Поиск по сайту



Зороастризм — древнейшая живая религия

Журнал "Митра" № 8 2002 год

В. Шкода

В. Г. Шкода на раскопках древнего храма. Пенджикент, 1978
В декабре 2001 г. в Лекционном зале Эрмитажа но набережной р. Мойки, 45, состоялось лекция, посвященная древнейшей религии на Земле. Лекцию прочитал старший научный сотрудник Эрмитажа, кандидат исторических наук Валентин Германович Шкода, который уже давно изучает древнюю традицию, и не только по имеющимся в нашей стране литературе и предметам искусства на эту тему. Он побывал во многих странах мира, где исповедуют зороастрийскую религию, в том числе в Иране, своими глазами видел зороастрийские храмы, был в них: общался с зороастрийскими священниками. Многие из его знакомых и друзей за рубежом — зороастрийцы. Валентин Германович отметил, что существует мало изображений, связанных с зороастризмом, поэтому трудно иллюстрировать тематику лекции, но у него есть уникальные снимки, которые он сам сделал в своих зарубежных поездках. Лекция о зороастризме сопровождалась показом красочных диапозитивов. Представляем вниманию читателей краткий обзор содержания лекции, на которой прозвучало много интересного о развитии зороастрийской религии, а также некоторые из фотографий автора.
----------------------------------------------------------

Зороастризм это религия откровения, в которой знания, полученные пророком от Бога, доносятся до людей. Считается, что зороастризм оказал огромное влияние на современный мир. Корни этой великой древнейшей религии уходят во второе тысячелетие до н. э., во времена, когда на просторах евразийских степей формировались две культуры, две гигантских культурных общности. Это андроновская культура, зародившаяся на юге Урала и охватившая Северный Казахстан. Она, предположительно, охватывает период до проповеди пророком Заратуштрой зороастрийской религии. Другая культура — это культура индоарийцев, которая в последующем была перенесена в Индию и Иран. Это была эпоха индоиранской общности, охватывающая период XV-TX вв. до н. э.
Зороастрийская религия играла огромную роль в формировании, становлении и в период расцвета Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской Империй. Она имела общемировое значение и обеспечивала «власть и могущество Ирана» как сильнейшей державы мира. Положения зороастризма переняли такие религии, как иудаизм, ислам, христианство, а также некоторые гностические секты. 
Главное действующее лицо зороастрийской религии — пророк Заратуштра, который жил, согласно предположениям разных ученых исследователей, либо в период VII в. до н. э., либо на рубеже второго и первого тысячелетий.
Имя «Заратуштра» означало «Обладающий старыми верблюдами». Пророк получил это имя, как оберег, призванный отвлечь от ребенка злые силы. Рождение пророка сопровождалось чудесными знамениями. В отличие от остальных детей при рождении он не заплакал, а засмеялся. Современные художники изображают Заратуштру-младенца родившимся в огне, среди языков пламени. Над ним — склонившаяся женщина- мать. Позднейшая традиция создала образ Заратуштры в виде ученого-звездочета.
Позже имя «Заратуштра» было преобразовано греками в имя Зороастр, которое стало ассоциировать со словом «астра» — звезда. Это подтверждает тот факт, что Заратуштра был не только пророком от Бога, но и астрологом, звездочетом, т. е. человеком, умеющим читать божественные небесные знаки. Пророк жил на востоке области иранских племен. Иранцы, или иначе арии, близки к индоариям, о чем свидетельствуют научные исследования двух культур. В свое время проповеди Заратуштры не были приняты на той земле, где он родился. Первый, кто принял пророка и его веру, был царь Виштаспа. Это было время расцвета проповеднической деятельности Заратуштры. Умер пророк в 77 лет. Он был злодейски заколот кинжалом в спину во время молитвы. Но со смертью пророка знание религии, которое принес он в мир, не умерло. Оно распространилось по всему свету и нашло много единомышленников.
В Коране зороастрийцы и христиане названы «людьми Книги». «Библия» зороастризма это Авеста, что означало восхваление или наставление. С Ш по VII вв. н. э. зороастризм был официальной религией в древнем Иране, из 21 книги Авесты до нас дошла только ХА текстов авестийского канона. Тексты Авесты слагались в разное время, поэтому она неоднородна по языку. Древнейшие ее части созданы еще во времена Заратуштры.
Согласно зороастрийской религии, верховным богом является Ахура Мазда, имя которого в дословном переводе означает «Господь», «Мудрость», или «Владыка Мудрости». Ахура Мазда призывает следовать нравственным идеалам. А Ангро Манью, который противостоит ему, призывает к обратному. То есть в зороастризме большое значение придается борьбе двух противоположных начал. Силы добра и света олицетворяет собой верховный бог — Ахура Мазда, а зло и тьму — его антипод — Ангро Манью. Миф о братьях близнецах послужил основой для появления, как считают многие, «зерванитской ереси». Более подробно на смысле этой ереси и корнях ее происхождения лектор не останавливался. Он лишь процитировал древние источники, что когда «эти два духа сошлись, то были созданы бытие и небытие». Во всех проповедях Заратуштры звучит вера в справедливых правителей и желание того, чтобы они правили нами.
Валентин Германович отметил, что религия зороастризма формировалась «на основе пастушеских племен». Вначале моления к священным изедам совершались на природе, у костров, вблизи источников воды. Лишь позже появились зороастрийские храмы. Одним из древнейших храмов считается Тахт-и-Сулейман, который был сооружен на месте выхода природного газа. Комплексы некоторых храмовых сооружений включали в себя крестообразные конструкции, которые назывались «чортак» или «чахартаг». По такому типу были построены: храм в Сузах, Шахре, Кух-и-Кхваджа, Сурх Котал и др. В состав храмов входили? зал для ожиданий и зал для таинств. Были и отдельно стоящие «чахартаги». Форма их представляла собой кубовидный объем с арками, с каждой из четырех сторон увенчанный куполом. В одном из них горел священный огонь, в другой - его вносили.
В основе зороастрийской религии лежит триада — Благомыслие, Благословие и Благоделание, которым соответственно противостоят их антиподы — зломыслие, злословие, злоделание.
Основные нравственные понятия зороастризма воплотились в шести Амеша Спента. Изначально слово «Спента» означало «благодетельная сила» (святой). Шесть Амеша Спента во главе с Ахура Маздой образуют «семерку единосущных». Присутствующим был представлен сохранившийся фрагмент изображения четырех из Амеша Спента. Шесть Амеша Спента - это шесть благих духов, шесть ипостасей Ахура Мазды, которые олицетворяют собой соответственно:
Вохуман — это Благая мысль, стихия Животных;
Аша-Вахишта — Наивысшая праведность, стихия Огня;
Шахревар — Наилучшая власть, стихия Воздуха;
Хаурват - Целостность, Здоровье, стихия Воды;
Амертат - Бессмертие, стихия Растений;
Спента Армаити — Наилучший распорядок, стихия Земли;
сам Ахура Мазда — Владыка Мудрости, стихия Человека.
Особое место в зороастризме принадлежит божеству, которое называется Срош. В буквальном переводе это слово означает «послушание». Срош считается покровителем молитв.

Чахартак. Сасанидская эпоха. Фарс, Захришт

Чахартак

Сурх-Котал. II в. Храм. Платформа в центральном помещении

Согласно зороастризму, каждый человек должен сделать правильный и добровольный выбор.
В истории развития мира четко обозначены три периода:
1. Эпоха Творения. Это время, когда один дух творит, создает, а другой — все портит.
2. Эпоха Смешения, в которую живем мы с вами, когда и добро, и зло — все смешалось, когда зло часто выдает себя за добро и трудно это жен сделать правильный и добровольный выбор. распознать. Поэтому главная задача человека этой эпохи — помочь Ахура Мазде очистить мир от лжи и зла. А наказывать злых также важно, как и награждать за добрые дела.
3. Эпоха Разделения. Это время, когда «зерна будут отделены от плевел», со зла будет сорвана маска и произойдет открытое противостояние между силами тьмы и света. И в этой борьбе победит Ахура Мазда и его творения.

Зороастрийцы нe стремились запечатлеть свои божества для потомков. Известно лишь изображение Ахура Мазды в виде бородатой мужской фигуры с солнечным диском в руке меж двух распахнутых крыльев. Сохранилось также не сколько наскальных рельефов, на одном из которых Ахура Мазда вручает кольцо власти Артатпиру. Ахура Мазда - владыка небесный, Арташир царь на земле. Оба на конях. Под ногами одного из них распростертый Ангро Манью, на голове которого вместо волос — змеи. Это единственное сохранившееся изображение злого духа, где он предстает перед нами побежденным. Ахура Мазда представлен в виде шаха, в шахской одежде, т. е. если его и изображали, то только в образе шахиншаха.
В зороастризме впервые появляется идея о страшном суде, понятия об аде и рае. И практически почти все исследователи сходятся во мнении о том, что именно эти зороастрийские понятия наиболее логически выстроены, завершены, чем уже в других более поздних и заимствовавших эти идеи религиях. В других религиях нет такой «логической выстроенности», там много несовпадений, возникает много вопросов при изучении их.
Зороастрийцы считали, что после смерти душа человека покидает земной мир и перемещается либо в рай, либо в ад, в зависимости от его заслуг на земле.
Одно из дошедших до нас изображений, показывающих устройство мира — это стенные росписи в Пенджикенте, древнем памятнике в Средней Азии на реке Зеравшан. Это, пожалуй, единственное изображение, дошедшее до нас, где Рай изображался в виде дома или некоего города. В европейских религиях рай — это понятие парадиза, понятие золотого города, райского сада, образ которого прекрасно передан в стихотворении А.Волохонского и А.Хвостенко «Рай», оно известно нам как та самая песня «Над небом голубым есть город золотой», которую исполняет Б.Гребенщиков. Рай и ад изображаются зороастрийцами как два дома, где живут небожители добрые или злые. Иранское слово «парадайза» как понятие рая, парадиза, вошло во многие европейские языки.
Учение Заратуштры о соединении души и тела оказало влияние на другие религии, в том числе иудаизм, ислам, христианство. Зороастрийское учение предстает перед нами то как откровение, единобожие, то как многобожие языческого типа. Идея о воскрешении в зороастризме наиболее естественна, чем в других религиях. Под влияние этих идей попали иудеи. Но в это время появились и так называемые фарисеи, которые искажали суть учения.
Большое влияние зороастризм оказал и на христианство. В Евангелии от Матфея рассказывается о трех волхвах, трех царях, магах, подносящих дары Христу. Это были зороастрийские священнослужители. «Волхвы с Востока» принесли новому Мессии дары: золото, ладан и мирру, которые олицетворяют собой разные стихии. По одной из трактовок, золото — это «благовоние» растительно-животного происхождения.

Восточный Иран. Таджикистан, г. Пенджикент, старое городище. «Рай и Ад».
Прорисовка стенной росписи

Особое ритуальное значение в зороастризме имеют возлияния молока и сока растений.
На изображениях преподнесения даров Христу показано, что три волхва — люди трех разных возрастных категорий: один — безбородый муж, другой — зрелый мужчина, с бородой и последний — бородатый старик. Все это имеет свой особый сакральный смысл.
В. середине VII в. Иран был завоеван арабами, после чего началось расселение зороастрийцев по всему миру, в том числе в Индиго. По данным на 1976 г. в мире было всего 130-150 тыс. зороастрийцев. (Поданным 2001 г. — более 250 тыс. чел.)
Особо почитается в зороастризме Огонь. В сасанидском Иране было много алтарей огня. Они назывались там «храмами огня». Сейчас храмы огня есть в Индии, в Тегеране и других странах.
В древности зороастрийцы занимались земледелием, затем переключились на производство вина и уксуса. Одна из основных доктрин зороастризма — укрепление материального благосостояния. Возможно поэтому в индийской зороастрийской общине много достаточно богатых людей, занимающихся бизнесом. Даже раньше у нас в России как-то продавалось индийское мыло, которое производила фирма одного из крупнейших в мире миллионеров, зороастрийца.
Богатые зороастрийские купцы основывали храмы. Среди них — храм в Адене, где была торговая мануфактура, потом, когда зороастрийская община в Адене прекратила свое существование, огонь из этого храма в специальном само лете с экипажем из парсов-зороастрийцев был перевезен в Индию. Зороастрийский храм есть и в Тегеране, недалеко от российского посольства.
В храмовых помещениях особое место отводится вазе с огнем, иногда рядом находится небольшая подставка для проведения ритуала, перед началом которого зороастрийский священник в белой ритуальной одежде и с падамом на лице звонит в колокол, который является одним из ритуальных предметов. Жрец собирает куски сандалового дерева и укладывает в сосуд, осуществляя «кормление огня», он расправляет 6 кусков сандалового дерева, формирует Трон Огня, так называемую звезду. Затем трижды посыпает огонь опилками сандалового дерева, которое является топливом для огня в зороастрийском храме и обладает терпким ароматом. Жрец повторяет при этом молитвы с благими помыслами и звонит в колокол. Совершается, как правило, пятиразовая зороастрийская молитва.
Ваза для огня изготавливается из стали, высотой более 1 м. Производство таких ваз налажено сейчас в Германии. Обычно вазы изготавливаются из стали, но иногда из серебра или бронзы.
Одна из глав Авесты — Видевдат — является прямым руководством для зороастрийцев, как себя защищать от дэвов. Там говорится, что после смерти мертвые тела лучше всего отнести на самое высокое место, где есть собаки и птицы.
Для хранения очищенных костей используются скальные склепы, лунки, выбитые в граните, горных склонах, иногда керамические и алебастровые. Такие хранилища найдены под Самаркандом. На одном из них были изображены алтарь Огня и два жреца. Хранилища останков людей у зороастрийцев называются «Башни молчания» или «Дахма». Они есть в Карачи, Бомбее.

Башня молчания обычно устраивалась на вершине горы вблизи крутого подъема на самую вершину.

mitra 4 8  02.jpg

Иран. V в. до н.э. Золотая пластина с изображением жреца с барсомом в руке. Британский музей

Миряне, находящиеся вблизи жреца в храме во время молитвы, не имеют падамов. Повязка, прикрывающая нос и рот, служит средством защиты от осквернения огня дыханием, чтобы «противопоставить себя мраку и Аиду и приблизиться к небожителям».
Зороастрийские девушки и юноши в 14 лет проходят обряд посвящения — новязывания священного пояса — кусти и одевания рубашки — судре. После этого зороастриец должен носить рубашку всю жизнь, не снимая ее ни при каких обстоятельствах.
Обряд погребения у зороастрийцев имеет свои особенности, так как нельзя осквернять стихии природы мертвым телом. Зороастрийцы считают, что после смерти на человека набрасывается демон Насу и тело становится вместилищем для бесов. Поэтому предписывается выставлять мертвые тела там, где их поедают специальные собаки или грифы, чистильщики мертвых тел. Недавно прошел слух, что в Индии грифов в связи с заражением какой-то инфекцией стали нещадно уничтожать, чем зороастрийцы были очень расстроены и выступили в защиту этих птиц.

Иран. V в. до н.э. Диск с изображением крылатого льва. Британский музей

У современных зороастрийцев есть желание сохранить веру предков. Многие из них ведут светский образ жизни. Однако существующие сейчас общины разрознены. Происходит процесс генетического вырождения. Некоторые зороастрийцы пытаются вырваться за пределы общины, женятся или выходят замуж не за единоверцев. Происходит обновление общины, когда заключаются неродственные браки. Примером такой семьи был брак Индиры Ганди. Ее муж был зороастрийцем, а она сама — нет.
Лекция о зороастризме была завершена «Благожеланием дому сему» из Младшей Авесты: «Пусть одолеют в этом доме послушание (Сраоша) — непослушание, мир — ссору, щедрость — скаредность, вера - неверие, правдивое слово — лживое слово, Праведность (Аша) - Ложь (Друдж)».

После лекции В.Г.Шкоде было задано много вопросов. Некоторые вопросы и ответы на них мы публикуем.

Вопросы и ответы на них
— Как зороастрийцы относились к кремации?
Кремация у зороастрийцев была запрещена, так как считалось, что нельзя осквернять огонь мертвым телом.
— Зороастризм — древнейшая религия, в которой, как Вы утверждаете, самая сильная логичность. Как зороастрийцы относятся к другим религиям?
Конечно, они считают себя «истинными поклонниками». Но в целом трудно ответить на этот вопрос.
— Какие есть у зороастрийцев праздники?
Самым главным праздником был Новруз, встреча Нового года, день весеннего равноденствия. Отмечались также 6 гаханбаров. Перед Новрузом отмечался праздник Всех Душ, когда готовили ритуальную пищу, выпекали печенье в виде фигурок разных животных и выставляли это угощение в разных концах комнаты для предков.
— Где зороастрийцы читают свои молитвы?
Обычно перед источником света: Солнцем,
лампой, свечой, огнем очага. Иногда у водоема.
— Был ли Ницше зороастрийцем?
Никогда. Его обращение к зороастризму — это спекуляция именем пророка, также как и использование фашистами свастики Солнца.
— Каково отношение зороастрийцев к манихейству?
Манихейство считалось сугубо гностической религией.
— А зороастризм?
Это природная, естественная религия, которая позволяла жить в гармонии с космическими ритмами.
Что же касается манихеев, то могу отметить, что их не любили.
— Был ли семейный очаг у зороастрийцев связан с храмом Огня?
Существовала связь ритуала храма и дома, т. е. осуществлялся перенос золы из домашнего очага в храм, где она складывалась в общее место. Это означало укрепление общности.
— Какая собака считается у зороастрийцев самой священной?
Самой священной собакой в зороастризме считается «четырехглазая собака», т. е. черная, но бровки (в виде двух черточек) у нее рыженькие. Такие собаки есть и у нас в городе, но они часто оказываются бездомными. Такой собаке обязательно нужно дать дробленую косточку и кусочек хлеба, смоченный в воде. Это считается богоугодным делом.
— Что означает символика Огня в зороастризме?
Огонь в зороастризме считается символом божественной справедливости.

Поэтическая страница
Рай

(песня)
(музыка Франческода Милано)
Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной.
А в городе том сад,
Все травы да цветы;
Гуляют там животные
Невиданной красы.
Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое — вол, преисполненный очей,
Третье — золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом Горит одна звезда;
Она твоя, о ангел мой, Она всегда твоя.
Кто любит, тот любим, Кто светел, тот и свят;
Пускай ведет звезда тебя Дорогой в дивный сад.
Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, преисполненный очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый
.

А.Волохонский, А.Хвостенко

Разделы: 
Rus
30 Анагран день.
03 Хаурвата месяц.
3756 год ЗРЭ

Анагран день (Ав. Анагра Раоча) Бесконечный Свет.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:39
Завтрашний день начнется в: 03:39
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 03:28 часов.
Узерин-гах будет в 17:41 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники