Поиск по сайту



Символ единорога в истории

Журнал "Митра" № 8 (12) 2006 год

Голосова Л. Голосов Б.

edinorog.jpg

Единорог ведет свою мифическую историю от древних арийских сказаний. В «Атхарваведе» он впервые упоминается в мифе о потопе. В ведической традиции выделяют 14 воплощений человека – Ману (от корня «ман» – мыслить), 7 бывших и 7 будущих. С каждым Ману связан определенный этап истории человечества. Единорог явился первый раз седьмому Ману, пообещав помощь, если Ману вырастит его из маленькой рыбки. История человечества с этого воплощения обретает собственные корни, брат Ману – Яма уходит в мир иной в виде человека и становится его царем. Отцом братьев было солярное божество, а матерью – «быстрая», «проворная», еще могущая принимать зооморфный облик кобылицы – Саранью. Миф об единороге, спасшем первочеловека во время потопа, распространился на Ближний Восток, в Европу.

edinorog mitra.jpg

Фигура единорога является составным элементом логотипа нашего журнала «Митра». Видимо, его символика имеет очень большое значение для нас. Поэтому попытаемся понять, что она несет в себе и проследим путь единорога в Россию – страну Водолея, его связь с религией и историей.
Единорог Ветхого завета – лютый зверь, преисполненный злой воли против людей. В христианстве единорог – символ Христа, его креста. В Евангелие от Луки говорится: «…и воздвиг рог спасения нам в дому Давида» (Лк 1, 69). Эта фраза относится к Иоанну Крестителю (пророчество Захарии, его отца). Дева Мария приручает единорога, только к ней он выходит из леса, из хаоса.
В «Ригведе» повествуется о времени прихода ариев в долину Инда (середина 2-го тыс. до н. э.). Археологические находки начала XX в. подтвердили историзм устной ведической традиции. Среди многочисленных материальных свидетельств Хараппской культуры 3-го тыс. до н.э. были и печати с изображением единорога, имеющего тело быка. Это самое древнее изображение единорога. В «Ригведе» говорится, что местные жители не приняли культ Индры. Научные исследования показали, что працивилизация исповедовала культ фаллоса и носила застывшие, не изменные в течение 1,5 тыс. лет материальные формы. (Подобная единожды данная закостенелость присуща коренным цивилизациям Америки). Отмечается расслоенность общества по расовым признакам, указывается, что представителям высших каст были свойственны черты выходцев из Средиземноморья. На другой территории, также отмеченной единорогом (в виде присутствия на гербе Шотландии), археологические находки также указывают на 3-е тыс. до н. э., Средиземноморье. На возникающий вопрос, не были ли события, описанные в «Ригведе», второй волной миграций ариев в долину Индии, ответит время.
В Древней Руси солнечный культ Индры вытеснился культом Перуна. Индра ушел к корням мирового дерева фравашей, превратился в Индрик-зверя лунного культа Дыевичей. Один из излюбленных сюжетов русского прикладного искусства – борьба единорога и льва у мирового древа. В алхимических категориях единорог символизирует Меркурий, ртуть; а лев – серу. Считается, что их взаимодействие должно привести к обретению высшего смысла. Этот сюжет украшал Васильевские врата Софийского собора в Новгороде Великом.
По всей северной зоне Евразии также известны предания о мамонте. Эта мифология тождественна мистерии Индрика (борьба с хаосом, метаморфозы). Мамонт-индрик-единорог живет под землей, либо в водной стихии. Он внушает смешанные чувства почтения и страха. Диапазон его превращений охватывает царство Воху Мана от самых корней древа до горных высей, но в основном – это возрастные метаморфозы. Обезображенные старостью, древностью бытия, сущности уходят вниз, к корням, для обновления. У якутов известен миф о мамонте, имеющем природу водяного быка, сокрушающего своим рогом лед. Ученые указывают на сходство описания мамонта-индрика с изображениями древних комплексных зверей из долины Инда 3-го тыс. до н. э.
Такие перерождения, связь с нижним миром, с царством мертвых описываются зодиакальными знаками Тельца и Скорпиона. Обратимся к двум знаменитым людям, которым мистерия единорога была не чужда. Один из них – величайший исследователь современного Бытия и места в нем человека – Карл Густав Юнг. Он писал о себе: «Я увидел свою цель в том, чтобы показать, в каком соответствии моя психология находится с алхимией, и наоборот, я стремился обнаружить в трудах алхимиков не только вопросы религиозные, но и специальные проблемы психотерапии». Другой наш современник – Роджерс Желязны описывал мистерию единорога в своих «Хрониках Амбера».
В космограммах у обоих проявлена зодиакальная ось Телец–Скорпион, хотя более правильно говорить здесь о включенности знаков высшего зодиака – Кита и Змееносца Зеркальной девой Вакшьей. Зеркальная дева не позволяет стихийному потопу разрушительного подсознания Скорпиона–Змееносца распространиться на алмазную дорогу Змееносца в Стрельце. Р. Желязны неплохо заработал на огромных тиражах нескончаемого сериала, но при точном соединении планет Урана, Вакшьи, Изиды, Венеры в Ките, которое имело место на момент его рождения, вряд ли наполнил свои произведения алхимией души. Юнг же, скорее, указал направление поиска взаимосвязи мифов Геуш-Урвана и Единорога.
Первое из известных древнерусских изображений единорога имеется в Псалтыри 1397 года (за год до этого, в 1396 году Тимур разгромил Золотую Орду). В XIV в. многие невидимые нити мистерий единорога проявлены. В 1323 г. переписана рукопись «Хом-яшта», хранящаяся в Дании, в Копенгагене. «Хом-яшт» – самый древний текст Авесты. В нем косвенно прослеживается взаимосвязь с мифом об единороге и Ману:

И из всех возможных видов
Самый первый тот Хаома,
Что молочный, золотистый.
Устремились твои силы
К вдохновенью Доброй Мысли.

Прославление Хаоме!
Мысль у бедного растит он,
Словно тот нашел пик знаний.

Хаому, отдаляющую смерть, почитаем мы.

В третьей части «Хом-яшта» упоминаются три праведника явных – Бык, Конь и Хаома. При неправильном употреблении Хаомы, вероятно, исчезает ипостась быка. Второй из праведников явных – конь:
Конь наездника ругает:

«Да не будешь запрягать ты
Быстрых и сидеть на быстрых,
Быстрыми тебе не править,
Коль мою ты силу прячешь
От собрания людского
В государстве многолюдном!»

Вероятно, исследование символики «Хом-яшта» с этой точки зрения еще ждет своего времени.
В 1347 году впервые письменно упоминается боярин Андрей Иванович Кобыла, к которому восходит династия Романовых. В 1371 году в Шотландии воцаряется династия Стюартов. Представитель этой династии Джеймс VI Шотландский в 1603 г. занял английский престол, стал Яковом I Английским (и тут же в гербе Англии заменил уэльского дракона на шотландского единорога). Упоминание боярина А. И. Кобылы отмечено соединением Вакшьи с Прозерпиной в Скорпионе. При этом налицо их взаимосвязь с Плутоном как через ось его экзальтации и падения, так и через транзиты. Например, на первый Навруз XIV века Плутон находился в 23° Водолея, в соединении с восходящим узлом. Примечательно, что упоминание боярина Кобылы приходится на княжение Симеона Ивановича Гордого, который первым поднял вопрос о престолонаследии (о переходе его от отца к сыну). В XIV веке произошло оформление правящих династий либо их закладка. Тогда же, в 1397 году Дания, Швеция и Норвегия заключают Кальмарскую унию. Первая в истории Дании женщина-королева Маргарита Датская стала королевой всей Скандинавии. Год рождения Р. Желязны – 1937 – также зеркален 1397 году и отстоит от него на 540 лет (5 циклов Вакшьи по 108 лет).
Наступает правление Ивана Грозного. Его опричники потопили в крови Новгород Великий, изъяли единорога вместе с воротами из Софийского собора и перенесли под Москву, в Александровскую слободу. Они и поныне украшают Троицкий собор. Иван Грозный отмежевался от опричнины, он ввел в государственную печать символ единорога 3 февраля 1562 года (ст. ст.), в отличие от «низких» атрибутов опричника – метлы и собачьей головы. Первый раз он употребил эту печать для скрепления договора с Данией 7 августа 1562 года. В качестве примера отношения первого русского царя к символам власти можно привести следующий факт. Когда жемчуг на его посохе потерял свой блеск, его спороли с посоха, нанизали на нить и отправили к кудеснику в село Кереть на одноименной реке в Карелии. Тот определил, что жемчуг оживет, если молодая девушка будет купаться в нем 101 ночь. Когда жемчуг засверкал, его отправили в столицу, вновь нашили на посох. В 1582 году Иван Грозный убил посохом сына – наследника. Надломленный физически и психически он на два года пережил сына. На престол взошел третий сын – Федор, не способный к управлению государством. С его смертью прямая династия Рюриковичей прервались. С 862 года, начала правления династии Рюриковичей, до убийства Иваном Грозным сына прошло ровно 720 лет (10 циклов по 72 года).
Другая вписанность в древние арийские циклы прослеживается в 32-летнем календарном цикле. 862 год – год Сраоши, 1589 год, год смерти Федора, последнего царственного Рюриковича – также год Сраоши. Прошло полных 23 календарных цикла по 32 года.
Приведенная статистика печальна. Описанные события астрологически подтверждают нахождение Вакшьи вблизи 23-х градусов неподвижного креста (862 г., XIV в., 1562 г.). На первое упоминание единорога в Псалтыри в отечественной истории Нептун был в 1° Близнецов, на первое введение единорога в государственную символику – там же. Вероятно, российская история фиксируется единорогом через владыку подземных вод в его терминальном положении. Видимо, тотемные превращения единорога происходят не без влияния Вакшьи и цикла лунных узлов.

Примечательно, что единорог в Псалтыри 1397 года иллюстрирует псалом Давида: «Господи, что есть человек…? Человек подобен дуновению, дни его как уклоняющаяся тень». В 1397 году Нептун был в соединении с Плутоном (рядом с Вакшьей), поэтому зафиксировались события чрезвычайной экспансии, огромных стихийных проявлений. Это и распределение власти датской королевы Маргарет I на всю Скандинавию, и оформление мира после победы Тимура. Что же ушло в тень, под воду, к корням мирового древа, к Индрику? Древний цикл Прозерпины – 555 лет, прибавленный к XIV веку, позволяет проследить мистерии советской истории, вплоть до ухода в мир иной И. В. Сталина, считавшего своим духовным учителем Ивана Грозного.
Вернулась также и тень Тимура, могилу которого потревожили накануне Великой Отечественной войны. Попутно, можно отметить, что единорог, точнее, борьба львов с единорогом была изображена на печати верейского князя Василия Михайловича. Он скрепил ею договорную грамоту с Иваном III.
В XVIII веке история единорога в России выходит на новый виток. Петр I отвоевывает у северных соседей территории, где Рюрик начинал объединение земель. Комендантом Выборга он посадил Ивана Шувалова, выбившегося при нем из захудалых костромских дворян в генерал-майоры. Два его сына – молодые дворяне Александр и Петр Шуваловы состояли при дворе царевны Елизаветы. Они приняли самое активное участие в перевороте 25 ноября 1741 года. Елизавета, взойдя на престол, одарила своих «партизанов» милостью щедрой. Братьям Шуваловым был дарован 5 сентября 1746 г. графский титул Российской империи. Фаворит Елизаветы – Иван Иванович Шувалов, приходящийся им двоюродным братом, не оставил потомства. Все последующие Шуваловы, занимавшие самые высокие ступени отечественной иерархии – потомки коменданта г. Выборга. Петр Шувалов ввел в свой графский герб единорогов, три плода граната, девиз «За верность и ревность». Он был выдающейся личностью XVIII века: осуществлял внутреннюю политику России, провел такие экономические реформы, изыскивая средства для содержания армии, что они по сию пору интересуют ученых.
В ноябре 1992 года на истфаке в МГУ состоялось слушание защиты кандидатской диссертации по исследованию экономических преобразований Петра Шувалова. Автор исследования особенно отметила умение Петра Ивановича рассчитывать границы допустимого, когда его предложения вторгались в области сословной и податной политики. Он провел таможенную реформу, уничтожил прежнюю внутреннюю политику, основал банки. Его брат ведал тайной канцелярией. С тех пор именитые Шуваловы особенно занимались таможней и тайной службой. В жизни рода Шуваловых, ярко высвеченном на сцене российской истории в XVII–XIX вв., проявилась марсианская составляющая мистерии единорога. В письменных документах первое упоминание предка П. И. Шувалова касается его деда – Максима Шувалова, отца выборгского коменданта. Говорится, что он погиб во время похода 1687 г.
Еще в 1577 г. Иван Грозный утвердил артиллерийское орудие, на котором был выбит единорог. Но широчайшее распространение этих орудий (их так и звали – инрогами, индриками) произошло при непосредственном участии Петра Шувалова. Он затронул, видимо, важнейшие составляющие мифа единорога в негативных проявлениях Марса, что привело к сворачиванию прямого по мужской линии рода Шуваловых в 7-м поколении, если считать от упомянутого Максима, погибшего в военном походе. Фигурируют те же два года (мини-цикл Марса) разницы в уходах отца и сына, только у Шуваловых в «правильном» порядке – отец Петр Павлович, сын Павел Петрович.
Последний граф Шувалов – Павел Петрович, не оставивший потомства, был женат на представительнице рода Барятинских, прямом потомке Рюриковичей. Его отец Петр Павлович был известным человеком в Санкт-Петербурге, предводителем губернского дворянства. Отличительной чертой его была неспособность принимать решения до такой степени, что близкие люди шутили об уготованной ему посмертной судьбе: «Его заставят принимать решение раз в месяц». И умер он на стыке веков, в 1900 г. Сын Павел Петрович – последний граф Шувалов (так его именуют в литературе) ушел с военной службы по причине больного сердца. Он пытался следовать гербу прославленного предка, его девизу «За верность и ревность». Павел Шувалов организовал в 1882 г. тайное общество «Священная дружина» для защиты монархии и борьбы с революционерами и террором, видимо, верность престолу была его глубочайшим внутренним убеждением, даже дата его смерти (в 1902 г.) отстоит ровно на 555 лет от года первого упоминания в отечественной летописи прапредка Романовых.
Плоды граната, входящие в символику герба в количестве трех штук, также указывают на влияние Марса. Сок граната в зороастрийском религиозном служении используют для причастия. В зороастризме Марс связан с изедом Вертрагной, инкарнацией которого являются различные тотемные животные.
Во второй половине XIX века мистерия единорога была связана с мистерией «железного коня» – железной дорогой. Идею организации общества подал П. П. Шувалову С. Ю. Витте, бывший тогда начальником эксплуатации юго-западной железной дороги в Киеве. В Индии, в 1856 году, при строительстве железной дороги английской компанией на участке Карачи–Лахор решают использовать в качестве строительного материала кирпич из огромных неизвестных резин. Только в XX веке этими руинами заинтересовались индийские археологи и открыли хараппскую цивилизацию 3-го тыс. до н. э. На белый свет появились печати с изображением единорога с телом быка. На время пожалования графского титула Шуваловым, и на время решения использования остатков руин для строительства железной дороги Вакшья находилась в Водолее. Жена графа Шувалова, овдовев в 1902 году, также продолжала заниматься делами, связанными с железными дорогами. Во время русско-японской войны она сопровождает поезд с материальной помощью для солдат и офицеров, оказанной ею из личных пожертвований. На обратном пути с фронта Елена Владимировна обследовала Колыму и Якутию, собрала коллекцию предметов восточного искусства. Интересуясь этнографией, она могла ознакомиться и с мифом об индрике-водяном быке. После этой поездки события жизни Е. В. Шуваловой таковы.
В 1908 г. Шувалова переводит все свои сбережения в Берлинские банки. Судьба сбережений неизвестна. В 1913 г. в особняке Шуваловых на Фонтанке, 27 (впоследствии «Дом Дружбы») она дает бал «Парики цветов». Несмотря на то, что бал запомнился и о нем много говорили, описания его не сохранилось.
В 1914 г. на свои средства она снаряжает поезд милосердия и лично возглавляет его в свои 57 лет. После февральской революции Е.В.Шувалова переезжает в Ялту, затем эмигрирует. Дальнейшая ее судьба неизвестна, так же как и судьба ее огромного состояния. Все ушло под воду. Примечательно, что в Доме Дружбы (бывшем особняке Шуваловых) находилось общество «Память Балтики», а музей этого общества – подводной археологии – находится в городе Выборге. Где вынырнет единорог, пробив лед забвения?

medvedy129.jpg
Битва медведя с единорогом.
Миниатюра из рукописи XIV в. Лондон. Британский музей

На 2006 год намечено перезахоронение последней русской вдовствующей императрицы, принцессы Датской (согласно ее воле). Ее мощи доставят в Санкт-Петербург водным путем.
В «Бундахишне» («Основах Творения») единорог имеет тело белого осла и золотой рог. Этим рогом он разрушает подлое разложение от вредоносных тварей. Золоторогий осел оплодотворяет все благие водяные женские существа Хормазда, а вредоносных тварей делает бесплодными. Единорог «Бундахишна» очищает воду и связан с океаном Тиштара. Это нашло отражение в символике 13 солнечного дня зороастрийского календаря. Тотемом этого дня является единорог. Связан единорог и с лунным календарем. 5 лунный день, посвященный алхимии пищи, омоложению организма и трансмутации, имеет своим астральным проводником единорога.

Литература
1. Авеста. Гимн хаоме: Пер., комментарии М.В.Чистякова. СПб., 2003.
2. Авгуль Л.Н., Крылова А.В. Дворец Нарышкиных-Шуваловых. СПб., 1996.
3. Бурков В.Г. Государственные эмблемы и символы стран содружества независимых государств и Балтии. СПб., 1998.
4. Глоба П.П. Волна судьбы. Минск, 1998.
5. Глоба П.П. Древний календарь совместимости партнеров. М., 1994.
6. Глоба П.П. Лунная астрология. М., 1996.
7. Гороскопы знаменитых людей: Справочник / Сост. А.В. Романенко и др. СПб., 1993.
8. Знаменитости в каждом градусе зодиака: Сборник / Сост. С.Ю.Мастикок. Томск, 1998.
9. Кемпион М. Книга мировых гороскопов. М., 1995.
10. Корякина Е.П. Программа социально-экономических преобразований П.И.Шувалова: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М.: МГУ, 1992.
11. Косидовский З. Часы веков. Тайны археологии. М., 1997.
12. История России в лицах и домах: Словарь-справочник / Сост. А.В.Атрашенков и др. СПб., 1995.
13. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1997.
14. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2002.
15. Сребродольский Б.И. Жемчуг. М.: Наука, 1984.
16. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.

30 Анагран день.
03 Хаурвата месяц.
3756 год ЗРЭ

Анагран день (Ав. Анагра Раоча) Бесконечный Свет.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:39
Завтрашний день начнется в: 03:39
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 03:38 часов.
Узерин-гах будет в 17:41 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники