анатолию).

Hram s simv. Mitr.jpg
Храм в Каппадокии со знаками Митры

Странджа всегда была географически (климатически) и исторически (феноменологически) самой западной частью со стороны Ирана единого духовно-культурного пространства, которое через Анатолию обеспечивалось культурными и обрядовыми трансмиссиями. В то же время именно в Страндже как в наиболее изолированной и сохранившейся части данного месопотамско-анатолийского ареала сохраняется и до наших дней такой чрезвычайно реликтовый обряд – феномен нестинарской веры.

Доложено 29.06.2009 на заседании Научного совета СВУБИТ и на VІІ Национальной научной конференции с международным участием „Болгария – перекресток культур и цивилизаций” (София – Болгария, 01.11.2009). В ходе исследования были изучены более 1500 публикаций на 20 языках.

Литература

1. Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М.: Наука, 1982.
2. Бурлинова А. Ю. Культ Митры в Балканско-Дунайских провинциях Римской империи. М.: МГАПИ, 1998.
3. Волков А. В., Непомнящий Н. Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии. М.: Вече, 2004.
4. Истанбул: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bg.wikipedia.org/wiki/Истанбул. 25.05.2007.
5. Контено Ж., Захарова А. Хетты и хеттская культура: Пер. / Ред. и предисл. проф. И. Н. Бороздина. М.: Гос. изд., 1924.
6. Кюмон Ф. Мистерии Митры: Пер. с фр. С. О. Цветковой. СПб.: Евразия, 2000.
7. Маккуин Д. Г. Хетты и их современники в Малой Азии: Пер. с англ. М.: Наука, 1983.
9. Парория: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bg.wikipedia.org/wiki/Парория. 21.06.2007.
10. Anatolia: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Anatolia. 15.06.2007.
11. British Museum: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://britishmuseum.org. 21.06.2007.
12. Iznik: The Pottery of Ottoman Turkey / Ed. Nurhan Atasoy and Julian Raby. London: Alexandria, 1994.
13. Hatay Archaeological Museum: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sacreddestinations.com/ turkey/antakya-museum.htm . 25.05.2007.
14. Hatay: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Hatay_Province. 15.05.2007.
15. Salvini M. Geschichte und Kultur der Urartaer. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1995: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Urartu . 21.06.200
7.

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:41
Завтрашний день начнется в: 09:39
Текущее время Ушахин-гах, осталось 03:34 часов.
Хаван-гах будет в 09:39 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники