Поиск по сайту



«СУЖДЕНИЯ ДУХА РАЗУМА»

Журнал "Митра" № 8 (12) 2006 год

«Суждения Духа разума» – одно из самых известных пехлевийских сочинений. Оно неоднократно издавалось и переводилось на персидский, гуджарати и английский языки. Существуют издания и переводы его пазендской и санскритской версий. Ни автор «Суждений», ни время создания сочинения не известны. Предполагают, что автор был образованным зороастрийцем, хорошо знакомым с Авестой, на которую ссылается, приводя цитаты. Возможно, это сочинение было написано при последних Сасанидах. Текст «Суждений» представляет собой изложение ответов Духа разума на вопросы мудреца, которые затрагивают самые разные темы. Все они касаются обычаев и устоев общества и определяют правила поведения в нем человека в соответствии с зороастрийским учением. В основе этого учения лежит противопоставление в окружающем мире добра и зла.
Сочинение «Суждения Духа разума» впервые переведено на русский язык О. М. Чунаковой (Зороастрийские тексты. М., 1997). Предлагаем вниманию читателей некоторые фрагменты из него, наиболее актуальные на данный момент времени.
----------------------------------------------------------

Спросил мудрец у Духа разума:
«Лучше благородство или правда? Благодарность или разум? Благонамеренность или чувство удовлетворения?».
Дух разума ответил:
«Для души лучше благородство, для всего мира – правда, для богов – благодарность, для (тела) человека – разум, для всех дел – благонамеренность, а для спокойствия тела и одоления Ахримана и дэвов лучше – чувство удовлетворения».

Спросил мудрец у Духа разума:
«Какое доброе деяние больше и лучше?»
Дух разума ответил:
«Самое большое доброе деяние – благородство, второе – правда и брак кровнородственный1, третье – (соблюдение) праздников гаханбар, четвертое – (выполнение) всех религиозных церемоний, пятое – почитание богов и (предоставление) приюта для путешественников, шестое – желание всем добра, седьмое – доброжелательность (по отношению) к добрым людям».
---------------------------------------------------
1 Под кровнородственным браком подразумевается брак с человеком, близким по духу. Подробнее об этом см. с. 21
-------------------------------------------------------

Спросил мудрец Духа разума:
«Какая земля счастливее?»
Дух разума ответил:
«(Во-первых), та земля счастливее, в которой живет праведный, правдивый человек; во-вторых, та, в которой устанавливают алтари («помещения») огней; в-третьих, та, в которой пасется крупный и мелкий рогатый скот; в-четвертых, необработанная и необустроенная земля, когда ее превращают и обработанную и обустроенную; в-пятых, в которой уничтожают норы вредных тварей; в-шестых, в которой почитают и постигают богов и (в которой) обитают зороастрийцы; в-седьмых, пустынная (земля), когда ее возделывают; в-восьмых, когда (земля) из собственности злых людей переходит в собственность добрых; в-девятых, когда долю и богатство, которые бывают от нее, делят с богами, зороастрийцами и достойными (людьми); в-десятых, в которой совершают возлияние и почитание (богов)».

Спросил мудрец у Духа разума:
«Почему (если) коровы, овцы, птицы, пернатые и рыбы (каждый) должным образом обучены своим языкам («знаниям»), а люди, пока они не выучатся и не приложат много труда и усилий, не могут обрести и узнать («человеческие») навыки («знания»)?»
Дух разума ответил:
«Люди при первоначальном творении были так мудры, что когда они совершали благодеяния и грехи, то они своими глазами видели награду за благодеяния и наказание за грехи, и ни один грех не исходил от людей. А затем лживый Ахриман скрыл награду за благодеяния и наказание за грехи, и именно об этом сказано в Авесте: «Из всего зла, что создал для творений Ормазда проклятый лживый дух, он скрыл четыре вещи (что наихудшее и тяжелейшее), а именно: вознаграждение за благодеяние, за грех наказание, мысли людей и конец дел». И по этой причине он распространил по миру много религий и греховных верований.
И из-за незнания людьми добрых дел и деяний каждый этому очень верит и считает хорошей ту религию, которой обучен, и особенно сильной ту религию, (благодаря) которой у него будет власть. Но тот (приобретет) господство и власть Виштаспа, царя царей, кто благодаря знанию несомненному и надежному обретет веру праведную и правдивую, что в слове творца Ормазда, исключительно от Зардушта из рода Спитамы, который ясно, понятно и верно разъяснил все дела мирские и духовные так понятно и ясно. И из-за их большой испорченности они настолько искажены и смешаны, что (их) начальные слова не соотносятся со (словами) срединными, а срединные – с заключительными».

Спросил мудрец у Духа разума:
«Возможно старанием обрести земные блага и богатство или нет?»
Дух разума ответил:
«То добро, что не предопределено, нельзя обрести старанием, а то, что предопределено, быстро приходит благодаря старанию. Но старание, если время на его (стороне), на земле бесполезно, но потом, на небесах, оно приходит на помощь (человеку) и перевешивает (чашу) весов».

Спросил мудрец у Духа разума:
«Возможно состязаться с судьбой, (обладая) разумом и мудростью, или нет?»
Дух разума ответил:
«Даже (обладая) мощью и могуществом разума и мудрости, даже тогда невозможно состязаться с судьбой, так как, если приблизится судьба, в добре или зле, мудрец на деле окажется в смятении, а глупец – сведущим, трус (станет) («более») смелым, а смелый – трусом, прилежный – ленивым, а ленивый станет прилежным. То, что для какой-либо («той») вещи определено, войдет в нее причиной и изгонит (из нее) все остальное».

Спросил мудрец у Духа разума:
«За обладание богатством, свершение добрых дел и достоинства дают боги людям что-либо («вещи») или нет?»
Дух разума ответил:
«Дают, и («так как») это то, что называют «судьба и предопределение». Разделяют таким образом: то, что бывает сначала, – судьба, а что распределяют потом («во-вторых») – предопределение. Но боги это мало предопределяют, и это выявляется в духовном мире, так как (иначе) лживый Ахриман (воспользуется) этим предлогом и с (помощью) силы семи планет отберет богатство и другие земные блага у добрых и достойных людей и («больше») наделит ими людей дурных и недостойных».

Спросил мудрец у Духа разума:
«Как можно приблизить к себе Ормазда, амахраспандов, благоуханный и блаженный рай? И как можно сокрушить лживого Ахримана и дэвов, как спастись от зловонного и темного ада?»
Дух разума ответил:
«Приблизить к себе Господа Ормазда, амахраспандов, благоуханный и блаженный рай, сокрушить лживого Ахримана и дэвов, спастись от темного и зловонного ада можно в том случае, если (люди) сделают своей опорой Дух разума, дух удовлетворения наденут на тело подобно панцирю, доспехам и броне, дух правды сделают щитом, дух благодарности – палицей, дух благонамеренности – луком, дух благородства – стрелой, дух умеренности уподобят копью, дух упорства – рукавице, а дух судьбы выставят в качестве защиты. В этом случае можно попасть в рай, лицезреть богов и спастись от лживого Ахримана и зловонного ада».

Спросил мудрец Духа разума:
«Как надо молиться и восхвалять богов?»
Дух разума ответил:
«Каждый день три раза (надо) вставать напротив солнца и Михра, так как они движутся вместе. И также надо молиться и восхвалять луну, огонь Вахрама или огонь алтаря на рассвете, в полдень и вечером, и (надо) быть (им) благодарным. И если, не дай бог, случился грех или проступок по отношению к богам небесным или земным, людям, скоту, коровам и овцам, собакам и (другим) видам собачьих, другим творениям и созданиям Господа Ормазда, (следует) пожалеть (об этом), предаться скорби и раскаяться перед солнцем, Михром, луной и огнем Ормазда, и для освобождения от греха надо совершить как можно больше («лучше») благодеяний».

Rus
05 Спента Армаити день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:38
Завтрашний день начнется в: 09:36
Текущее время Ушахин-гах, осталось 00:30 часов.
Хаван-гах будет в 09:36 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники