Аташгях - дом огня. (Сураханы, Азербайджан)

Опубликовано star72 -

Захарова Лариса.

Когда-то в Азербайджане стояла могущественная стена, наподобие Великой Китайской. Она начиналась у моря и тянулась через всю прибрежную равнину в горы до мощной крепости Чирак-Кала. Стена была воздвигнута Сасанидами в V–VII вв. н. э. в целях укрепления северных границ и защиты их от нашествий кочевых племен. В ту пору один из историков писал: «цари персидские изнурили страну нашу, собирая архитекторов и изыскивая разные материалы для построения великого здания, которое соорудили между горой Кавказской и великим морем восточным». Сейчас от некогда колоссального сооружения сохранились только отдельные башни.

72.gif

Государственной религией персидской империи уже на протяжении многих веков был провозглашен зороастризм, религия огня и света, одна из самых древнейших религий человечества. Основоположником этой религии был Зороастр, или Заратуштра. Он проповедовал три главных принципа - добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Человек всегда волен встать на любую сторону в борьбе добра и зла. Но благоденствие на земле наступит только тогда, когда все на земле отвернутся от зла и примут сторону бога добра, Ахура-Мазды.

Огонь же для его последователей был символом чистоты помыслов и душевных устремлений, и именно поэтому эти земли, богатые нефтью и газом, и огонь, выходящий прямо из земли, на естественных выходах природного газа, в далеком прошлом вызывали в сердцах людей священный трепет, им поклонялись, их боготворили. До сих пор в черте современного города Баку, находится горящая гора, из недр которой уже многие века с гудением вырывается пламя. Это поразительное зрелище – земля буквально горит под ногами. Огни Баку сделали его одним из самых почитаемых святилищ зороастрийцев. Неслучайно главные зороастрийские храмы были построены здесь. Еще не так давно достаточно было выкопать яму глубиной в полметра, чтобы из нее начал сочиться газ. Вполне возможно, что молния попала в такое место и зажгла огонь. Впоследствии здесь и был построен храм Аташгях, что означает «дом огня» или «место огня».

Подобных храмов в Баку было несколько. История одного из таких храмов – Аташгяха, сохранившегося в селении Сураханы (топоним сураханы состоит из двух понятий: «сурах» на персидском языке означает яма, дыра, а «ханы» – источник, фонтан), в 30 км от Баку, уходит своими корнями в III–IV вв. до н.э., когда зороастризм был главенствующей религией в Азербайджане. Но в VII в. н. э., после прихода арабов в Страну Огней, здесь стал распространяться ислам, многие зороастрийцы вынуждены были покинуть эти места, храмы огня, расположенные в Атеши-Багуван (древнее название Баку) были разрушены. Несмотря на то, что огни храмов погасли, паломники продолжали посещать Апшерон – край тысячи огней. Прошли столетия.

С ХVI в. по Великому Шелковому Пути сюда потянулись на паломничество индусы. С середины ХVII в. они начали основывать здесь постоянные поселения. Таким образом, на месте заброшенного древнего святилища зороастрийцев возникло строительство нового комплекса храма-монастыря огнепоклонников-индуистов. Название храма осталось прежним – тем, которое народ дал первому зороастрийскому храму – Аташгях, однако к зороастрийской религии он, к сожалению, уже не имел прямого отношения. О зороастрийском прошлом храма свидетельствует лишь центральный алтарь, выстроенный в планировке чахар-таги – в виде четырехугольной ротонды, со всех сторон прорезанной широкими арочными проемами, обращенными к четырем сторонам света.

В центре ротонды находится алтарь огня – четырехугольная яма глубиной 50–60 см. В ней сложены большие камни, сквозь щели между ними вырывалось пламя горящего газа – негасимый Огонь. Древние мастера так тщательно отрегулировали подачу газа, что пламя не гаснет во время свирепых каспийских ветров и с одинаковой интенсивностью горит сотни лет. Внутри ротонды, под куполом, висел колокол, в который звонили в начале и в конце богослужения, что также является частью зороастрийского ритуала.

atashgah_002.jpg

Храмовый комплекс сооружала проживающая в Баку индусская община, большинство членов которой происходило из Северной Индии и относилось к касте сикхов, и Аташгях использовался уже как Храм индуистской богини огня Джваладжи. Вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. В начале XIX в. храм имел уже тот вид, в котором он дошел до нас.

Отшельники, несколько десятков человек жившие в Атешгяхе, поклонялись огню, вели аскетический образ жизни, стремясь к спасению души и умерщвлению тела. Пользуясь денежными пособиями своих соотечественников, индийских купцов, индусы спокойно проводили свои дни в созерцании священного огня, а для богослужения имели брахмана. В 1860 г. Атешгях посетил академик Б. Дорн, заставший при храме пять индусов. Один из местных жителей сообщил Дорну, что индусы разделялись на четыре секты: последователи первой сжигали своих умерших на огне (атеши), второй – бросали пепел их по ветру (бади), третьей – бросали пепел в воду (аби), четвертой – зарывали мертвецов в землю (хаки). Близ храма-святилища, к северо-востоку, находится четырехугольная яма, теперь совершенно заваленная камнями, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне.

