Поиск по сайту



Закон и религия

Журнал "Митра" № 11 2004 год

Статью подготовила Нажежда Бутакова

«Это я прошу у тебя, научи меня истине, о Господи!...»
Из обращения Заратуштры к Ахуре Мазде
с просьбой научить его Закону,

Видевдат

Испокон веков люди стремились внести в свою жизнь некий распорядок. Мудрость (закон) дана нам свыше, чтобы мы не уклонялись от пути Истины, так как мы живем в уже расколотом мире. Закон нам дан для того, чтобы мы могли упорядочить свою жизнь. Высший закон можно сравнить с варой, оградой, защитой для человека, его семьи, рода. В авестийской традиции одной частью такого закона является календарь. Календарные циклы для нас, живущих здесь на Земле, являются защитой, оградой, ориентиром в будущее. Это идеальная система, сориентированная на первичные циклы Земли, на изначальное время, когда в мире не было зла. И у нас есть возможность с помощью календаря жить в гармонии с миром, окружающим нас, так, как жили наши предки.

------------------------------------------

Взаимоотношения в древних родовых общинах

Судить о том, как жили наши предки арии, как строили города-поселения по принципу вары в предгорьях Урала и как жили затем в Иране и Индии, как строили взаимоотношения внутри общины или группы людей, проживающих совместным хозяйством, можно по немногочисленным материалам, дошедшим до нас со времен империи Сасанидов, и намного более древним текстам Авесты, например, «Видевдату».
Для начала постараемся рассмотреть период проживания наших предков пятитысячелетней давности в предгорьях Урала. Как уже говорилось в предыдущих номерах, древние храмовые поселения располагались вдоль Уральского хребта. Они были как большие, так и маленькие, все зависело от количества общинников. Эти поселения строились как солнечно-лунные обсерватории и были строго сориентированы по сторонам света. Вспомним, как был построен Аркаим. В окружность вписаны два круга с центром почти посередине. Во внутреннем круге имелась небольшая площадка, на которой проводились богослужения. В храмовых комплексах, вероятно, постоянно жили только жрецы, потому что необходимо было постоянно поддерживать огонь. Общинники жили, скорее всего, за территорией комплекса. Все вместе собирались на территории комплекса в определенное время для проведения ритуалов и по другим необходимым делам. В остальное время они жили общинами, разводили скот, занимались хозяйством, т. е. полностью себя содержали. Подобные общины затем были и в Иране, и в Индии. Об этом говорится в книгах «Датастан-намак» («Тысячи судебных решений» в переводе А. Г. Периханян. Ереван, 1973) и в «Заратуштра-намак» (гл. 1).
Заратуштра родился в родовой общине Спитамов, исповедующих религию Ахура Мазды. Его родители были куштиванами, т. е. посвященными в религию. А сам Заратуштра станет впоследствии пророком и реформатором религии, которая к тому времени претерпела серьезные нападки от карапанов. Заратуштрой же в те времена и был сформирован религиозный канон и дан людям. Из древнего текста следует, что эти родовые общины имели одну общую религию и общее хозяйство.
В Древнем Иране во времена Сасанидов был патриархальный строй, где глава семьи, рода играл важнейшую роль. Без его согласия не принималось ни одно важное решение. Непослушание главе общины как членов семьи, так и общинников было небезопасно. За непослушание следовало серьезное наказание и лишение некоторых прав. В Иране и на Урале помимо общин существовали и агнатические группы, идентичные общине с той лишь разницей, что, как правило, это был союз глав нескольких знатных семей. Главы этих семей ведут свое происхождение по мужской линии от одного общего предка, отстоящего от них на три поколения. Согласно «Датастан-намаку», агнат – это правомочный член общины, гражданин, представитель знатного рода, а также человек, находящийся в некоторой степени родства по отношению к главе семьи.
На Урале, после реформы религии Заратуштрой, вполне возможно, что общинники жили не только родовыми общинами и агнатическими группами, но и общины также могли формироваться по принадлежности к какой-либо касте: ремесленники жили одной общиной, воины – другой, т. е. каждая община поддерживала свой огонь, соответственно хварне.
