Поиск по сайту



Славчев Святослав. "Танцы на огне"

Журнал "Митра" № 11 2004 год

nestinari-2-1.jpg

Первое известие о хождении по огню в Болгарии относится к середине ХIХ в. Но истоки этого обычая теряются во мгле глубокой старины. Сохранилось описание ежегодных торжеств в древней Италии, посвященных богу Аполлону, когда после жертвоприношений целые семьи, сбросив сандалии, проходили по раскаленным углям. Об этих праздниках вспоминает в «Энеиде» Вергилий. Подобные ритуалы совершали и жрицы азиатской богини Перисин-Артемиды, и африканские шаманы, и индийские йоги. Живописна церемония испытания огнем, которая не одно столетие культивируется на островах Фиджи в Тихом океане. По мнению историков культуры, именно у фиджийцев позаимствовали свое искусство ходить по огню жители соседних тихоокеанских островов, Новой Зеландии и даже канадские индейцы.
Интересны свидетельства многих специалистов, отметивших физические свойства камня, который фиджийцы используют для церемонии. Как правило, это базальт, часто встречающийся на тихоокеанских островах вулканического происхождения. Он пористый, легко впитывает воду, очень плохо проводит тепло и разогревается неравномерно. Когда одна сторона раскалена добела, другая только теплая, так что до нее можно дотронуться рукой. Этот базальт по тепловым свойствам напоминает сургуч; палочку из сургуча можно плавить на огне, спокойно держа ее в руке.
Есть несколько объяснений хождения по раскаленным углям и камням.
1.Некоторые считают, что ноги при этом выделяют пот, и образующиеся шарики жидкости предохраняют от ожогов. Точно так же слюна предохраняет рот глотателя огня.
2.В конце прошлого века на сталелитейных заводах опытные рабочие иногда показывали новичкам фокус: на мгновение опускали руку в расплавленную сталь. Интенсивное парообразование на доли секунды предохраняло кожу от ожога.
3.Некоторые объясняют это явление на основе физиологического учения И. Павлова о высшей нервной деятельности. Абсолютная уверенность нестинарки в том, что она не получит ожогов, плюс быстрый танец, когда ноги едва касаются углей – вот секрет хождения по огню.
4.В коже содержатся определенные защитные вещества, о которых мы ничего не знаем, они и защищают организм от враждебной среды.
5.Другие утверждают, что фиджийцы ходят по камням с низкой теплопроводностью, которые являются хорошим теплоизолирующим материалом.
6.Некоторые ткани нужно красить при 300 градусах и есть такой способ окраски ткани в расплавленном металле: ткань покрывают краской и быстро пропускают сквозь расплавленный металл. Если кожу ступней смазать определенным веществом, то тоже возможно предохранить ее от ожогов. В таком случае хождение по огню кратковременное, но возможное.
В Болгарии, недалеко от международного курорта Солнечный берег, в близлежащих деревушках издревле бытовал драматический обряд – нестинарство. Каждый год 3 июня, на праздник Константина и Елены, на деревенской площади ходили по огню. Перед этим несколько взрослых женщин-нестинарок еще с вечера запирались в церкви. Здесь они молились круглую ночь. Утром в деревне раздавалась специфическая музыка: звучали тимпаны и гайдо – народные музыкальные инструменты. Между тем, мужчины раскладывали на площади дрова.
Под звуки музыки дрова зажигали. Когда становилось темно, мужчины медленно раскатывали уголья, пока не образовывался огромный огнедышащий диск. Тогда открывались церковные врата, женщины выходили на площадь. Они шли босиком, словно не чувствуя раскаленного жара углей, шли по спирали к центру огня, под звуки неистовой музыки, короткими, резкими шажками, быстро переступая по раскаленным углям. Женщины как бы забывались в языческом танце. Затем они выходили из раскаленного диска. На их ногах не было никаких следов ожога.
В деревне начиналось массовое пиршество. Только что танцевавшие женщины почитались на пиршестве как святые. Ведь температура углей достигала 400–500 градусов. Обычно те, кто ходит по огню, начинают заниматься этим с раннего детства, иногда с 12 лет. Они говорят, что ходить «по углям надо быстро-быстро, маленькими шажками и, главное, пальцы поджимать». Некоторые из таких людей ходят по огню с мая по ноябрь, иногда по два-три раза за вечер.
После революции, в 1946 г. группа молодых комсомольцев, атеистов, решила развеять религиозный дурман, до той поры окружавший нестинарские танцы. 27 молодых парней и девушек разулись и 10 минут ходили по раскаленным углям. Лишь трое из смельчаков получили тяжелые ожоги ступней. Остальные участники хождения по огню не получили никаких повреждений. Этот случай описан в трудах Академии наук Болгарии.

Печатается по изданию:
Танцы на огне // Тайны веков: Сборник.
2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1978. С. 294–300.

nestinari-2-4.jpg

Величков Галилей. Нестинары.

