Поиск по сайту



СУНГИРЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. Светлана Каменева

18-й наск Авесты – Дувасарони-джад «О создании союза близких друг с другом»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

Светлана Каменева,
Пермь

СУНГИРЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

Летом 2010 г. в Пермь приехала моя знакомая из Канады Маргарет с двумя своими ученицами. Маргарет занимается возрождением традиций североамериканских индейцев и попросила меня показать что-нибудь похожее на Аркаим. Мои гости хотели посетить какое-нибудь древнее место силы, где была стоянка первобытного человека и провести там ритуал общения со стихиями. И тут я вспомнила про Сунгирь и рассказала своим гостям об этой самой древней стоянке первобытного человека из всех известных в мире.

Археологический памятник Сунгирь – город кольцевой структуры, поселение древнего человека наподобие Аркаима, возраст которого более 25 тыс. лет. Сунгирь давно известен историкам как однослойный археологический памятник, сохранивший следы сезонной стоянки древних охотников, которые посещали его в летний и осенний периоды в течение нескольких десятков лет. Однако находки 60-х гг. доказали, что это многослойный археологический памятник, отражающий, по крайней мере восемь тысячелетий (от 20 тыс. до 28 тыс. лет назад), в течение которых на Сунгире проживали первобытные люди. 8 тыс. лет древние люди жили на одном и том же месте! Ведь это о чем-то говорит. Более того, на аэрофотосъемке, приведенной в Интернете, Сунгирь выглядел точно как Аркаим, та же кольцевая структура, то же расположение на слиянии двух рек. И, какая удача, расположен Сунгирь не в труднодоступном месте, где транспорт не ходит, а в пригороде всем известного города Владимира, добраться куда не составит труда.


Исторический музей

Моих гостей очень заинтересовал мой рассказ, и мы решили побывать там. Ведь это еще и повод посмотреть города Золотого кольца России. Удача сопутствовала нам, очень быстро нашлись друзья друзей, которые живут в частном доме под Владимиром и которые согласились принять всех нас. И мы стали собираться в поездку. Хотя я весьма смутно представляла, что и где мы будем искать. Я знала только, что Сунгирь расположен в 6 км от Владимира по дороге на Боголюбово, на месте слияния рек Клязьма и Сунгирь. Что ж, все когда-то в жизни приходится открывать впервые. Сразу вспомнилась наша первая поездка с Олегом Лушниковым на поиски места слияния Камы и Чусовой в мае 1993 г., когда мы, отважная четверка первооткрывателей, думали, что отправились в трудную экспедицию по открытию чуть ли не Америки, а все оказалось элементарно просто: найти мыс Стрелка не представляло большого труда. Но несмотря на то, что нам предстоял более серьезный поиск, мы отправились в путь.

Когда мы приехали во Владимир к нашим знакомым и сообщили им о цели нашего визита, они тоже озадачились. Ведь они думали, что иностранцы, как и все нормальные люди, приехали во Владимир смотреть старинные русские храмы, а тут подавай стоянку первобытного человека 25-тысячелетней давности. Вот так задача! Хозяйка дома Галина позвонила в исторический музей Владимира, чтобы узнать, где находится Сунгирь и как туда попасть. На что ей очень холодно ответили, что таких справок музей не дает, да и зачем вообще ехать на место раскопок, да еще иностранцам, ведь достаточно прийти в музей и увидеть все находки, расположенные в одном зале. Понятия – место силы, энергия земли, приобщение к древним истокам – работникам музея были чужды. И чтобы они не заподозрили в нас черных археологов, мы решили положиться в поисках только на свои собственные силы.


Карта древнего поселения

Друзья предложили нам в этот день съездить на экскурсию в Суздаль вместе с их сыном, а сами на второй машине поехали в Боголюбово, чтобы провести там разведку на местности. Чтобы не терять день, мы поехали в Суздаль. Город канадкам очень понравился, даже невзирая на жару и смок. Вечером Галина и Анатолий нас несказанно порадовали: после длительных поисков и расспросов они все-таки нашли место и даже показали нам фото таблички со словами «Сунгирь – музей-заповедник», сделанное на мобильник.