Сословное деление со времен Заратуштры перешло в Иран и Индию и было практически одинаковым. И там, и там общины и семьи были объединены единой религией и чаще всего имущественным правом. Право и религия были тесно взаимосвязаны.
У нас больше возможностей рассмотреть взаимоотношения в родовых общинах и агнатических группах. Как сказано в «Датастан-намаке», более устойчивыми были группы, которые не имели между собой кровнородственных связей. Общинники и члены агнатической группы были между собой объединены определенными правами и обязанностями. Особенно те семьи, которые являлись совладельцами имущества, были тесно связаны не только родством, но и наследованием. Семейные общины, связанные наследственными узами, соблюдали внутри общины более строгие правила в кругу ближайших родственников. Наследование внутри общины определялось таким образом, что ближайший круг родственников исключал последующий. Главы семейных общин были старейшинами своего рода и входили в совет старейшин. Совет старейшин в нужный момент играл и роль трибунала.
В общинах Ирана, Индии главным обрядом было почитание фравашей. На Урале все было немного по-другому. Для почитания только фравашей нет необходимости строить города-обсерватории. Вполне возможно, что на Урале жили общинники-зерваниты (может быть, они назывались по-другому), которые владели сакральными знаниями. Их города строились по всем законам небесной механики, а раз так, значит, вырабатывался канон, может быть, это и было началом зарождения астрономии и астрологии.
Как правило, общины состояли из нескольких семей или агнатических групп. Минимальный состав таких групп – 100 человек, максимальный – не более 1000 человек. Считалось, что наиболее сплоченной была община из 100 человек, это три-четыре поколения семей. Более крупные общины состояли из нескольких аналогичных групп. Но все общины со временем разрастались и образовывались все новые и новые общины, но уже не имеющие родственных связей.
В наше время тоже существуют зороастрийские общины, в частности есть такая община в Санкт-Петербурге, которая создана не по родовому признаку, а по убеждению. Вступить в общину может любой человек по своему желанию.
Древние поселения строились в виде вары. Вара, в нашем понимании, – это невидимая защита над человеком, живущим по принципу золотой середины, а также это внутренняя неуязвимость. Внешняя же вара – это некое огороженное пространство, внутренняя территория которого намаливалась людьми, проживающими внутри этой вары. Внутри огороженного пространства проводили только ритуалы. От вары берут свое начало крепости. В Иране поселения общинников были более простыми, их обносили забором, а внутренняя территория намаливалась мобедами. Это и была вара, хотя и довольно примитивная.
На Урале, в Аркаиме, все было гораздо сложнее, там поселения были построены по принципу гороскопа, в соответствии с космическим законом. Такое поселение имело сакральный смысл. Само поселение, входные ворота были не только рассчитаны по сторонам света, но и при строительстве учитывалось положение звезд. Центр поселения был ориентирован на истинный Северный полюс, центр Земли и на центральную звезду неба.
Религиозные праздники и ежедневные богослужения у наших предков имели особый сакральный смысл. Ритуал, проведенный в нужное время, с ориентацией в нужное в данный момент направление, имел магическую силу: очищалось пространство, намаливалась вара, в которой жили люди, появлялась нутренняя защита. Проводя ежедневные и праздничные богослужения, люди получают огонь (фарн) как дар свыше, и наша задача использовать этот дар правильно. При простом прочтении богослужебных текстов, без творческого раскрытия, без несения частицы огня, который дают нам свыше и который мы обязаны отдавать окружающему нас миру, людям, мы можем рассчитывать только на виртуальное построение религиозного эгрегора.