К 1940 году о нестинарах было известно мало. Отрывочные и неточные рассказы не были достаточны, чтобы сформировалось правильное представление (о них). А эти чудодеи нашего времени ходят по раскаленным углям, исполняют задорные народные танцы на огненной площадке, не обгорая. Очевидцы с удивлением говорят о необыкновенных танцах. Те, кто не были свидетелями, украшают рассказы небылицами. Во время нестинарских танцев ежедневная и периодическая печать хроникировала происходящее в селе Кости только как местное фольклорно-религиозное празднество. Кафедры медицины, психиатрии и философии посылали своих наблюдателей, но объяснения были сдержанными, а ответы на многочисленные вопросы – наивными. Они говорили: «У нестинар огрубевшие ступни ног, слоистые, мозолистые пятки, притупленная чувствительность к высоким температурам и прочее». Любознательных очевидцев, которые едва выдерживали горячее полыхание раскаленных углей, не удовлетворяло объяснение о «грубоватом роговом веществе ступней» и «деформированной коже ног». Необходим был ответ на многие вопросы, волновавшие как обычных людей, так и медиков и психиатров.
– Почему от высокой температуры горящих углей не обгорает кожа ног над ступнями?
– Почему не воспламеняются длиннополые «сукмани» (женское крестьянское платье без рукавов из шерстяной ткани (типа сарафана) и белые «ризы» (рубашки)?
– Почему не плавится в руке нестинара зажженная свеча?
– Почему игры (танцы) сопровождаются хороводными мотивами, исполняемыми на волынке, кларнете, барабане?
– Почему перед танцем жрица огня идет в маленькую часовню (домовую церковь) помолиться покровителю танцев – святому Константину?
Такие вопросы приятели поставили и перед Учителем, который внимательно выслушивал каждый рассказ о нестинарах. А Он только слушал и не торопился отвечать. Все оставалось под покровом тайны.

nestinari-2-3.jpg

Однажды летом, незадолго до дней огненных танцев нестинаров группа приятелей разговаривала с Учителем. Снова подняли вопросы, которые нас волновали. В этот раз мы были удивлены Его вопросом:
– Можем ли послать наблюдателей в село Кости? Они должны наблюдать, где и как проходят танцы. И после того, как расскажут нам о том, что видели и слышали, мы дадим ответ!
В тот вечер к Учителю явились двое, пожелавшие изучить на месте, как танцуют на огне. Оказалось, что оба хорошие «специалисты». Один из них – опытный мастер буйных рильских костров. Он не раз поднимал огромные костры из сухих «клеков» (горная, стелющаяся сосна). Не раз на кострище всю ночь держались горячие угли, а на следующий день дежурные раздавали ароматный чай. Другой наблюдатель известен как музыкант с верным чувством ритмики болгарской хороводной песни. В лице этих наблюдателей мы видели хороших посланников. Были уверены, что их рассказ, достоверный и точный, рассеет недомолвки, и тайна танцев должна быть раскрыта.
Позже мы поняли, что наши приятели очень добросовестно провели свои наблюдения. Они даже сделали нечто большее: они приняли деятельное участие в организации и проведении танцев.
Мастер огня закупил достаточно дров для большого костра. Полученный жар расстелил на площади у часовни. Он рассказывал:
– Более двух часов горели в костре дубовые деревья, огненные языки делали воздух непереносимым. Терпеливо дождался, пока сгорит последнее дерево. Длинными шестами стал расстилать жаркие угли. Едва уберегся от ожогов лица и рук.
Второй наблюдатель добавил:
– Мне было легче. Нашел играющих на музыкальных инструментах. Нашел и специальных «викачей», которые во время танцев вскрикивают вместе с «играющей» нестинаркой. Бабу Настю нашел в ее доме. Она уже в возрасте, старушка около 80 лет, «поприведена» от возраста, одета в традиционный «сукман», голова повязана черным платком. Она не только приняла приглашение «играть» на огне, но даже согласилась, чтобы я сопровождал ее к часовне и затем отвел к кострищу.
– Когда нам сообщили, что жар готов, мы с бабой Настей отправились к «параклису» (часовне), – продолжил свой рассказ брат. Она шла медленной старческой походкой, постукивая своей тросточкой. Мы вошли в маленькую комнатку, где перед догорающей свечой у иконы святого Константина баба Настя стала на молитву. Губы ее тихо шептали мольбу о покровительстве. Еще не закончив свою молитву, она вскрикнула несколько раз, выпрямилась и стала подпрыгивать с ноги на ногу. Лицо бабы Насти посветлело. Под полуприкрытыми веками зрачки ее глаз смотрели неопределенно и безлично. Пританцовывая, она отправилась к вратам. Музыканты, ждавшие снаружи, заиграли игривое «хоро» (хоровод, болгарский национальный танец). Ритмично зазвучал барабан, и все отправились вслед за жрицей огня. Маленькая улочка превратилась в «игру». Чем ближе приближались мы к огненной площадке, тем более буйной и неудержимой становилась «игра». Перед нажженным настилом нестинарка остановилась, взмахнула руками и понеслась над золотистыми раскаленными углями.
Далеко в стороне волынка и кларнет продолжали исполнять ритмичный странджанский хороводный мотив. Наблюдатели и гости напряженно следили и вздрагивали при каждом движении и вскрикивании нестинарки. А она продолжала свою «игру» бурно и ритмично. Размахивала белым платочком в руках и задорно плясала на месте. Время от времени из-под ее игривых ног разлетались угли, но они не прожгли ее «сукман», и жар не обжег ноги, не опалил руки. Пряди волос, падавшие из-под ее косынки, не вспыхнули. Обжигающий воздух не обжег ее легкие, не воспалил голосовые связки, которые продолжали издавать восторженные вскрикивания, как делают все ведущие хоровод. Но вот ее танец стал живее, быстрее, она перелетела от края до края огненной площадки с поднятыми для приветствия руками, перекрестилась и, все еще танцуя, отправилась к часовне.
…Снова молитва перед иконой святого Константина, и баба Настя открыла глаза, ссутулилась, взяла свою тросточку и отправилась домой…
Специалист по кострам после окончания рассказа добавил:
– Пока мой приятель сопровождал бабу Настю к часовне, несколько детей школьного возраста бросились к огненной площадке, попробовали имитировать танец, после чего удалились. Ни крики их близких, ни большой шест, которым их прогоняли, не отклонил детей от огненного танца. Когда я, наконец, проверил, что с ними произошло, понял, что ничего плохого не случилось, и у детей нет следов ожогов. Так что, не только баба Настя может танцевать на огне! Танцуют и дети!

tanez_na_ugljax.jpg

Мы, затаив дыхание, слушали рассказ наших наблюдателей. И внимательно слушали Учителя. Взгляд наш был направлен к Нему. Ожидали открытия тайны нестинарских танцев, о которой так долго умалчивалось. Учитель спросил:
– Как думаете, можно ли этот огненный танец объяснить «огрубевшими подошвами ног», «мозолистыми пятками» и прочим?
С нашей стороны ответ не последовал.
Учитель продолжил:
– Вопрос очень сложный. Есть много факторов, которые обуславливают огненные танцы. Обратите внимание. Такие танцы не происходят везде и не могут проводиться каждым. Вам нужно знать, что земля опоясана «огненным поясом», на котором лежат огромные горные цепи. Этот пояс начинается от Гималаев, проходит под Кавказом, под Черным морем, «Странджа планина», «Стара планина», Альпами, Пиренеями, по дну Атлантического океана, под Андами, Кордильерами, по дну Тихого океана и завершается опять в Гималаях. Радиации этого «огненного пояса» излучают энергии, которые одаривают рождающихся качествами, позволяющими им входить в контакт с «высокими температурами, не «сгорая». Все эти личности – феномены. Кроме того, что выдерживают высокие температуры, эти лица должны иметь и качества общения с существами из невидимого мира. Когда это общение происходит с духами огня, рожденный может выдерживать огненное дыхание высокой температуры, не будучи обожженным. В селе Кости, все кто может танцевать на костре, не пострадав, являются такими проводниками. Одни из них входят в контакт с духами огня после молитвы и музыки, а дети, как поняли наши наблюдатели, включаются прямо. Дети – еще более лучшие проводники, чем взрослые. Следовательно, только удвоенная аура жреца огня может сохранить тело и одежды танцующего. Как видите, вопрос тайны нестинарских танцев очень сложен. Подобен этим танцам и случай с библейским рассказом о трех юношах, брошенных в огненную печь. Правильно увидел брат выражение лица танцующей старой женщины. Психиатры и оккультисты скажут, что это транс, а я назову это хорошей проводимостью.
Каждый проводник есть более сложная натура, как физически, так и психически. Нелегко и непросто дать ход известным природным силам более высокого разряда. Разумная природа долго работает над качествами одного существа, чтобы сделать его проводником особых сил более высоких вибраций, которыми владеют существа из невидимого мира. Следовательно, изоляция от высоких температур и предохранение тела от обгорания возможно только для тех, кто может быть в контакте с существами и силами более высоких миров.
Так должны рассматриваться танцы болгарских нестинаров, которые неподражаемы в своей проводимости. Нестинарами рождаются. Нестинарство не приобретается. Нестинарство есть врожденный талант, поэтому все не могут быть нестинарами…
После этих объяснений Учитель пригласил наблюдателя-музыканта, если может, импровизировать на пианино болгарский бурный хороводный танец. Брат не ждал повторного приглашения. Сел за пианино и в полную силу заиграл игривый хороводный танец, который позже назвал «Огненный танец нестинаров».
Брат музыкант был Димитр Грива. А другой, специалист по большим кострам, был Гради Минчев.

Из кн.: Изгревът – на Бялото Братство
пее и свири учи и живее.
Сост. Вергилий Кръстев.
София: Б-ка «Житен клас», 1995. Т. 4. С.656.

Перевод с болгарского
Валентины Дьяконовой.
Декабрь, 2003

Разделы: 
Rus
27 Асман день.
09 Атара месяц.
3756 год ЗРЭ

Асман день (Ав. Асман) Небо.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:49
Завтрашний день начнется в: 09:50
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 03:04 часов.
Ушахин-гах будет в 00:53 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 21/12/2018 по 22/12/2018

Зервано-зороастрийские праздники