Таким образом, в «доме священного огня» зороастрийцев происходило осквернение всех четырех священных стихий – огня, земли, воздуха и воды, ибо любое загрязнение этих стихий являлось для зороастрийцев великим грехом, не говоря уже о соприкосновении их с мертвой плотью, что являлось уже немыслимым кощунством. Самое сильное проклятье в этих местах – «Пусть у тебя потухнет костер» – свершилось над оскверненным храмом – огни начали ослабевать, и в конце концов, потухли. В 1880 г. последний индус, оставшись один, уехал в Индию и храм перестал существовать.

Конечно, этому есть и логическое объяснение – это построенный в 1857 г. на площади перед храмом первый в России керосиновый завод и нещадная эксплуатация нефтяных богатств Апшерона. Однако сам храм, к счастью, был сохранен, и даже более того, при советской власти в 1969 г. этот уникальный памятник был бережно реставрирован и ныне открыт для посещения как филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Комплекс Дворца Ширваншахов».

Огни вновь зажжены, и сейчас это один из наиболее посещаемых памятников старины, пользующийся большим вниманием не только зороастрийцев и индуистов из Индии и Ирана, но и обычных людей, которых притягивает сила и магия огня.
По материалам: ICSR «Prognoz»;
Интерньюс Армения; Азеррос, 2002, № 8.

В храме огня звучит скрипка Паганини

Недавно в храме огня Атешгях в селении Сураханы состоялся неординарный концерт скрипичной музыки, организованный посольством Италии в Азербайджане и Министерством культуры республики. Анар Ибрагимов в сопровождении симфонического оркестра под управлением Т.Геокчаева исполнил концертную программу на скрипке Паганини. Звучали произведения Сен-Санса, Бизе, Кара Караева, Масне, Сарасате, Паганини. Скрипичный концерт в Атешгях – такого уникального события за пятитысячную историю храма огня еще не бывало.

Во вступительном  слове инициатор столь необычного концерта в храме огня Чрезвычайный  и Полномочный  Посол Италии в Азербайджане Маргарет Коста отметила, что концерт проводится во имя мира на Кавказе и посвящен 220-летию со дня рождения Паганини. Кстати, Баку был третьим городом  после Нью-Йорка и Токио, где гастролировала скрипка маэстро. Устроители концерта согласились с идеей посла провести концерт поздним вечером перед храмом Огня,  почти не используя искусственный свет, где огонь был бы таким же участником представления, как и музыка. Этот выбор был не случаен, ведь в храме реальность познается неким потаенным, мистическим путем. Дух огненного Мастера (так называли Паганини) должен был материализоваться в храме огня как некое ритуальное действо.

Огонь всегда был символом энергии, воли, экспрессии, вечного обновления. Именно в сакральном месте, связанном с именем Заратустры, должна была раскрыться во всей полноте чудодейственность скрипки Маэстро. Г-жа М. Коста подчеркнула, что именно в древнем храме огня – одном из чудес света – должна была зазвучать скрипка Паганини. Ведь и сам он ассоциировался у современников с огнем. «Это был столб из пламени и облака. Нечто метеорическое», – говорил Гете о концерте виртуоза.

«В таких средоточиях магических сил, как храм огня, происходит диалог не исполнителя с публикой, а творца и сотворенного мира», – отметила музыковед Саида Зарбалиева после концерта.
«Мы окунулись в мир, в котором Огонь – манифест, учение, тотальная жажда творчества… Это иное восприятие музыки. Ощущение, что находишься на концерте, исчезло  с первыми аккордами. Осталось одно – огонь посредством музыкантов исторгает из себя образы творцов переломных эпох. Слушатели были восхищены замыслом концерта, полного глубокого философского смысла», – говорит Фарида Наибова, заведующая культурным отделом Посольства Италии. – Для Анара характерно экспрессивное исполнение, это исходит из его темперамента, стиля и огненного мироощущения.  Заратустра сказал: творите кровью, ибо кровь есть дух. Здесь разгадка  глубокой связи храма огня и маэстро и так называемого “секрета Паганини”, о котором написаны десятки книг. Впервые за пять тысяч лет существования храм  наконец-то объяснен, перестал быть вещью в себе, разгадан. Храм обладает свойством уникальным: он всемирен».

По материалам:
«Азеррос –Азербайджанцы России»,
№ 11 (27), ноябрь, 2002.

Разделы