Арии, проводя богослужения, не абстрактно, а реально принимали участие в борьбе против сил зла. Это была серьезная духовная работа. Наши предки к делам подходили очень ответственно, поэтому места их пребывания сохранили до сих пор свою благую силу, хотя 5 тыс. лет там уже нет никакой общины. Аркаимская долина – это святая земля для каждого зороастрийца, место силы эгрегора.
Принадлежнось к общине в древности, как и сейчас в Иране и Индии, определялась рождением детей в полноправном браке, а для женщин – также вступлением в брак с мужчиной, принадлежащим к одной из групп.
В древности полноправным гражданином и граждански, и юридически человек становился с 15-летнего возраста, когда юноша или девушка проходили обряд повязывания пояса кусти. Прав у повязанного гражданина было больше, чем у человека вне общины, простого гражданина общества. Так во всяком случае было в Иране. С этого времени юноша мог принимать участие в общественной жизни общины, а до этого – нет. Мог вступать в брак. То есть человек становился полностью право- и дееспособным членом общества, а вот насколько человек будет право- и дееспособным, зависит от того, к какой группе или общине он принадлежит, какое место занимает его род в общине или обществе, что он унаследовал от предков. И юноша, и девушка с 15-летнего возраста могли вступать в супружеские отношения. С 15-летнего возраста юноша также мог стать главой семьи, если к этому времени его отец умер. В данном случае мальчик выходил из-под опеки стура-опекуна и сам мог стать опекуном и главой своей семьи.
Общины на Урале, в Иране и Индии были сплоченными. Внутри общины все были связаны обязательствами друг перед другом, экономически, религиозно, некоторые – родством. У них имелась общая собственность на общинную землю, пастбища для скота и имущество. Люди жили как совладельцы, обладающие долей в общем имуществе. Общинники между собой, помимо религии, были связаны и ответственностью за нарушение договорных обязательств. Нарушивший договор должен был понимать, что не только он один будет отвечать перед Митрой, но отвечать будут также и другие общинники, которые не виновны в этом. В круг ответственности за нарушенный договор или какой-либо серьезный проступок вовлекалось определенное количество членов общины. Чем более серьезное нарушение допускалось, тем тяжелее была ответственность за содеянный проступок. Число людей, разделяющих ответственность за нарушение договора, бралось не по общему количеству общинников, а учитывалось только мужское население общины, независимо от того, много или мало было мужчин в общине. Мужчины не перекладывали ответственность на женские плечи.
Для искупления провинности применялись наказания различного рода, например: искупление вины деньгами, отработка на работах различного рода и т. д. За небольшое нарушение число разделяющих ответственность было 100 человек мужчин. Чем сложнее был проступок, тем круг ответственных за это был больше. Нравственность наших предков была высока, и отвечали перед Митрой, не боясь, по всей строгости закона. Хотя вполне могли сказать: «Да ладно, все свои, давайте простим, он больше так не будет». Но такого не было. В грехах и проступках люди не прикрывали друг друга. Зло не подпитывали.
За очень серьезное преступление, проступок, человека отлучали от веры и изгоняли из общины. Он терял все гражданские и юридические права. В Древнем Иране, Индии и, возможно, так было и во времена Заратуштры, изгнанный из общины становился человеком негражданского населения. Изгнание из общины было равносильно гражданской смерти. Эти люди были почти уравнены в правах с рабами. Изгнание из общины принималось на общем собрании, провинившегося выводили за территорию общины и «предавали дороге».
Негражданским человеком мог стать и тот, кто временно выехал на чужбину, но он сохранял все свои гражданские права у себя на родине.
Любой же член общины был защищен и граждански, и юридически. Он имел право, например, на приобретение недвижимости, право наследования и другие права, а также имел право на участие в религиозной жизни общины. В случае смерти общинника, его семья не оставалась без присмотра, ей была гарантирована защита интересов. Если в семье были несовершеннолетние дети, семье определяли опекуна.

