Поиск по сайту



МЕХР — ВЕЛИЧАЙШИЙ ИЗЕД

Журнал "Митра" № 9-10 2003 год

15-й наск Авесты — Богхан-яшт
«Объяснение о восхвалении признанных ангелов»

Предлагаем вниманию читателей небольшой отрывок из книги «Зороастрийское боговедение от древнейших времен до наших дней», автор которой Монан Джи Нуширван Джи Дехала.
Перевод на фарси выполнил дастур Ростам Шахзади. Издательско-культурное учреждение
«Фравахар», 1377 (1998 г.). Перевод с фарси на русский язык — Т.Ч.Бобрицкая.

МИТРА — МЕХР

Из всех индоиранских богов, вошедших в зороастрийскую религию, Мехр занимает более высокое положение. Согласно священным писаниям индийцев и иранцев, этот бог относится к первобытным поселениям» обоих народов. Мехр был не только одним из высокопоставленных Изедов в религии раннего Ирана, но и в более поздние времена считался одним из наиболее значимых иранских божеств, которому были посвящены наивеличайшие яшты.
Мехр является одним из активных, строгих, мстительных и могущественных Изедов периода более поздних авестийских письмен, который, как и Ахура-Мазда, достоин поклонения и восхваления. Согласно письменам Мехр-яшта, этот Изед занимает то же самое положение, какое он занимал среди арийских племен еще до прихода Заратуштры (Мехр-яшт, п. 113).
В письменах на камне, принадлежащих ахеменидским царям, также несколько раз упоминается Мехр, а Ардашир Длиннорукий и Ардашир Отус называют его имя в списке высокопоставленных Изедов и просят у него помощи.
Плутарх говорит о Мехре так: «Иранцы считают Мехра посредником между богом и народом, и его место находится между Ормоздом и Ахриманом».

КАЧЕСТВА МЕХРА
Из всех Изедов, охраняющих мир, Мехр — наиболее могущественный, отважный, активный, ловкий и побеждающий (Мехр-яшт, п. 98, 135).
Ахура-Мазда создал его более светлым, чем других небесных Изедов (Яшт, п. 19, 35).
Составитель яштов наделяет этого Изэда качествами, которыми затем зороастрийцы наделят Ахура-Мазду (Мехр-яшт, п. 38, 24).
Мехр — величайший Изед, имеющий тело, светящееся, как Месяц, и лицо, сверкающее, как звезда Тиштар (Мехр-яшт, п. 142).
Чтобы понять, какое положение занимал Мехр в Древнем Иране, лучше обратиться к Мехр-яшту, посвященному восхвалению этого Изеда.

СОТРУДНИКИ МЕХРА
Подобно тому, как ведийские эпические стихи считают сотрудниками Митру и Варуну, так Мехр-ньяйши Мехр-яшт называют сотрудниками Митру и Ахуру.
Иногда Мехр призывается на помощь вместе с Солнцем (Хоршидом), что естественно, поскольку они оба являются Изедами света и сияния.
Так как Мехр — защитник правды, то его имя часто упоминается вместе с Рашном, или ангелом правдивости (Вейспарад, п. 2, 7 и Фарвардин-яшт, п. 47).
А также, поскольку Мехр считается обладателем просторных степей, то Рашн считается его коллегой и сотрудником в этих делах (Ясна, п. 2, 3 и Вейспарад, п. 2, 9).

МЕХР — БОГ СВЕТА, СИЯНИЯ И БЛЕСКА
В материальном мире Мехр отвечает за свет, в особенности, солнечный свет, появляющийся из-за гор во время утренней зари (Яшт, п. 10, 13).
Мехр — это ангел, который находится в таком месте на высоте гор, где нет ни ночи, ни темноты, там не холодно и не жарко, в месте, куда нет дороги болезням и смерти, в месте, которое Амеша-Спента построили для Мехра по своей воле и в согласии с Солнцем, для того чтобы Мехр мог с той высоты видеть весь материальный мир.
Мехр вместе с восьмью из своих помощников сидит на высоких местах и на верху башен, как на смотровых вышках. И смотрит в сторону нечестных и впивается глазами в тех, кто скажет Мехру неправду или убьет праведного (Мехр-яшт, п. 45).
Мехр — это тот, кто после захода Солнца на земле смотрит за тем, что находится между небом и землей (Мехр-яшт, п. 95). Тот, кого Ахура-Мазда назначил хранителем и защитником рода человеческого. Тот, кто, никогда не засыпая, всегда бодрый охраняет творение Мазды. Тот, кто, ни разу не заснув, с радостью защищает создание Мазды (Мехр-яшт, п. 103).
Мехр пленяет своими длинными руками нечестивых, будут ли они находиться на востоке Индии или на западе, на самой большой высоте или в центре земли (Мехр-яшт, п. 104).
Мехр никогда не бывает обманут. Его красноречие (Мехр, у которого тысяча ушей — благодарных слушателей), подавляет дивов, он мстит нечестивым, дает победу народу страны и разбивает врага страны (Мехр-яшт, п. 23–27).
Мехр известен в Авесте также следующими качествами: как «Донгхупайати» — «руководитель страны» и как «Воурв» — «имеющий много земли». Его сияющий луч падает на огромную часть земного шара и охраняет ее.
Он тот, кто заставляет дождь идти, а растения расти, он — красноречивый законодатель, которого невозможно обмануть (Мехр-яшт, п. 61–83).

МЕХР ПРОТИВ ЛЖИ И НЕИСКРЕННОСТИ
Кроме всей этой материальной могущественности, Мехр в духовном мире является сильным врагом лжи и неискренности, потому как с самых первых дней жизни ариев свет считался показателем правдивости, а мрак обозначал ложь. Как сказано в Мехр-яште, Мехр — наивеличайший враг лжи, друг и помощник правдивых, поскольку в арийских письменах ложь считалась наихудшим грехом, а правда — наилучшим благим поступком, и именно поэтому ахеменидские шахи считали наихудшими врагами своего государства лжецов и лицемеров.
Геродот пишет: «Самое первое, чему обучали иранцы своих детей, было — говорить правду». В Мехр-яште сказано: «О Заратуштра, знай, что лжец и вероломный подлец разрушат свое государство и станут убийцами правдивости и искренности. О Заратуштра, люди не должны нарушать свой договор и свою клятву — ни клятву, данную врагу, ни клятву, данную другу, ибо обе они правильны и должны выполняться. Мехр хорошо различает, где ложь, а где правда, и никто не может его обмануть» (Мехр-яшт, п. 2, 14–20).
Мехр своими сильными руками задерживает всех тех, кто уклоняется с пути правды и затемняет свою душу и совесть (Мехр-яшт, п. 105).
Мехр забирает силу из рук лжецов и нарушающих слово, делает их ноги неустойчивыми и лишает их глаза и уши зрения и слуха (Мехр-яшт, п. 48, 63).
Он тот, кто наводит ужас на армию противника и одним ударом сносит головы с плеч тех, кто сказал Мехру неправду или нарушил свое слово (Мехр-яшт, п. 37).

МЕХР — ЗАЩИТНИК И ХРАНИТЕЛЬ ДОГОВОРА И КЛЯТВЫ
Мехр в Авесте — хранитель и защитник тех, кто верен своему слову и не говорит Мехру неправды (Мехр-яшт, п. 2).
Кроме того, в Авесте Мехр выступает также в значении «клятва» и «договор», а слова «говорить неправду Мехру», или «Мехр-Друдж», означают то же самое, что «нарушать данное слово».
Грех нарушения данного слова считается одним из больших грехов (Вендидат, п. 2–5).

МЕХР — АНГЕЛ ВОЙНЫ И БИТВЫ
В воинственных первобытных арийских письменах постоянно перед началом битвы с противником приносились жертвы Мехру и раздавались призывы к нему о помощи, чтобы он сделал их победителями на поле битвы с кровожадным врагом (Мехр-яшт, п. 8, 9).
В момент, когда две армии сходятся на поле битвы, Мехр связывает руки тех, кто не сдерживал свои обещания, лишает их глаза зрения, их уши — слуха, а их ноги — способности двигаться (Мехр-яшт, п. 48).
Также во время битвы Мехр мешает лжецам и нарушителям клятвы пускать стрелы, метать копье и пращу и попадать в цель (Мехр-яшт, п. 39, 40).
Мехр ломит кости в теле нарушителей клятвы и заставляет их волосы падать, мозг и кровь проливаться на землю (Мехр-яшт, п. 73136

КОЛЕСНИЦА МЕХРА
Восхваляем Мехра — того, в колесницу которого впряжены белые лошади, которая катится на золотых колесах (Мехр-яшт, п. 136).
Лицо Мехра сияет, как звезда Тиштар, и его колесница, красивейшая из всех колесниц, украшенная райскими звездами, не останавливается (Мехр-яшт, п. 143).
Эту колесницу вечно катят четыре белые одноцветные лошади, у которых передние копыта покрыты золотом, а задние — серебром, и все эти лошади, запряженные в ярмо и уздечку и привязанные все вместе к крюку с прорезью, сделанному из драгоценного металла, скачут рядом друг с другом (Мехр-яшт, п. 125).
С правой стороны Мехра скачет святой и справедливый Рашн, с левой стороны — праведная Чиста и одетая в белое Упашана, затем — храбрый Дамваейш-Упашана, и за Мехром скачет пылающий Азар — блеск царской мощи (Мехр-яшт, п. 126, 127).
На колеснице Мехра установлена тысяча хороших стрелецких луков, с тысячей стрел, нацеленных в крыло стервятника, эти стрелы золотые, а их древа железные, и летят эти стрелы со скоростью мысли в головы дивов (Мехр-яшт, п. 128, 129).
В момент, когда Мехр совершает нападение, даже злодей Ахриман впадает в ужас, и коварный див гнева, и див слабости, невидимые дивы Варэна впадают в ужас (Мехр-яшт, п. 97, 134).

ГНЕВ МЕХРА
Мехр говорит, что «если люди будут меня восхвалять так же, как они восхваляют других богов, в нужное время я приду к ним на помощь; но если только они перестанут молиться мне, то на них придет бедность, страдания и смерть».

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МЕХРУ
Древние иранцы призывали Мехра с помощью жертвоприношений и просили, чтобы он выслушал их молитвы, принял их, удовлетворил их просьбы, сделал их достойными рая (Мехр-яшт, п. 31, 32).
В те времена существовала традиция приносить в жертву Мехру мелких или крупных четвероногих или же какую-нибудь птицу с разрешенным к употреблению в пищу мясом (Мехр-яшт, п. 119).
Тот, кто приносит Мехру искупительную жертву, должен быть безгрешным и ученым человеком, он должен провести специальную церемонию восхваления Мехра с разостланным барсманом (тонкими прутиками, употребляемыми при богослужении). И только тогда Мехр придет в дом к такому человеку и выполнит его просьбу. Если только человек, восхваляющий Мехра, не будет безгрешным и обученным, то сколько бы он не раскладывал барсман и не произносил длинные молитвы, Мехр все равно не обратит на него внимания (Мехр-яшт, п. 137, 138).
Мехр не будет помогать никому тому, кто его обидит или разозлит, и даже разрушит дом, деревню, город, страну или королевство такого человека (Мехр-яшт, п. 87).
Тем, кто его восхваляет, Мехр дает хорошее и постоянное жилье, он охраняет их государство, устраняет их врагов, так как могущественный Мехр везде выходит победителем и достоин восхваления (Мехр-яшт, п. 76–78).

ДАРЫ МЕХРА
Мехр помогает людям, разрешает их дела, покровительствует, сочувствует, показывает выход из затруднительных ситуаций, дарит победу, счастье и справедливость (Мехр-яшт, п. 5). Дает силу солдатам и их коням; дает их глазам остроту зрения и дальность видения, чтобы они смогли увидеть своих врагов издалека, и вовремя предотвратить их нападение, и одним ударом уложить злопомышляющих и враждебно настроенных противников (Мехр-яшт, п. 94).
И если даже злой противник пустит стрелу в сторону того, кто помолился Мехру, стрела не попадет в цель и не нанесет такому человеку повреждения, Мехр высвободит его из любой нужды, даст силу его рукам и мощь всем органам его тела (Мехр-яшт, п. 22–24).
Мехр охраняет своего восхвалителя на войне со всех четырех сторон и устраняет его врагов (Мехр-яшт, п. 46).
Мехр — тот, кто делает прочными высокие дома своих восхвалителей, дает им многочисленные стада и много верховых животных, наполняет их дома красивыми и достойными женами, одаривает их хорошими подушками и величественными перинами, и подобающими колесницами, и радостью, и другими жизненными дарами (Мехр-яшт, п. 28–30).
Мехр дарит тем, кто хранит верность своей клятве и ведет праведную жизнь, богатство, сильное тело, радость жизни, успокоение духа, мудрость, высоту и победу (Мехр-яшт, п. 33).
Мехр обладает силой, способной дать пристанище людям в обоих мирах (земном и загробном). В мире земном и райской жизни охраняет человека от ущерба, приносимого дивами лжи и гнева и их кровавыми знаменами (Мехр-яшт, п. 93).)

Разделы: 
Rus
29 Мантраспента день.
05 Амертата месяц.
3756 год ЗРЭ

Мантраспента день (Ав. Мантра Спента) Святое Слово (Мантра), а также некоторые письмена с духовными и поэтическими свойствами.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 05:19
Завтрашний день начнется в: 05:21
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 01:29 часов.
Узерин-гах будет в 16:55 часов.

Традиционные зороастрийские праздники