Поиск по сайту



АХУРА МАЗДА. Фрагменты Авесты, посвященные прославлению Творца (перевод с авестийского языка М. Чистякова)

Журнал "Митра" № 8 2002 год

Наступивший год находится под покровительством величайшего из Изедов, самого Бога-Творца — Ахуры Мазды (Хормазда). Ахура Мазда — «Мудрый Владыка», или «Владыка Мудростью, неотделимый от своих творений, так же как и творения неотделимы от него. Можно сказать, что Он — проявленная мудрость Зервана, безначального и бесконечного Времени, без чьего благословения не свершается ничего во всех мирах. Величайшие творения Ахуры Мазды — Благая Мысль (Boxy Мано), как возможность воплощения духа в проявленном мире, и Наилучший мир Истины, Аша Вахиптта, тот прекрасный мир, в котором мы живем, чьей частью мы являемся, как проявленное дело. Сам Хормазд находится в мире чистого духа, но весь физический мир Он сотворил из своей духовной субстанции и Тхваши — безначального пространства.
Все хорошее в этом мире от Ахуры Мазды, и когда что-то радует глаз, зороастрийцы говорят: «Да возрадуется Ахура Мазда!». Все злое — от Ангра Майнью (Ахримана), духа зла и разрушения, порождения изначального хаоса. Ахриман захлопнут в ограниченном и конечном Времени как в ловушке, и благие творения Хормазда приближают час Фрашегирда, последнего суда над злом, своими Благими Мыслями, Благими Словами и Благими Делами. В этом им помогает Хормазд, и зороастрийцы во время молитвы часто повторяют: «Приди к нам на помощь, о Мазда!». В самые трудные времена Хормазд посылает в проявленный мир спасителей — саошиантов: Заратуштру, Христа, которые уменьшают зло этого мира и являются для людей великими Учителями.
Одно из самых опасных и зловредных проявлений Ахримана — гордыня, которая мешает людям увидеть единство их друг с другом и с Господом. Поэтому во время ритуалов зороастрийцы протягивают друг другу руки и говорят: «Да будем мы едины в Истине!».
Образ мирно пасущегося скота, Быка, Коровы, столь распространенный в «Авесте», — символ сублимированных эмоций, сдерживания инстинктов, чему противостоит Айшма, любимое детище Ахримана, символ распущенности, буйства и ярости. Мирная жизнь воплощена в образе Святой Армайти, символе женского начала, и возделывать землю для зороастрийца — то же, что заботиться о женщине, матери, жене. От каждого человека требуется сделать осознанный выбор между Добром и Злом, в этом — проявление его свободной воли.
Практически вся «Авеста» посвящена Ахуре Мазде, Богу-Творцу, и лучше, чем говорил о Боге сам пророк Заратуштра, сказать все равно невозможно. Далее приводятся некоторые из отрывков священного писания зороастрийцев — «Авесты», которые посвящены Творцу нашего мира — Ахуре Мазде.
Материал к 1-му наску подготовил Михаил Чистяков.

Фрагменты «Авесты», посвященные прославлению Творца

Из Ясны
Посвящаю и совершаю ритуал для Творца Ахуры Мазды великолепного, хварпопосного, величайшего, наилучшего, прекраснейшего, наитвердейшего, наиразумпейшего, красивейшего, превосходящего всех в отношении Истины, благотворящего, всецело помогающего, который нас создал, который изваял, который защитил, который Дух Святейший.
(Ясна 1, 1)
Посвящаю и совершаю ритуал для Ахуры с Митрой, высоких, нетленных, праведных и для звезд, творений Святого Духа, и для звезды Тиштрьи, великолепной, хварноносной, и для Луны, хранящей семя Быка, и для Солнца сияющего, быстроконного, глаза Ахуры Мазды, для Митры, стран владыки.
(Ясна 1,11)
Признаю, что Ахуре Мазде доброму, благомыслящему принадлежит все благое, Ему, праведному, великолепному и хварноносному, а также все, что наилучшее: Его этот скот, Его Истина, Его свет, и Его светом наполнено благополучие.
(Ясна 12, 1)
Ахуру Мазду призываю как главу для хозяина дома, главу для главы рода, главу для вождя племени, главу для правителя страны. Как главу для женщин призываю Дайну маздаяснийскую, добрую Агии, Парэнди и ту, что праведная двуногая, и эту землю, которая пас носит,
(Ясна 13, 1)
Ахуру Мазду праведного, стража Истины почитаем мы, благодетельного, величайшего Изеда, Его, сильнейшего, телесный мир творящего, Создателя благих творений. Этими дарами, заотрой и правдиво сказанными речами всех праведных Изедов духовного мира почитаем мы.
(Ясна 16, 1)
Из всех <...> Фраваши сейчас почитаем мы ту Фраваши, которая Ахуры Мазды — величайшую, наилучшую, прекраснейшую, наитвердейшую, наиразумнейшую, красивейшую, превосходящую всех в отношении Истины.
(Ясна 26, 2)
Это Ему, из всех величайшему, воздам я, и владыке, и стражу, Ему — Ахуре Мазде, для удара по Ангра Майнью лживому, для удара по Айшме, вооруженному кровавой дубиной, для удара по мазайнийским дайвам и лживым варэиийцам.
(Ясна 27, 1)

Из Гат 3аратуштpы

От Святого
Духа лучшее это:
Славословить
языком с Boxy Мано,
А руками
делать дело Армайти,
Понимая:
* Вот отец Аши — Мазда!»
И для Духа
Ты родитель святейший,
Кто Быка нам
дал, творящего радость,
И Армайти
для кормов его сытных,
Чтобы жить мне
с Мыслью Доброй, о Мазда.
(Гаты, Ясна 47, 2-3)
С мыслью доброй Ты приди,
с Ашей вечной и весомою, Мазда, помощь окажи
Заратуштре словом истинным, Чтоб, Ахура, мы смогли
одолеть вражду обманщиков.
(Гаты, Ясна, 28, 6)
Если бы ученье то
люди выбрали, что Мазда дал О беспутье и пути,
то, что лживым долгий вред песет, Ну а праведным лишь прок,
с ним пришло бы благоденствие!
(Гаты, Ясна 30, 11)
Первый, кто задумал так:
«Счастье светом да наполнится! Ашу разумом создал,
чтоб поддерживать Благую Мысль. С Духом, Мазда, вырос Ты,
кто, Ахура, и сейчас такой.
(Гаты, Ясна 31, 7)
Первого Тебя узнал,
чтил, о Мазда, с Мыслью я всегда; Доброй Мысли Ты отец,
и Тебя я взором принимал; Сущий Истины Творцу
мира властелин в деяниях.
(Гаты, Ясна 31, 8)
Ибо сотворил Ты нам,
Мазда, первое -- мир с совестью, Разум мыслью собственной;
жизнь земную дал, деяния, И слова, которые
избирают, как желаешь Ты.
(Гаты, Ясна 31, 11)

Из «Ясны Семи Глав»

И вот почитаем мы Ахуру Мазду, который создал и скот, и Ашу-Истину, создал воды и растения добрые, создал свет, землю и все благое.
И с Его властью, величием и благодеяниями лучшей частью молитв мы почитаем Его, мы, кто живет за счет скота.
И мы почитаем Его Святейшим по Ахуровскому имени, Маздой избранному. Его почитаем мы нашими телами и жизнями. Его и Фраваши праведных, и мужчин, и женщин, почитаем мы.
(Ясна 37, 1-3)
Тебя выбираем мы, благозаконного, желанного, достойного почитания, неотделимого от Истины. Так будь же Ты для нас и жизнь, и телесность, о Благодетельнейший из сущих, в обоих мирахI
И пусть мы заслужим, и пусть мы получим, о Мазда Ахура, помощь Твою долговечную; и пусть станем мы могучи и сильны Тобой; и пусть поддержка Твоя будет с нами и долгой, и желанной, о Благодетельнейший из сущих!
(Ясна 41, 3-4)

Ниже приводятся фрагменты знаменитого «Хормазд яшта», гимна Творцу, посвященные именам Ахуры Мазды. Некоторые из имен повторяются, но вместе они представляют собой священное число — 72. Произнесение этих имен на авестийском языке, как ясно из содержания гимна, является наилучшей защитой праведника. Не все имена поддаются адекватному переводу, в этом случае перевод сопровождается вопросительным знаком.

ХОРМАЗД ЯШТ
Гимн Ахуре Мазде

Яшт 1
1 Вопрошал Заратуштра Ахуру Мазду:
«О Ахура Мазда, Дух Святейший, Создатель мира телесного, праведный! Что из Святой Мантры сильнейшее, что победнейшее, что хварноноснейшее, что эффективнейшее (при обновлении мира),
2 что самое разящее, что целебнейшее, что лучше всего преодолевает вражду дайвов и смертных, что во всем мире телесном лучше всего проясняет мысль, что во всем мире телесном лучше всего поднимает жизненный дух?»
3 И молвил Ахура Мазда:
«Наши имена, о Спитама Заратуштра, имена Бессмертных Святых.
Это и есть из Святой Мантры сильнейшее, это победнейшее, это хварноноснейшее, это
эффективнейшее (при обновлении мира),
4 это самое разящее, это целебнейшее, это лучше всего преодолевает вражду дайвов и смертных, это во всем мире телесном лучше всего проясняет мысль, это во всем мире телесном лучше всего поднимает жизненный дух».
5 Тогда говорил Заратуштра:
«Молви же мне это имя, о праведный Ахура Мазда, Твое величайшее, наилучшее, красивейшее, эффективнейшее (при обновлении мира), самое разящее, целебнейшее, то, которое лучше всего преодолевает вражду дайвов и смертных.
6 Чтоб в борьбе я одолел их,
Всех — и демонов, и смертных, Чтоб в борьбе я одолел их, Всех колдуний с колдунами, Чтоб меня не одолели
Дайвы или злые люди, Колдуны или колдуньи
7 И молвил Ахура Мазда:
«Фракштья1 мое имя, о праведный Заратуштра, второе — Вантхвья2, третье — Ава-Тануйя3, четвертое — Аша Вахишта4,
пятое — Виспа Boxy Маздадхата Ашачитхра5, шестое из моих имен — Кхрату6, седьмое — Кхратумао7, восьмое из моих имен — Чисти , девятое — Чистивао ,
8 десятое из моих имен — Спама , одиннадцатое — Спанангхва , двенадцатое — Ахура12, тринадцатое — Сэвишта четырнадцатое — это Видвайштво*4, пятнадцатое — Аванэмна шестнадцатое — Хата-марэни16, семнадцатое — Bucna-xuutac17, восемнадцатое — Байшазья18, девятнадцатое из моих имен — Датар19, двадцатое мое имя — тот кто я и есмь — Мазда20.

9 Молись мне, Заратуштра, и днем, и ночью, совершая жертвенные возлияния. И тогда к тебе для поддержки и помощи приду я сам — я, Ахура Мазда; И тогда к тебе для поддержки и помощи придет добрый Сраоша, верный Аши; И тогда к тебе для поддержки и помощи придут воды и растения и Фраваши праведных!
10 Если хочешь, Заратуштра,
Одолеть в противоборстве Всех — и демонов, и смертных, Всех колдуний с колдунами, Деспотов и карапанов, Лютых недругов двуногих, Лжеучителей двуногих
И волков четвероногих,
11 и вражеское войско широколикое, с широким знаменем, с расправленным знаменем, с поднятым знаменем, с кровавым знаменем — тогда эти имена наизусть произнеси во всякое время дня и ночи.
12 Пайю21 я есмь, Датар и Тхратар22 я есмь, Жнатар23 и Майнью Спэнтотма24 я есмь, Байшазья я по имени, Вайшазьетма25 я по имени, Атхраван я по имени,
. *Атхраватма я по имени, Ахура я по имени, Мазда я по имени,
Ашаван я по имени, Ашавастма я по имени, Хварнанхвант я по имени, Хварнщхвастма31 я по имени, Поуру-даршта32 я по имени, Поуру-дарштма33 я по имени, Дураэдаршта34 я по имени, Дураэдйрштма35 я по имени,
13 Спаштар36 я по имени, Витар37 я по имени, Датар я по имени, Патар38 я по имени, Тхратар я по имени, Жнатар я по имени,
Жнойшта39 я по имени, Филу мант40 я по имени, Фшуше-мантра41 я по имени, Исэ-Кхшатхра42 я по имени, Исэ-Кхшатхрьотма43 я по имени, Намо-Кхшатхра44 я по имени, Намо-Кхшатхръотма45 я по имени,
Наскальный рельеф с надписью в Бехистуне в западном Иране.
Дарий Великий после победы над мятежным магом Гауматой и другими мятежными царями. Над ними — изображение Ахуры Мазды.
14 Адави46 я по имени, Видави47 я по имени, Пайти-Пайю48 я по имени, Дбайшо-Таурвант49 я по имени, Хатхраеаня по имени, Виспаваня по имени, Виспаташ52 я по имени, Виспа-Хватхра53 я по имени, Поуру-Хватхра54 я по имени, Хвагпхравант55 я по имени,
15 Вэрзи-Саока56 я по имени, Взрзи-Саво57 я по имени, Сэви58 я по имени, Сэвишта59 я по имени, Аша60 я по имени, Бэрза61 я по имени, Кхшатхрьяя62 по имени, Кхшатхрьотмая63 по имени, Худану64 я по имени, Худануштма65 я по имени, Дураэ-Сука66 я по имени. Таковы эти имена.
16 И тот, кто в этом телесном мире, о Спитама Заратуштра, эти имена наизусть произносит днем ли, ночью ли,
17 произносит, вставая или ложась, ложась или вставая, повязывая пояс или развязывая пояс,
уходя с места, уходя из племени, уходя из страны, или прибывая в страну,
18 этому человеку ни в этот день, ни в эту ночь от Айшмы безжалостного и лживой мысли вреда не будет. Ни колющее, ни режущее, ни ударное оружие, ни стрелы, ни палица, ни метательные камни не принесут ему вреда.
19 Эти имена дают предостережение, поддержку и защиту от духовной лжи, и варэнийских поклонников Друджи, и вредоносных еретиков, и смертоносного злодея Ангра Майнью. Значение их таково, как будто тысяча мужчин стояли бы на страже одного человека
-----------------------------------------------------
1 Идущий вперед (?).— 2 Восхваляемый (Стадный) (?).— 3 Дающий Тело (??).— 4 Наилучшая Истина.— 5 Все Благое,
Малдой созданное, от Истины происходящее. — 6 Разум. — 7 Разумный. — 8 Познание. — 9 Познающий (Познаваемый?). —
Святость.— 11 Святой(?).— 12 Владыка.— 1:1 Святейший.— 14 Удаляющий вражду (?). — 15 Непобедимый (?). — ,16 Помнящий сущее (???). — 17 Всевидящий (?). — 18 Целебный.— 19 Создатель.- 20 Мудрость.
21 Хранитель, Покровитель 22, — 23 Знающий (?).— 24 Дух Святейший.— 25 Наицелебпейший. — 26 Жрец Огня. -
27Главный Жрец Огня. - 28 Праведный — 29 Паиправедиейший. - 30 Хварноноспый. — 31 Наихварпоноспешпий.— 32 Широко-видящий (?). - 33 Самый Широко-видящий (?). — 34 Далеко-видящий (?). - 35 Самый Далеко-видящий (?). – 36 Блюститель. — 37 Знающий (?). - 38 Хранитель (?). - 39 Самый Знающий (?). - 40 Скотовод. -- 41 Молитва Скотовода. — 42 Желанная Власть. — 43 Самая Желанная Власть. — 44 Почитаемая Власть (?). — Самая Почитаемая Власть (?).
46 Нелгущий (?). — 47 Отвергающий Ложь (?). — 48 Хранитель Власти (?). — 49 Преодолевающий враждебность. — 50 Побеждающий с одного удара(?) – 51 Всепобеждающий – 52 Всетворящий – 53 Всесчастливый – 54 Многосчастливый - 55 Приносящий Счастье.— 56 Творящий Пользу (или С Пользой Действующий). — 57 То же. — 58 Святой. — 59 Святейший. —60 Истина. — 61 Высокий, - 62Могущественный, — 63 Наимогущественнейший. — 64 Благомудрый (?). — 65 Самый Благомудрый (?). — 66 Далекий Свет (?)

03 Аша-Вахишта день.
08 Апам-Напата месяц.
3756 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 07:48
Завтрашний день начнется в: 07:50
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 01:20 часов.
Ушахин-гах будет в 00:44 часов.