Семья и брак

Семья являлась главной опорой для человека и в общине, и в агнатической группе. В древности существовали различные формы брака. Все зависело от принадлежности к различным слоям общества. Был очень сложный институт преемства и наследования, а от этого зависело, в какую форму брака вступит тот или иной гражданин. Ни одна область жизни не оставалась свободной от воздействия религии, права, этики. Право как система норм составляет часть религиозной этики. В «Датастан-намаке» также сказано, что Ахура Мазда дал закон, чтобы не потворствовать злу, а противостоять ему истиной.
Главным в семье было почитание домашнего очага, семейного огня. Домашний огонь (Атар) считался священным, благодаря его почитанию сохранялась связь поколений. Определенный ритуал поддержания домашнего огня скрупулезно передавался из поколения в поколение. Огонь необходимо было поддерживать нетленным, периодически обновлять в строгом соответствии с ритуалом. За домашним очагом следил глава семьи, и он же исполнял роль жреца в семье.
В древности самой полноценной формой супружества был брак патихшайя. Данная форма супружеских отношений предполагала вступление жены в семью мужа с полным выходом женщины из-под опеки отца или опекуна и переход под опеку мужа и его семьи. Дети, родившиеся в подобном союзе, считались законными. Они являлись полноправными преемниками своего отца по всем линиям и также наследовали положение отца в обществе. Так было, во всяком случае, в сасанидские времена.
Для вступления в супружество подобного рода девушка не должна была быть ничьим стуром (опекуном). В этом союзе жена была полностью подчинена мужу, он ее содержал и обеспечивал ей должный почет и уважение. Например, участие жены в юридических делах определялось волей мужа. Женщина была хозяйкой дома и помощницей мужу в делах, связанных с религией. Мужчина в семье играл важную роль. В случае смерти мужчина не мог оставить свою жену и своих детей, а также огонь Варахрана без опеки. Как правило, завещание им составлялось заранее. Оставлять семью и огонь без опекуна считалось тяжким грехом. Поэтому после смерти мужа его семья переходила под опеку совершеннолетнего сына или, если ребенок был мал, то под опеку агната. Нельзя было передавать под опеку семью приемному сыну, потому что он не состоял в кровном родстве с этой семьей. В «Датастан-намаке» на этот счет сказано: «Прерогативы опекуна семьи отца приемному сыну не достаются». Но в других строках говорится: «Естественными» опекунами могут стать следующие 4 группы лиц: сын от полноправного брака (покойного главы семьи), приемный сын, стур «учрежденный» и брат-«сонаследник». Видимо, было подразделение на приемного духовного сына и просто обычного ребенка, которого берут на воспитание по ранней утрате родителей.
А если муж был жив, то он сам должен был содержать и кормить своих сыновей до совершеннолетия, а дочерей – до вступления в брак. Дочерей отец обязан был выдать замуж своевременно.
Другая форма супружеских отношений, которая, как считалось, идет со времен Заратуштры, – это брак эпиклеры (эпиклера – дочь-наследница). В данной ситуации это обязанность создания преемства лицу, не оставившему прямого наследника. Если у отца к моменту смерти не было сына от полноправного брака или приемного сына, или брата, тогда на старшую дочь возлагалась обязанность обеспечить отцу преемство. В «Датастан-намаке» на этот счет говорится: «Сошианс сказал: «Дочь, которая рождена в полноправном браке, даже если разведется после смерти отца, станет эпиклерой своего отца».
Такая же обязанность эпиклеры возлагалась на сестру, брат которой умер, а она находилась под его опекой, и если они имели с братом одну общую долю в наследстве. Девушка, на которую возложена обязанность обеспечить преемство, не может вступить в полноправный брак патихшайя. Обычно такой девушке готовилась участь вступить в супружеские отношения с агнатом. Девушка считалась стуром семьи своего отца, а когда у нее рождался сын, то он считался преемником своего деда, на правах сына. Только после этого девушка могла расторгнуть брак с агнатом и вступить в полноправный брак. Если девушка уже состояла в полноправном браке и у нее умирал отец, тогда девушка должна была расторгнуть брак для вступления в новый брак другой формы. Однако отец мог уберечь свою дочь от подобной ситуации, определив своим стуром другое лицо, даже если у него только одна дочь.
Эпиклерства и наследства могла быть лишена дочь, которая вступила в половое сожительство без разрешения отца. В древности отрицательно относились к поступку дочери, которая вступала в сексуальные отношения без согласия отца. Но право выбора за ней оставляли. Например, человек вправе был передать свою дочь против ее воли в стуры, а в жены – не вправе. В стуры он может передать на том основании, что ее доход принадлежит отцу, а в жены – не вправе, потому что решение о половом сожительстве принадлежит самой дочери. Следует на это обратить внимание. Но если дочь совершила прелюбодеяние по вине отца, тогда отец обязан был ее содержать и обеспечить доход.
В том случае, если кто-то «замужнюю женщину уведет и вступит с ней в незаконное половое сношение, то полагалось взыскать с нарушителя 700 драхм в качестве штрафа за прелюбодеяние и 500 драхм за увод». Либо муж мог потребовать развод, не оставив жене ее долю имущества. Суд в таком случае был на стороне мужа. Как видим, к прелюбодеяниям наши предки относились плохо.
Существовали и другие формы брака. В вышеперечисленных ситуациях девушку выдавал замуж отец или опекун. Но девушка могла и сама выбирать себе супруга в том случае, если ей пытались навязать нежеланного мужа. И если девушка была совершеннолетней, а значит уже и правоспособной, то она могла уйти из дома отца и поселиться в доме у супруга. Только в данной ситуации брак не считался полноправным, и рожденные дети в этом браке не были полноправными преемниками отца. Но в социуме статус детей не ущемлялся. Девушка тем не менее оставалась наследницей имущества отца.
Справедливости ради стоит упомянуть еще об одной, очень странной форме супружеских отношений. Это стурский брак. В этих взаимоотношениях очень важной частью была преемственность. Например, если юноша, достигший совершеннолетия и прошедший обряд повязывания пояса, умирает, то его родители обязаны найти ему девушку, которая станет женой-стуром умершего. Эта девушка выходила замуж за агната юноши, а рожденный в этом союзе ребенок и был полноправным преемником своего отца. Как бы это неприятно не выглядело, но это было во времена Сасанидов для обеспечения преемства и продолжения рода, что было очень важным у наших предков, хотя эту проблему могли бы решить с помощью боковых ветвей в роду, а не выдавать девушку за умершего человека замуж.
Если юноша не оставил преемника, считалось, что за его душу некому было молиться, да и род его прерывался. Поэтому и придумали такую форму брака, и решали эту проблему таким образом. Девушка могла расторгнуть брак с агнатом и вступить в полноправный союз с другим мужчиной.
Были и другие формы супружеских отношений, но они уже незначительны и более поздних времен с разного рода наслоениями. Наиболее важные мы рассмотрели.
* * *
Подводя итоги, отметим, что наши предки относились особенно серьезно к религиозным и семейным проблемам и к соблюдению законодательства на всех уровнях. Нам как наследникам данной традиции предков не мешало бы также научиться чтить эти традиции, соблюдать религиозный и нравственный закон. И если уж мы себя считаем зороастрийцами, то хотелось бы, чтобы мы все же старались соблюдать законы религиозные и нравственные, а они один от другого мало чем отличаются.

Надежда Бутакова

-----------------------------------------------------------

ВЫБОР
Улетит, не задерживай, след,
Как сухая трава в ветерке,
След неясных рассеянных бед,
Растопившихся в жизни-реке.

Отпусти, не задерживай, путь,
Словно выскользнувший из рук,
Путь, верстающий наспех суть,
Не успевший понять твоих мук.

Принимай, не страшась, даль,
Что зовет как небес высь,
Даль, сменившая мыслей вуаль,
К ней стремленья твои вознеслись.

Принимай, не спеша, мир,
Открывающий новый путь,
Мир, в котором бушует пир.
На него завернуть не забудь.

***
Расскажи мне, что будет со мною,
В дивный сад за собой уведи.
Пусть покроются горы мечтою,
Вспыхнет свет далеко впереди.

Пусть про вечное птицы щебечут,
И рассвет легкой дымкой скользит,
Свежий ветер окутает плечи,
И прохладой вода удивит.

Расскажи все, как есть, про былое,
Как деревья росли в вышину,
Как обрыв укрепляли их корни,
И как почки их ждали весну.

Как кораблик блуждал в океане,
И ему помогала тогда
В том неистовом странствии дальнем
Вера, выжившая года.

Расскажи, что сейчас происходит,
Мне поведай о самом святом,
Как мечта моя по свету бродит,
Как она укрепляет мой дом.

Пусть незримо мне душу наполнит
Удивление к той глубине,
Что хранит в себе звездное небо
И Вселенский покой во мне.

Елена Матарцева

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:41
Завтрашний день начнется в: 09:39
Текущее время Ушахин-гах, осталось 03:28 часов.
Хаван-гах будет в 09:39 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники