Поиск по сайту



Шкода В. Г. Новая книга о зороастризме

Журнал "Митра" № 8 (12) 2006 год

krukova zoroastrizm.jpg

Издательства «Азбука-классика» и «Петербургское востоковедение» выпустили в свет новую книгу Виктории Юрьевны Крюковой «Зороастризм» (СПб., 2005. 285 с.). Это уже вторая книга В. Ю. Крюковой. В первой «Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме» (СПб., 1997), изданной совместно с А. А. Хисматулиным, автору принадлежит весь второй раздел, в котором рассматривается похоронный обряд, принятый в ираноязычном зороастрийском обществе.
Российский читатель не избалован литературой о древнейшей живой религии. Запертые в библиотечных хранилищах книги, преимущественно на западноевропейских языках, востребованные лишь специалистами по истории культуры, филологами-иранистами, малодоступны любопытствующим гражданам.
Лакуну в познании зороастрийской веры одно время заполнила книга Е. А. Дорошенко «Зороастрийцы в Иране (историко-этнографические очерки)» (М., 1982). Она быстро исчезла с прилавков и ее тиража оказалось слишком мало.
В. Ю. Крюкова совершенно права, говоря о том, что наибольший вклад в ознакомление российского читателя с зороастризмом внес русский перевод книги крупнейшей английской исследовательницы М. Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи». Книга четыре раза переиздавалась (4-е издание вышло в 2003 году), и ее трудно было купить.
После выхода первого издания книги М. Бойс произошел, если можно так выразиться, настоящий «выброс» литературы о зороастризме и исследований о нем на русском языке. Это два издания Яштов «Авесты» в переводе с авестийского языка академика И. М. Стеблин-Каменского (Душанбе, 1990; М., 1993), «Авеста в русских переводах (1861–1996)» (СПб., 1997), книги И.В. Рака «Мифы древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм)» (СПб.–М., 1998), М. Б. Мейтарчиян «Погребальные обряды зороастрийцев (2-е изд. М.–СПб., 2001), несколько среднеперсидских сочинений в переводах О.М. Чунаковой и составленный на их основе «Пехлевийский словарь зороастрийских терминов» (М., 2004). Эти издания, выполненные большей частью в плане научной работы их авторов, свидетельствуют, однако, о неподдельном интересе к древнейшей религии Откровения.
В научных кругах говорят, что М. Бойс, прожив в общине зороастрийцев округа Йезда около года, приобрела зороастрийский образ мыслей. В. Ю. Крюкова не жила в зороастрийской общине, она человек сугубо православный, но мне кажется, что мысли у нее зороастрийские. Только человек, познавший учение о добре и зле, мог так ясно, доступно и в сжатом виде изложить его для массового читателя.
Книга состоит из 18 разделов, содержащих основные положения зороастрийской веры – учение о разделении добра и зла, пришествие Спасителя, Страшный Суд, телесное воскресение мертвых. Значительное внимание уделено проблеме зороастрийских храмов и описанию священных огней, их градации и связанных с ними ритуалах, в частности детально описан ритуал «Ясна».
Здесь, однако, не совсем понятно, почему
В. Ю. Крюкова предложила переводить название места в храме огня, в котором проводится высшая зороастрийская литургия, Дар-е Михр как «врата Митры». Так переводят многие исследователи, полагая, что «дар» происходит от персидского «дарваза» – ворота. Однако, вероятнее всего, правильнее трактовать Дар-е Михр как «двор» (буквально «место») Митры. Впрочем, это не существенно.
В разделе о ритуальной чистоте описан очень любопытный ритуал обрезания и захоронения ногтей и волос.
В «Приложении» даны пять фрагардов «Видевдата» в переводе автора, отличающиеся, как всегда у В. Ю. Крюковой, изысканностью слога.
Книгу можно приобрести в издательстве «Петербургское востоковедение» по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18, Институт востоковедения РАН.

В. Г. Шкода,
Санкт-Петербург

09 Атар день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

Атар день (Ав. Атар) Огонь.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:51
Завтрашний день начнется в: 06:53
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 02:03 часов.
Узерин-гах будет в 15:50 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018