На следующее утро мы на двух машинах устремились на встречу с древнейшей цивилизацией. Кто поедет вслед за нами в Сунгирь, кратко опишу маршрут, чтобы легче было найти. Когда вы выезжаете из Владимира по указателю на Боголюбово, сразу за выездом из города (у больших железных букв Владимир) нужно повернуть направо на заправку, сразу за заправкой идет грунтовая дорога на Сунгирь. По ней нужно проехать буквально 500 метров и вы упретесь в забор из сетки с табличкой «Сунгирь – музей-заповедник». Дальше за забором –большой пустырь. Здесь фонд «Сунгирь» совместно с ООО ИСК «Антарес» (http://isk-antares.ru) в 2006 г. Начал строительство научно-культурного мемориального комплекса «Сунгирь». Именно его грандиозный план-проект можно увидеть на табличке на заборе. Здесь планировалось построить несколько музеев, обустроить спуски в археологические раскопы, возвести большую гостиницу, спортивный комплекс, конференц-зал. Но строительство так и не было начато. За эти годы пустырь зарос высокой травой, дачники сделали дыру в заборе и проложили кратчайшую дорогу к своим участкам. Да и на нас, внимательно разглядывающих карту и согласно с ней совершивших экскурсию ко всем местам раскопок, проходящие мимо дачники смотрели, как на пришельцев из космоса. Кто-то останавливался, и, глядя, как мы продираемся сквозь колючки к очередной яме раскопа, с каким энтузиазмом прыгаем вниз и рассматриваем дно, говорил: «И что вы тут ищете? Лучше езжайте и посмотрите наш Боголюбский собор, вот там действительно, есть что посмотреть!». Но мы продолжали наши поиски. Однако все места, что были обозначены на карте как места раскопов, находились в низине, а из записок археологов было ясно, что главное городище должно располагаться на вершине. Вот как о нем писал ученый-археолог А.Л.Никитин:
«От Сунгирского раскопа открывается потрясающий вид на владимирские Успенский и Дмитриевский соборы, и на Боголюбов –пригородную великокняжескую резиденцию, а вдалеке, в широкой пойме Клязьмы, светится церковь Покрова на Нерли –самого поэтического храма Руси».

Итак, мы решили найти холм, где располагалось городище. Двигаясь дальше, по самочинно проложенной дачниками дороге, мы уперлись в заборы дачных кооперативов. Дорога налево спускалась к железнодорожной насыпи, за которой текла Клязьма, но это было еще ниже. Мы же взяли вправо и, проехав несколько метров, увидели слева высокий холм. Похоже, это именно то, что нам надо. Забравшись наверх, мы и в самом деле увидели собор Боголюбова, а также русло Клязьмы за железнодорожным полотном. Увы, увидеть владимирские соборы мы так и не смогли, вместо них взгляду предстала не радостная картина промзоны города Владимира. Видимо, 50 лет назад, когда велись раскопки, все здесь было иначе. Так как других холмов в округе не было, я сказала канадкам, что это именно то место, где было древнее поселение, и они провели здесь свой ритуал общения со стихиями. Место им понравилось. Я же до сих пор не уверена, то ли место мы нашли, или надо было ехать с другой стороны, чтобы попасть на сам берег Клязьмы и там искать место слияния с Сунгирем. Но никто не знал, можно ли там проехать. Да, железная дорога здесь многое напортила, утрачена целостность древнего поселения и его ландшафта. Хотя в целом место расположения Сунгиря и его планировка очень похожи на Аркаим.


Прорезной диск. Предмет культа

Далее обратимся к истории и посмотрим, чем же так знаменит и интересен для нас Сунгирь. В июне 1955 г. работавший на окраине Владимира в глиняном карьере экскаваторщик заметил, что в ковш вместе с глиной попали какието кости. Остановив машину, он отправился посмотреть на находку. Кости были явно не человеческие. Вызвали ученых. Те идентифицировали их как принадлежащие... мамонтам! Летом 1956 г. на Сунгирь прибыла археологическая экспедиция под руководством Отто Николаевича Бадера (1903–979), прославившегося исследованием доисторических фресок Каповой пещеры на Урале. Сунгирь – вторая неслыханная удача в его жизни, одно из тех великих открытий, о которых мечтает каждый археолог. Уже первые полевые сезоны дали ошеломляющие результаты: оказалось, что на окраине Владимира 25 тыс. лет назад, в эпоху позднего палеолита (древнекаменного века) и последнего, вюрмского ледникового периода располагалась самая северная палеолитическая стоянка Европы, самое северное поселение людей костенковско-селетской культурной общности, охватывавшей Юг России, Украину, Венгрию и Чехословакию, – наших прямых предков, как показали раскопки на Сунгире.

«Найти самую северную в Европе палеолитическую стоянку –это уже само по себе было сенсационным, –вспоминает историк А.Л.Никитин. – Но летом 1964 г. Сунгирь снова заставил говорить о себе. Представьте себе удивление, радость, восторг исследователей, когда вдруг выяснилось, что на Сунгире есть и погребения!». Палеолитические погребения сами по себе большая редкость, а таких богатых, как сунгирские, вообще никогда не находили, ни до, ни после.


Находки из Сунгирского могильника. Внешность реконструирована

Летом 1964 г., расчищая культурный слой, археологи наткнулись на слой красной охры. Под ним и находилось самое интересное, самое загадочное захоронение эпохи палеолита. «В яму насыпали сначала угли из костра, а сверху засыпали их и все дно охрой, – пишет о примененном здесь древними людьми уникальном погребальном обряде А.Л.Никитин. –Угли означали символический костер, который будет греть покойника в царстве мертвых. Охра –символ крови, символ жизни, призванный заменить собою кровь» источник жизненной силы и вместилище души, чтобы умерший, воскреснув в загробном мире, мог жить и охотиться там, как в мире живых. Черные угли от костра в яме лежали вперемешку с белыми, не просверленными, костяными бусинами и символизировали ночное небо, усеянное звездами. (Вспомним, что небо с «извечными звездами» изображалось и на внутренних стенках древнеегипетских саркофагов.) В этой узкой, длинной яме покоились останки 60-летнего мужчины с широкими плечами, широкой грудной клеткой борца, длинными ногами бегуна, с широким лбом мыслителя. Кто это был –царь, верховный жрец?». Для расчистки и извлечения останков «человека из Сунгиря» из Москвы во Владимир, бросив все дела, прибыл сам М.М.Герасимов, вскрывавший гробницы Ивана Грозного, скифского царя Скилура, Ярослава Мудрого, адмирала Ф.Ф.Ушакова. Он собственноручно производил все работы в раскопе, а в Москве, в своей лаборатории, восстановил по черепу его красивое, властное лицо. И научный мир ахнул! «Конечно, это европеоид, –писал коллега Герасимова, антрополог Г.Ф.Дебец. –У него высокий лоб, большой мозг и развитый подбородок. Это вполне сложившийся тип современного человека». Именно сунгирцы, пишет А.Л.Никитин, являются «предками народов Северной и Восточной Европы. Поэтому нет ничего удивительного, что они похожи на нас, или, вернее, мы похожи на них».

На груди «человека из Сунгиря» нашли каменную подвеску-амулет, на его руках насчитали 20 браслетов, вырезанных из бивня мамонта. Все его тело покрывали 3500 бусин из мамонтового бивня, которые некогда были нашиты на его одежду. Их расположение впервые в истории дало археологам возможность восстановить одежду людей эпохи верхнего палеолита. На «человеке из Сунгиря» были меховые, расшитые бусами шапка, увенчанная, как короной, нашитыми клыками песца, короткая рубашка с длинными рукавами, брюки, сапоги-унты, длинная, до колен, куртка и плащ, застегивавшийся под подбородком. Брюки под коленями и щиколотками и рукава у локтя и запястья имели рас- шитые бусинами и клыками песца перевязи, не пропускавшие холод. «Мнение ученых едино: никогда еще наука не имела дела с таким богатым погребением древнекаменного века», – писала газета «Правда». Настоящую сенсацию вызвали и обнаруженные археологами кострища, окружавшие место захоронения. Точно такие же следы костров окружают курган Синташта близ Аркаима! Не удивительно ли это, ведь Синташта младше Сунгиря почти на 20 тыс. лет, а ритуальные костры вокруг захоронения те же. Ведь, по мнению ученых, в Синташте также находится захоронение царя или верховного жреца. Значит, на протяжении многих тысяч лет обряды захоронения сохранялись у древних народов без изменения.

Поверх могилы в слое красной охры были найдены хуже сохранившиеся останки женщины. Видимо, согласно обычаю, по свидетельству арабского путешественника Ибн Фадлана, сохранявшемуся еще в IХ в. У русов, эта женщина, одна из жен вождя, добровольно последовала за своим супругом туда, откуда нет возврата.

Историки спорили по поводу владимирских находок, а в Сунгире тем временем продолжались раскопки. В 1969 г. и в Москве, и за рубежом о новой находке уже знали. Во Владимир спешили историки, археологи, журналисты и просто любопытные. А.Л.Никитин вспоминает: «Наверху, у края раскопа, остановился автобус. Потом второй. Вереница людей, поддерживая друг друга, спускается по скользким ступеням в раскоп. Точно так же, как на фотографии к книге Картера и Мейса «Гробница Тутанхамона». Эта могила, найденная под четырехметровой толщей суглинков, по своему научному значению вполне может поспорить с саркофагом египетского фараона из листового золота!». Как и над первым погребением, и над этим в слое красной охры лежали останки разрушившегося человеческого костяка. Кто добровольно последовал в могилу за двумя детьми, погребенными в ней, маленькими царевичем и царевной палеолита, –мамка-кормилица, дядька-наставник?

Дети лежали не бок о бок, поскольку так хоронили супругов, а голова к голове; очевидно, то были брат и сестра. Мальчику было лет 12–3, девочке –7–; внешность их восстановили ученицы М.М.Герасимова, антропологи Г.Лебединская и Т.Сурнина. 7,5 тыс. бусин покрывали их одежду. Пальцы их были унизаны перстнями из мамонтова бивня. Об их знатности и высоком статусе свидетельствовали остатки одежды: по подсчетам историков, только на то, чтобы изготовить бусины для нее, требовался год непрерывной работы! В 1961 г. на другой стоянке Гагаринской (более поздней по датам ХIХ—ХV тыс. до н.э.), на полу древнего жилища археолог Л.М.Тарасов нашел вырезанные глубоким рельефом на бруске мамонтова бивня две детские фигурки, лежащие голова к голове, –одна побольше, другая поменьше. Узнаем ли мы когда-нибудь, кто были эти дети, чем история их недолгого земного бытия так запомнилась, что спустя несколько тысяч лет, их захоронение еще продолжало изображаться соплеменниками!

Дети лежали, как и «человек из Сунгиря», в длинной яме, наполненной углями и бусинами, – в звездном небе подземного мира, согретые теплом его костра, с ног до головы обсыпанные красной охрой –краской жизни и воскресения. Одеты и снаряжены в загробный путь они были одинаково, только в руку мальчику вложили кремневый нож и костяную иглу с ушком, и на голове его была шапочка с подвесками из бусин, украшенная «короной» из клыков песца; тонкое кольцо из бивня мамонта крепило к ней пышный султан из перьев птиц и хвостов песцов. А на девочке был капюшон или капор и бисерная налобная повязка. Сзади к одежде мальчика крепилась имитация хвоста из низок бивневых бус, подобного тому, что украшал церемониальную одежду египетских фараонов во время священного праздника хеб-сед. На талии девочки был «пояс девичества», густо обшитый песцовыми клыками, с застежками из бивня мамонта. На груди ее лежал прорезной диск из мамонтова бивня –знак Солнца и Матери-Земли, на груди мальчика –фигурка «сунгирской лошадки», а под левым его плечом –резное изображение мамонта, древнейшее в Восточной Европе. Мамонт и лошадь были тотемами-первопредками древних обитателей Сунгиря, покровителями их тайного охотничьего союза. «Сунгирская лошадка» –самая знаменитая находка Сунгиря. Маленький, вырезанный из бивня мамонта и окрашенный красной охрой амулет, носили на шее, на шнурке. Такой лошадки раньше не находили археологи. Она стала своеобразной эмблемой Сунгиря. Значки с изображением «сунгирской лошадки» носили участники владимирских раскопок, туристы охотно раскупали их как сувениры.

Рядом с детьми в захоронении были найдены предметы, подобных которым еще не знала наука: не привычные каменные и костяные наконечники от истлевших деревянных копий, дротиков и стрел, а целый склад прекрасно сохранившегося оружия – три острых и тонких кинжала-стилета, одиннадцать метательных копий-дротиков и два огромных копья (1,66 и 2,42 м) с ударными концами, усиленными рядами чешуек кремня (в праздники на них надевались лежавшие здесь же навершия –тонкие диски с отверстиями, к которым крепились перья птиц, цветные ремешки и хвосты песцов), –всего 16 предметов, все изготовленные... из цельных бивней мамонта! «И прямые! –пишет археолог Л.Н.Асанов. –А ведь бивни у мамонтов чуть ли не кольцами завиваются. Значит, древние люди умели распрямлять мамонтовую кость?!». «Бивень мамонта загнут дугой, –комментирует эти невероятные находки А.Л.Никитин. –А сунгирские кинжалы, дротики и копья –прямые. Сейчас мы не знаем, как сделать слоновую кость мягкой, чтобы ее легко было гнуть и резать. Таким секретом владели древние греки. (Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» отмечал, что среди мастеров, приглашенных на строительство Афинского Акрополя (V в. до н.э.), были «размягчители слоновой кости»). И сунгирцы могли выпрямлять бивень мамонта!»

«Сунгирцы шли на север за отступающим ледником, –пишет археолог Л.Н.Асанов. –Эта стоянка древних людей находилась в суровых приледниковых степях, и ее обитатели не раз, наверное, подходили к самому краю ледника» – к ледяной толще двухкилометровой высоты. Уже первые раскопки выявили остатки шести разрушенных жилищ, остатки кострищ и очажных ям, десятки тысяч предметов материальной культуры –кремневые скребки, резцы, наконечники стрел, предметы домашнего обихода из камня и кости, а также множество костей мамонтов, оленей, диких лошадей, пещерных львов, бизонов и других ископаемых животных. Когда на Сунгире жил человек, здесь была тундра. Низкий кустарник, редкие островки чахлого леса. На месте Владимира бродили мамонты и северные олени, на которых охотились сунгирцы.


Сунгирская лошадка. Амулет

Что же стало с этой землей после Сунгиря? Как известно, свято место пусто не бывает. В первые века новой эры в этот лесной, болотистый край, вставший на месте былой тундры приледниковья, в безлюдные места, куда лишь изредка захаживали охотники, пришли финно-угорские марийские племена. На высоком (40–0 м) юго-западном мысу горы обнаружены остатки их поселения. Считается, что именно они назвали речку приток Клязьмы – Сунгирем (от финно-угорского судерекиес – «сумрачный», «угрюмый») из-за доисторических костей, которые они здесь порой находили. В эпоху Великого переселения народов сюда приходят из Причерноморья и Приднепровья первые славянские переселенцы. На Сунгире, близ заброшенной палеолитической стоянки, раскопаны остатки основанного им древнеславянского городища VI–III вв. Вскоре на речке Ирпень –соседке Сунгири появляется урочище Ярилова долина. Здесь проводились праздники в честь бога Солнца Ярила, покровителя весенней природы и плодородия. Затем в XII–III вв. в этих же местах вырос Константиново-Еленинский женский монастырь и было основано село Боголюбово.


Жезл. Предмет культа

В ранней истории Владимира много загадочного. Неизвестно даже первоначальное имя города. В 1108 г. великий князь Владимир Мономах построил в нем первый деревянный кремль, по имени князя-строителя город получил свое нынешнее имя. На Сунгире, на месте славянского и марийского поселений, тогда же, в 1108 г., встала крепость Сунгиревский городок, доныне сохранились остатки кольца ее земляных валов и рвов. Возможно, приехав в Сунгирь, мы обследовали не место древней стоянки, а часть земляного вала. Хотя близость раскопок убеждает, что все же мы нашли истинное место древнего Сунгиря.

Интересна и история основания женского монастыря в Боголюбово. Летом 1155 г. все население Сунгиревского городка во главе с духовенством, с иконами и хоругвями, под праздничный звон колоколов местной церкви стояло на берегу Клязьмы. По реке плыли празднично разукрашенные ладьи. Они направлялись в Ростов, везя из Киева дар константинопольского патриарха для великого князя Юрия Долгорукого –чудотворную икону Богородицы, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. В 10 верстах на северо-восток от Владимира на подходе к Сунгиревскому городку князю Андрею Боголюбскому, что вез икону, было видение, ему явилась сама Богородица и сказала, что хочет, чтобы образ ее остался во Владимире. Так и было решено, икона осталась во Владимире и с тех пор стала называться Владимирской. Нам же интересен тот факт, что видение Богородицы произошло у князя как раз в том месте, где, по нашим предположениям, находилось древнее поселение Сунгирь времен палеолита. Если это так, то место сохранило свою силу и спустя многие тысячелетия дало это мистическое видение православному князю Андрею Боголюбскому. В честь этого памятного события и был построен женский монастырь в Боголюбово. Мы также посетили его. Огромный белокаменный собор не только красив снаружи, но хранит в своих стенах множество чудодейственных мощей и икон, которые дают исцеление от недугов. У калитки монахиня продавала монастырский сыр, говоря, что он изготовлен по древним рецептам и такого сыра мы больше нигде не найдем. Мы купили сыр и он оказался на самом деле очень вкусным, а главное, прекрасно перенес сильную жару (ведь было за 30oС) и за неделю без холодильника совсем не испортился. Вот что значит –древние рецепты!

Осмотр самого города Владимира удачно совпал с днем города, когда на главной площади проходило театрализованное представление, а все музеи работали бесплатно. Нам повезло, мы смогли попасть и внутрь Дмитриевского собора, который, как нам сказали, практически всегда бывает закрыт. Жители и гости города радостно шли по площади, размахивая флажками –»Владимиру 1020 лет». Мне подумалось, если бы они знали о Сунгире, могли бы написать не 1020 лет, а 28 тыс. лет. Но кто из них, жителей Владимира, серьезно задумывался когда-либо о столь глубокой древности. Может быть, некоторые и знают, что в местном музее выставлены кости из древнего захоронения, но не более того. Кости ведь так и останутся костями, они не расскажут нашему современнику о том, как жили древние сунгирцы, какими искусствами и мастерством владели, каким богам поклонялись. А ведь есть чему у них поучиться, хотя бы разгадать загадку, как сунгирцы выпрямляли бивни мамонта, ведь наша наука это сделать не в силах, а древние могли. Конечно, создание музея-заповедника Сунгирь помогло бы возродить интерес людей к древнейшей истории. Но по каким-то причинам строительство так и не было начато. Хотя эти причины очевидны, разве допустит Владимирская епархия, чтобы буквально под боком женского монастыря в Боголюбово появился второй Аркаим, куда, по их мнению, будут стекаться язычники со всех концов страны и проводить свои ритуалы. Да и само театрализованное представление во Владимире оставило впечатление, что мэр города очень дружит с церковью, герои постановки не раз со сцены провозглашали, что развитие земли русской началось только после крещения Руси. Значит до того у нас ничего и не было, а Сунгирь, с ее прекрасными произведениями прикладного искусства?...

Буквально перед отъездом мы зашли в исторический музей. Там на редкость было много посетителей. Экспонаты, найденные в Сунгире, расположены в первом зале у входа довольно скромно, всего в двух витринах. Ни что не выдает мировой сенсации, что возраст этих находок более 25 тыс. лет. Нет, это, конечно, написано, но обычным мелким шифром и, если человек не знает всю историю открытия Сунгиря, то он просто не обратит внимания на эти цифры. Сразу вспоминается огромный музей в Хотане (Китайский Туркестан), который построен специально ради 5 мумий, найденных в пустыне Такла-Макан. Там у входа крупными буквами написано: «Сенсация! Это самые древние на Земле мумии, на несколько веков старше египетских». Для каждой мумии оформлен в стиле древнего захоронения свой специальный зал с подсветкой, в такой музей зайдешь и не забудешь, что самые древние мумии в Китае, а не в Египте. Во владимирском музее кости знаменитых «человека из Сунгиря» и «детей из Сунгиря» выставлены в том виде, как были найдены в захоронении, но все это расположено на нижней полке, где и освещение-то не очень хорошее, чтобы сделать фото, не говоря уже о каких-то внешних мотивах оформления, которые просто отсутствуют. Пройдешь эти две витрины, а в памяти ничего так и не останется. Ну, кости и кости из могильника, изделия из кости мамонта и древние орудия, как и в других музеях. Понятие о чуде, древности находки совсем не возникает, а жаль. Ведь все можно представить по-другому, что каждый житель Владимира будет гордиться древней цивилизацией, которая некогда процветала на этих землях.

