Поиск по сайту



ЗВЕЗДА по ИМЕНИ СОЛНЦЕ

Журнал "Митра" № 7 2001 год

Михаил Чистяков

mitra 3-7 01.jpg

У зороастрийской религии несколько названий. Собственно зороастризм — это название европеизированное, довольно позднее. Сами зороастрийцы себя так не называли, но по имени своего пророка звались заратуштри. Однако Заратуштра — не Бог, он пророк пророков, и мы являемся его последователями, учениками, но не поклоняемся ему, как христиане поклоняются Христу. Поклонение у зороастрийцев возможно только Ахуре Мазде, Богу-Творцу, как и завещал праведный Заратуштра, поэтому и религию свою последователи пророка называют маздаяснизм — почитание Мазды. Однако Мазда многолик (в Авесте перечисляется 101 имя Творца) и в творении и процветании мира Ему помогает бесчисленное число ангелов-изедов мира духовного и мира проявленного. Главным и самым святым из существ видимых является Огонь — Атар, самое чистое и неоскверненное творение Создателя. В Авесте он называется «сыном Ахуры Мазды». Через Огонь молитвы зороастрийцев доходят до Творца, это живое соединение мира духовного и физического. По особому почитанию Огня зороастрийцев часто называют огнепоклонниками, и это одно из самых распространенных, но, безусловно, неверных, названий.

Зороастрийцы различают огни большие и маленькие, более и менее священные, но, пожалуй, самым священным огнем, реальным воплощением Божественного благоволения и благодеяния является Солнце — то чудо, которое мы постоянно видим, ощущаем, но не отдаем себе отчета в значении, которое Солнце имеет для нас. В гордыне своей мы ищем на Солнце пятна, ругаем «солнечную активность», забывая, что Солнце — это сама жизнь.
Поэтому у зороастрийцев к Солнцу всегда было особенно трепетное отношение. Каждый новый день праведного маздаяснийца начинается с «Хошбама» — молитвы рассвету, восходу Солнца. Восходящее Солнце делится с нами своей энергией, заряжая человека ею на весь день. После этого трижды в течение дня зороастрийцы возносят к дневному светилу «молитву Солнцу» — Хоршед ньяиш.
Особое почитание Солнца послужило причиной того, что одно из названий зороастрийцев — солнцепоклонники. Солнце в Авесте названо «оком Ахуры Мазды». Другой его мифоло-гический образ — колесница Митры, владыки проявленного мира, который часто отождеств-ляется с Солнцем, но связан скорее со все-проникающим солнечным светом. Уже в Персии понятия Солнце и Митра полностью слились, и слово Михр (Митра) стало названием светила, одновременно означая любовь и закон. Однако в Авесте Солнце названо Хвархшайта — «Солнце сияющее», и именно по этому имени зороастрийцы и почитают его. Этимологически к слову Хвар (Солнце) очень близко Хварно — божественная отмеченность, благодать. Человек, имеющий Хварно, сам становится маленьким солнышком, чтобы светить другим людям. Хварно и изображали в виде солнечного диска над головой человека, что позднее перешло в христианскую иконографию в виде нимба как обозначение святости.

Почитать Солнце заповедовал в Гатах сам Заратуштра. Огню и его высшей ипостаси — Солнцу посвящена вторая глава «Ясны Хаптангхаити», «Ясна Семи Глав» — святая святых Авесты, ее самой сокровенной части. Ниже мы приводим полностью текст этой главы, который на русский язык переводится впервые.

ЯСНА СЕМИ ГЛАВ
Глава 2
(Авеста, Ясна, 36)
1
В первую очередь к этому Огню, от Тебя действующему, приближаемся мы в почтении, о Ахура Мазда, Ты, о Дух Святейший, который болезненен для того, кому Ты позволил бы причинить боль.
2
С самым радующим своим действием приди к нам, о Огонь Мазды Ахуры, (окруженный) радостью, как самый радующий, почетом, как самый призываемый, для величайшего из событий приди к нам.
3
Истинно, ты — Огонь Мазды Ахуры, истинно, ты — Его святейший дух. Чье, как не твое имя, о Огонь Мазды Ахуры, из имен самое продвигающее, и с ним почтительно мы приближаемся к тебе.
4
С мыслью благой к тебе, с истиной благой к тебе, с деяниями и словами благого учения приближаемся мы к тебе.
5
Мы возносим молитву и благодарность Тебе, о Мазда Ахура. Со всеми благими мыслями, всеми благими словами, всеми благими делами мы приближаемся к Тебе.
6
И вот мы посвящаем Тебе, о Мазда Ахура, образ прекраснейший из образов, этот свет, высочайший из высоких, тот, что был назван Солнцем!

Разделы: 
Rus
10 Апам-Напат день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

Апам-Напат день (Ав. Абан) Воды.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:53
Завтрашний день начнется в: 06:56
Текущее время Хаван-гах, осталось 03:06 часов.
Рапитвин-гах будет в 12:50 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018