На выходе, в музейном киоске ни буклетов, ни открыток по Сунгирю не оказалось. К 50-летию открытия Сунгиря в 2006 г. они были напечатаны, но уже их все раскупили. И немного порывшись в сувенирах, продавщица протянула мне небольшой пакетик с чем-то розовым: «Вот остались только магниты с сунгирской лошадкой», –сказала она. Честно говоря, я испытываю антипатию к магнитам, не вижу смысла в украшении холодильника всей этой бутафорией, а друзья из дальних странствий везут и везут мне такие магниты с видами всех городов мира. Поэтому слово «магнит» вызвало у меня отторжение, продавщица же продолжала убеждать: «Возьмите, это точная копия того амулета, что найден на груди сунгирского мальчика, его можно и как подвеску использовать». Видя, что я продолжаю сомневаться в целесообразности покупки этого маленького куска пластмассы за 70 руб., она еще порылась в своей кладовке и извлекла на свет ту же сунгирскую лошадку, но уже оформленную, как картину. Этот же магнит был наклеен на черный бархат и помещен в обычную рамку для фото. При виде картины со мной произошла разительная перемена, казалось, что не картина приближается ко мне, а сама лошадка движется на фоне мерцающего яркими звездами бездонно черного неба. И настолько образ этот показался мне близким и родным, что я смотрела на него и не могла оторваться. Видимо, память предков присутствует в наших генах, и все древние символы находят в ней свой отклик. Я, конечно, тут же купила сунгирскую лошадку, но не в рамке, а просто магнит, с целью после заказать у настоящего мастера сделать ее копию из кости слона или моржа. Увы, кость мамонта не доступна нам сейчас, так что сделать себе амулет, максимально близкий к подлиннику, не удастся. Но все равно, я рада, что смогла почувствовать этот древний символ и его совершенство. Сейчас сунгирская лошадка стала одним из моих любимых талисманов. А как много загадок Сунгиря до сих пор еще не открыто! Главное, чтобы этот памятник древней цивилизации не был предан забвению. И пока строительство музея-заповедника не началось, можно сделать Сунгирь местом проведения разных фестивалей, организовать туда поездки, как в Аркаим и Окунево. Ведь если появятся энтузиасты возрождения Сунгиря, он не будет забыт, и со временем приобретет всемирную славу и известность, которую в полной мере заслуживает.
_________________________________________________________

Религия в древности

Людей хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый и разнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни, религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета».

Чрезвычайно возрастает количество украшений, сопровождающих умершего. На каждого захороненного 25–8 тыс. лет назад приходится в среднем 4– тыс. бусин, подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.

Парное погребение подростков имеет зеркальную структуру. В культурном слое другого верхнепалеолитического поселения –Гагарино (Верхний Дон, Воронежская обл.) – обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры в аналогичной позе –соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, с мифами о близнецах –славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат и сестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуал погребения связывают с культом плодородия.

«Жезл» из бивня мамонта

«Жезл» из бивня мамонта был найден в парном захоронении подростков на стоянке Сунгирь. Входил, наряду с другими «жезлами», зооморфными фигурками, костяными бусами, браслетами, перстнями и пр. в состав погребального инвентаря. «Жезл» имеет четырехугольную головку (5х4,5 см), в центре которой сделано круглое отверстие d = 2,3 см. Рукоятка «жезла» длиной 14 см имеет овальное сечение, более уплощается к концу, слегка заостряется. «Жезл» имел, скорее всего, ритуальное назначение. О.Н. Бадер считает, что это «своеобразная поясная пряжка». По лицевой стороне изделия, вдоль окружности отверстия на головке, вдоль двух сторон головки и до середины рукояти, идут неглубоко высверленные круглые точки.

Предметы, аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новой истории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги, геометрически разделенные на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4-секторный диск символизирует бога Хорса –указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6-секторный диск –Перуново колесо. 12-секторный диск –символ бога Коляды (календарь).

03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:41
Завтрашний день начнется в: 09:39
Текущее время Ушахин-гах, осталось 01:39 часов.
Хаван-гах будет в 09:39 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники